Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Захарова Е.И, судей Роженцевой Ю.В, Никитиной Г.Н, при секретаре Ивановой В.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-412/2022 по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя Байрамова Г.И.о. к Службе по тарифам Иркутской области об оспаривании нормативных правовых актов в части
с апелляционной жалобой Байрамова Г.И.о. на решение Иркутского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ.
Заслушав доклад судьи Роженцевой Ю.В, объяснения представителей Службы по тарифам Иркутской области Чекурковой И.В, Патрикеевой А.В, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Скрипник М.А, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
индивидуальный предприниматель Байрамов Г.И.о обратился в Иркутский областной суд с административным исковым заявлением, в котором (с учетом уточнений) просил признать недействующим с момента принятия приказ Службы по тарифам Иркутской области от 24 ноября 2020 года N 313-спр "О внесении изменения в приказ службы по тарифам Иркутской области от 27 ноября 2019 года N 320-спр" в части установления одноставочного тарифа для потребителей, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения с 1 июля 2021 года по 31 декабря 2021 года и с 1 января 2022 года по 30 июня 2022 года в размере 1758, 99 руб.; признать недействующим с момента принятия приказ Службы по тарифам Иркутской области от 30 сентября 2021 года N 79-238-спр "О внесении изменения в приказ службы по тарифам Иркутской области от 27 ноября 2019 года N 320-спр" в части установления одноставочного тарифа для потребителей, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения с 1 января 2022 года по 30 июня 2022 года в размере 1758, 99 руб. и с 1 июля 2022 года по 31 декабря 2022 года в размере 1825, 60 руб.; возложить на Службу по тарифам Иркутской области обязанность по принятию нормативного правового акта, устанавливающего тариф на тепловую энергию в соответствии с фактическими документально подтвержденными затратами на закупку угля, транспортировку, в связи с увеличением отапливаемой площади.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что во исполнение письма Службы по тарифам Иркутской области от 31 марта 2021 года N 02-79-597/21 им в срок до 1 мая 2021 года было представлено предложение об установлении тарифов в сфере теплоснабжения на 2022 год, а также необходимые документы. С учетом того, что с сентября 2021 года цена на уголь и транспортные расходы увеличились, административным истцом в Службу дополнительно были направлены подтверждающие документы. Заявитель полагал, что на момент рассмотрения вопроса об установлении ему тарифов на тепловую энергию 24 сентября 2021 года им по запросу Службы были представлены в полном объеме документы, обосновывающие его фактические затраты на поставку и перевозку угля, которые составили 1670, 00 руб. за 1 тонну. Приказом Службы от 30 сентября 2021 года N 79-238-спр внесены изменения в приказ Службы от 27 ноября 2019 года N 320-спр и установлен тариф на тепловую энергию на периоды с 1 июля 2021 года по 31 декабря 2021 года и с 1 января 2022 года по 30 июня 2022 года в размере 1758, 99 руб. Данный приказ, по мнению Байрамова Г.И.о, является незаконным, а установленные ему тарифы на тепловую энергию на 2022 год экономически необоснованными (заниженными), так как при расчете тарифа установлен объем выработки тепловой энергии в размере 1825, 60 Гкал без учета новых абонентов, а цена топлива необоснованно Службой учтена в размере 1284, 95 руб./т, данный тариф утвержден с 1 июля 2022 года, что вынуждает административного истца до этого срока поставлять тепловую энергию по тарифу 2021 года и нести убытки вследствие того, что стоимость топлива существенно занижена.
Также полагал, что Служба при установлении тарифа на теплоснабжение нарушила последовательность применения источников информации о ценах, определенную пунктом 28 Основ ценообразования и произвела самостоятельный расчет только по правилам, установленных пунктом 31 Основ ценообразования, без учета подпункта "в" пункта 28 Основ ценообразования.
Решением Иркутского областного суда от 14 июля 2022 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе Байрамов Г.И.о просит решение суда первой инстанции отменить, принять новое решение, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. В обоснование доводов жалобы указывает на то, что обязанность по учету экономически обоснованных расходов согласно пункту 13 Основ ценообразования возложена на орган регулирования, однако за все периоды установления тарифа указанным органом экономически обоснованные расходы не были включены в необходимую валовую выручку. Единые цены, установленные ООО "Разрез Велистовский" для всех групп потребителей, аналогичны и не превышают цен, установленных для административного истца в договорах, однако суд это не учел это при принятии решения, ссылаясь на то, что им не были проведены торги. Также судом не было учтено то, что заседание Правления Службы по тарифам Иркутской области состоялось 24 сентября 2021 года, до заседания Правления все обосновывающие документы, подтверждающие увеличение отапливаемой площади и увеличение стоимости угля, в распоряжении Службы по тарифам Иркутской области уже находились, однако в заключении экспертизы увеличение отапливаемой площади за счет присоединения трех квартир и увеличение стоимости угля отражения не нашли.
