Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Сицинской О.В, судей Печуриной Ю.А, Солдатовой С.В, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Чемодановой Т.Л. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-150/2022 по апелляционной жалобе Симферопольского городского совета Республики Крым на решение Верховного Суда Республики Крым от 3 октября 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Бекирова Айдера Серверовича о признании нормативного правового акта недействующим в части.
Заслушав доклад судьи Печуриной Ю.А, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Бекиров А.С. обратился в Верховный Суд Республики Крым с административным исковым заявлением к Симферопольскому городскому совету Республики Крым о признании недействующим решения 45 сессии Симферопольского городского совета Республики Крым II созыва от 30 апреля 2021 года N 361 "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым" в части включения земельного участка с кадастровым номером N в границы территориальной зоны "Зона территорий общего пользования в границах коридоров красных линий (объектов автомобильного транспорта) (ИТ-2)", как противоречащего части 3 статьи 9, частям 3, 9, 10 статьи 31, пункту 1 части 2 статьи 33, пункту 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Решением Верховного Суда Республики Крым от 3 октября 2022 года заявленные исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, Симферопольский городской совет Республики Крым подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда полностью, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований, поскольку суд первой инстанции при вынесении решения не учел тот факт, что административным истцом не представлено надлежащих и допустимых доказательств нарушения оспариваемым в части нормативным правовым актом его прав и законных интересов, а обстоятельства и доводы, указанные в исковом заявлении, не являются достаточным основанием для признания оспариваемого акта недействующим.
Прокуратурой Республики Крым представлены возражения на апелляционную жалобу, в которых прокурор Республики Крым указал, что согласно Генеральному плану муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, утвержденному решением Симферопольского городского совета Республики Крым от 25.08.2016 N 888, указанный земельный участок находится в функциональной зоне "Зона индивидуальной жилой застройки".
При этом оспариваемыми положениями Правил землепользования и застройки указанный земельный участок отнесен к территориальной зоне ИТ-2 "Зона территории общего пользования в границах коридоров красных линий (объектов автомобильного транспорта"", которая не соответствует функциональному назначению данной территории, определенному Генеральным планом.
Отнесение оспариваемыми Правилами землепользования и застройки земельного участка истца к территории общего пользования, в отношении которой не устанавливаются градостроительные регламенты, изменяет правовой режим и назначение территории, чем нарушает права истца на использование участка в соответствии с его функциональным назначением. Таким образом, территориальное зонирование в отношении территории, на которой расположен земельный участок с кадастровым номером N установлено в нарушение требований градостроительного законодательства, нарушает права и законные интересы истца. При указанных обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Симферопольского городского совета Республики Крым - Шигонин А.А. настаивал на доводах апелляционной жалобы, просил отменить решение Верховного Суда Республики Крым от 3 октября 2022 года, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
Прокурор Костюк А.И. просил оставить решение Верховного Суда Республики Крым от 3 октября 2022 года без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились, о причинах неявки суду не сообщили.
На основании части 2 статьи 306, части 1 статьи 307, части 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения по правилам части 1 статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью либо в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В Российской Федерации признаётся и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно (статья 12 Конституции Российской Федерации).
Согласно пункту 8 части 1 статьи 1 Закона Республики Крым от 5 июня 2014 г. N 15-ЗРК "Об установлении границ муниципальных образований и статусе муниципальных образований в Республике Крым" статусом городского округа наделено муниципальное образование город Симферополь - городской округ Симферополь.
Частью 9 названной статьи установлен перечень населённых пунктов, входящих в состав городского округа Симферополь: "адрес"
Федеральный законодатель, реализуя возложенные на него Конституцией Российской Федерации полномочия, установилв Федеральном законе от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 131-ФЗ, в редакции на момент возникновения спорных правоотношений) общие правовые, территориальные и организационные принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, а также государственные гарантии его осуществления (преамбула).
