Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Ровенко П.А, Тымченко А.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО2, ФИО1 на решение Уссурийского районного суда Приморского края от 24 февраля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 18 мая 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению ФИО2, ФИО1 к отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Уссурийску, начальнику отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Уссурийску ФИО4, Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Приморскому краю о признании действий незаконными.
Заслушав доклад судьи Ровенко П.А, выслушав объяснения ФИО2 и ФИО1, поддержавших доводы кассационной жалобы, возражения относительно кассационной жалобы представителя отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Уссурийску, начальника отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Уссурийску ФИО4, Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Приморскому краю - ФИО7, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ФИО2 и ФИО1 обратились в Уссурийский районный суд Приморского края с административным исковым заявлением, в котором просили признать незаконными действия начальника отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Уссурийску (далее - ОМВД России по г. Уссурийску) ФИО4, сотрудников ОМВД России по г. Уссурийску, выразившиеся в организации и осуществлении удаления административных истцов с применением физической силы 21 сентября 2021 года в 18 часов 45 минут из помещения Территориальной избирательной комиссии по городу Уссурийску, наделённой полномочиями Окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу N (далее - Избирательная комиссия), по адресу: "адрес".
В обоснование заявленных требований административные истцы указали, что ДД.ММ.ГГГГ состоялось голосование по выборам депутатов Законодательного Собрания Приморского края, в том числе по одномандатному избирательному округу N, по которому ФИО2 являлся зарегистрированным кандидатом в депутаты, выдвинутым Политической Партией "Коммунистическая Партия Российской Федерации". ФИО1 являлась уполномоченным им лицом и его представителем. ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 и ФИО1 находились в помещении N в здании N по "адрес" края, где проходило заседание Избирательной комиссии, на котором рассматривались жалобы кандидата в депутаты ФИО2, а также уполномоченного представителя Политической Партии "Коммунистическая Партия Российской Федерации" ФИО8 на нарушения, допущенные участковой избирательной комиссией N.
Избирательная комиссия на заседании не приняла окончательного решения об итогах голосования по одномандатному избирательному округу N, в связи с чем, административные истцы остались в указанном выше помещении для того, чтобы дождаться подведения итогов голосования данному избирательному округу и объявления результатов выборов. Между тем ДД.ММ.ГГГГ в 18 часов 45 минут сотрудники ОМВД России по г. Уссурийску под руководством начальника ОМВД России по г. Уссурийску ФИО4, применяя физическую силу, незаконно удалили участников избирательного процесса из помещения Избирательной комиссии. Данные действия сотрудников полиции были для административных истцов унизительны, причинили им физическую боль и нравственные страдания. Поданные 22 сентября и 28 сентября 2021 года в Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Приморскому краю (далее - УМВД России по Приморскому краю) жалобы на действия сотрудников и руководителя ОМВД России по г. Уссурийску оставлены без удовлетворении.
Определением судьи Уссурийского районного суда Приморского края от 31 января 2022 года к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено УМВД России по Приморскому краю.
Решением Уссурийского районного суда Приморского края от 24 февраля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 18 мая 2022 года, в удовлетворении административного искового заявления ФИО2 и ФИО1 отказано.
28 октября 2022 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба ФИО2 и ФИО1, поданная 18 октября 2022 года через Уссурийский районный суд Приморского края, в которой ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения в связи с несоответствием выводов судов обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права, а также о принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных административных исковых требований.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Таких оснований для отмены или изменения решения Уссурийского районного суда Приморского края от 24 февраля 2022 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 18 мая 2022 года по результатам рассмотрения кассационной жалобы с административным делом судебной коллегией по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, а также следует из материалов административного дела, заседание Избирательной комиссии, которое проходило в здании администрации Уссурийского городского округа Приморского края (далее - Администрация) по адресу: "адрес", и на котором рассматривались жалобы зарегистрированного кандидата в депутаты Законодательного Собрания Приморского края по одномандатному избирательному округу N ФИО2 и уполномоченного представителя Политической Партии "Коммунистическая Партия Российской Федерации" ФИО8, закончилось ДД.ММ.ГГГГ в 15 часов 45 минут. Избирательной комиссией были объявлены решения по поступившим жалобам, а также сообщено, что итоги голосования по одномандатному избирательному округу N не подведены, о месте и времени проведения заседания Избирательной комиссии по данному вопросу заинтересованным лицам будет сообщено дополнительно.
После того, как члены Избирательной комиссии покинули помещение N, расположенное в здании Администрации, в нём остались около 20 граждан, включая административных истцов.
ДД.ММ.ГГГГ в 17 часов 10 минут в дежурную часть ОМВД России по г. Уссурийску поступило сообщение от директора муниципального казённого учреждения "Административно-хозяйственное управление" Администрации ФИО9 (КУСП N) об оказании содействия в освобождении здания Администрации от посторонних лиц, находящихся в помещении N.
Около 17 часов 20 минут 21 сентября 2021 года начальник ОМВД России по г. Уссурийску ФИО4 совместно с подчиненными ему сотрудниками полиции прибыли в здание Администрации.
