Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Артамоновой Т.А, судей Брянцевой Н.В. и Сумбаевой А.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Туйчиевой Т.С, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело УИД N26OS0000-04-2022-000198-87 (3а-347/2022) по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "НАСИБ" к Управлению Ставропольского края по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия о признании незаконным приказа от 17 сентября 2021 г. N 911 "О включении объекта, обладающего признаками культурного наследия, "Пятигорский ипподром", 1885, 1957 гг, Ставропольский край, г. Пятигорск ул. Ермолова, 219, литер А, в перечень выявленных объектов культурного наследия", по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "НАСИБ" на решение Ставропольского краевого суда от 29 августа 2022 г, заслушав доклад судьи Сумбаевой А.В, объяснения представителя административного ответчика Управления Ставропольского края по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия по доверенности - ФИО8 принимавшей участие посредством видеоконференц-связи при содействии Ставропольского краевого суда, заключение старшего прокурора третьего отдела Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации ФИО7
установила:
приказом управления Ставропольского края по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия от 17 сентября 2021 г. N 911 (далее по тексту - Приказ N 911) в перечень вновь выявленных объектов культурного наследия включено принадлежащее ООО "НАСИБ" на праве собственности нежилое здание "Пятигорского ипподрома", 1885, 1957 гг. общей площадью 3041, 3 кв.м, этажность 3, в том числе подземных 1, расположенное по адресу: "адрес"
Названный Приказ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации Ставропольского края www.pravo.stavregion.ru 20 сентября 2021 г.
ООО "НАСИБ" обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с административным исковым заявлением, в котором просило признать Приказ N 911 недействующим. В обоснование заявления ссылалось на то, что порядок включения спорного объекта в реестр объектов культурного наследия, предусмотренный статьей 18 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 73-ФЗ) не соблюден; отсутствует экспертное обоснование включения приведенного объекта, не обладающего признаками объекта культурного наследия - памятника архитектуры региональной категории историко-культурного значения, в реестр объектов культурного наследия. В связи с принятием управлением Ставропольского края по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия Приказа N 911 на административного истца возложены дополнительные обязанности, предусмотренные Федеральным законом об объектах культурного наследия. Считая свои права нарушенными, административный истец просит исключить из перечня вновь выявленных объектов культурного наследия нежилое здание "Пятигорского ипподрома", 1885, 1957 г.г, общей площадью 3041, 3 кв.м, этажность 3, в том числе подземных 1, расположенное по адресу: "адрес", литер А.
Определением Арбитражного суда Ставропольского края от 31 мая 2022 г. административное дело передано по подсудности в Ставропольский краевой суд.
Решением Ставропольского краевого суда от 29 августа 2022 г. в удовлетворении административного искового заявления ООО "НАСИБ" отказано.
Полагая, что судебный акт принят с нарушением норм материального и процессуального права, административный истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение Ставропольского краевого суда от 29 августа 2022 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение.
В обоснование апелляционной жалобы приведены доводы о том, что на момент перехода к ООО "НАСИБ" титула собственника на объект, каких-либо охранных обязательств ООО "НАСИБ" не принимало; в учетных документах отсутствовала информация об особом статусе имущества. Административный ответчик в нарушение порядка, предусмотренного действующим законодательством, без проведения историко-культурной экспертизы включил объект недвижимости в список объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия. По мнению истца, при рассмотрении данного дела следовало провести экспертизу; судом первой инстанции необоснованно отказано в удовлетворении заявленного ходатайства о ее проведении.
Административным ответчиком, участвовавшим в деле прокурором на апелляционную жалобы представлены возражения, в которых указано на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта, об отсутствии оснований для ее удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца ФИО4 поддержала апелляционную жалобу в полном объеме.
Выступивший с заключением старший прокурор третьего отдела Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации ФИО9 полагал решение Ставропольского краевого суда от 29 августа 2022 г. законным и обоснованным.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились. Информация о движении дела, дате и времени судебного заседания размещена в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на официальном сайте Третьего апелляционного суда общей юрисдикции (3ap.sudrf.ru).
Поскольку неявка лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, не является препятствием к рассмотрению дела, судебная коллегия, руководствуясь частью 2 статьи 306, частью 1 статьи 307, частью 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ), полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участвующих в деле лиц.
Рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения представителя административного истца, заключение прокурора, оценив доказательства в совокупности и взаимосвязи, судебная коллегия приходит к следующему.
Суд первой инстанции, проанализировав предписания пункта "д" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, подпункта 15 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон N 184-ФЗ), подпункта 12 статьи 9.2 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон N 73-ФЗ), Закона Ставропольского края от 16 марта 2006 г. N 14-кз "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации в Ставропольском крае" (далее по тексту - Закон Ставропольского края N 14-кз), Положения об управлении Ставропольского края по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия, утвержденного постановлением Правительства Ставропольского края от 20 марта 2015 г. N 102-п (далее по тексту - Положение), сделал верный вывод о принятии оспариваемого нормативного правового акта уполномоченным органом в пределах компетенции с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие.
Проверяя соответствие содержания оспариваемого приказа нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для признания нормативного правового акта недействующим.
Из материалов дела следует, что ООО "НАСИБ" с 04 мая 2018 г. является собственником объекта, расположенного по адресу: "адрес", который Приказом N 911 включен в перечень вновь выявленных объектов культурного наследия.
Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания нормативного правового акта в оспариваемой части недействующим.
Конституция Российской Федерации, наделяя федерального законодателя определенной дискрецией при регулировании права собственности и связанных с ним отношений по владению, пользованию и распоряжению имуществом (статья 71, пункты "в", "о"), закрепляет в статье 55 (часть 3), что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Из данной нормы Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 8, 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2), 34 и 35 вытекает, что ограничения права собственности могут вводиться федеральным законом, если только они необходимы для защиты других конституционно значимых ценностей, в том числе прав и законных интересов других лиц, отвечают требованиям справедливости, разумности и соразмерности (пропорциональности), носят общий и абстрактный характер, не имеют обратной силы и не затрагивают само существо данного конституционного права (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 12 мая 2011 г. N 7-П).
Согласно статье 44 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации каждый имеет право на доступ к культурным ценностям, обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
В порядке реализации указанных конституционных требований законодателем был принят Федеральный закон N 73-ФЗ, обеспечивающий сохранение, использование, популяризацию и государственную охрану объектов культурного наследия. Эти задачи, как следует из содержания указанного Федерального закона, достигаются за счет принятия мер, направленных на выявление и учет объектов культурного наследия, а также за счет последующего обеспечения сохранности этих объектов.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона N 73-ФЗ в Российской Федерации ведется единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, содержащий сведения об объектах культурного наследия, представляющий собой государственную информационную систему, подключаемую к инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, и включающую в себя банк данных, единство и сопоставимость которых обеспечиваются за счет общих принципов формирования реестра, методов и формы ведения реестра. Сведения, содержащиеся в реестре, являются основными источниками информации об объектах культурного наследия и их территориях, а также о зонах охраны объектов культурного наследия, защитных зонах объектов культурного наследия при формировании и ведении государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, иных информационных систем или банков данных, использующих (учитывающих) данную информацию.
Статьей 16.1 Федерального закона N 73-ФЗ предусмотрено, что региональные органы охраны объектов культурного наследия, муниципальные органы охраны объектов культурного наследия организуют проведение работ по выявлению и государственному учету объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия в соответствии со статьей 3 настоящего Федерального закона. Порядок проведения работ по выявлению объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, и государственному учету объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, устанавливается федеральным органом охраны объектов культурного наследия (пункт 1).
Федеральный орган охраны объектов культурного наследия, муниципальный орган охраны объектов культурного наследия, физическое или юридическое лицо вправе направить в региональный орган охраны объектов культурного наследия заявление о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в реестр с приложением сведений о местонахождении объекта (адреса объекта или при его отсутствии описания местоположения объекта) и его историко-культурной ценности (пункт 2).
Региональный орган охраны объектов культурного наследия, в который направлено заявление о включении в реестр объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, организует в срок не более девяноста рабочих дней со дня регистрации в региональном органе охраны объектов культурного наследия указанного заявления работу по установлению историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в том числе с привлечением специалистов в области охраны объектов культурного наследия. Порядок организации работы по установлению историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (пункт 3).
По истечении срока, установленного пунктом 3 настоящей статьи, региональный орган охраны объектов культурного наследия принимает решение о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в перечень выявленных объектов культурного наследия либо об отказе во включении указанного объекта в данный перечень и в срок не более трех рабочих дней со дня принятия решения информирует о принятом решении заявителя с приложением копии такого решения (пункт 4).