Частями 1 и 4 статьи 7 названного закона установлено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, указанному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 43 Федерального закона N 131-ФЗ в систему муниципальных правовых актов входят, в том числе, нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования.
В силу пункта 26 части 1 статьи 16, части 1 статьи 7 Федерального закона Российской Федерации от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ, пункту 3 части 3 статьи 8, части 1 статьи 24 и части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, утверждение правил землепользования и застройки, генерального плана относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительный орган местного самоуправления городского округа принимает муниципальные правовые акты.
В соответствии с пунктом 29 части 1 статьи 9 Устава муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, утверждённого решением Симферопольского городского совета Республики Крым от 13 ноября 2014 г. N 61 (далее Устав), к вопросам местного значения городского округа относится утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории (т. 3 л.д. 191-249, т. 4 л.д. 1-89).
Статьёй 27 Устава предусмотрено, что Симферопольский городской совет Республики Крым является представительным органом муниципального образования городской округ Симферополь, обладает правами юридического лица, подотчётен и подконтролен непосредственно населению городского округа.
В соответствии со статьёй 37 Устава к компетенции Симферопольского городского совета Республики Крым отнесено принятие нормативных правовых актов, устанавливающих общеобязательные нормы, правила на территории городского округа с целью решения органами местного самоуправления вопросов местного значения в соответствии с законодательством.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 42 Устава председатель Симферопольского городского совета, в пределах полномочий, определённых Федеральным законом N 131-ФЗ от 6 октября 2003 г, подписывает и обнародует в порядке, установленном Уставом, нормативные правовые акты, принятые Симферопольским городским советом.
Статьёй 58 Устава предусмотрено, что решения городского совета, устанавливающие правила, обязательные на территории городского округа, вступают в силу со дня их официального опубликования, если в самом акте не установлено иное.
Частью 8 статьи 58 Устава определено, что официальным опубликованием муниципального правового акта считается первая публикация его полного текста на государственном языке Российской Федерации (на русском языке) в том средстве массовой информации, которое учреждено или определено Симферопольским городским советом в качестве официального периодического издания, осуществляющего публикацию муниципальных нормативных правовых актов, принятых соответствующим органом или должностным лицом.
Муниципальные правовые акты, подлежащие официальному опубликованию, размещаются на "Официальном интернет-портале Симферопольского городского совета" (часть 10 статьи 58 Устава).
Частью 1 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (здесь и далее в редакции на момент возникновения спорных правоотношений) предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, который включают в себя порядок их применения и внесения изменений в указанные правила, карту градостроительного зонирования и градостроительные регламенты (пункт 8 статьи 1, часть 2 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Порядок подготовки проекта правил землепользования и застройки регламентирован статьёй 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которой решение о подготовке проекта правил землепользования и застройки принимается главой местной администрации с установлением этапов градостроительного зонирования применительно ко всем территориям поселения, городского округа или межселенной территории либо к различным частям территорий поселения или городского округа (в случае подготовки проекта правил землепользования и застройки применительно к частям территорий поселения или городского округа), порядка и сроков проведения работ по подготовке правил землепользования и застройки, иных положений, касающихся организации указанных работ (часть 5).
Одновременно с принятием решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки главой местной администрации утверждаются состав и порядок деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки (далее - комиссия) (часть 6).
Глава местной администрации не позднее чем по истечении десяти дней с даты принятия решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки обеспечивает опубликование сообщения о принятии такого решения в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещение указанного сообщения на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет". Сообщение о принятии такого решения также может быть распространено по радио и телевидению (часть 7).
Орган местного самоуправления осуществляет проверку проекта правил землепользования и застройки, представленного комиссией, на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схемам территориального планирования муниципальных районов, схемам территориального планирования субъектов Российской Федерации, схемам территориального планирования Российской Федерации (часть 9).
По результатам указанной в части 9 настоящей статьи проверки орган местного самоуправления направляет проект правил землепользования и застройки главе муниципального образования или в случае обнаружения его несоответствия требованиям и документам, указанным в части 9 настоящей статьи, в комиссию на доработку (часть 10).