Относительно изложенных в апелляционной жалобе доводов административным ответчиком и прокурором, участвующим в деле, представлены возражения, в которых они просят решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании представители Службы по тарифам Иркутской области Чекуркова И.В, Патрикеева А.В. возражали против удовлетворения апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещались надлежащим образом.
На основании статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав объяснения лиц, участвующих в судебном заседании суда апелляционной инстанции, заключение прокурора, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Государственное регулирование тарифов на тепловую энергию осуществляется Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) и постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", которым в том числе утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования и Правила регулирования тарифов), а также Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 года N 760-э (далее - Методические указания).
Согласно подпункту "а" пункта 18 статьи 2 Закона о теплоснабжении реализация тепловой энергии (мощности), теплоносителя, за исключением установленных названным законом случаев, при которых допускается установление цены реализации по соглашению сторон договора, в том числе установление по соглашению сторон договора цены на тепловую энергию (мощность) не выше предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям единой теплоснабжающей организацией в ценовых зонах теплоснабжения, относится к регулируемому виду деятельности в сфере теплоснабжения, при ведении которой расчеты за товары, услуги в сфере теплоснабжения осуществляются по ценам (тарифам), подлежащим в соответствии с названным законом государственному регулированию.
Полномочиями на установление тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям, наделены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (пункт 1 части 2 статьи 5, пункт 1 части 3 статьи 7 и пункт 4 части 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении).
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, оспариваемые в части нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом, с соблюдением установленных законом требований к форме, процедуре принятия и порядку опубликования.
Согласно пункту 52 Основ ценообразования долгосрочные тарифы устанавливаются органом регулирования для регулируемой организации в числовом выражении или в виде формул отдельно на каждый год долгосрочного периода регулирования на основании определенных органом регулирования для такой регулируемой организации значений долгосрочных параметров регулирования ее деятельности и иных прогнозных параметров регулирования. Значения долгосрочных параметров регулирования деятельности регулируемой организации, для которой устанавливаются такие тарифы, определяются органом регулирования на весь долгосрочный период регулирования, в течение которого не пересматриваются, за исключением их пересмотра в соответствии с настоящим документом.
При регулировании тарифов с применением метода индексации установленных тарифов такие тарифы устанавливаются на срок не менее 5 расчетных периодов регулирования или при первом применении - на срок не менее 3 расчетных периодов регулирования (пункт 72 Основ ценообразования).
В соответствии с пунктом 39 Правил регулирования тарифов решение о пересмотре цен (тарифов), проводимом с целью учета корректировок долгосрочных тарифов по основаниям, предусмотренным Основами ценообразования, принимается в соответствии с пунктами 13 - 35 настоящих Правил.
Регулируемая организация до 1 мая года, предшествующего очередному расчетному периоду регулирования, представляет в орган регулирования предложение об установлении цен (тарифов) и заявление о выборе метода регулирования тарифов. В случае применения в отношении регулируемой организации метода обеспечения доходности инвестиционного капитала, метода индексации установленных тарифов или метода сравнения аналогов заявление о выборе метода регулирования тарифов представляется в орган регулирования до 1 мая последнего года долгосрочного периода регулирования (пункт 13 Правил регулирования тарифов).
Пунктом 15 Правил регулирования тарифов предусмотрено, что предложение об установлении цен (тарифов) состоит из заявления регулируемой организации об установлении цен (тарифов) и необходимых материалов. Также в указанном пункте приведен перечень информации, которая должна быть указана в заявлении об установлении цен (тарифов).
В пункте 16 Правил регулирования тарифов перечислен перечень документов и материалов, которые должны быть приложены к заявлению об установлении цен (тарифов).