Объект, обладающий признаками объекта культурного наследия, в отношении которого в региональный орган охраны объектов культурного наследия поступило заявление о его включении в реестр, является выявленным объектом культурного наследия со дня принятия региональным органом охраны объектов культурного наследия решения о включении такого объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия. Выявленный объект культурного наследия подлежит государственной охране в соответствии с настоящим Федеральным законом до принятия решения о включении его в реестр либо об отказе во включении его в реестр (пункт 5).
Собственник или иной законный владелец выявленного объекта культурного наследия обязан выполнять определенные пунктами 1 - 3 статьи 47.3 Федерального закона N 73-ФЗ требования к содержанию и использованию выявленного объекта культурного наследия (пункт 9).
Порядок формирования и ведения перечня выявленных объектов культурного наследия, состав сведений, включаемых в указанный перечень, устанавливаются федеральным органом охраны объектов культурного наследия (пункт 13).
Формирование и ведение перечня выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, осуществляются региональным органом охраны объектов культурного наследия данного субъекта Российской Федерации (пункт 14).
Региональный орган охраны объектов культурного наследия исключает выявленный объект культурного наследия из перечня выявленных объектов культурного наследия на основании решения о включении такого объекта в реестр или об отказе во включении такого объекта в реестр, принятого в порядке, установленном настоящим Федеральным законом (пункт 15).
В целях реализации требований Федерального закона N 73-ФЗ Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 2 июля 2015 г. N 1905 утвержден Порядок проведения работ по выявлению объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, и государственному учету объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия (далее по тексту - Порядок N 1905), который определяет процедуру проведения таких работ.
Согласно пункту 2 Порядка N 1905 региональные органы охраны объектов культурного наследия, муниципальные органы охраны объектов культурного наследия организуют проведение работ по выявлению и государственному учету объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия в соответствии со статьей 3 Федерального закона N 73-ФЗ.
Организация проведения работ по выявлению объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, может осуществляться также иными заинтересованными физическими или юридическими лицами.
Работы по выявлению объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, за исключением объектов археологического наследия, могут осуществляться физическими или юридическими лицами самостоятельно в соответствии с государственными программами, а также по заказам физических или юридических лиц за счет средств заказчика и представляют собой подготовку сведений об историко-культурной ценности объекта, обосновывающих отнесение объекта к объектам, обладающим признаками объекта культурного наследия, включающую в себя: визуальный осмотр (натурное обследование) и фотофиксацию объекта; сбор документов и материалов (историко-архивные, библиографические и иные исследования) об историко-культурной ценности объекта; изучение и анализ полученных документов и сведений с точки зрения истории, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры.
В соответствии с пунктом 3 Порядка N 1905 по результатам проведения работ по выявлению объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, Министерство культуры Российской Федерации, муниципальные органы охраны объектов культурного наследия, физические и юридические лица вправе направить в региональный орган охраны объектов культурного наследия заявление о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Государственный учет объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия, осуществляется региональным органом охраны объектов культурного наследия путем ведения списка объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия (пункт 7).
Включение объекта в список объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия, осуществляется региональным органом охраны объектов культурного наследия на основании заявления, оформленного в соответствии с пунктами 2 - 6 данного порядка (пункт 8).
Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 2 июля 2015 г. N 1907 утвержден порядок формирования и ведения перечня выявленных объектов культурного наследия, состав сведений, включаемых в данный перечень, согласно пунктам 2 и 4 которого формирование и ведение перечня осуществляются региональным органом охраны объектов культурного наследия; решение о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в перечень является основанием для государственного учета.
Закон Ставропольского края N 14-кз регулирует отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Ставропольского края, в соответствии с полномочиями, отнесенными федеральными законами к ведению органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 6 данного закона к полномочиям Управления относятся, в том числе, государственная охрана объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия; организация работы по установлению историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в том числе с привлечением специалистов в области охраны объектов культурного наследия, в порядке, установленном настоящим Законом; организация проведения работ по выявлению и государственному учету объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, в порядке, установленном федеральным органом охраны объектов культурного наследия; принятие решения о включении объекта в реестр в качестве объекта культурного наследия регионального значения или объекта культурного наследия местного (муниципального) значения или об отказе во включении объекта в реестр в порядке, определяемом Правительством Ставропольского края; формирование и ведение перечня выявленных объектов культурного наследия в порядке, установленном федеральным органом охраны объектов культурного наследия.