Глава муниципального образования при получении от органа местного самоуправления проекта правил землепользования и застройки принимает решение о проведении публичных слушаний по такому проекту в срок не позднее чем через десять дней со дня получения такого проекта (часть 11).
Публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки проводятся комиссией в порядке, определяемом уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, в соответствии со статьёй 28 настоящего Кодекса и с частями 13 и 14 настоящей статьи (часть 12).
Продолжительность общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки составляет не менее двух и не более четырёх месяцев со дня опубликования такого проекта (часть 13).
В целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по проектам генеральных планов, в том числе по внесению в них изменений (далее - публичные слушания), с участием жителей поселений, городских округов проводятся в обязательном порядке (часть 1 статьи 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Частью 2 названной статьи предусмотрено, что порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учётом положений настоящей статьи.
Участники публичных слушаний вправе представить в уполномоченные на проведение публичных слушаний орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа свои предложения и замечания, касающиеся проекта генерального плана, для включения их в протокол публичных слушаний (часть 6 статьи 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В силу положений части 7 статьи 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации заключение о результатах публичных слушаний подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения), официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Согласно части 3 статьи 21 Устава проекты правил землепользования и застройки должны выноситься на публичные слушания.
Частью 4 названной статьи предусмотрено, что порядок организации и проведения публичных слушаний определяется решениями Симферопольского городского совета и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей городского округа о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей городского округа, опубликование результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений.
Порядок организации и проведения общественных обсуждений, публичных слушаний при осуществлении градостроительной деятельности в муниципальном образовании городской округ Симферополь Республики Крым определяется решением 94 сессии Симферопольского городского совета Республики Крым 1 созыва от 25 октября 2018 года N 1764 (в редакции на момент возникновения спорных правоотношений, далее - решение от 25 октября 2018 года N 1764 (т. 5 л.д. 56-80).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2.1 решения от 25 октября 2018 года N 1764 на общественные обсуждения, публичные слушания, проводимые при осуществлении градостроительной деятельности, выносятся проект Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым (далее - Правила землепользования и застройки) и проект внесения изменений в Правила землепользования и застройки.
Из подпункта 2 пункта 3 названного решения следует, что организаторами общественных обсуждений или публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности (далее - организатор) являются по проекту Правил землепользования и застройки и проекту внесения изменений в Правила землепользования и застройки - Комиссия по подготовке правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым (далее - Комиссия по землепользованию и застройке), состав и порядок деятельности которой утверждается постановлением Администрации города Симферополя.
Организация общественных обсуждений, публичных слушаний предусмотрена пунктом 5 решения от 25 октября 2018 года N 1764.
Согласно пункту 5.1 указанного решения общественные обсуждения или публичные слушания по проекту Генерального плана, проекту Правил землепользования и застройки, по проектам планировки территории и проектам межевания территории, проекту Правил благоустройства, по проектам внесения изменений в указанные утверждённые документы, а также по проекту решения о предоставлении разрешения на условно разрешённый вид использования земельного участка или объекта капитального строительства на территории городского округа, по проекту решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства, реконструкции объектов капитального строительства на территории городского округа назначаются председателем Симферопольского городского совета, путём принятия соответствующего постановления.
Из пункта 5.2 решения от 25 октября 2018 года N 1764 следует, что предложения о проведении общественных обсуждений, публичных слушаний направляются председателю Симферопольского городского совета главой администрации города Симферополя.
Пунктом 8.2 решения от 25 октября 2018 года N 1764 предусмотрено, что продолжительность общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту Правил землепользования и застройки, проекту о внесении изменений в Правила землепользования и застройки составляет не менее одного и не более трёх месяцев со дня опубликования такого проекта (т.5 л.д.79-80).
