Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мулярчика А.И, судей Сучковой Е.Г, Тертишниковой Л.А, при секретаре судебного заседания Косьяненко В.К, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-119/2022 по административному исковому заявлению акционерного общества "Омскшина" об оспаривании решений Бюджетного учреждения Омской области "Омский центр кадастровой оценки и технической документации" и установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, по апелляционной жалобе представителя административного ответчика Бюджетного учреждения Омской области "Омский центр кадастровой оценки и технической документации" - Белоконя Дмитрия Игоревича на решение Омского областного суда от 05 сентября 2022 года, которым исковые требования удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Пятого апелляционного суда общей юрисдикции Сучковой Е.Г, пояснения представителя акционерного общества "Омскшина" - Тихонова М.Ю, возражавшего против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
Акционерное общество "Омскшина" (далее - АО "Омскшина") обратилось в Омский областной суд с административным исковым заявлением об оспаривании решений Бюджетного учреждения Омской области "Омский центр кадастровой оценки и технической документации" (далее - Бюджетное учреждение Омской области) N ОРС-55/2021/000227, N ОРС-55/2021/000228, N ОРС-55/2021/000229, N ОРС-55/2021/000230, N ОРС-55/2021/000231, N ОРС-55/2021/000232, N ОРС-55/2021/000233, N ОРС-55/2021/000234, N ОРС-55/2021/000235, N ОРС-55/2021/000236 от 18 августа 2021 года об отказе в установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости, установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами N, N, N, N, N, N, N, N, N, N в размере их рыночной стоимости по состоянию на 15 февраля 2021 года.
В обоснование заявленных требований указано, что АО "Омскшина" является собственником земельных участков с кадастровыми номерами N, N, N, N, N, N, N, N, N. Кроме того, земельный участок с кадастровым номером N принадлежит административному истцу на праве постоянного (бессрочного) пользования. Кадастровая стоимость данных объектов недвижимости значительно превышает их рыночную стоимость, определенную в представленном отчете об оценке N 14/21 от 29 апреля 2021 года, чем нарушаются права и законные интересы административного истца как налогоплательщика.
Решением Омского областного суда от 05 сентября 2022 года административное исковое заявление АО "Омскшина" удовлетворено частично, установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N в размере 5 358 304 рублей, с кадастровым номером N в размере 124 446 854 рублей, с кадастровым номером N в размере 7 889 850 рублей, с кадастровым номером N в размере 32 883 137 рублей, с кадастровым номером N в размере 9 898 064 рублей, с кадастровым номером N в размере 5 432 266 рублей, с кадастровым номером N в размере 201 200 585 рублей, с кадастровым номером N в размере 5 287 171 рублей, с кадастровым номером N в размере 1 964 652 рублей, с кадастровым номером N в размере 18 030 113 рублей по состоянию на 15 февраля 2021 года, в остальной части административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе представитель Бюджетного учреждения Омской области - Белоконь Д.И. просит вышеуказанное решение отменить, отказав в удовлетворении административных исковых требований в полном объеме. В обоснование своей позиции указывает, что судом при удовлетворении требования об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости нарушены положения Федерального закона от 03 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", который предусматривает внесудебный порядок определения рыночной стоимости объекта недвижимости. Установление кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости в судебном порядке возможно только в случае признания незаконным решения бюджетного учреждения.
Представителем административного истца АО "Омскшина" Тихоновым М.Ю. относительно доводов апелляционной жалобы представлен отзыв, где решение суда просят оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции явился представитель АО ""Омскшина" - Тихонов М.Ю.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом и своевременно, о причинах неявки суд не уведомили.
На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя АО "Омскшина" - Тихонова М.Ю, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Как следует из статьи 24 Федерального закона от 03 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", к отношениям, возникающим в связи с проведением государственной кадастровой оценки, пересмотром и оспариванием ее результатов, устанавливается переходный период применения данного закона с 1 января 2017 года до 1 января 2023 года. В течение переходного периода государственная кадастровая оценка может проводиться в соответствии с Федеральным законом N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" или Федеральным законом N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" с учетом особенностей, предусмотренных федеральными законами. Решение о дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с названным Федеральным законом принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Омской области от 16 декабря 2020 года N 542-п установлено, что применение на территории Омской области положений статьи 22.1 Федерального закона от 03 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости осуществляется с 01 января 2021 года.
