Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кудриной Я.Г.
судей Ровенко П.А, Римского Я.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО1 на решение Приморского краевого суда от 15 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 20 июля 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 о признании недействующим со дня принятия пункта N Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утверждённого распоряжением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 25 декабря 2019 года N 1022-ри.
Заслушав доклад судьи ФИО6, выслушав объяснения представителя индивидуального предпринимателя ФИО1 - ФИО7, поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения относительно кассационной жалобы представителя министерства имущественных и земельных отношений "адрес" ФИО4, администрации городского округа ЗАТО Фокино ФИО5, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации ФИО8, полагавшей, что решение суда первой инстанции и апелляционное определения являются законными и обоснованными, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
распоряжением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края (далее - Департамент) от 25 декабря 2019 года N 1022-ри (далее - Распоряжение от 25 декабря 2019 года N 1022-ри), размещённым 30 декабря 2019 года на официальном интернет-портале правовой информации (http://www.pravo.gov.ru) и опубликованным 1 января 2020 года в печатном издании - "Приморская газета" N 1 (1735), утверждён Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год (далее - Перечень).
Под пунктом N в указанный Перечень включено нежилое помещение общей площадью 81, 1 кв. м, имеющее кадастровый номер N, расположенное по адресу: "адрес".
Индивидуальный предприниматель ФИО1 обратилась в Приморский краевой суд с административным исковым заявлением о признании недействующим со дня принятия пункта 7776 Перечня, указав в обоснование своих требований, что она со 2 марта 2020 года является собственником указанного выше объекта недвижимости, который, по её мнению, не обладает предусмотренными статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации признаками объекта налогообложения, в отношении которого налоговая база должна определяться его кадастровой стоимостью.
Включение нежилого помещения с кадастровым номером N в Перечень лишает административного истца возможности получить освобождение от обязанности по уплате налога на имущество физических лиц в соответствии с подпунктом 2 пункта 10 статьи 346.43 Налогового кодекса Российской Федерации.
Решением Приморского краевого суда от 15 марта 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 20 июля 2022 года, в удовлетворении административного искового заявления индивидуального предпринимателя ФИО1 было отказано.
7 октября 2022 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба административного истца, поданная 28 сентября 2022 года через Приморский краевой суд, в которой ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения в связи с несоответствием выводов судов, изложенных в обжалуемых судебных актах, обстоятельствам дела, допущенными нарушениями при применении норм материального и процессуального права, а также о направлении административного дела на новое рассмотрение.
Индивидуальный предприниматель ФИО1, представители министерства экономического развития "адрес", министерства промышленности и торговли "адрес", извещённые о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьёй 150, частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия суда кассационной инстанции считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Таких оснований для отмены или изменения решения Приморского краевого суда от 15 марта 2022 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 20 июля 2022 года по результатам рассмотрения кассационной жалобы с административным делом судебной коллегией по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 20, части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением в верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области и суды автономных округов об оспаривании нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, принятых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, вправе обратиться лица, в отношении которых применён такой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Как следует из материалов настоящего административного дела, ФИО1 является собственником нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью 81, 1 кв. м, расположенного по адресу: "адрес", о чём в Едином государственном реестре недвижимости 2 марта 2020 года сделана регистрационная запись N.
Сведения о виде разрешённого использования данного нежилого помещения в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют.
Из документации технического учёта (инвентаризации) жилого "адрес" следует, что в 2017 году произведена перепланировка помещений расположенного в нём магазина "Ткани" под офисные помещения, которая была согласована с администрацией городского округа ЗАТО Фокино (акт приёмочной комиссии составлен ДД.ММ.ГГГГ). В результате перепланировки нежилые помещения с кадастровым номером N включают в себя офисные помещения площадью 42, 3 кв. м.
Жилой дом, в котором находится принадлежащий административному истцу объект недвижимости, расположен в пределах границ земельного участка с кадастровым номером N, площадью 3312 кв. м, категория земель: земли населённых пунктов, виды разрешённого использования: многоэтажная жилая застройка (высотная застройка).
Распоряжением от 25 декабря 2019 года N 1022-ри, размещённым 30 декабря 2019 года на официальном интернет-портале правовой информации (http://www.pravo.gov.ru) и опубликованным 1 января 2020 года в печатном издании - "Приморская газета" N 1 (1735), утверждён Перечень на 2020 год, в пункте N которого указано нежилое помещение с кадастровым номером N.