Судом установлено, что приказом Службы по тарифам Иркутской области (далее - Служба, орган регулирования) от 27 ноября 2019 года N 320-спр "Об установлении долгосрочных тарифов на тепловую энергию, поставляемую потребителям индивидуальным предпринимателем Г.И.о Байрамовым (ИНН 383201226500, котельная школы) на территории рабочего поселка Куйтун" на период с 1 января 2020 года по 31 декабря 2024 года установлены долгосрочные тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям индивидуальным предпринимателем Байрамовым Г.И.о (котельная школы) на территории рабочего поселка Куйтун, с календарной разбивкой (приложение 1); долгосрочные параметры регулирования деятельности индивидуального предпринимателя Байрамова Г.И.о, устанавливаемые на 2020 - 2024 годы для формирования тарифов с использованием метода индексации установленных тарифов (приложение 2).
Во исполнение положений пунктов 52, 72 Основ ценообразования Службой осуществлена корректировка долгосрочных тарифов на тепловую энергию, поставляемую потребителям индивидуальным предпринимателем Байрамовым Г.И.о: на 2021 год путем издания приказа Службы от 24 ноября 2020 года N 313-спр "О внесении изменений в приказ Службы по тарифам Иркутской области от 27 ноября 2019 года N 320-спр", затрагивающего период с 1 июля 2021 года по 30 июня 2022 года; на 2022 год путем издания приказа от 30 сентября 2021 года N 79-238-спр "О внесении изменения в приказ службы по тарифам Иркутской области от 27 ноября 2019 года N 320-спр", затрагивающего период с 1 июля 2022 года по 31 декабря 2022 года.
Обращаясь с административным иском об оспаривании в части приказов Службы, в соответствии с которыми была произведена корректировка долгосрочных тарифов на 2021-2022 годы, Байрамов Г.И.о указал на то, что Службой не учтена фактическая цена приобретения угля, расходы на его транспортировку, не учтено увеличение размера выработки тепловой энергии в связи с увеличением числа потребителей, дополнительного подключения к теплоснабжению трех абонентов, неправильного применения положений пунктов 28, 29, 30 Основ ценообразования.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из правомерности действий тарифного органа.
Судебная коллегия с данным выводом суда соглашается, находя его верным, основанным на правильном применении норм материального права, соответствующим фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии с пунктом 34 Основ ценообразования (в редакции, действующей на момент принятия оспариваемых приказов) расходы регулируемой организации на топливо определяются как сумма произведений следующих величин по каждому источнику тепловой энергии: 1) удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии; 2) плановая (расчетная) цена на топливо с учетом затрат на его доставку и хранение; 3) расчетный объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источника тепловой энергии.
Согласно пункту 28 Основ ценообразования при определении плановых (расчетных) значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) и расходах в следующем порядке: а) установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию; б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов; в) прогнозные показатели и основные параметры, определенные в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант). На период до одобрения Правительством Российской Федерации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период используются прогнозные показатели и основные параметры, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, в том числе: прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году); цены на природный газ; предельные темпы роста тарифов и динамика цен (тарифов) на товары (услуги) субъектов естественных монополий и услуги жилищно-коммунального комплекса (в среднем за год к предыдущему году) для соответствующей категории потребителей; динамика цен (тарифов) на товары (услуги) (в среднем за год к предыдущему году).
Как следует из пункта 29 Основ ценообразования, при определении обоснованности фактических значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) в следующем порядке: а) установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию; б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов; в) рыночные цены, сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе на биржах, функционирующих на территории Российской Федерации; г) рыночные цены, сложившиеся в соответствующем субъекте Российской Федерации, информация о которых предоставляется независимыми специализированными информационно-аналитическими организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах.
При отсутствии данных, указанных в пункте 29 Основ ценообразования, обоснованность фактических значений расходов (цен) определяется с использованием официальной статистической информации, предоставляемой или распространяемой субъектами официального статистического учета для соответствующего субъекта Российской Федерации в установленном порядке. Применяемая цена определяется как расчетная цена, сложившаяся за предшествующие 3 года с учетом прогнозных индексов изменения цены по соответствующей отрасли (пункт 30 Основ ценообразования).
При определении плановых (расчетных) и фактических значений расходов должны использоваться нормы и нормативы, предусмотренные законодательством Российской Федерации о бухгалтерском и налоговом учете и законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения. При отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов допускается использовать в расчетах экспертные оценки, основанные на отчетных данных, представляемых организацией, осуществляющей регулируемую деятельность (пункт 31 Основ ценообразования).