В соответствии с частью 1 статьи 22.1 Федерального закона от 03 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" кадастровая стоимость объекта недвижимости может быть установлена бюджетным учреждением в размере рыночной стоимости соответствующего объекта недвижимости по заявлению юридических и физических лиц, если кадастровая стоимость затрагивает права или обязанности этих лиц, а также органов государственной власти и органов местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей).
В соответствии с пунктом 2 части 11 статьи 22.1 Федерального закона от 03 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" бюджетное учреждение вправе принять решение об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости в связи с использованием неполных и (или) недостоверных сведений, расчетными или иными ошибками, повлиявшими на итоговый результат определения рыночной стоимости такого объекта недвижимости, нарушением требований законодательства об оценочной деятельности при составлении отчета об оценке рыночной стоимости такого объекта недвижимости.
Согласно части 15 статьи 22.1 Федерального закона от 03 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" решение бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства. Одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в суд может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
Согласно разъяснениям, данным в абзаце 1, 6 пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", с заявлением, административным исковым заявлением (далее - заявление) о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Из материалов административного дела следует, что АО "Омскшина" является собственником земельных участков с кадастровыми номерами N, N, N, N, N, N, N, N, N, а земельный участок с кадастровым номером 55:36:120306:138 принадлежит административному истцу на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Приказом Министерства имущественных отношений Омской области от 20 ноября 2020 года N 45-п "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории Омской области" установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N в размере 11 703 743, 28 рублей, с кадастровым номером N в размере 224 495 771, 53 рублей, с кадастровым номером N в размере 33 727 040, 18 рублей, с кадастровым номером N в размере 51 319 707, 12 рублей, с кадастровым номером N в размере 21 673 240, 77 рублей, с кадастровым номером N в размере 10 836 442, 52 рублей, с кадастровым номером N в размере 407 762 296, 4 рублей, с кадастровым номером N в размере 11 352 398, 4 рублей, с кадастровым номером N в размере 3 998 635, 2 рублей, с кадастровым номером N в размере 33 905 456 рублей по состоянию на 15 февраля 2021 года. Сведения в Единый государственный реестр недвижимости внесены 20 января 2021 года.
20 июля 2021 года АО "Омскшина" обратилось в Бюджетное учреждение Омской области с заявлениями об установлении кадастровой стоимости вышеуказанных земельных участков по состоянию на 15 февраля 2021 года на основании отчета об оценке N 14/21 от 29 апреля 2021 года, выполненного ИП ФИО8
Решениями Бюджетного учреждения Омской области N ОРС-55/2021/000227, N ОРС-55/2021/000228, N ОРС-55/2021/000229, N ОРС-55/2021/000230, N ОРС-55/2021/000231, N ОРС-55/2021/000232, N ОРС-55/2021/000233, N ОРС-55/2021/000234, N ОРС-55/2021/000235, N ОРС-55/2021/000236 от 18 августа 2021 года отказано в установлении кадастровой стоимости спорных земельных участков в размере их рыночной стоимости, указано, что представленный отчет об оценке не является документом, содержащим сведения доказательственного значения, поскольку имеет нарушения положений действующего законодательства и методологии оценочной деятельности Российской Федерации.
Проанализировав положения федерального и регионального законодательства, регулирующего спорные правоотношения, суд первой инстанции верно исходил из того, что оспариваемые решения приняты правомочным органом в соответствии с компетенцией, предоставленной законом и иными нормативными правовыми актами.
Определением Омского областного суда от 02 февраля 2022 года по данному административному делу назначена судебная экспертиза с целью проверки соответствия отчета об оценке N 14/21 от 29 апреля 2021 года требованиям законодательства об оценочной деятельности, а также установлении рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами N, N, N, N, N, N, N, N, N, N
Из заключения эксперта N 630/2-4 от 28 июля 2022 года, выполненного ФБУ Омская лаборатория судебной экспертизы Минюста России, следует, что представленный административным истцом отчет об оценке не соответствует федеральному законодательству в сфере оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки.