Порядок официального опубликования муниципальных правовых актов установлен решением Симферопольского городского совета от 2 апреля 2015 г. N 232 "Об официальном опубликовании муниципальных правовых актов". В качестве официальных периодических изданий, осуществляющих публикацию муниципальных нормативных правовых актов органов и должностных лиц местного самоуправления муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым определены следующие средства массовой информации: - газета "Южная столица Крым"; журнал "Библиополис" (т. 5 л.д. 54-55).
Правила землепользования и застройки подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещаются на официальном сайте Симферопольского городского совета и официальном портале Правительства Республики Крым на странице муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым (simf.rk.gov.ru) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Судом первой инстанции установлено, что во исполнение требований законодательства до принятия Симферопольским городским советом Республики Крым оспариваемого в части нормативного правового акта были осуществлены следующие процедуры.
Главой Администрации города Симферополя Республики Крым принято постановление N 879 от 18 февраля 2021 года "О подготовке проекта Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым", которым постановлено Муниципальному казённому учреждению Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Симферополя Республики Крым обеспечить подготовку Правил землепользования и застройки городской округ Симферополь Республики Крым с установлением градостроительного зонирования ко всей территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым до 1 марта 2021 года (пункт 2.1) (т.1 л.д. 117-118).
Согласно заключению о проверке проекта муниципального правового акта об утверждении Правил землепользования и застройки, представленного Комиссией по подготовке правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, на соответствие требованиям части 9 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации, по результатам проверки не было выявлено нарушения требований действующего законодательства Российской Федерации, в связи с чем, принято решение о направлении проекта главе Администрации города Симферополя Республики Крым для принятия решения об обращении к главе городского округа - председателю Симферопольского городского совета В.Н. Агееву с просьбой о назначении общественных обсуждений по проекту (т. 1 л.д. 122).
4 марта 2021 года постановлением председателя Симферопольского городского совета Республики Крым N 11 назначены общественные обсуждения на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым по проекту муниципального правового акта "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым" (т. 1 л.д. 123-125).
В постановлении указано, что экспозиция материалов по вопросу общественных обсуждений будет открыта 5 марта 2021 года, предложения и замечания по вопросу общественных обсуждений могут быть представлены в срок до 5 апреля 2021 года.
Указанное постановление опубликовано в спецвыпуске журнала "БИБЛИОПОЛИС" N 7 (142) от 5 марта 2021 года (т. 1 л.д. 127-129), а также обнародовано на официальном интернет-портале Симферопольского городского совета Республики Крым (http://simgov.ru) (т. 1 л.д. 126).
Сроки, установленные частью 13 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации соблюдены.
Администрацией города Симферополя Республики Крым принято постановление от 16 марта 2015 г. N 113 "Об утверждении состава Комиссии и положения о Комиссии по подготовке Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым" (далее Положение). Постановление опубликовано в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования "Интернет" https://docs.cntd.ru/document/446299074.
Согласно пунктам 1.2-1.5 Положения, Комиссия является постоянно действующим коллегиальным совещательным органом и осуществляет свою работу в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Республики Крым, Уставом муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, временными Правилами землепользования и застройки территории муниципального образования городской округ Симферополь (город Симферополь) Республики Крым (далее - Правила), настоящим Положением.
По окончании проведения общественных обсуждений составлен протокол N 4-2021 от 9 апреля 2021 года общественных обсуждений, в котором также указаны предложения и замечания участников общественных обсуждений, прошедших идентификацию (т. 1 л.д. 131-175).
12 апреля 2021 года председателем Комиссии по подготовке Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым подписано Заключение о результатах общественных обсуждений по проекту "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым" (т. 1 л.д. 176-219).
В Заключении указано, что общественные обсуждения по обсуждению проекта "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым" считать состоявшимися (пункт 1); Комиссии по подготовке Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым обеспечить представление настоящего заключения и протокола проведения общественных обсуждений главе Администрации города Симферополя Демидову В.В. (пункт 2); опубликовать настоящее заключение в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и разместить на официальном сайте Администрации города Симферополя (пункт 3); настоящее заключение, как итоговый документ, принятый в рамках общественных обсуждений, носит рекомендательный характер для органов местного самоуправления городского округа (пункт 4).
