Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Красиковой О.Е, судей Ненашевой Е.Н, Войтко С.Н, при секретаре Банниковой В.О, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-122/2022 по административному исковому заявлению публичного акционерного общества "Россети Сибирь" к Региональной энергетической комиссии Кузбасса о признании недействующим в части нормативного правового акта с апелляционной жалобой административного истца публичного акционерного общества "Россети Сибирь" на решение Кемеровского областного суда от 04 октября 2022 года.
Заслушав доклад судьи Войтко С.Н, объяснения представителей административного истца публичного акционерного общества "Россети Сибирь" Кобылянского С.Н, Третьяковой О.А, представителя административного ответчика Региональной энергетической комиссии Кузбасса Шипачевой Е.Б, представителя заинтересованного лица общества с ограниченной ответственностью "Кузбасская энергосетевая компания" Медведевой О.В, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Скрипник М.А, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
публичное акционерное общество "Россети Сибирь" (далее - ПАО "Россети Сибирь", Общество) обратилось в Кемеровский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просило признать недействующими со дня принятия пункты 2, 20, 21, 25, 26, 27, 37, 38, 39, 54, 59, 65, 67, 87, 89, 96 Приложения к постановлению Региональной энергетической комиссии Кузбасса от 30 декабря 2021 года N 956 "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Кемеровской области - Кузбасса на 2022 год" (далее - Постановление N 956).
В обоснование заявленных требований указано на необеспечение собираемости необходимой валовой выручки, выручкой получаемой от потребителей по одноставочным и двухставочным котловым и индивидуальным тарифам в связи с неправильным расчетом последних, в том числе в связи с неправильным определением заявленной мощности потребителей. На основании неправильно рассчитанной тарифной выручки, получаемой от потребителей по одноставочным и двухставочным котловым тарифам, был определен избыток/недостаток средств, который участвует в расчете индивидуальных тарифов, установленные истцу индивидуальные тарифы рассчитаны неверно.
Решением Кемеровского областного суда от 04 октября 2022 года признано недействующим со дня принятия постановление Региональной энергетической комиссии Кузбасса от 30 декабря 2021 года N 956 "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Кемеровской области - Кузбасса на 2022 год" в части пунктов 2, 20, 21, 25, 26, 27, 37, 38, 39, 54, 59, 65, 67, 87, 89, 96 Приложения (индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Кемеровской области - Кузбасса на 2022 года).
На Региональную энергетическую комиссию Кузбасса возложена обязанность принять нормативный правовой акт, заменяющий указанное постановление признанное недействующим в части, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В апелляционной жалобе и дополнениях к ней административный истец ПАО "Россети Сибирь" просит изменить мотивировочную часть постановленного решения.
В обоснование доводов указывает на несогласие с выводами суда о том, что поскольку в соответствии с пунктами 2 и 8 Правил недискриминационного доступа ПАО "Россети Сибирь" (филиал ПАО "Россети Сибирь" - "Кузбассэнерго - РЭС") и ООО "Кузбасская энергосетевая компания" являются смежными сетевыми организациями, регулирующий орган правомерно рассчитал индивидуальный тариф на услуги по передаче электрической энергии исходя из обеспечения НВВ филиала "Кузбассэнерго-РЭС" за счет доходов от предоставления услуг смежным сетевым организациям и иным потребителям.
Для определения того, какая сетевая организация будет плательщиком по договору взаимного оказания услуг по передаче электрической энергии, необходимо определить в чью сеть осуществляется сальдированный переток электрической энергии. В этой связи административный истец считает, что именно ООО "Кузбасская энергосетевая компания" является плательщиком по договору оказания услуг по передаче электрической энергии, поскольку данная организация в конечном итоге выступает получателем услуг.
Суд первой инстанции, указывая на то, что сам процесс формирования котлового и индивидуального тарифов не всегда обусловлен только объемом передачи электрической энергии в сетях пары признаваемых смежными сетевых организаций и сложившейся схемой взаиморасчетов, не указывает чем еще обусловлен процесс формирования тарифов, как это учитывается при расчете тарифов и какими конкретно нормами тарифного законодательства это предусмотрено.
По мнению апеллянта, нарушение прав ПАО "Россети Сибирь", установленным индивидуальным тарифом в пользу ООО "Кузбасская энергосетевая компания", заключается в возложении на него противоречащей положениям действующего законодательства обязанности по оплате услуг по передаче электрической энергии им же и оказанных ООО "Кузбасская энергосетевая компания", а также в необеспечении РЭК Кузбасса реализации права административного истца на установление тарифа, в соответствии с порядком, предусмотренным действующим законодательством, а именно пунктом 52 Методических указаний N 20-э/2.