Отказывая в удовлетворении административного иска в части признания незаконным решений Бюджетного учреждения Омской области, суд первой инстанции обоснованно указал, что у Бюджетного учреждения Омской области имелись предусмотренные пунктом 2 части 10 статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценки" основания для отказа в удовлетворении заявлений в установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, поскольку представленный административным истцом отчет об оценке составлен с нарушением действующего законодательства, что подтверждено в результате проведения судебной экспертизы. Кроме того, оспариваемые решения были приняты уполномоченным учреждением с соблюдением порядка и формы их принятия.
Указанные выводы суда первой инстанции судебная коллегия находит обоснованными, поскольку они подробно и должным образом мотивированны в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела и основаны на положениях действующего законодательства.
Кроме того, из заключения эксперта N 630/2-4 от 28 июля 2022 года следует, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N составляет 5 358 304 рублей, с кадастровым номером N - 124 446 854 рублей, с кадастровым номером N - 7 889 850 рублей, с кадастровым номером N - 32 883 137 рублей, с кадастровым номером N - 9 898 064 рублей, с кадастровым номером N - 5 432 266 рублей, с кадастровым номером N - 201 200 585 рублей, с кадастровым номером N - 5 287 171 рублей, с кадастровым номером N - 1 964 652 рублей, с кадастровым номером N - 18 030 113 рублей по состоянию на 15 февраля 2021 года.
Удовлетворяя административное исковое заявление в части установления кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, Омский областной суд исходил из того, что имеет место нарушение права административного истца, поскольку имеется разница между кадастровой стоимостью земельных участков и их рыночной стоимостью, определенной на основании экспертного заключения, признанного судом достоверным и допустимым доказательством по делу.
Решение Омского областного суда судебная коллегия находит обоснованным, принятым в соответствии с нормами действующего материального и процессуального законодательства.
Судом первой инстанции в основу решения положено экспертное заключение N 630/2-4 от 28 июля 2022 года. Исследовав указанное заключение, судебная коллегия приходит к выводу, что оно полностью соответствует положениям законодательства об оценочной деятельности, требованиям федеральных стандартов оценки, следовательно, данное доказательство является допустимым, достоверно подтверждающим размер рыночной стоимости спорных объектов недвижимости. Экспертом составлено описание объекта оценки с определением количественных и качественных характеристик, приведены все необходимые факторы, оказывающие влияние на стоимость объекта оценки, описан процесс оценки, содержатся ссылки на источники информации, описание проведенных расчетов, также имеются доказательства, подтверждающие соблюдение требований законодательства относительно соответствующей квалификации эксперта.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что оспаривание кадастровой стоимости объектов недвижимости возможно только после обращения в бюджетное учреждение и признании решения бюджетного учреждения незаконным.
Судебная коллегия находит указанные доводы ошибочными и противоречащими нормам действующего законодательства ввиду следующего.
Часть 15 статьи 22.1 Федерального закона от 03 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" предусматривает, что решение бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства. Одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в суд может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
Таким образом, одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения закон допускает судебное оспаривание результатов определения кадастровой стоимости, не ставя при этом возможность разрешения требования об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости в зависимость от результата разрешения требования об оспаривании решения бюджетного учреждения.
Ссылка в апелляционной жалобе на наличие судебной практики рассмотрения аналогичных дел не может послужить основанием для отмены верного по существу решения, поскольку при рассмотрении административного дела следует учитывать конкретные обстоятельства, установленные в ходе судебного разбирательства.
Иные доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, основаны на неверном толковании норм права, не содержат обстоятельств, которые не проверены и не учтены судом при рассмотрении административного дела, следовательно, не могут являться основанием для отмены или изменения обжалуемого решения.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что решение Омского областного суда вынесено в соответствии с нормами материального и процессуального права, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для его отмены или изменения в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
Решение Омского областного суда от 05 сентября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного ответчика Бюджетного учреждения Омской области "Омский центр кадастровой оценки и технической документации" - Белоконя Дмитрия Игоревича - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции (г. Кемерово) через Омский областной суд в течение 6 месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.