Пятый апелляционный суд общей юрисдикции в составе судьи судебной коллегии по административным делам Войтко С.Н., рассмотрев единолично, без проведения судебного заседания административное дело N 3а-84/2019 с частной жалобой представителя административного истца Областного государственного унитарного энергетического предприятия "Электросетевая компания по эксплуатации электрических сетей "Облкоммунэнерго" Гейнбихнер О.А. на определение Иркутского областного суда от 07 июля 2022 года о разъяснении способа и порядка исполнения исполнительного документа,
УСТАНОВИЛ:
решением Иркутского областного суда от 26 ноября 2019 года административное исковое заявление Областного государственного унитарного энергетического предприятия "Электросетевая компания по эксплуатации электрических сетей "Облкоммунэнерго" (далее - ОГУЭП "Облкоммунэнерго") удовлетворены частично.
Признаны недействующими со дня принятия:
- пункт 2 таблицы 1 приложения 1 "Необходимая валовая выручка ОГУЭП "Облкоммунэнерго" без учета оплаты потерь, учтенная при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в субъекте Российской Федерации" приказа Службы по тарифам Иркутской области от 28 декабря 2018 года N 545-спр "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Иркутской области на 2019 год", - пункт 2 таблицы 1 приложения 1 "Необходимая валовая выручка ОГУЭП "Облкоммунэнерго" без учета оплаты потерь, учтенная при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в субъекте Российской Федерации" приказа Службы по тарифам Иркутской области от 28 июня 2019 года N 117-спр "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Иркутской области на 2019 год", - пункт 2 таблицы 1 приложения 1 "Необходимая валовая выручка ОГУЭП "Облкоммунэнерго" без учета оплаты потерь, учтенная при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в субъекте Российской Федерации" приказа Службы по тарифам Иркутской области от 30 августа 2019 года N 192-спр "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Иркутской области на 2019 год", - абзац третий подпункта 2 пункта 2 приказа Службы по тарифам Иркутской области от 28 декабря 2018 года N 544-спр "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2019 год", в редакции приказов Службы по тарифам Иркутской области от 28 июня 2019 года N 116-спр "О внесении изменений в приказ Службы по тарифам Иркутской области от 28 декабря 2018 года N 544-спр" и от 30 августа 2019 года N 191-спр "О внесении изменений в приказы Службы по тарифам Иркутской области от 26 декабря 2014 года N 764-спр и от 28 декабря 2018 года N 544-спр", а также пункт 1 приложения "Индивидуальные
тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями (без НДС)" приказа Службы по тарифам Иркутской области от 28 декабря 2018 года N 544-спр "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2019 год", в редакции приказов Службы по тарифам Иркутской области от 28 июня 2019 года N 116-спр "О внесении изменений в приказ Службы по тарифам Иркутской области от 28 декабря 2018 года N 544-спр" и от 30 августа 2019 года N 191-спр "О внесении изменений в приказы Службы по тарифам Иркутской области от 26 декабря 2014 года N 764-спр и от 28 декабря 2018 года N 544-спр" в части установления для ОГУЭП "Облкоммунэнерго" необходимой валовой выручки и индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями.
Возложена обязанность на Службу по тарифам Иркутской области по принятию заменяющих нормативных правовых актов.
Также признан недействующим со дня принятия:
- пункт 2 "Базовый уровень подконтрольных расходов ОГУЭП "Облкоммунэнерго" приложения 1 "Долгосрочные параметры регулирования для территориальных сетевых организаций на территории Иркутской области, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций" приказа Службы по тарифам Иркутской области от 26 декабря 2014 года N 764-спр "Об установлении долгосрочных параметров регулирования для территориальных сетевых организаций на территории Иркутской области" в части установления для ОГУЭП "Облкоммунэнерго" базового уровня подконтрольных расходов на 2015 год.
На Службу по тарифам Иркутской области судом возложена обязанность по принятию заменяющего нормативного правового акта.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 01 июня 2020 года решение Иркутского областного суда от 26 ноября 2019 года оставлено без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения. В апелляционном определении суд апелляционной инстанции отметил, что при разрешении административного дела суд первой инстанции не учел, что ОГУЭП "Облкоммунэнерго", заявляя расходы на прибыль организации, предлагала включить в НВВ расходы на выплату единовременных пособий работникам при выходе на пенсию. При этом, как правильно указывала Служба по тарифам Иркутской области в своей апелляционной жалобе, регулируемая организация не указала в качестве основного условия для выплаты указанного единовременного пособия увольнение работника по собственному желанию. Исходя из чего суд апелляционной инстанции сделал вывод о том, что исключение тарифным органом затрат в этой части является верным, а выводы суда в данной части необоснованными.