В письменных возражениях прокурор, участвовавший в деле, выражает мнение о законности судебного акта и необоснованности доводов апелляционной жалобы.
Общество с ограниченной ответственностью "Кузбасская энергосетевая компания" и Региональная энергетическая комиссия Кузбасса в своих возражениях на апелляционную жалобу просят отказать в ее удовлетворении, указывая на несогласие с представленными в ней доводами.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
На основании статей 150 и 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено при указанной явке.
По результатам рассмотрения дела, судебная коллегия по административным делам приходит к следующим выводам.
Законодательство Российской Федерации об электроэнергетике состоит из Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике), Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования), Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила регулирования цен), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1178, Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ России от 06 августа 2004 года N 20-э/2 (далее - Методические указания N 20-э/2), иных нормативных правовых актов.
Согласно пункту 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы) и (или) их предельные уровни, указанные в статье 23.1 настоящего Федерального закона, за исключением цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Пунктом 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике установлено, что государственному регулированию на оптовом и (или) на розничных рынках подлежат цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов).
Из пункта 3.3 Положения о Региональной энергетической комиссии Кузбасса, утвержденного постановлением Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 19 марта 2020 года N 142, следует, что Региональная энергетическая комиссия Кузбасса устанавливает цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней таких цен (тарифов).
Как правильно установлено судом первой инстанции, оспариваемое постановление принято уполномоченным органом с соблюдением формы и вида, в установленном порядке опубликовано.
В соответствии с абзацем 10 пункта 81 Основ ценообразования в качестве базы для расчета цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, используются объем отпуска электрической энергии потребителям и величина мощности, определяемая в соответствии с Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг и прогнозным балансом, а также величина потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям территориальных сетевых организаций, определяемая в соответствии с пунктами 38(1) и 40(1) настоящего документа.
Согласно абзацам 17 и 18 пункта 81 Основ ценообразования стоимость потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, включаемых в тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, определяется на основании прогнозных рыночных цен на электрическую энергию (мощность), продаваемую на оптовом рынке, определяемых по субъектам Российской Федерации с учетом официально опубликованных советом рынка данных о прогнозных свободных (нерегулируемых) ценах на электрическую энергию, цен на электрическую энергию (мощность), установленных для квалифицированных генерирующих объектов, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии, и информации об основных макроэкономических показателях прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, одобренного Правительством Российской Федерации на расчетный период регулирования, а также с учетом сбытовой надбавки и величины платы за услуги, оказание которых неразрывно связано с процессом снабжения потребителей электрической энергией и цены (тарифы) на которые подлежат государственному регулированию.
Из материалов дела усматривается, что филиал ПАО "Россети Сибирь" - Кузбассэнерго РЭС" является территориальной сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии на территории Кемеровской области.
Для Общества определен долгосрочный период регулирования с 2019 по 2023 годы.
30 апреля 2020 года филиал ПАО "Россети Сибирь" - Кузбассэнерго РЭС" обратился в адрес РЭК Кузбасса с заявлением об установлении регулируемых цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям на 2022 год с предоставлением обосновывающих материалов.
На основании анализа представленных документов регулирующим органом подготовлено экспертное заключение, в соответствии с которым необходимая валовая выручка Общества составила "данные изъяты". Данный размер НВВ административным истцом не оспаривался.
Между тем, по мнению административного истца, ввиду неверного определения регулирующим органом величины заявленной мощности потребителей сетевой организации и объемов полезного отпуска электрической энергии некорректно определена тарифная выручка и индивидуальный тариф на услуги по передаче электрической энергии.
Проанализировав положения абзаца 10 пункта 63 Основ ценообразования, пунктов 49, 52, 57 Методических указаний N 20-э/2, Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года N 861, исследовав представленные материалы, суд первой инстанции пришел к выводам о необоснованном увеличении РЭК Кузбасса заявленной мощности потребителей, а также о правомерном определении тарифной выручки, выразившейся в применении двухставочного тарифа. Судом указанным обстоятельствам дана надлежащая правовая оценка, с приведением убедительной аргументации, оснований не согласиться с которой у судебной коллегии не имеется. Приведенные выводы суда соответствуют обстоятельствам дела и в апелляционной жалобе не оспариваются.
Наряду с этим, судебная коллегия соглашается с выводами областного суда о несостоятельности требований административного истца о признании недействующим оспариваемого нормативного правового акта в части установленного индивидуального тарифа для взаиморасчетов с ООО "Кузбасская энергосетевая компания" по мотиву несоответствия установленного порядка оплаты договорной схеме взаиморасчетов, в соответствии с которой, плательщиком является ООО "Кузбасская энергосетевая компания".
