Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Латушкиной С.Б, Судей Раужина Е.Н, Новожиловой И.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-2161/2022 (УИД: 38RS0032-01-2022-002033-83) по иску прокурора Ольхонского района в интересах Михайловой Тамары Михайловны к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области о признании незаконным решения об отказе в назначении ежемесячного пособия на ребёнка в возрасте от восьми до семнадцати лет, обязании назначить ежемесячное пособие на ребёнка в возрасте от восьми до семнадцати лет, по кассационной жалобе Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области на решение Кировского районного суда г. Иркутска от 16 июня 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 12 сентября 2022 г, Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Латушкиной С.Б, выслушав прокурора пятого отдела (апелляционно-кассационный) (с дислокацией в г. Кемерово, г. Новосибирске, г. Челябинске) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Коган А.Г, полагавшей кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор Ольхонского района в интересах Михайловой Т.М. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области (далее - ОПФР по Иркутской области) о признании незаконным решения об отказе в назначении ежемесячного пособия на ребёнка в возрасте от восьми до семнадцати лет, обязании назначить ежемесячное пособие на ребёнка в возрасте от восьми до семнадцати лет.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что Михайлова Т.М. является единственным родителем несовершеннолетней Ч, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Решением пенсионного органа от 11 октября 2021 г. Михайловой Т.М. отказано в назначении ежемесячного пособия на ребёнка в возрасте от 8 до 17 лет по причине отсутствие у супруга Михайловой Т.М. - М, как трудоспособного члена её семьи, доходов от трудовой, предпринимательской или интеллектуальной деятельности, пенсий, стипендий, денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним категорий, доходе в рамках применения специального налогового режима "Налог на профессиональный доход", ежемесячного пожизненного содержания вышедших отставку судей, доходов, полученных за пределами Российской Федерации, за расчетный период, при отсутствии уважительных причин отсутствия таких доходов.
Прокурор считает решение ответчика незаконным, поскольку заключение Михайловой Т.М. брака с М. не свидетельствует, что она перестала быть единственным родителем в отношении своего ребёнка. М. отцовство в отношении Ч. не устанавливал, решение суда об усыновлении им ребёнка отсутствует. Согласно справке ОГКУ "Центр занятости населения Ольхонского района" Михайлова Т.М. зарегистрирована в качестве безработного с 29 июня 2020 г, снята с учёта в качестве безработного 24 ноября 2020 г. Таким образом, Михайлова Т.М. в расчётный период, предусмотренный пунктом 19 Правил назначения и выплаты ежемесячного пособия женщине, вставшей на учёт в медицинской организации в ранние сроки беременности, и ежемесячного пособия на ребёнка в возрасте от 8 до 17 лет в части, не определённой Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июня 2021 г. N 1037, в течение практически 5 месяцев имела статус безработного, ищущего работу. Михайлова Т.М. имела право на получение социального пособия по совокупности двух оснований: как заявитель, являющийся единственным родителем (законным представителем) несовершеннолетнего ребёнка, и как заявитель, не более 6 месяцев имевший статус безработного, ищущего работу. Отсутствие дохода у супруга Михайловой Т.М. в данном случае не должно было учитываться.
На основании изложенного, прокурор просил суд признать незаконным решение ОПФР по Иркутской области от 11 октября 2021 г. об отказе Михайловой Т.М. в назначении ежемесячного пособия на ребёнка в возрасте от восьми до семнадцати лет; возложить на ОПФР по Иркутской области обязанность назначить Михайловой Т.М. ежемесячное пособие на ребёнка в возрасте от 8 до 17 лет - Ч, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по заявлению от 4 октября 2021 г.
Решением Кировского районного суда г. Иркутска от 16 июня 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 12 сентября 2022 г, исковые требования прокурора Ольхонского района удовлетворены.
Признано незаконным решение ОПФР по Иркутской области от 11 октября 2021 г. об отказе Михайловой Т.М. в назначении ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от восьми до семнадцати лет.
ОПФР по Иркутской области обязано назначить Михайловой Т.М. ежемесячное пособие на ребёнка в возрасте от восьми до семнадцати лет - дочери Ч, ДД.ММ.ГГГГ рождения, по заявлению от 4 октября 2021 г.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, ОПФР по Иркутской области просит отменить решение Кировского районного суда г. Иркутска от 16 июня 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 12 сентября 2022 г.
Относительно доводов кассационной жалобы письменных возражений не поступало.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещённые о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились.