В 18 часов 00 минут начальник ОМВД России по г. Уссурийску ФИО4 потребовал от граждан, находящихся в помещении N, покинуть его, поскольку работа Избирательной комиссии окончена, а рабочий день в Администрации завершён.
Часть граждан, включая административных истцов, отказались выполнять данное требование, в связи с чем сотрудники полиции предприняли меры по принудительному их сопровождению к выходу из здания Администрации, при этом физическая сила и специальные средства к ним не применялись.
ДД.ММ.ГГГГ на заседании Избирательной комиссии были подведены итоги голосования по одномандатному избирательному округу N.
Заключением служебной проверки от 11 ноября 2021 года, составленным комиссией УМВД России по Приморскому краю по результатам проведённой проверки по обращениям ФИО1 по факту выдворения граждан из помещения Избирательной комиссии, нарушений требований действующего законодательства со стороны сотрудников и начальника ОМВД России по г. Уссурийску ФИО4 не установлено. Указанное заключение служебной проверки 12 ноября 2021 года утверждено начальником УМВД России по Приморскому краю ФИО10
Постановлением старшего следователя следственного отдела по городу Уссурийску Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации от 17 ноября 2021 года по результатам проведённой доследственной проверки по заявлениям ФИО1, ФИО11, ФИО12 (КРСП N пр-21 от ДД.ММ.ГГГГ) в возбуждении уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного пунктом "а" части 3 статьи 286, части 1 статьи 285 Уголовного кодекса Российской Федерации, в отношении начальника ОМВД России по г. Уссурийску ФИО4 отказано по пункту 2 части 1 статьи 24 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, то есть в с отсутствием в его действиях состава преступления.
Отказывая в удовлетворении заявленных административных исковых требований, Уссурийский районный суд Приморского края, с выводами которого согласилась судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда, проанализировав положения Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции", оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам статьи 84 КАС РФ, указал в решении, что обжалуемые действия начальника и сотрудников ОМВД России по г. Уссурийску являлись законными и обоснованными, поскольку административные истцы 21 сентября 2021 года после окончания заседания Избирательной комиссии и окончания рабочего дня в Администрации продолжали находиться в помещении N, расположенном в здании по адресу: "адрес". На законные требования начальника и сотрудников ОМВД России по г. Уссурийску покинуть данное помещение ФИО2 и ФИО1 не реагировали, в связи с чем сотрудники полиции принудительно сопроводили административных истцов к выходу из здания Администрации.
Оснований не согласиться с приведёнными выводами судов первой и апелляционной инстанций у судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется. Мотивы, по которым суды пришли к таким выводам, подробно со ссылками на установленные по делу обстоятельства и нормы материального права изложены в оспариваемых судебных актах.
В силу части 1 статьи 1 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.
В соответствии с частью 3 статьи 10 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ полиция в пределах своих полномочий оказывает содействие государственным и муниципальным органам, общественным объединениям и организациям в обеспечении защиты прав и свобод граждан, соблюдения законности и правопорядка, а также оказывает поддержку развитию гражданских инициатив в сфере предупреждения правонарушений и обеспечения правопорядка.
Полиции для выполнения возложенных на неё обязанностей в числе прочих предоставляется право требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий, а равно действий, препятствующих законной деятельности государственных и муниципальных органов, депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти, депутатов представительных органов муниципальных образований, членов избирательных комиссий, комиссий референдума, а также деятельности общественных объединений (пункт 1 части 1 статьи 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ).
Законные требования сотрудника полиции обязательны для выполнения гражданами и должностными лицами (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ).
В данном случае, как верно указали суды, нахождение ДД.ММ.ГГГГ, которые были не согласны с завершением заседания Избирательной комиссии без подведения итогов голосования по одномандатному избирательному округу N N, в здании Администрации, в том числе, после окончания рабочего дня муниципального органа, являлось основанием для предъявления к ним сотрудниками полиции требования покинуть соответствующее здание, а после невыполнения данного законного требования - для сопровождения граждан за пределы здания Администрации. В связи с этим, указание судов в решении и апелляционном определении на отсутствие оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований в полной мере согласуется с приведёнными положениями статей 1, 10, 13, 30 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ.
В свою очередь, в случае несогласия ФИО2 и ФИО1 с решениями и действиями Избирательной комиссии, такие решения и действия могли быть обжалованы административными истцами в порядке, установленном Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", в вышестоящую избирательную комиссию или в суд.
Доводы кассационной жалобы административных истцов не опровергают приведённые выводы судов первой и апелляционной инстанций; по существу в этих доводах выражается несогласие ФИО2 и ФИО1 с вынесенным по делу решением, основанное на субъективной переоценке имеющихся в деле доказательств и на неверном толковании норм материального права, в связи с чем такие доводы не могут служить предусмотренными частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены решения суда первой инстанции и апелляционного определения.
Таким образом, при рассмотрении административного дела судами нижестоящих инстанций были верно определены юридически значимые обстоятельства, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели к неправильному разрешению административного спора, не допущено. Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы не имеется. Обстоятельства, влекущие безусловную отмену решения и апелляционного определения, по делу также не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Уссурийского районного суда Приморского края от 24 февраля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 18 мая 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО2 и ФИО1 - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения суда по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.