Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Захарова Е.И, судей Никитиной Г.Н, Роженцевой Ю.В.
при секретаре Банниковой В.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело с использованием средств видео-конференц-связи N 3а-118/2022 по административному исковому заявлению публичного акционерного общества "Якутскэнерго" о признании недействующим в части Порядка проведения проверок соблюдения организациями условий предоставления субсидии на возмещение недополученных доходов и (или) финансовое обеспечение затрат, в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги, утвержденного приказом министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) от 1 марта 2022 года N 118-ОД, со дня утверждения указанного Порядка, с апелляционными жалобами министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия), государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) "Агентство субсидий" на решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 28 октября 2022 года, которым административные исковые требования удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Никитиной Г.Н, объяснения представителя министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) Сивцева Г.Л, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителя административного истца публичного акционерного общества "Якутскэнерго" Семёнушкина Е.Г, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гурлевой О.В, полагавшей решение суда подлежащим отмене в части, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
приказом министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) (далее также - Министерство) от 27 сентября 2017 года N 450-п утвержден Порядок предоставления субсидии организациям на возмещение недополученных доходов и (или) финансовое обеспечение затрат в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги.
Приказом министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) от 1 марта 2022 года N 118-ОД (далее - Приказ N 118-ОД) утвержден Порядок проведения проверок соблюдения организациями условий предоставления субсидии на возмещение недополученных доходов и (или) финансовое обеспечение затрат, в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги (далее - Порядок).
Подпунктом "г" пункта 1.4.2 Порядка установлено, что должностные лица объекта проверки обязаны обеспечивать беспрепятственный допуск лиц, входящих в состав проверочной группы, привлеченных специалистов и экспертов, к помещениям и территориям, программным продуктам, используемым объектам проверки, предъявлять результаты выполненных работ, оказанных услуг (ресурсов);
Ознакомление с актом производится в срок не более 2 рабочих дней с момента получения. При несогласии ответственных должностных лиц объекта проверки с изложенными фактами, акт подписывается с указанием на наличие замечаний и (или) пояснений (пункт 3.4.2 Порядка);
Согласно пункту 3.4.3 объект проверки вправе представить письменные замечания и (или) пояснения на акт проверки в письменной форме в течение 5 рабочих дней со дня получения акта проверки по установленной форме (Приложение 2).
Как следует из пункта 4.1.3 Порядка при проведении проверки в отношении поставщиков водоотведения осуществляется сопоставление данных поставщика водоотведения с данными поставщика водоснабжения.
В силу пункта 4.1.5 Порядка при проверке коммунальной услуги по отоплению учитывается распределение планового расхода топлива для отопления зданий по месяцам отопительного периода (в % к общему расходу) утвержденное постановлением Совета Министров Якутской АССР от 22 апреля 1986 года N 186 "О нормировании расхода тепла и топлива на отопление и горячее водоснабжение зданий в Якутской АССР".
Приказ N 118-ОД опубликован на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) "Агентство субсидий" и министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) 2 марта 2022 года.
ПАО "Якутскэнерго" обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением о признании недействующими вышеназванных норм Приказа N 118-ОД, как противоречащих положениям Федерального закона от 27 июля 2006 года N 153-ФЗ "О персональных данных", Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416 - ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354, а также постановления правительства Республики Саха (Якутия) от 26 сентября 2016 года N 337 "О способе оплаты коммунальной услуги за отопление на территории Республики Саха (Якутия)".
Так, в обоснование заявленных требований Общество указывает, что подпункт "г" пункта 1.4.2 Порядка обязывает раскрыть третьим лицам персональные данные, содержащиеся в программных продуктах. В связи с чем, ГКУ "Агентство субсидий" в нарушение положений федерального законодательства может осуществлять обработку персональных данных без согласия субъектов персональных данных. По мнению административного истца, срок ознакомления с актом проверки (2 дня со дня получения акта) и срок подачи на него письменных замечаний, пояснений в случае несогласия с актом (5 рабочих дней со дня получения акта проверки), являются неразумными, установлены без учета объема предоставляемых субсидируемых коммунальных услуг и, соответственно, объема обрабатываемой информации. При сопоставлении данных поставщика водоотведения с данными поставщика водоснабжения расхождения неизбежны, поскольку методы расчетов с потребителями разные (по нормативам, по показаниям приборов учета), имеются расхождения в количестве потребителей. Расхождения в количестве потребителей обусловлены тем, что у поставщиков нет доступа к базе данных зарегистрированных граждан, которое ведет МВД России на территории города Якутска. Таким образом, для корректного начисления каждый поставщик вынужден будет требовать от потребителей справку формы N 3 ежемесячно. Позиция административного ответчика, изложенная в пункте 4.1.5 Порядка, о распределении планового расхода топлива для отопления зданий по месяцам отопительного периода, является незаконной, что установлено вступившим в законную силу судебным актом.