Административным ответчиком не представлены доказательства опубликования заключения от 12 апреля 2021 года в официальных периодических изданиях, осуществляющих публикацию муниципальных нормативных правовых актов органов и должностных лиц местного самоуправления муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым.
В соответствии с Законом Республики Крым от 7 июля 2017 года N "Об особенностях создания в Республике Крым зон с особыми условиями использования территории" письмом МКУ Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Симферополя Республики Крым от 9 апреля 2021 года N в адрес Министерства строительства и архитектуры Республики Крым направлены материалы Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым для рассмотрения (т. 1 л.д. 119).
Письмом МКУ Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Симферополя Республики Крым от 20 апреля 2021 года N главе Администрации города Симферополя Республики Крым направлен протокол и заключение о результатах общественных обсуждений, проект Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым (графическая и текстовая часть), прошедший процедуру общественных обсуждений в период с 5 марта 2021 года по 5 апреля 2021 года для рассмотрения возможности направления проекта Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым с внесёнными изменениями для утверждения на сессии Симферопольского городского совета Республики Крым (т. 1 л.д. 130).
Письмом Министерства строительства и архитектуры Республики Крым от 29 апреля 2021 года N 01-14/6061/1, направленным в адрес МКУ Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Симферополя, сообщено о согласовании в пределах компетенции представленных материалов Правил землепользования и застройки территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым (т. 1 л.д. 120-121).
Распоряжением главы Администрации города Симферополя Республики Крым от 29 апреля 2021 года N 55-с, пунктом 1, решено внести проект решения "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым" на рассмотрение Симферопольского городского совета Республики Крым (т. 1 л.д. 220).
К проекту решения сессии Симферопольского городского совета Республики Крым "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым" представлен лист согласования, подписанный заместителем председателя Симферопольского городского совета Республики Крым, председателем постоянного комитета по вопросам архитектуры, градостроительства и земельных отношений, управляющим делами аппарата Симферопольского городского совета Республики Крым, начальником управления правового, кадрового и финансового обеспечения аппарата Симферопольского городского совета Республики Крым, главой Администрации города Симферополя Республики Крым, заместителем начальника Департамента - начальником управления градостроительной деятельности и территориального планирования департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Симферополя Республики Крым. Лист согласования содержит указание на то, что коррупциогенных факторов не выявлено (т. 1 л.д. 221).
Также, к проекту решения сессии Симферопольского городского совета Республики Крым "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым" представлена пояснительная записка, из которой следует, что проект подготовлен в целях совершенствования порядка регулирования землепользования и застройки на территории муниципального образования городской округ Симферополь; создания условий для устойчивого развития территории городского округа Симферополь, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий городского округа Симферополь; обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путём предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства.
На основании части 9 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации представленный проект проверен на соответствие требованиям технических регламентов, Генеральному плану муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, утверждённый решением 50 сессии Симферопольского городского совета от 25 августа 2016 года N 888, схемам территориального планирования муниципальных районов, схемам территориального планирования Республики Крым и схемам территориального планирования Российской Федерации (т. 1 л.д. 222-223).
29 апреля 2021 года в распоряжение председателя Симферопольского городского совета от 26 апреля 2021 года N 21-с "О созыве внеочередной 45 сессии Симферопольского городского совета Республики Крым II созыва" внесены изменения, в том числе, в перечень вопросов сессии включён вопрос N 2 "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым" (т. 1 л.д. 224-226).
30 апреля 2021 года состоялась внеочередная 45 сессии Симферопольского городского совета Республики Крым 2 созыва.
Согласно выписке из протокола N 45 указанной сессии, в её работе принимали участие 32 депутата из 38 депутатов (т. 1 л.д. 227).
