Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Красиковой О.Е, судей Ненашевой Е.Н, Войтко С.Н, при секретаре судебного заседания Банниковой В.О, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-103/2022 по административному исковому заявлению ПАО "Россети Сибирь" к Республиканской службе по тарифам Республики Бурятия о признании недействующими в части приказов от 26 декабря 2018 года N 1/50, от 27 декабря 2021 года N 1/48, по апелляционной жалобе Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия на решение Верховного Суда Республики Бурятия от 12 августа 2022 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Красиковой О.Е, объяснения представителя Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия ФИО5, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения на апелляционную жалобу представителей ПАО "Россети Сибирь" ФИО3, ФИО4, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Мищенко Е.Ю, полагавшей решение не подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
приказом Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия (далее - РСТ Республики Бурятия) от 26 декабря 2018 года N1/50 определен размер необходимой валовой выручки территориальной сетевой организации ПАО "МРСК Сибири" - "Бурятэнерго", оказывающей услуги по передаче электрической энергии на территории Республики Бурятия, на период 2019 - 2023 годов (без учета оплаты потерь) с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.
В приказ ежегодно вносились изменения относительно размера необходимой валовой выручки на соответствующие периоды, приказом РСТ Республики Бурятия от 27 декабря 2021 года N1/46 внесены изменения в приложение к приказу, необходимая валовая выручка на 2022 год установлена в размере 5 591 876, 74 рублей
27 декабря 2021 года РСТ Республики Бурятия утвержден приказ N1/48 "О единых (котловых) тарифах на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Бурятия", который опубликован 30 декабря 2021 года на официальном Интернет-портале Правительства Республики Бурятия, 02 января 2021 года на официальном интернет портале правовой информации.
Согласно приложению N1 к данному приказу (пункт 1 таблица 1) необходимая валовая выручка без учета оплаты потерь на 2022 год для ПАО "Россети Сибирь" была определена в размере 4049 840, 63 рублей (без ФСК), 5 119 792, 02 тыс. рублей (с ФСК).
В приказ в последующем были внесены изменения: приказами РСТ Республики Бурятия от 24 января 2022 года N1/6, от 28 января 2022г. N 1/8, необходимая валовая выручка "Россети Сибирь" на 2022 год оставлена на прежнем уровне.
ПАО "Россети Сибирь", филиалом которого является ПАО "Россети Сибирь" - "Бурятэнерго", обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими с момента принятия: приказ РСТ Республики Бурятия от 26 декабря 2018 года N 1/50 (в редакции от 27 декабря 2021 года N1/46) "Об определении размера необходимой валовой выручки электросетевой организации ПАО "МРСК Сибири" - "Бурятэнерго", оказывающей услуги по передаче электрической энергии на территории Республики Бурятия, на 2019-2023 годы" (далее - Приказ N1/50) в части, устанавливающей необходимую валовую выручку ПАО "Россети Сибирь" (Бурятэнерго) (без учета оплаты потерь) на 2022 год в размере 5 591 876, 74 тыс. рублей; приказ РСТ Республики Бурятия от 27 декабря 2021 года N 1/48 (в редакции от 24 января 2022г. N1/6, от 28 января 2022г. N1/8) "О единых (котловых) тарифах на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Бурятия" (далее - Приказ N1/48) в части пункта 1 таблицы 1 приложения 1, устанавливающего необходимую валовую выручку без учета оплаты потерь, учтенную при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Республики Бурятия без ФСК в размере 4 049 840, 63 тыс. рублей, с ФСК - 5 119 792, 02 тыс. рублей.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что необходимая валовая выручка на 2022 год определена в экономически необоснованном размере, поскольку была неправомерно осуществлена корректировка экономически необоснованных доходов и расходов за предшествующие периоды (2017-2019 годы) в размере 573 050, 01 тыс. рублей, что не предусмотрено действующим тарифным законодательством. Кроме того, занижена корректировка неподконтрольных расходов на 2022 год в размере 71 558, 60 тыс. рублей. Основания для пересмотра ранее установленных тарифных решений отсутствовали, технической ошибки, подлежащей исправлению, не было. В результате указанных действий регулирующего органа необходимая валовая выручка организации определена неверно, в связи с чем тариф на передачу электрической энергии установлен в экономически необоснованном размере.
Решением Верховного Суда Республики Бурятия от 12 августа 2022 года административные исковые требования удовлетворены, оспариваемые положения нормативных правовых актов признаны недействующими с момента принятия.