На основании части пятой статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части первой статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения не были допущены судом первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Михайлова Т.М. является единственным родителем дочери Ч, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается записью акта о рождении N от ДД.ММ.ГГГГ Согласно записи акта о рождении ребёнка в "данные изъяты".
ДД.ММ.ГГГГ заключён барк между М. и Ч.Т.М. (в браке - Михайлова), что подтверждается записью акта о заключении брака N от ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии со справкой ОГКУ "Центр занятости населения Ольхонского района" Михайлова Т.М. зарегистрирована в качестве безработного с 29 июня 2020 г, снята с учёта в качестве безработного 24 ноября 2020 г.
4 октября 2021 г. Михайлова Т.М. обратилась в Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда РФ по Иркутской области с заявлением о назначении ежемесячного пособия на ребёнка в возрасте от 8 до 17 лет.
Решением ОПФР по Иркутской области от 11 октября 2021 г. Михайловой Л.М. отказано в назначении пособия в связи с отсутствием у заявителя или трудоспособных членов его семьи (за исключением детей в возрасте до 18 лет) доходов от трудовой, предпринимательской или интеллектуальной деятельности, пенсий, стипендий, денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним категорий, доходе в рамках применения специального налогового режима "Налог на профессиональный доход", ежемесячного пожизненного содержания вышедших отставку судей, доходов, полученных за пределами Российской Федерации, за расчетный период, при отсутствии уважительных причин отсутствия таких доходов, а именно: отсутствие дохода у супруга Михайловой Т.М. - М, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что у ответчика отсутствовали основания для отказа Михайловой Т.М. в назначении мер социальной поддержки, поскольку Михайлова Т.М. является единственным родителем (законным представителем) несовершеннолетней Ч, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, не более 6 месяцев имела статус безработного, ищущего работу. При этом, заключение брака Михайловой Т.М. (до брака - Ч.Т.М.) с М. не свидетельствует о том, что истец перестала являться единственным родителем в отношении своей дочери Ч. В материалах дела отсутствуют доказательства установления М. отцовства в отношении несовершеннолетней Ч, либо решения суда об усыновлении М. несовершеннолетней Ч.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции, установив, что выводы суда, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судом по результатам исследования и оценки представленных сторонами доказательств в соответствии с правилами статьи 67 ГПК РФ, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно, согласился с принятым по делу решением.
Выводы судебных инстанций являются правильными, соответствуют требованиям закона, сомнений у суда кассационной инстанции не вызывают.
Федеральным законом от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ) установлена единая система государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.
В соответствии со статьёй 10.1 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ (в редакции, действовавшей на дату обращения Михайловой Т.М. с заявлением о назначении ежемесячного пособия, 4 октября 2021 г.) право на ежемесячное пособие на ребёнка в возрасте от восьми до семнадцати лет имеет единственный родитель такого ребёнка или родитель (иной законный представитель) такого ребёнка, в отношении которого предусмотрена на основании судебного решения уплата алиментов, при этом размер среднедушевого дохода такой семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения в субъекте Российской Федерации по месту жительства (пребывания) или фактического проживания заявителя, установленную в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" на дату обращения за назначением указанного пособия.
В целях предоставления указанного пособия единственным родителем признаётся родитель ребёнка, который указан в записи акта о рождении ребенка, при условии, что в этой записи отсутствуют сведения о втором родителе ребёнка или сведения об отце в запись акта о рождении ребёнка внесены по заявлению матери ребёнка, либо в случае, если второй родитель ребёнка умер, признан безвестно отсутствующим или объявлен умершим.
В случае наличия в семье нескольких детей в возрасте от восьми до семнадцати лет указанное пособие выплачивается на каждого ребёнка с единственным родителем или на каждого ребёнка, в отношении которого предусмотрена на основании судебного решения уплата алиментов.
В соответствии со статьёй 10.2 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ лицам, указанным в статье 10.1 настоящего Федерального закона, ежемесячное пособие на ребёнка в возрасте от восьми до семнадцати лет выплачивается со дня достижения ребёнком возраста восьми лет, если обращение за назначением указанного пособия последовало не позднее шести месяцев со дня достижения ребёнком такого возраста, но не ранее чем с 1 июля 2021 года. В остальных случаях ежемесячное пособие на ребёнка в возрасте от восьми до семнадцати лет выплачивается со дня обращения за назначением указанного пособия.