В повестке дня, согласно перечню вопросов (т. 2 л.д. 158-159), под N 2 слушали вопрос об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, голосовали в целом: за - 31, против - 0, воздержались - 0, не голосовали - 1.
Таким образом, Симферопольским городским советом Республики Крым II созыва на внеочередной 45 сессии 30 апреля 2021 года принято решение N361 "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым" (т. 2 л.д. 1-157).
Пунктом 1 указанного решения утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым: карта градостроительного зонирования (приложение 1); карта зон с особыми условиями использования территории (приложение 2); Том 1. Порядок применения Правил землепользования и застройки и внесения изменений в них; Том 2. Градостроительные регламенты (приложение 3).
Согласно пункту 3 решения от 30 апреля 2021 года N 361 настоящее решение вступает в силу со дня его официального опубликования.
Указанное решение опубликовано 13 мая 2021 года в официальном издании муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым - журнале "Библиополис" (спецвыпуск N 20 (155) от 13 мая 2021 года (т. 2 л.д. 160, 161-211).
При указанных обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что оспариваемый нормативный правовой акт издан компетентным органом, в пределах полномочий, порядок его опубликования также соблюден.
В указанной части сторонами не оспариваются полномочия Симферопольского городского совета Республики Крым, форма и вид оспариваемого в части нормативного правового акта, его опубликование.
Проверяя решение в оспариваемой части на предмет соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и доводы административного истца о нарушении его прав, свобод и законных интересов, суд первой инстанции установилследующее.
В соответствии со статьёй 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительная деятельность - это деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений. Под территориальным планированием понимается планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учёта интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Устойчивое развитие территорий, согласно статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, - это обеспечение при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений.
Документы территориального планирования в силу прямого указания части 3 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
По смыслу приведённых выше норм Градостроительного кодекса Российской Федерации, территориальное планирование, как и градостроительное зонирование, преследует единую цель обеспечения устойчивого развития территорий. Вместе с тем, документы территориального планирования определяют назначение территорий для достижения названной цели, а правила землепользования и застройки разрабатываются для создания условий по её достижению, исходя из назначения территорий. Таким образом, положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации закреплён принцип первичности генерального плана поселения как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего в себе долгосрочные ориентиры их развития, перед правилами землепользования и застройки.
Судом установлено, что согласно карте территориального зонирования, являющейся приложением к оспариваемому решению N 361 Симферопольского городского совета Республики Крым, земельный участок с кадастровым номером N расположен в границах территориальной зоны "ИТ-2" - Зона территорий общего пользования в границах коридоров красных линий (объектов автомобильного транспорта) (т. 5 л.д. 204-205, т.6 л.д.92-93).
Из представленной выкопировки красных линий из Сводного плана красных линий муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, утверждённого постановлением Администрации города Симферополя Республики Крым от 14 ноября 2019 года N 6071 следует, что испрашиваемый земельный участок находится за границами кварталов красных линий (т. 6 л.д. 98).
В судебном заседании 20 июля 2022 года Верховным Судом Республики Крым в качестве специалиста допрошена Лузман А.А, имеющая высшее образование по специальности кадастр и геодезия, работающая главным специалистом отдела информационных систем Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Симферополь Республики Крым, которая в судебном заседании пояснила, что все земельные участки, которые находятся в границах муниципального образований и не имеют установленной зоны, определены в Правилах землепользования и застройки как зона ИТ-2, указанная территориальная зона не имеет координат. Зона ИТ-2 - это зона дорог и территорий общего пользования, но что предусматривал разработчик, когда устанавливал в спорном месте данную зону, неизвестно. В действующем Генеральном плане спорный земельный участок относится к зоне "Зона индивидуальной жилой застройки", оспариваемые Правила землепользования и застройки в данной части не соответствуют действующему Генеральному плану.
Регламенты для земельных участков в границах территорий общего пользования в соответствии с пунктом 4 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации не устанавливаются.