Статьей 10 данного закона определен порядок организации работы по установлению историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия.
Уполномоченный орган в соответствии с Федеральным законом организует проведение работ по установлению историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, на основании поступившего в его адрес от федерального органа охраны объектов культурного наследия, органа местного самоуправления, уполномоченного в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, физического или юридического лица заявления о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в реестр с приложением сведений о местонахождении объекта (адреса объекта или при его отсутствии описания местоположения объекта) и его историко-культурной ценности (пункт 1).
Уполномоченный орган в течение 30 рабочих дней с даты регистрации заявления издает приказ о проведении обследования объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, с указанием лиц, производящих обследование, а также привлеченных специалистов в области охраны объектов культурного наследия (пункт 2).
По итогам обследования объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, составляется акт обследования, подписываемый должностными лицами уполномоченного органа, привлеченными специалистами в области охраны объектов культурного наследия, проводившими обследование, и утверждаемый руководителем уполномоченного органа. В акте обследования отражается факт выявления либо невыявления признаков историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, и указывается необходимость включения данного объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия либо отсутствие такой необходимости (пункт 3).
Как следует из материалов административного дела, работа по установлению историко-культурной ценности объекта организована на основании поступившего 17 мая 2021 г. в Управление заявления МУ "Управление культуры администрации г. Пятигорска" о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия - "Пятигорский ипподром" 1885 г, расположенного по адресу: "адрес", в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, содержащего необходимые сведения и подтверждающие документы о местонахождении объекта, времени создания объекта, историко-культурной ценности.
В соответствии с приказом Управления от 26 декабря 2020 г. N 1043 об утверждении административного регламента предоставления Управлением государственной услуги "Включение объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в перечень выявленных объектов культурного наследия, расположенного на территории Ставропольского края", приказом Управления от 3 июля 2015 г. N 90 о создании рабочей группы по вопросам охраны объектов культурного наследия Управления в составе ученых, краеведов, архитекторов, реставраторов и других квалифицированных специалистов-практиков сферы охраны культурного наследия, проведены заседание рабочей группы, визуальный осмотр объекта, изучены архивные источники на предмет установления историко-культурной ценности объекта, по результатам обследования комиссией составлен акт, утвержденный начальником Управления 06 сентября 2021 г, в котором отражены исторические факты и сведения об объекте.
В результате проведенной работы Управлением установлена историко-культурная ценность объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, определенными статьей 3 Федерального закона N 73-ФЗ, согласно которой к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о соблюдении Управлением процедуры выявления объекта культурного наследия.
Вопреки доводам административного истца, оснований для назначения по делу судебной комплексной историко-культурной экспертизы не имеется, поскольку "Пятигорский ипподром" включен в перечень выявленных объектов культурного наследия, а не в реестр объектов культурного наследия.
Выводы судебной коллегии основаны на положениях части 1 статьи 18 Федерального закона N 73-ФЗ, согласно которой после принятия решения о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в перечень выявленных объектов культурного наследия региональный орган охраны объектов культурного наследия обеспечивает проведение государственной историко-культурной экспертизы, заключение которой содержит сведения, необходимые для принятия решения о включении выявленного объекта культурного наследия в реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Исследовав материалы административного дела, основываясь на правовом анализе федерального и регионального законодательства, судебная коллегия приходит к выводу о том, что нормативный правовой акт содержат все сведения, подлежащие отражению, не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает прав и законных интересов административного истца.
Суд первой инстанции, разрешая спор, верно применил приведенные положения федерального и регионального законодательства, установилобстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, и пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении административного иска.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права, не свидетельствуют о наличии правовых оснований для отмены или изменения обжалуемого решения. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений процессуальных прав лиц, участвующих в деле, при рассмотрении дела не допущено, решение суда следует признать законным и обоснованным.
Руководствуясь статьями 307, 308, 309, 310 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решениерешение Ставропольского краевого суда от 29 августа 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "НАСИБ" - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Пятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в течение 6 месяцев.
Мотивированное апелляционное определение в полном объеме изготовлено 17 января 2023 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.