В апелляционной жалобе представитель РСТ Республики Бурятия ФИО5 просит отменить решение суда ввиду неправильного применения норм материального права, несоответствия выводов суда обстоятельствам дела, принять новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований. В обоснование жалобы указывает, что возможность исключения из состава необходимой валовой выручки ранее учтенных экономически необоснованных расходов либо включение в расчет тарифов ранее не учтенных экономически обоснованных расходов регулируемой организации предусмотрены тарифным законодательством. РСТ Республики Бурятия устраняла техническую ошибку, допущенную при расчете, связанную с ошибочным оставлением в распоряжении административного истца сумм, не подлежащих изначальному включению.
Представителем ПАО "Россети Сибирь" ФИО3, участвующим в деле прокурором ФИО6 на апелляционную жалобу поданы возражения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений на нее, заслушав представителей сторон, заключение прокурора, судебная коллегия приходит к выводу об оставлении решения суда без изменения по следующим основаниям.
Законодательство Российской Федерации об электроэнергетике состоит из Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике), Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования), Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила регулирования цен), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1178, а также Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденные приказом Федеральной службы по тарифам от 17 февраля 2012 года N 98-э (далее - Методические указания N 98-э).
В соответствии с пунктом 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы) и (или) их предельные уровни, указанные в статье 23.1 настоящего Федерального закона, за исключением цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Судом установлено и не оспаривается лицами, участвующими в деле, что соответствующими публичными полномочиями на территории Республики Бурятия наделена Республиканская служба по тарифам Республики Бурятия (Положение о Республиканской службе по тарифам Республики Бурятия, утвержденного постановлением Правительства Республики Бурятия от 03 февраля 2005 года N 29), оспариваемые приказы приняты административным ответчиком в пределах предусмотренных законом полномочий, при наличии необходимого кворума, в установленной форме, опубликованы в предусмотренном законодательством порядке и подлежат применению в отношении административного истца.
Согласно пункту 12 Основ ценообразования одним из методов регулирования цен (тарифов) является метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, которая в соответствии с пунктом 2 Основ ценообразования представляет собой экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования.
В соответствии с абзацем 7 пункта 38 Основ ценообразования на основе долгосрочных параметров регулирования и планируемых значений параметров расчета тарифов, определяемых на долгосрочный период регулирования, регулирующие органы рассчитывают необходимую валовую выручку регулируемой организации на каждый год очередного долгосрочного периода регулирования.
В соответствии с абзацем 8 пункта 38 Основ ценообразования, Методических указаний N 98-э в течение долгосрочного периода регулирования регулирующими органами ежегодно производится корректировка необходимой валовой выручки, устанавливаемой на очередной период регулирования в соответствии с методическими указаниями, предусмотренными пунктами 32 и (или) 38 Основ ценообразования. По решению регулирующего органа такая корректировка может осуществляться с учетом отклонения фактических значений параметров расчета тарифов по итогам истекшего периода текущего года долгосрочного периода регулирования, за который известны отклонения фактических значений параметров расчета тарифов, от планировавшихся значений параметров расчета тарифов, а также изменение плановых показателей на следующие периоды.
В соответствии с пунктом 10 Методических указаний N 98-э результаты деятельности регулируемой организации учитываются при определении ежегодной корректировки необходимой валовой выручки в порядке, определенном пунктом 11 настоящих методических указаний.
Из пункта 11 Методических указаний N 98-э следует, что корректировка неподконтрольных расходов производится по формуле 7, путем определения отклонения фактических расходов от утвержденных на год, предшествующий текущему году, в котором подается тарифная заявка. В последующие годы долгосрочного периода регулирования корректировка неподконтрольных расходов происходит с таким же временным шагом.
Из материалов дела следует, что 28 апреля 2021 года ПАО "Россети Сибирь" обратилось с заявлением в РСТ Республики Бурятия о корректировке необходимой валовой выручки на 2022 год и установлении ее в размере 11 792 953 тыс. рублей, об установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии на 2022 год, приложив расчет и обосновывающие материалы, а также представив 16 ноября 2021 года дополнительные материалы.
21 мая 2021 года приказом РСТ Республики Бурятия N 1/3 открыто тарифное дело.
Из протокола заседания коллегии РСТ N 1/46 от 27 декабря 2021 года, экспертного заключения от 15 декабря 2021 года и пояснений экспертов РСТ Республики Бурятия ФИО7, ФИО8 судом установлено, что при проверке предложения организации и установлении необходимой валовой выручки на 2022 год помимо документов и расчетов, представленных ПАО "Россети Сибирь" в целях корректировки тарифа были повторно проанализированы расчеты и документы о фактической выручке и затратах за 2017-2019 года, послужившие основанием для установления тарифов на 2019-2021года, а именно, в целях устранения технических ошибок, допущенных при установлении тарифов на 2019 год, 2020 год, 2021 год, связанных с определением величины корректировки необходимой валовой выручки по доходам за 2017 год, 2018 год, 2019 год, исключены экономически необоснованные расходы (доходы) в размере (-)33 328, 32 тыс. рублей, (-) 143 100, 53 тыс. рублей, (-)113 120, 30 тыс. рублей соответственно. Также регулятором в целях приведения в соответствие с действующим законодательством устранены технические ошибки, допущенные при определении величины корректировки необходимой валовой выручки предприятия за 2019 года, в связи с чем величина экономически необоснованных расходов (доходов) учтена в необходимой валовой выручке на 2022 год размере (-)396 621, 15 тыс. рублей.