Границы территориальных зон устанавливаются, в том числе, с учётом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определённых документами территориального планирования муниципальных образований (пункт 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Данная норма корреспондирует общему правилу, установленному частью 3 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации, об обязательности документов территориального планирования для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений. К документам территориального планирования муниципальных образований относятся, в частности, генеральные планы городских округов (пункт 3 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Генеральный план является документом территориального планирования, несёт функцию определения назначения территории исходя из планов развития территории городского округа в целом и не направлен на фиксацию существующего положения.
Генеральный план муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым утверждён решением Симферопольского городского совета Республики Крым от 25 августа 2016 года за N 888 (далее - Генеральный план - размещён на официальной странице муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым http://simgov.ru/static/writable/documents/2016/11/16/_888). Решение также опубликовано в журнале "Библиополис" от 26 августа 2016 года, N 11(32). Положения Генерального плана муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, утверждённого пунктом 1 настоящего решения, вступают в силу с 1 января 2017 г. (пункт 3 решения от 25 августа 2016 г. за N 888).
Согласно выкопировке из карты функциональных зон Генерального плана, земельный участок с кадастровым номером N, расположенный в районе "адрес" (поз. по ГП-5) "адрес", ориентировочно находится в границах функциональной зоны "Зона индивидуальной жилой застройки" (т. 5 л.д. 210-211, т. 6 л.д. 99-101).
В силу части 2 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации в состав жилых зон могут включаться зоны застройки индивидуальными жилыми домами; зоны застройки индивидуальными жилыми домами и домами блокированной застройки; зоны застройки среднеэтажными многоквартирными домами; зоны застройки многоэтажными многоквартирными домами; зоны жилой застройки иных видов.
Из части 3 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что в жилых зонах допускается размещение отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов социального и коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, объектов дошкольного, начального общего и среднего общего образования, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, гаражей, объектов, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду. В состав жилых зон могут включаться также территории, предназначенные для ведения садоводства.
Исходя из положений статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации при установлении правилами землепользования и застройки территориальных зон учитывается не только фактически существующее землепользование, но и иные факторы, указанные в данной статье.
В соответствии с частью 12 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечёт изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон. Правовой режим земельных участков, как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, определяется градостроительным регламентом территориальной зоны (часть 1 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации), который утверждается в составе правил землепользования и застройки муниципального образования (пункт 3 части 2 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Из системного толкования положений пунктов 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 1, пункта 1 части 2 статьи 33, части 15 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом параметры планируемого развития территорий, предусмотренных для функциональной зоны согласно генеральному плану.
При этом несоответствие правил землепользования и застройки муниципального образования генеральному плану, в том числе в части картографического материала, которым устанавливаются территориальные зоны, является основанием для рассмотрения вопроса о приведении их в соответствие с указанным документом территориального планирования (часть 2 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 1 части 2 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации также предусмотрено, что внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется при их несоответствии генеральному плану муниципального образования.
Частью 3 статьи 9, частями 9 и 10 статьи 31, пунктом 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации закреплён принцип первичности генерального плана поселения как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего долгосрочные ориентиры их развития, перед правилами землепользования и застройки.
При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются, в том числе, с учётом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определённых документами территориального планирования муниципальных образований к которым относятся, в частности, генеральные планы городских округов (часть 3 пункта 1 статьи 18, пункт 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Данные нормы корреспондируют общему правилу, установленному частью 3 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации, об обязательности документов территориального планирования для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Также из системного толкования положений пунктов 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 1, пункта 1 части 2 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях установления правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом параметры планируемого развития территорий, предусмотренных для соответствующей функциональной зоны.
Как верно установилсуд первой инстанции, сопоставив положения Генерального плана и оспариваемых Правил землепользования и застройки, при принятии оспариваемого нормативного акта не соблюдён принцип соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану в силу требований части 3 статьи 9, частей 9 и 10 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В качестве обоснования нарушенных прав в административном исковом заявлении истец указывает, что оспариваемый в части нормативный правовой акт нарушает его права на приобретение в собственность земельного участка.