Определением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 29 июня 2022 года к участию в деле привлечено в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, - государственное казенное учреждение Республики Саха (Якутия) "Агентство субсидий".
Определением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 8 сентября 2022 года настоящее административное дело передано по подсудности в суд общей юрисдикции.
Решением Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 28 октября 2022 года административные исковые требования удовлетворены частично. Постановлено признать с момента вступления решения в законную силу недействующими пункт 3.4.2. в части установленного срока ознакомления с актом проверки; пункт 3.4.3. в части установленного срока подачи на акт проверки письменных замечаний, пояснений в случае несогласия с актом; пункт 4.1.5 полностью Порядка проведения проверок соблюдения организациями условий предоставления субсидии на возмещение недополученных доходов и (или) финансовое обеспечение затрат, в связи с установлением льготных тарифов, утвержденный приказом от 1 марта 2022 года N 118-ОД министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия). В остальной части иска отказано.
Не согласившись с решением суда, министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) обратилось в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении административного иска отказать. В обоснование доводов жалобы указывает, что положения Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" не применяются к организации и осуществлению государственного финансового контроля и муниципального финансового контроля. Указанные виды контроля регулируются Бюджетным кодексом Российской Федерации. Признавая недействующим пункт 4.1.5 Порядка, суд первой инстанции неверно определилобстоятельства, имеющие значение для дела. Суд не исследовал нормативный правовой акт, регулирующий предоставление субсидий в Республике Саха (Якутия), на котором основан оспариваемый в части Порядок.
Государственное казенное учреждение Республики Саха (Якутия) "Агентство субсидий" (далее также - ГКУ "Агентство субсидий", Агентство) также обратилось в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции с апелляционной жалобой, в которой просит отменить принятый судебный акт, как постановленный с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для административного дела, а также неправильным применением норм материального права. Доводы жалобы аналогичны доводам апелляционной жалобы министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия).
Относительно доводов апелляционной жалобы министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) от публичного акционерного общества "Якутскэнерго", участвующего в деле прокурора поступили возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражений на них, заслушав мнение лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Как следует из положений подпункта 10 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает соблюдение получателями субсидий условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.
Согласно пункту 5 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации при предоставлении субсидий обязательным условием, включаемым в договоры о предоставлении субсидий и (или) в нормативные правовые акты, регулирующие их предоставление, является согласие получателей субсидий на осуществление главным распорядителем бюджетных средств и органами государственного (муниципального) финансового контроля проверок соблюдения ими условий, целей и порядка предоставления субсидий.
Согласно статье 5 Закона Республики Саха (Якутия) от 5 декабря 2013 года N 25-V "О льготных тарифах на сжиженный газ, электрическую и тепловую энергию (мощность), водоснабжение и водоотведение", пункту 1 постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 29 февраля 2016 года N 58 "Об определении исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия) уполномоченными на принятие актов, утверждающих порядки предоставления субсидий по статье 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации" Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) является одним из органов, уполномоченных на принятие актов об утверждении порядка предоставления субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия), в частности юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.
Во исполнение приведенных положений нормативных правовых актов Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) приказом от 27 сентября 2017 года N 450-п утвердило Порядок предоставления субсидии организациям на возмещение недополученных доходов и (или) финансовое обеспечение затрат связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги.
Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) от 1 марта 2022 года N 118-ОД утвержден Порядок проведения проверок соблюдения организациями условий предоставления субсидии на возмещение недополученных доходов и (или) финансовое обеспечение затрат, в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги.
Согласно пункту 1.1.2 Порядка главный распорядитель бюджетных средств в лице министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) передал полномочия по проведению проверок соблюдения организациями условий предоставления субсидии в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги ГКУ Республики Саха (Якутия) "Агентство субсидий".
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом, в пределах его компетенции, в соответствии с установленными требованиями, предъявляемыми к форме и виду, процедуре принятия и правилам введения его в действие.
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления о признания недействующим подпункта "г" пункта 1.4.2 Порядка в части слов: "программным продуктам", суд первой инстанции обоснованно руководствовался положениями Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152 "О персональных данных" и пришел к верному выводу, что ГКУ "Агентство субсидий", как орган, предоставляющий государственную услугу по предоставлению субсидий и, соответственно, осуществляющий полномочия по проведению проверок соблюдения получателями субсидий условий, целей и порядка предоставления субсидий, может осуществлять обработку персональных данных без согласия субъектов персональных данных.
Выводы суда первой инстанции подробно и аргументированно изложены в обжалуемом решении.
