Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Кудриной Я.Г, Виноградовой О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы водеоконференц-связи кассационные жалобы Моногова Сергея Михайловича, представителя ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, УФСИН России по Хабаровскому краю, ФСИН России на решение Амурского городского суда Хабаровского края от 29 июня 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 23 сентября 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Моногова С.М. к ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, ФСИН России об оспаривании связанных с условиями содержания в исправительном учреждении действий (бездействия), о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.
Заслушав доклад судьи Кудриной Я.Г, объяснения Моногова С.М, поддержавшего доводы своей кассационной жалобы и возражавшего относительно мотивов кассационной жалобы представителя административных ответчиков и заинтересованного лица, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Моногов С.М. обратился в Амурский городской суд Хабаровского края с вышеназванным исковым заявлением, просил признать незаконными действия (бездействие) ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, выразившиеся в отсутствии горячего водоснабжения в период с 9 мая 2018 года по 19 февраля 2022 года, взыскать с ответчика компенсацию за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 300 000 рублей.
Определением Амурского городского суда Хабаровского края от 21 февраля 2022 года к участию в деле в качестве административного ответчика привлечена ФСИН России, в качестве заинтересованного лица - УФСИН России по Хабаровскому краю.
Решением Амурского городского суда Хабаровского края от 29 июня 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 23 сентября 2022 года, административные исковые требования Моногова С.М. удовлетворены частично. Признаны незаконными и нарушающими права осужденного Моногова С.М. действия (бездействие) администрации ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, выразившиеся в необеспечении горячим водоснабжением в период с 9 мая 2018 года по 19 февраля 2022 года в камере, где отбывал наказание Моногов С.М. С Российской Федерации в лице главного распорядителя средств федерального бюджета - ФСИН России за счет средств казны Российской Федерации в пользу Моногова С.М. взыскана компенсация за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 10 000 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей, почтовые расходы в размере 61 рубля; в остальной части иска отказано.
17 ноября 2022 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Моногова С.М, поданная через Амурский городской суд Хабаровского края 7 ноября 2022 года, в которой ставится вопрос об изменении судебных постановлений в части размера компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении и принятии нового решения об удовлетворении административных исковых требований в полном объеме со ссылкой на то, что суды не выяснили состояние здоровья административного истца (он является ВИЧ-инфицированным), сделали преждевременные выводы о том, что отсутствие горячего водоснабжения никак на него не повлияло.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 21 ноября 2022 года кассационная жалоба Моногова С.Н. передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
13 декабря 2022 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба представителя ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, УФСИН России по Хабаровскому краю, ФСИН России, поданная через Амурский городской суд Хабаровского края 2 декабря 2022 года, в которой ставится вопрос об отмене судебных постановлений и принятии нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований на том основании, что судом первой инстанции не была установлена дата проектирования, строительства и реконструкции здания колонии, в связи с чем необоснованно применена инструкция СП 17-02, Свод правил 308.1325800.2017. Проектной документацией ФКУ СИЗО-4 УФСИН России по Хабаровскому краю не предусмотрена непрерывная круглогодичная подача горячей воды в камеры содержания. В камеры и душевые учреждения подавалась горячая вода, однако, из-за жалоб осужденных на качество подаваемой воды подача ее в душевые была прекращена, в камеры вода продолжала подаваться, а помывка в душевых осуществлялась путем нагрева холодной воды в электрических бойлерах накопительного типа, после чего, руководством учреждения было принято решение прекратить подачу горячей воды в камеры осужденных для исключения угрозы их здоровью. В посёлке Эльбан Амурского муниципального района отсутствует горячее водоснабжение, таким образом, отсутствие горячего водоснабжения в камерах не связано с бездействием административных ответчиков. Кроме того, размер компенсации морального вреда не соответствует принципам разумности и справедливости.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 13 декабря 2022 года кассационная жалоба представителя ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, ФСИН России, УФСИН России по Хабаровскому краю передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационных жалоб извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились представители ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, ФСИН России, заинтересованное лицо УФСИН России по Хабаровскому краю; в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационные жалобы в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, выслушав объяснения Моногова С.М, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационных жалоб и административного дела не усматривается.
В соответствии с частью 1 статьи 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Частью 5 статьи 227.1 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 статьи 227.1 КАС РФ, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.
Статьей 10 УИК РФ установлено, что Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Права и обязанности осужденных определяются УИК РФ исходя из порядка и условий отбывания конкретного вида наказания.
Пунктом 20.1 Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 2 июня 2003 года N 130-ДСП, установлено, что здания исправительных учреждений должны быть оборудованы хозяйственно-питьевым и противопожарным водопроводом, горячим водоснабжением, канализацией и водостоками согласно требованиям, в том числе СНиП 2.04.01-85 "Внутренний водопровод и канализация зданий". Подводку холодной и горячей воды в жилой (режимной, лечебной) зоне следует предусматривать, в том числе к умывальникам и душевым установкам во всех зданиях (пункт 20.5 Инструкции).
Аналогичные положения закреплены в пунктах 19.2.1, 19.2.5 Свода правил 308.1325800.2017 "Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования", утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20 октября 2017 года N 1454/пр.