Ежемесячное пособие на ребёнка в возрасте от восьми до семнадцати лет устанавливается на двенадцать месяцев, но не более чем до достижения ребенком возраста семнадцати лет. Назначение указанного пособия в очередном году осуществляется по истечении двенадцати месяцев со дня предыдущего обращения.
Порядок и условия назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребёнка в возрасте от 8 до 17 лет в части, не определённой Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", а также требования к составу семьи и перечню видов доходов, учитываемых при расчёте среднедушевого дохода семьи, утверждён постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июня 2021 г. N 1037 (далее - Правила; Правила приведены в редакции, действовавшей на дату возникновения спорных правоотношений - дату обращения Михайловой Т.М. с заявлением о назначении ежемесячного пособия на ребёнка).
Право на назначение пособий, предусмотренных пунктом 1 настоящих Правил, имеют лица, которые определены пунктами 33 и 50 настоящих Правил и размер среднедушевого дохода семей которых не превышает величину прожиточного минимума на душу населения в субъекте Российской Федерации по месту жительства (пребывания) или фактического проживания, установленную в соответствии с Федеральным законом "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" на дату обращения за назначением указанных пособий (пункт 2 Правил).
В соответствии с пунктом 16 Правил в состав семьи, учитываемый при определении права на пособия, предусмотренные пунктом 1 настоящих Правил, в том числе в целях расчёта среднедушевого дохода семьи, включаются заявитель, его супруг(а), несовершеннолетние дети и дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в общеобразовательных учреждениях либо образовательных учреждениях среднего профессионального или высшего образования по очной форме обучения (за исключением таких детей, состоящих в браке), в том числе находящиеся под опекой (попечительством).
В соответствии с пунктом 17 Правил в состав семьи, учитываемый при определении права на пособия, предусмотренные пунктом 1 настоящих Правил, в том числе в целях расчёта среднедушевого дохода семьи, не включаются: лица, находящиеся на полном государственном обеспечении (за исключением детей, находящихся под опекой (попечительством); лица, проходящие военную службу по призыву, а также военнослужащие, обучающиеся в военных профессиональных организациях и военных образовательных организациях высшего образования и не заключившие контракт о прохождении военной службы; лица, отбывающие наказание в виде лишения свободы; лица, находящиеся на принудительном лечении по решению суда; лица, в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу.
При назначении ежемесячного пособия на ребёнка в возрасте от 8 до 17 лет, в состав семьи, дополнительно к предусмотренному настоящим пунктом перечню, не включаются лица, указанные в пункте 58 настоящих Правил.
Пунктом 50 Правил определено, что в соответствии со статьёй 10.1 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" право на ежемесячное пособие на ребёнка в возрасте от 8 до 17 лет имеет единственный родитель такого ребёнка или родитель (иной законный представитель) такого ребёнка, в отношении которого такому родителю (иному законному представителю) предусмотрена на основании судебного решения уплата алиментов (далее - судебное решение), при этом размер среднедушевого дохода такой семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения в субъекте Российской Федерации по месту жительства (пребывания) или фактического проживания заявителя, установленную в соответствии с Федеральным законом "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" на дату обращения за назначением указанного пособия.
В случае наличия в семье нескольких детей в возрасте от 8 до 17 лет указанное пособие выплачивается на каждого ребёнка с единственным родителем или на каждого ребёнка, в отношении которого предусмотрена на основании судебного решения уплата алиментов.
Пунктом 51 Правил установлено, что право на получение ежемесячного пособия на ребёнка в возрасте от 8 до 17 лет имеет родитель (иной законный представитель), проживающий на территории Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "з" пункта 13 Правил основаниями для отказа в назначении пособий, предусмотренных пунктом 1 настоящих Правил, является отсутствие у заявителя или трудоспособных членов его семьи (за исключением детей в возрасте до 18 лет) доходов, предусмотренных подпунктами "а", "б" (в части пенсий), "в", "е", "и", "л" - "н", "п" пункта 18 настоящих Правил, за период, за который рассчитывается среднедушевой доход семьи в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил, за исключением следующих случаев (их совокупности), приходящихся на указанный период:
заявитель или члены его семьи не более 6 месяцев имели статус безработного, ищущего работу;
заявитель или члены его семьи осуществляли уход за ребёнком до достижения им возраста 3 лет;
заявитель или члены его семьи младше 23 лет, обучались в общеобразовательном учреждении либо образовательном учреждении среднего профессионального или высшего образования по очной форме обучения и не получали стипендию;
заявитель или члены его семьи осуществляли уход за ребёнком-инвалидом в возрасте до 18 лет, или инвалидом с детства I группы, или инвалидом I группы, или престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет;
заявитель или члены его семьи проходили лечение длительностью свыше 3 месяцев, вследствие чего временно не могли осуществлять трудовую деятельность;
заявитель или члены его семьи проходили военную службу (включая период не более 3 месяцев со дня демобилизации);
заявитель или члены его семьи были лишены свободы (включая период не более 3 месяцев со дня освобождения);
заявитель являлся (является) единственным родителем (законным представителем), имеющим несовершеннолетних детей;
заявитель или один из членов его многодетной семьи не получает доходы.