Признавая недействующими пункты 3.4.2 и 3.4.3 Порядка, суд первой инстанции исходил из того, что данные нормы противоречат положениям Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
С таким выводом судебная коллегия согласиться не может, поскольку он основан на неправильном применении норм материального права.
В силу пункта 8 части 4 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" положения настоящего Федерального закона не применяются к организации и осуществлению государственного финансового контроля и муниципального финансового контроля, который осуществляется в соответствии со статьей 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 265, статьей 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также соблюдения условий государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета.
Поскольку проверка соблюдения получателем субсидий условий предоставления субсидий, источником которых является бюджет субъекта Российской Федерации, в силу вышеназванных правовых норм является формой государственного финансового контроля, то положения Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" к спорным правоотношениям не применимы.
Иных оснований для признания недействующими вышеназванных пунктов Порядка судом не установлено.
При таких обстоятельствах, доводы апелляционных жалоб в указанной части заслуживают внимание, в связи с чем, решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Правильными являются выводы суда, что пункт 4.1.3 Порядка прав административного истца не нарушает, и по доводам административного истца не может быть признан недействующим, поскольку ПАО "Якутскэнерго" не является поставщиком водоотведения, таковым является АО "Водоканал".
Принимая решение о признании недействующим пункта 4.1.5 Порядка суд исходил из следующего.
Правительство Российской Федерации постановлением от 6 мая 2011 года N 354 утвердило Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее также - Правила).
Согласно пункту 42(1) Правил оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
В силу пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29 июня 2016 года N 603 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг" органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принять в отношении всех или отдельных муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, решение об изменении способа осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению (в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года). Указанное решение принимается не чаще одного раза в год в срок до 1 октября и подлежит опубликованию на официальном сайте органа государственной власти субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в течение 5 рабочих дней со дня его принятия.
Пунктом 1 постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 26 сентября 2016 года N 337 "О способе оплаты коммунальной услуги за отопление на территории Республики Саха (Якутия)" установлено, что оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется ежемесячно равными долями в течение календарного года в отношении муниципальных образований, расположенных на территории Республики Саха (Якутия), за исключением городского округа "Жатай".
Арбитражным судом Республики Саха (Якутия) при рассмотрении иска ПАО "Якутскэнерго" к Министерству ЖКХ и экономики Республики Саха (Якутия) и ГКУ "Агентство субсидий" о взыскании недополученного дохода (решение Арбитражного Суда Республики Саха (Якутия) от 30 ноября 2021 года) установлено, что ПАО "Якутскэнерго", как ресурсоснабжающая организация, правомерно начисляет плату за тепловую энергию согласно положениям постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 26 сентября 2016 года N 337, постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354, постановления Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 года N 124.
Таким образом, суд первой инстанции верно указал, что применение Приложения 10 постановления Совета Министров Якутской АССР от 22 апреля 1986 года N 186 "О нормировании расхода тепла и топлива на отопление и горячее водоснабжение зданий в Якутской АССР", которым предусмотрен порядок распределения планового расхода топлива по отдельным месяцам отопительного периода, к регулируемым отношениям по предоставлению субсидии в целях возмещения недополученных доходов в связи с установлением льготных тарифов, является необоснованным.
Позиция суда первой инстанции согласуется с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 29 марта 2011 года N 2-П, согласно которой, если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (далее - межтарифная разница), предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь.
Кроме того, по смыслу статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации недополученные доходы ресурсоснабжающей организации в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги должны быть возмещены в полном объеме.
Согласно разъяснению постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 6 декабря 2013 года N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей", возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение.
При этом данным публично-правовым образованием должна быть установлена компенсация потерь ресурсоснабжающей организации, вызванных межтарифной разницей.
Таким образом, предписания, содержащиеся в пункте 4.1.5 Порядка, согласно которым при проведении проверки коммунальной услуги по отоплению необходимо учитывать распределение планового расхода топлива, противоречит вышеизложенным положениям федерального законодательства и нарушает права Общества, как ресурсоснабжающей организации.
Ссылка представителя административного ответчика на судебную практику в данном случае о незаконности обжалуемого решения не свидетельствует, поскольку принятые судами судебные акты основаны на иных фактических обстоятельствах дела.
Руководствуясь статьями 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 28 октября 2022 года о признании недействующими: пункта 3.4.2. в части установленного срока ознакомления с актом проверки, пункта 3.4.3. в части установленного срока подачи на акт проверки письменных замечаний, пояснений в случае несогласия с актом отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административных исковых требований в указанной части отказать.
В остальной части решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 28 октября 2022 года оставить без изменения.
Настоящее апелляционное определение подлежит опубликованию в течение месяца со дня его вынесения на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru".
На апелляционное определение могут быть поданы кассационные жалобы, представление через Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в течение шести месяцев со дня его вынесения в Девятый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 27 января 2023 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.