Как следует из материалов дела и установлено судами, осужденный к пожизненному лишению свободы Моногов С.М. с 9 мая 2018 года по 19 февраля 2022 года отбывал наказание в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, в камерах содержания заключенных которого отсутствовало горячее водоснабжение.
До 7 октября 2021 года горячая вода в камеру, где содержался истец, не подавалась. Затем, в камеры и душевые ФКУ ИК-6 началась подача горячей воды, забор которой производился из открытой системы отопления ООО "Шелтэк". После подключения осужденные начали жаловаться на качество подаваемой горячей воды, в связи с чем подача ее в душевые была прекращена 25 ноября 2021 года. В камеры вода продолжала подаваться, а помывка в душевых осуществлялась путем нагрева холодной воды в электрических бойлерах накопительного типа мощностью 1, 5 кВт в количестве 25 штук. 24 февраля 2022 года была произведена лабораторная проверка качества воды, которая выявила превышение содержания железа более чем в 10 раз, мутности в 10 раз. 28 февраля 2022 года руководством учреждения было принято решение прекратить подачу горячей воды в камеры осужденных для исключения угрозы их здоровью.
Принимая решение о частичном удовлетворении административного искового заявления Моногова С.М, суды нижестоящих судебных инстанций, оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, а также проанализировав доводы сторон применительно к положениям Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, учитывая характер выявленных нарушений условий содержания в исправительном учреждении (отсутствие горячего водоснабжения в камере), признали незаконными и нарушающими права осужденного Моногова С.М. условия его содержания в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю за период с 9 мая 2018 года (дата его прибытия в исправительное учреждение) по 7 октября 2021 года (дата подачи в камеры горячей воды), связанные с отсутствием горячего водоснабжения в камере, что послужило основанием для взыскания компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 10 000 руб.
Оснований не согласиться с соответствующими выводами нижестоящих судебных инстанций у судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется. Мотивы, по которым суды первой и апелляционной инстанций пришли к указанным выше выводам, подробно со ссылками на установленные судами обстоятельства и нормы материального и процессуального права изложены в оспариваемых судебных актах.
Отсутствие у административного истца возможности обеспечить себя горячей водой не обеспечивает гуманные условия для отбывания наказания и охраны здоровья с точки зрения соблюдения санитарно-эпидемиологических требований, создания благоприятных безопасных условий среды обитания, в связи с чем суд, с учетом требований разумности и справедливости, взыскал в пользу административного истца компенсацию за нарушение указанных условий отбывания наказания в размере 10 000 рублей.
Доводы кассационной жалобы административных ответчиков о том, что судами необоснованно применена инструкция СП 17-02, Свод правил 308.1325800.2017, что проектной документацией ФКУ СИЗО-4 УФСИН России по Хабаровскому краю не предусмотрена непрерывная круглогодичная подача горячей воды в камеры содержания, при этом в камеры и душевые учреждения подавалась горячая вода, однако, из-за жалоб осужденных на качество подаваемой воды ее подача была прекращена; в то же время в посёлке Эльбан Амурского муниципального района отсутствует горячее водоснабжение, и отсутствие горячего водоснабжения в камерах не связано с бездействием административных ответчиков, - не могут повлечь за собой отмену либо изменение обжалуемых судебных актов, поскольку судом установлено отсутствие горячего водоснабжения в камере административного истца и нарушение тем самым условий его содержания в исправительном учреждении.
Вопреки доводам кассационной жалобы административных ответчиков о том, что размер присужденной административному истцу компенсации за нарушение условий его содержания в исправительном учреждении не соответствует принципам разумности и справедливости, при определении размера компенсации за ненадлежащие условия содержания судом учтены характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых это нарушение допущено, его последствия, принцип разумности и справедливости соблюден, выводы судов относительно размера компенсации должным образом мотивированы. Разумность компенсации является оценочной категорией, четкие критерии ее определения применительно к тем или иным видам дел не предусматриваются, в каждом конкретном случае суд вправе определить такие пределы с учетом конкретных обстоятельств дела.
Критически оценивая доводы кассационной жалобы административного истца о необоснованно заниженной судом суммы компенсации, что не соответствует допущенным нарушениям условий его содержания в исправительном учреждении, кассационный суд считает взысканную судом компенсацию обеспечивающей соблюдение баланса между нарушенными правами административного истца и мерой ответственности государства.
Доводы кассационной жалобы Моногова С.М. повторяют его позицию, изложенную в административном исковом заявлении и апелляционной жалобе. Нижестоящими судами этим доводам дана надлежащая правовая позиция, оснований не согласиться с которой суд кассационной инстанции не усматривает.
Учитывая, что фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, предусмотренных статьей 328 КАС РФ, основания для отмены или изменения решения Амурского городского суда Хабаровского края от 29 июня 2022 года, апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 23 сентября 2022 года по доводам кассационных жалоб сторон не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Амурского городского суда Хабаровского края от 29 июня 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 23 сентября 2022 года оставить без изменения, кассационные жалобы Моногова С.М, ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, УФСИН России по Хабаровскому краю, ФСИН России - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.