Кассационным определением Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 15 октября 2020 года решение Иркутского областного суда от 26 ноября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 01 июня 2020 года оставлены без изменения.
10 декабря 2020 года Иркутским областным судом выдан исполнительный лист серии ФС N 006515092, на основании которого 31 декабря 2020 года судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению ИД неимущественного характера УФССП по Иркутской области возбуждено исполнительное производство N 20960/20/38052-ИП.
Служба по тарифам Иркутской области обратилась в Иркутский областной суд с заявлением о разъяснении способа и порядка исполнения исполнительного документа.
В обоснование указано, что все оспоренные в рамках административного дела N 3а-84/2019 статьи расходов Службы были соответствующим образом проанализированы и пересмотрены, начиная с 2015 года, и включены в состав НВВ ОГУЭП "Облкоммунэнерго" на 2021 и 2022 годы со ссылкой на соответствующий судебный акт, что свидетельствует о полном исполнении органом регулирования решения по настоящему делу. Однако 14 января 2021 года в Службу поступило постановление судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению ИД неимущественного характера УФССП по Иркутской области от 31 декабря 2020 года N 38052/20/64098 о возбуждении исполнительного производства. Учитывая наличие разногласий относительно исполнения Службой решения по административному делу N 3а-84/2019 и при этом отсутствие поручений либо разъяснений судебного пристава-исполнителя по исполнению Службой требования, содержащегося в исполнительном документе, орган регулирования не может определить каким способом и в каком порядке должен быть исполнен исполнительный документ, а также какие действия необходимо предпринять для окончания исполнительного производства. В связи с чем, Служба по тарифам Иркутской области полагала необходимым суду разъяснить способ и порядок исполнения исполнительного листа от 10 декабря 2020 года N ФС 006515092.
Определением Иркутского областного суда от 07 июля 2022 года заявление о разъяснении способа и порядка исполнения исполнительного документа удовлетворено.
В частной жалобе представитель административного истца ОГУЭП "Облкоммунэнерго", не соглашаясь с указанным судебным актом, просит его отменить и принять новый.
В обоснование указывает, что при принятии судом обжалуемого определения не учтены императивные нормы действующего законодательства Российской Федерации, которые существенным образом могли повлиять на сделанные судом выводы. Нормами действующего законодательства Российской Федерации закреплено право суда в случае, если в связи с признанием судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части выявлена недостаточная правовая урегулированность административных и иных публичных правоотношений, которая может повлечь за собой нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, - возложить на орган государственной власти, принявший оспариваемый нормативный правовой акт, обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный недействующим полностью или в части, что предусмотрено частью 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пунктом 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года N 63 "О рассмотрении судами споров об оплате энергии в случае признания недействующим нормативного правового акта, которым установлена регулируемая цена", пунктом 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами".
Указанные нормоположения прямо предусматривают возможность распространения действия принимаемых органами государственной власти субъектов нормативных правовых актов, направленных на приведение ранее принятых тарифных решений в соответствие с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике. В связи с чем, выводы суда являются незаконными и необоснованными, сделаны без учета вышеприведенных императивных специальных положений норм действующего законодательства Российской Федерации, регулирующих правоотношения в сфере ценообразования в электроэнергетике, позволяющих устранить допущенные органом государственной власти (регулятором) нарушения прав и законных интересов субъектов естественной монополии (электросетевых организаций) на экономически обоснованный размер НВВ при установлении тарифов для осуществления основных видов деятельности на каждый соответствующий долгосрочный период регулирования и восстановить баланс экономических интересов субъектов электроэнергетики, закрепленный в положениях статей 19, 20, 23.1, 23.2, 28, 32 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике".