Периоды отсутствия доходов по основаниям, указанным в настоящем подпункте, оцениваются в совокупности. В случае если период, в течение которого отсутствовали доходы по указанным основаниям, составляет в совокупности 10 и более месяцев расчётного периода, предусмотренного пунктом 19 настоящих Правил, решение об отказе в назначении пособий, предусмотренных пунктом 1 настоящих Правил, не принимается.
Материалами дела подтверждается, что Михайлова Т.М. является единственным родителем несовершеннолетней Ч, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, "данные изъяты".
Михайлова Т.М. ДД.ММ.ГГГГ заключила брак с М, однако после заключения брака М. несовершеннолетнюю Ч. не удочерял.
Установив указанные обстоятельства, суды нижестоящих инстанций пришли к правильному выводу о том, что после вступления в зарегистрированный брак Михайлова Т.М. не утратила статус единственного родителя (законного представителя), имеющего несовершеннолетних детей, поскольку её супруг М. не удочерил её ребёнка согласно пункту 2 статье 51 Семейного кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание, что подпунктом "з" пункта 13 Правил основанием для отказа в назначении пособий является отсутствие у заявителя или трудоспособных членов его семьи (за исключением детей в возрасте до 18 лет) доходов, предусмотренных подпунктами "а", "б" (в части пенсий), "в", "е", "и", "л" - "н", "п" пункта 18 указанных Правил, за период, за который рассчитывается среднедушевой доход семьи в соответствии с пунктом 19 Правил, за исключением случаев, если заявитель или члены его семьи не более 6 месяцев имели статус безработного, ищущего работу, а также, если заявитель являлся (является) единственным родителем (законным представителем), имеющим несовершеннолетних детей, суды первой и апелляционной инстанций сделали правильный вывод об отсутствии у ответчика законных оснований для отказа в назначении Михайловой Т.М. ежемесячного пособия на ребёнка в возрасте от 8 до 17 лет.
Доводы кассационной жалобы о том, что после вступления Михайловой Т.М. в зарегистрированный брак при определении совокупного дохода семьи подлежит учёту доход супруга, не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку не свидетельствуют о допущенных судами первой и апелляционной инстанций нарушений норм материального права.
Как следует из положений статьи 10.1 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ в целях предоставления ежемесячного пособия на ребёнка в возрасте от 8 до 17 лет единственным родителем признаётся родитель ребёнка, который указан в записи акта о рождении ребёнка, при условии, что в этой записи отсутствуют сведения о втором родителе ребёнка.
При этом в соответствии с подпунктом "з" пункта 13 Правил, если заявитель является единственным родителем ребёнка, то данное обстоятельство является исключительным случаем, при котором заявителю не может быть отказано в назначении ежемесячного пособия на ребёнка в возрасте от 8 до 17 лет по причине отсутствия у заявителя или трудоспособных членов его семьи (за исключением детей в возрасте до 18 лет) доходов, предусмотренных подпунктами "а", "б" (в части пенсий), "в", "е", "и", "л" - "н", "п" пункта 18 Правил, за период, за который рассчитывается среднедушевой доход семьи в соответствии с пунктом 19 Правил.
Фактически приведённые в кассационной жалобе доводы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судами первой и второй инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на законность и обоснованность постановленных судебных актов, либо опровергали выводы судов.
Судами первой и апелляционной инстанций не допущено нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, влекущих отмену или изменение принятых по настоящему делу судебных постановлений по тем доводам, которые изложены в кассационной жалобе.
Таким образом, при изложенной совокупности обстоятельств, доводы жалобы нельзя квалифицировать в качестве нарушения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, приведших к судебной ошибке, а потому принятые по делу решение суда и апелляционное определение отмене в кассационном порядке не подлежат.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Кировского районного суда г. Иркутска от 16 июня 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 12 сентября 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.