Проанализировав приведенные нормативные положения, исследовав материалы тарифных дел и заключения экспертиз по делам о корректировке тарифов, суд первой инстанции установил, что в связи с отсутствием в числе предоставленных административным истцом документов договоров на поставку угля и его транспортировку, заключенных на торгах, Службой при расчете тарифов на 2021 и 2022 годы правомерно использовались источники информации о ценах, указанные в подпункте "в" пункта 28 Основ Ценообразования, и обоснованно применены прогнозные индексы к фактически сложившейся цене по данным административного истца.
Доказательств, опровергающих правильность данного расчета, административным истцом суду представлено не было.
Судом также дана оценка доводам заявителя о заниженном объеме выработки тепловой энергии при установлении тарифа на 2021 год.
В ходе судебного разбирательства установлено, что административным истцом в сентябре 2021 года к системе теплоснабжения были подключены дополнительно 3 абонента, с которыми были заключены договоры на оказание услуг теплоснабжения.
Байрамовым Г.И.о письмом от 7 ноября 2020 года в Службу были направлены копии документов, в том числе реестр договоров на оказание услуг отопления в 2019-2020 годах.
По состоянию на 2020 года увеличения отапливаемой административным истцом площади не имело место, так как договоры на оказание услуг теплоснабжения с тремя новыми абонентами заключены в сентябре 2021 года и при корректировке тарифов на 2021 год учтены быть не могли.
При расчете тарифов на 2022 год Службой вопреки утверждениям апеллянта факт увеличения отапливаемой площади был учтен, что подтверждается материалами дела.
Расчет объема полезного отпуска тепловой энергии населению на нужды отопления, учтенный в тарифах на 2022 год, произведен Службой в соответствии с пунктом 22(1) Основ ценообразования, согласно которому, расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии, реализация которой необходима для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей, определяется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями с учетом фактического полезного отпуска тепловой энергии за последний отчетный год и динамики полезного отпуска тепловой энергии указанным категориям потребителей за последние 3 года.
С учетом того, что статистическая отчетность, содержащая сведения об объемах полезного отпуска тепловой энергии для оказания коммунальных услуг по отоплению населению и приравненным к нему категориям потребителей за последний отчетный год и за три последних года. Байрамовым Г.И.о в рамках кампании по тарифному регулированию на 2022 год представлена не была, Службой для определения полезного отпуска тепловой энергии населению использованы данные базового периода, представленные администрацией Куйтунского муниципального образования в Службу в формате шаблонов ФГИС ЕИАС ФАС России OREP.KU.2021.MONTHLY "Изменение размера платы граждан за коммунальные услуги, связанное с установленными тарифами для населения и нормативами потребления коммунальных услуг в муниципальных образованиях субъектов Российской Федерации" за август 2021 год с учетом письма Куйтунского городского поселения от 21 сентября 2021 года N 1500 о подключении абонентов к системе теплоснабжения, а также необходимости корректировки площади оттапливаемых помещений в связи с уточнением по итогам ревизии, что действующему законодательству в сфере теплоснабжения не противоречит.
При таких обстоятельствах, исходя из установленного Службой административному истцу объема полезного отпуска на 2022 год, суд правомерно пришел к выводу о несостоятельности доводов административного истца в части невключения в расчет необходимой валовой выручки на 2022 год его расходов на отопление дополнительных площадей трех потребителей подключенных в системе отопления в сентябре 2021 год применительно к принятой Службой на 2022 год стоимости угля и его доставки.
Как верно указал суд, многократное изменение стоимости угля и его транспортировки, а также с 1 сентября 2021 года количества подключенных абонентов к системе теплоснабжения не является основанием для досрочного пересмотра действующих тарифов, установленных на год тарифного регулирования, в который произошли указанные изменения, поскольку в соответствии с пунктом 7 Правил регулирования тарифов цены (тарифы) вводятся в действие с начала очередного года на срок не менее 1 финансового года, при этом перечень случаев установления тарифов с иной даты (не с начала очередного года) является закрытым и приведен в указанном пункте, который случаев изменения количества подключенных абонентов к системе теплоснабжения, а равно изменения стоимости топлива не содержит.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, сводятся к несогласию с ними, основаны на ошибочном толковании норм материального права, повторяют позицию административного истца в суде первой инстанции, которой суд дал надлежащую правовую оценку, в связи с чем не могут служить основанием для отмены решения суда, которое является законным и обоснованным.
Предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Иркутского областного суда от 14 июля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Байрамова Г.И.о. - без удовлетворения.
На апелляционное определение могут быть поданы кассационные жалоба, представление через Иркутский областной суд в течение шести месяцев со дня вынесения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 27 декабря 2022 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.