Пунктом 25 Приложения к оспариваемому Постановлению N 956 установлен индивидуальный тариф ПАО "Россети Сибирь" - ООО "Кузбасская энергосетевая компания", плательщиком по которому является административный истец.
Отказывая в удовлетворении данного требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался положениями подпункта "г" пункта 41 Правил недискриминационного доступа, согласно которым при исполнении договора между территориальными сетевыми организациями, обслуживающими потребителей, расположенных на территории одного субъекта Российской Федерации, сторонами договора осуществляется взаимное предоставление услуг по передаче электрической энергии, при этом потребителями услуг являются обе стороны.
В силу абзаца 3 пункта 42 Правил недискриминационного доступа расчеты по заключенному территориальными сетевыми организациями договору осуществляются по тарифу на услуги по передаче электрической энергии, который определяется в отношении каждой из сторон такого договора и носит индивидуальный характер. При этом расходы территориальной сетевой организации на оплату предоставляемых в соответствии с указанным договором услуг включаются в экономически обоснованные расходы, учитываемые при установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии для иных потребителей ее услуг, а доходы другой стороны указанного договора от предоставляемых ею по этому договору услуг и доходы от услуг по передаче электрической энергии, предоставляемых иным потребителям, должны в сумме обеспечивать необходимую валовую выручку данной организации.
Как подтверждается материалами дела, РЭК Кузбасса установилаиндивидуальный тариф для взаиморасчетов между филиалом "Кузбассэнерго - РЭС" с ООО "Кузбасская энергосетевая компания" в соответствии со схемой взаиморасчетов, по которой плательщиком выступает административный истец, приняв во внимание, что ПАО "Россети Сибирь" собирает излишек тарифной выручки в целях перераспределения ее в пользу заинтересованного лица, при этом соответствующие расходы на сумму "данные изъяты". предусмотрены в необходимой валовой выручке административного истца.
Из представленных материалов также следует, что 01 января 2015 года между ПАО "Россети Сибирь" (ранее ОАО "МРСК Сибири") и ООО "Кузбасская энергосетевая компания" заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии N 2176/14, предметом которого является взаимное предоставление услуг по передаче электрической энергии путем осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электроэнергии через технические устройства электрических сетей, принадлежащих сторонам на праве собственности и (или) ином законном основании, и оплачивать друг другу услуги по передаче электроэнергии в порядке и сроки, установленные настоящем договором.
Согласно пунктам 6.1, 6.2 названного договора, он вступает в силу с 01 января 2015 года и действует по 31 декабря 2015 года с автоматической пролонгацией на следующий календарный год, в случае если ни одна из сторон не направила другой стороне, в срок не менее чем за месяц до окончания срока действия договора, уведомления, в том числе о внесении в него изменений.
Судом первой инстанции установлено, что 25 октября 2021 года ООО "Кузбасская энергосетевая компания" в адрес административного истца было направлено уведомление об изменении схемы расчетов по договору в соответствии с которым заинтересованным лицом, со ссылкой на отказ выступать котлодержателем "малого" котла с 01 января 2022 года, было предложено перейти на расчеты по схеме регулирования "котел сверху" с получением доходов от ПАО "Россети Сибирь" - Кузбассэнерго РЭС" по действующему договору.
При таких данных, с учетом установленных пунктами 6.1, 6.2 указанного выше договора условий и направления соответствующего уведомления ООО "Кузбасская энергосетевая компания" об изменении схемы расчетов по договору на схему с получением доходов от административного истца, судебная коллегия полагает, что ссылки апеллянта на указанный договор и установленную в нем схему взаиморасчетов не могут быть приняты в качестве безусловно подлежащих применению.
Вопреки доводам апелляционной жалобы процесс формирования котлового и индивидуальных тарифов регламентирован специальными нормативными правовыми актами в сфере тарифного регулирования, а не только гражданским законодательством, и определяется различными факторами, не всегда обусловленными только объемом передачи электрической энергии в сетях пары признаваемых смежными сетевых организаций.
Не основано на положениях действующего законодательства и утверждение апеллянта о том, что в чью пользу установлен сальдированный переток электрической энергии, тот должен являться плательщиком за услуги по передаче электрической энергии, поскольку из правовых норм, на которые ссылается административный истец, такой вывод не следует.
При установленных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии нарушений прав административного истца установленной РЭК Кузбасса на 2022 год схемой взаиморасчетов с ООО "Кузбасская энергосетевая компания".
Таким образом, апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы Кемеровского областного суда, они аналогичны позиции административного истца в суде первой инстанции, которой суд дал необходимую правовую оценку, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кемеровского областного суда от 04 октября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца публичного акционерного общества "Россети Сибирь" - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня его вынесения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационных жалобы, представления через Кемеровский областной суд.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 30 января 2023 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.