Определение общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (пункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьёй 401 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 1 которой закреплено, что объектом налогообложения признаётся расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершённого строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
Действовавший до декабря 2020 года пункт 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривал, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включённых в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации к числу таких объектов налогообложения относятся нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учёта (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно пункту 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривалось, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации обязан не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определить на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу действовавшей на момент принятия Перечня редакции пункта 5 постановления Администрации Приморского края от 8 апреля 2015 года N 105-па "О регулировании отдельных вопросов, связанных с особенностями определения налоговой базы по налогу на имущество организаций" (далее - постановление Администрации Приморского края от 8 апреля 2015 года N 105-па), Департамент являлся органом исполнительной власти Приморского края, уполномоченным на утверждение и формирование перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, а также на определение вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения.
В связи с принятием постановления Администрации Приморского края от 20 августа 2019 года N 547-па "О формировании органов исполнительной власти Приморского края", которым Департамент был переименован в министерство имущественных и земельных отношений Приморского края, постановлением Администрации Приморского края от 2 апреля 2020 года N 278-пп в постановление Администрации Приморского края от 8 апреля 2015 года N 105-па были внесены соответствующие изменения.
Отказывая в удовлетворении заявленных административных исковых требований, Приморский краевой суд, с выводами которого согласилась судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции, проанализировав положения Налогового кодекса Российской Федерации, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам статьи 84 КАС РФ, пришёл к выводу, что оспариваемый в части нормативный правовой акт принят уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в пределах его компетенции; порядок принятия нормативного правового акта и порядок его опубликования был соблюдён. Нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, пункт N Перечня не противоречит, поскольку согласно технической документации 52, 16 процента от общей площади нежилого помещения с кадастровым номером N составляют офисные помещения (42, 3 кв. м. из 81, 1 кв. м.).
Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции считает верными выводы, положенные в основу решения суда первой инстанции и апелляционного определения. Суды нижестоящих инстанций, разрешая административный спор, правильно применили нормы материального и процессуального права, какого-либо несоответствия выводов, изложенных в судебных актах, обстоятельствам административного дела не установлено.
Вопреки доводам кассационной жалобы, федеральный законодатель в подпункте 2 пункте
1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установилнесколько самостоятельных критериев отнесения нежилых помещений
к объектам налогообложения, налоговая база которых исчисляется из их кадастровой стоимости. К числу таких критериев отнесено, в том числе, назначение нежилых помещений в соответствии документами технического учета (инвентаризации). Следовательно, то обстоятельство, что согласно технической документации нежилых помещений с кадастровым номером N более 20 процентов от их общей площади составляют офисные помещения, являлось достаточным основанием для включения спорного объекта недвижимости в Перечень. Обязательного дополнительного выяснения вопросов, связанных с фактическим использованием соответствующих помещений, в таком случае не требовалось.
Ссылки в кассационной жалобе на то, что административным ответчиком до включения объекта недвижимости с кадастровым номером N в Перечень его техническая документация не запрашивалась и в отзыве министерства имущественных и земельных отношений Приморского края на административное исковое заявление имелись лишь ссылки на сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не могут являться оснований для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта в силу части 7 статьи 213 КАС РФ суды не связаны основаниями и доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и выясняют обстоятельства, имеющие значение для дела, в полном объёме.
Иные доводы кассационной жалобы по существу воспроизводят позицию индивидуального предпринимателя ФИО1, изложенную ею ранее при рассмотрении дела в суде первой и апелляционной инстанций, однако эти доводы не опровергают обоснованных выводов судов, по существу они сводятся к иной субъективной переоценке доказательств и установленных по делу обстоятельств, неверному толкованию норм материального права, которые в силу положений частей 2 и 3 статьи 329 КАС РФ не могут являться основаниями для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Таким образом, при рассмотрении настоящего административного дела судами первой и апелляционной инстанций были верно определены юридически значимые обстоятельства, нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы не имеется. Обстоятельства, влекущие безусловную отмену решения и апелляционного определения, по делу также не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Приморского краевого суда от 15 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 20 июля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО1 - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения суда по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.