Так, из материалов дела следует, что пунктом 1.1 решения 38 сессии Симферопольского городского совета АР Крым 6 созыва от 19 апреля 2012 года N 393 предоставлено разрешение гражданам на разработку проектов землеустройства по отводу земельных участков для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений: Бекирову Айдеру Серверовичу в частную собственность в районе "адрес" ("адрес", ориентировочной площадью 0, 0632 га, для строительства и обслуживания жилого дома (т. 1 л.д. 30).
20 апреля 2015 года между Бекировым А.С. и ООО "ЗЕМЛЕМЕР-КРЫМ" заключён договор N по межеванию земельного участка (т. 6 л.д.132-133).
7 мая 2015 года между сторонами договора подписан акт выполненных работ (т.6 л.д.130).
Постановлением Администрации города Симферополя Республики Крым от 18 октября 2021 года N 6512 Бекирову А.С. отказано в предоставлении земельного участка с кадастровым номером N, площадью 632 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" "адрес", в собственность бесплатно (т. 5 л.д. 165-166). В обоснование постановления указано, что испрашиваемый земельный участок находится в зоне территорий общего пользования в границах коридоров красных линий (объектов автомобильного транспорта) (ИТ-2).
9 ноября 2021 года Бекиров А.С. обратился с заявлением о внесении изменений в карту градостроительного зонирования, на указанное заявление письмом МКУ Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Симферополя Республики Крым от 19 ноября 2021 года направлена выписка из протокола заседания Комиссии по подготовке Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым от 15 июня 2021 года N 5 (т. 1 л.д. 35).
Согласно указанной выписке, при рассмотрении предложения о внесении изменений в карту градостроительного зонирования Комиссией было озвучено, что процедура дооформления земельных участков завершена. Голосовали за внесение изменений: за - 1, против 8 (т. 1 л.д. 36).
Из материалов дела следует, что имели место и иные обращения административного истца, свидетельствующие о намерении реализации в установленный срок права на завершение оформления права на земельный участок в соответствии со статьёй 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (т.6 л.д.125, 126, 127, 131, 134-140).
Невозможность реализации указанного права непосредственно связана с установлением оспариваемым актом в отношении истребуемого земельного участка с кадастровым номером N территориальной зоны, не соответствующей принятому и введённому в действие генеральному плану.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, указанные обстоятельства прямо свидетельствуют о том, что оспариваемый нормативный правовой акт затрагивает права, свободы и законные интересы административного истца.
При указанных обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции в том, что Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, утверждённые решением 45 сессии Симферопольского городского совета Республики Крым II созыва от 30 апреля 2021 года N 361, в оспариваемой части противоречат приведённым выше актам большей юридической силы, в том числе Генеральному плану муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, утверждённому решением 50 сессии 1 созыва Симферопольского городского совета Республики Крым от 25 августа 2016 года N 888, и нарушают права, свободы и законные интересы административного истца, в связи с чем, имеются основания для признания их не действующими в части отнесения земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес" к территориальной зоне "зона территорий общего пользования в границах коридоров красных линий (объектов автомобильного транспорта) (ИТ-2)".
Судебная коллегия считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, верно применил положения федерального законодательства, установилобстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, и пришел к обоснованному выводу о наличии предусмотренных законом оснований для удовлетворения исковых требований.
Судебный акт принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, проверенными и оцененными судом полно и всесторонне по правилам статьи 84 КАС РФ, решение содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Нарушений процессуальных прав лиц, участвующих в деле, при рассмотрении дела не допущено, решение суда следует признать законным и обоснованным.
Исходя из изложенного и, руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Верховного Суда Республики Крым от 3 октября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Крым по правилам, установленным главой 35 КАС РФ в течение 6 месяцев.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.