По мнению апеллянта, по состоянию на 07 июля 2022 года Службой по тарифам Иркутской области решение Иркутского областного суда от 26 ноября 2019 года не исполнено, нормативные правовые акты, заменяющие отмененные судом приказы, не приняты. Также Службой не пересмотрен размер подконтрольных расходов, утвержденных с 2015 года и во всех последующих годах, а значит допущенная органом регулирования ошибка, подтвержденная решением суда, не исправлена.
В нарушение требований пункта 23 Правил N 1178 экспертные заключения Службы по тарифам Иркутской области по материалам тарифных дел ОГУЭП "Облкоммунэнерго" на 2020 год (по делу N 2019/15-э) по результатам исполнения решения Иркутского областного суда от 26 ноября 2019 года, на 2020-2024 годы, на 2021 год (по делу N 2020-32-э) в полном объеме не содержат приведенных необходимых экономических и правовых обоснований.
Апеллянт полагает, что поскольку для ОГУЭП "Облкоммунэнерго" предыдущим периодом регулирования относительно долгосрочного периода 2020-2024 годов является 2018 год, при расчете НВВ предприятия, на который также решением Иркутского областного суда от 26 ноября 2019 года были установлены, допущенные Службой существенные нарушения норм действующего законодательства о тарифном регулировании, то включение Службой в состав НВВ ОГУЭП "Облкоммунэнерго" в рамках тарифного регулирования на 2021 год приказом Службы от 25 декабря 2020 года N 487-спр "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2021 год" не будет являться исполнением настоящего решения.
Иркутским областным судом допущены существенные нарушения норм материального права и не применен закон, подлежащий применению, а именно не применены положения абзаца четвертого подпункта 7 Правил регулирования N 1178, пунктов 11, 12 Методических указаний N 98, пунктов 2, 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", а также неправильно применены положения части 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и пункт 7 Основ ценообразования N 1178.
По мнению апеллянта, суд первой инстанции допустил изменение существа исполнительного документа, изложив его в отличной от резолютивной части решения Иркутского областного суда от 26 ноября 2019 года редакции.
В письменных возражениях административный ответчик Служба по тарифам Иркутской области полагает, что определение суда является законным, а частная жалоба административного ответчика - необоснованной.
На основании статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации частная жалоба рассмотрена без проведения судебного заседания.
Проверив административный материал, изучив доводы частной жалобы, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае, если в связи с признанием судом нормативного правового акта недействующим полностью или в части выявлена недостаточная правовая урегулированность административных и иных публичных правоотношений, которая может повлечь за собой нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, суд вправе возложить на орган государственной власти, орган местного самоуправления, иной орган, уполномоченную организацию или должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт, обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный не действующим полностью или в части.
Аналогичное положение содержится в пункте 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами".
Частью 1 статьи 16 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что вступившие в законную силу судебные акты (решения, судебные приказы, определения, постановления) по административным делам, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, комиссий референдума, организаций, объединений, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 355 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае неясности требования, содержащегося в исполнительном документе, или неясности способа и порядка его исполнения взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе обратиться в суд, принявший судебный акт, с заявлением о разъяснении исполнительного документа, способа и порядка его исполнения.
По смыслу приведенных норм, разъяснение исполнительного документа, способа и порядка его исполнения - это один из способов устранения его недостатков. Исполнительный документ разъясняется при условии его неясности, противоречивости или нечеткости, затрудняющих исполнение решения.
Как установлено судом и следует из материалов административного дела, на момент рассмотрения судом настоящего заявления о разъяснении исполнительного документа приказы Службы по тарифам Иркутской области, положения которых признаны недействующими решением Иркутского областного суда от 26 ноября 2019 года по административному делу N 3а-84/2019, устанавливающие тарифное регулирование в отношении ОГУЭП "Облкоммунэнерго" на 2019 год, прекратили свое действие в связи с истечением срока, на который они были приняты, а в силу положений пункта 31 Правил регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1178, решение об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней обратной силы не имеет.
При таких данных, судом сделан обоснованный вывод, что в данной правовой ситуации восстановление нарушенного права ОГУЭП "Облкоммунэнерго" и исполнение решения Иркутского областного суда от 26 ноября 2019 года по административному делу N 3а-84/2019 возможно лишь путем принятия Службой иных нормативных правовых актов, заменяющих правовое регулирование, признанное решением суда незаконным.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявление административного ответчика Службы по тарифам Иркутской области о разъяснении способа и порядка исполнения исполнительного документа исходил из того, что органом регулирования фактически исполнен исполнительный документ - исполнительный лист серии ФС N 006515092 от 10 декабря 2020 года, выданный на основании решения Иркутского областного суда от 26 ноября 2019 года по административному делу N 3а-84/2019, с учетом апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 01 июня 2020 года.