Суд первой инстанции, оценивая такой подход органа регулирования к корректировке необходимой валовой выручки ПАО "Россети Сибирь" на 2022 год, при котором были дополнительно исключены из расчета необоснованные расходы (доходы) за 2017 - 2019 годы, то есть не за предшествующий год, обоснованно сделан вывод о его противоречии тарифному законодательству, поскольку расчеты тарифного органа были связаны исключительно с переоценкой собственных тарифных решений о включении данных расходов (доходов) в необходимую валовую выручку на предыдущие периоды регулирования.
Судом обоснованно отклонены доводы административного ответчика о правомерности оспариваемых нормативных правовых актов со ссылкой на положения абзаца 11 пункта 7 Основ ценообразования, поскольку изменение ранее признанных экономически обоснованными доходов и расходов, положения данной нормы не предусматривают и не позволяют тарифному органу корректировать таким способом величину необходимой валовой выручки.
Суд первой инстанции правильно указал, что пункт 7 Основ ценообразования содержит закрытый перечень случаев, когда могут быть пересмотрены установленные цены (тарифы), к которым не относится исправление технических ошибок, допущенных при расчете цены (тарифа), данная норма не наделяет орган регулирования полномочиями в любое время пересматривать установленные тарифы.
Кроме того, решением Верховного Суда Республики Бурятия от 30 марта 2021 года были признаны недействующими приказы РСТ Республики Бурятия приказ от 26 декабря 2018 года N 1/50 и N 1/35 в части определения размера необходимой валовой выручки ПАО "МРСК" (Бурятэнерго") на 2020 год.
Принятые в целях исполнения данного решения приказы РСТ Республики Бурятия заменяющие приказы от 08 октября 2021 года N/27, N1/29 решением Верховного Суда Республики Бурятия от 01 марта 2022 года также были признаны недействующими в связи с тем, что регулирующий орган, нарушив ранее примененную методологию расчета, пересчитал необходимую валовую выручку организации с учетом иных дополнительно выявленных экономически необоснованные расходов у организации.
Решением Верховного Суда Республики Бурятия от 11 ноября 2021 года были признаны недействующими приказ Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 26 декабря 2018 года N 1/50 (в редакциях приказов от 25 декабря 2020 года N1/22, от 27 мая 2021 года N 1/15), приказ от 25 декабря 2020 года N 1/23 и приказ от 27 мая 2021 года N 1/17 в части, устанавливающей необходимую валовую выручку ПАО "МРСК Сибири" (Бурятэнерго) на 2021 год, где в качестве основания для признания нормативно-правовых актов недействующими суд установилнеправомерное перераспределение в целях сглаживания планируемых затрат регулируемой организации на оплату потерь электрической энергии на 2021 год и распределение неучтенных в 2019 году расходов с превышением установленного законом 5-летнего период.
Таким образом, тарифные решения за предыдущие периоды были предметом судебной проверки, а исходя из положений части 2 статьи 64, пункта 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, наличие вступивших в законную силу судебных актов, которыми проверена законность тарифных решений в полном объеме, исключает возможность пересмотра регулирующим органом тарифного решения (в данном случае размера экономически обоснованных расходов и доходов организации при корректировке необходимой валовой выручки) по иным, нежели установлено судом, основаниям.
В целом доводы апелляционной жалобы аналогичны позиции административного ответчика в суде первой инстанции и являлись предметом рассмотрения, в обжалуемом решении им дана надлежащая правовая оценка, аргументированно изложенная в судебном акте, не согласиться с которой у судебной коллегии оснований не имеется.
Судебная коллегия считает, что судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применен закон, подлежащий применению к данным правоотношениям, предусмотренные статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены и изменения решения в апелляционном порядке отсутствуют.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Верховного Суда Республики Бурятия от 12 августа 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение шести месяцев со дня его вынесения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационных жалобы (представления) через Верховный Суд Республики Бурятия.
Председательствующий
О Е. Красикова
Судьи
Е.Н. Ненашева
С.Н. Войтко
Мотивированное апелляционное определение составлено 31 января 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.