Судебная коллегия находит выводы суда правильными и соответствующими представленным материалам.
Исполняя решение Иркутского областного суда от 26 ноября 2019 года по административному делу N 3а-84/2019 года, с учетом апелляционного определения от 01 июня 2020 года, Служба по тарифам Иркутского областного суда провела анализ всех расчетных и обосновывающих материалов ОГУЭП "Облкоммунэнерго", представленных им в орган регулирования в период с 2014 по 2020 годы по оспоренным в рамках административного дела N 3а-84/2019 статьям расходов.
На основании заключений экспертизы, проведенной органом регулирования при принятии нормативных правовых актов, заменяющих положения нормативных правовых актов признанных недействующими решением Иркутского областного суда от 26 ноября 2019 года по административному делу N 3а-84/2019, с учетом апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 01 июня 2020 года, Службой по тарифам Иркутской области приняты следующие нормативные правовые акты:
- приказ от 25 декабря 2020 года N 487-спр "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2021 год", которым одновременно внесены изменения в приказ Службы от 27 декабря 2019 года N 450-спр "Об установлении долгосрочных параметров регулирования для территориальных сетевых организаций на территории Иркутской области";
- приказ от 25 декабря 2020 года N 488-спр "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Иркутской области на 2021 год";
- приказ от 27 декабря 2021 года N 79-443-спр "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2022 год";
- приказ от 27 декабря 2021 года N 79-444-спр "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Иркутской области на 2022 год".
Анализ заключений экспертиз, проведенных в рамках тарифного регулирования, а также изданных во исполнение указанных выше судебных актов приказов органа регулирования, позволил суду первой инстанции прийти к обоснованному выводу о фактическом исполнении Службой по тарифам Иркутской области исполнительного документа - исполнительного листа N ФС 006515092 от 10 декабря 2020 года, выданного на основании решения Иркутского областного суда от 26 ноября 2019 года по административному делу N 3а-84/2019, с учетом апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 01 июня 2020 года.
Вместе с тем, как верно отмечено в обжалуемом судебном акте, разрешение вопроса о прекращении возбужденного на его основании исполнительного производства N 20960/20/38052-ИП не относится к компетенции суда по рассматриваемому заявлению Службы по тарифам Иркутской области о разъяснении способа и порядка исполнения исполнительного документа.
В этой связи областной суд, с учетом установленных по делу обстоятельств, счел возможным заявление органа регулирования о разъяснении способа и порядка исполнения исполнительного документа удовлетворить.
Вопреки утверждению апеллянта, в обжалуемом судебном акте существо решения Иркутского областного суда от 26 ноября 2019 года, с учетом апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 01 июня 2020 года, не изменено.
При разрешении заявления административного ответчика о разъяснении способа и порядка исполнения исполнительного документа судом первой инстанции не допущено изменений требований исполнительного документа, на Службу по тарифам Иркутской области не возложено дополнительных обязанностей, которые не были предметом рассмотрения по настоящему административному делу, а лишь более полно и ясно разъяснен способ и порядок исполнения исполнительного документа.
В целом доводы частной жалобы по существу сводятся к несогласию административного истца с установленными Службой по тарифам Иркутской области в отношении ОГУЭП "Облкоммунэнерго" размерами тарифов на услуги по передаче электрической энергии на последующие периоды регулирования - 2020, 2021 годы, что в свою очередь предметом рассмотрения административного дела N 3а-84/2019 не являлось.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены обжалуемого судебного акта по доводам жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 315 и 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
определение Иркутского областного суда от 07 июля 2022 года оставить без изменения, частную жалобу представителя административного истца Областного государственного унитарного энергетического предприятия "Электросетевая компания по эксплуатации электрических сетей "Облкоммунэнерго" Гейнбихнер О.А. - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение шести месяцев со дня его вынесения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационных жалобы, представления через Иркутский областной суд.
Судья С.Н. Войтко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.