Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Красиковой О.Е, судей Ненашевой Е.Н, Войтко С.Н, при секретаре судебного заседания Ивановой В.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-418/2022 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Красноярская сетевая компания" к Министерству тарифной политики Красноярского края о признании недействующим в части приказ от 16 декабря 2021 года N 846-в "О внесении изменений в приказ министерства тарифной политики Красноярского края от 26 ноября 2019 года N 633-в "Об установлении долгосрочных тарифов на транспортировку холодной воды по сетям общества с ограниченной ответственностью "Красноярская сетевая компания" (г. Красноярск, ИНН N)", по апелляционной жалобе Министерства тарифной политики Красноярского края на решение Красноярского краевого суда от 13 сентября 2022 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Красиковой О.Е, объяснения представителя Министерства тарифной политики Красноярского края ФИО3, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения на апелляционную жалобу представителя общества с ограниченной ответственностью "Красноярская сетевая компания" ФИО4, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Мищенко Е.Ю, полагавшей решение суда подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
26 ноября 2019 года Министерством тарифной политики Красноярского края (далее также - Министерство) принят приказ N 633-в "Об установлении долгосрочных тарифов на транспортировку холодной воды по сетям общества с ограниченной ответственностью "Красноярская сетевая компания", которым установлены долгосрочные параметры регулирования деятельности общества с ограниченной ответственностью "Красноярская сетевая компания" (далее также - ООО "КСК", Общество) на долгосрочный период регулирования, 2020 - 2022 годы, для формирования тарифов на транспортировку холодной воды по сетям.
16 декабря 2021 года Министерством принят приказ N 846-в "О внесении изменений в приказ министерства тарифной политики Красноярского края от 26 ноября 2019 года N633-в "Об установлении долгосрочных тарифов на транспортировку холодной воды по сетям общества с ограниченной ответственностью "Красноярская сетевая компания" (далее - Приказ N 846-в), который опубликован 21 декабря 2021 года на официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края (www.zakon.krskstate.ru).
ООО "КСК" обратилось в суд с административным иском к Министерству о признании недействующим пункта 1 Приказа N 846-ввзыскании судебных расходов.
Требования мотивированы тем, что, 18 апреля 2018 года между ООО "КСК" и ООО "Красноярский жилищно-коммунальный комплекс" (далее - ООО "КрасКом") заключен договор N N по транспортировке холодной воды, по условиям которого ООО "КрасКом" обязано оплачивать услуги ООО "КСК" по транспортировке холодной воды по установленным тарифам. Постановлением администрации г. Красноярска от 12 августа 2013 года гарантирующей организацией для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения на территории муниципального образования г. Красноярск определено ООО "КраКом", которое осуществляет регулируемую деятельность по транспортировке холодной воды в зоне деятельности гарантирующей организации ООО "Красноярский жилищно-коммунальный комплекс". При принятии Приказа N 846-в органом регулирования допущены нарушения требований законодательства, так, по статье "амортизация" Министерством утверждены затраты не в полном объёме, в размере 351, 29 тыс. рублей, вместе с тем экономически обоснованные затраты составляют 10 328, 42 тыс. рублей. По статье "налог на имущество организаций" утверждены затраты в размере 167, 5 тыс. рублей, тогда как экономически обоснованные затраты составляют 823, 81 тыс. рублей. По статье "аренда и концессионная плата, лизинговые платежи" Министерством необоснованно исключены затраты в полном объеме.
Решением Красноярского краевого суда от 13 сентября 2022 года (с учетом определения об исправлении описки от 18 ноября 2022 года) административные исковые требования удовлетворены, оспариваемое положение нормативного правового акта признано недействующим с даты его принятия, возложена обязанность на административного ответчика принять заменяющий акт, взысканы судебные расходы по оплате государственной пошлины.
В апелляционной жалобе представитель Министерства ФИО5 просит отменить решение суда, принять новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований, указывая, что поскольку у административного истца отсутствовала и отсутствует инвестиционная программа, то оснований для переоценки амортизационных отчислений у тарифного органа не имелось.
На апелляционную жалобу прокурором, участвующим в деле, поданы возражения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав представителей сторон, заключение прокурора, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда ввиду следующего.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении).
В целях реализации положений Закона о водоснабжении и водоотведении в части регулирования деятельности и тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения Правительством Российской Федерации 13 мая 2013 года принято постановление N 406, которым утверждены, в том числе, Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила регулирования тарифов), а также Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 года N 1746-э (далее - Методические указания N 1746-э).
В соответствии с положениями статьи 31 Закона о водоснабжении и водоотведении регулированию подлежат тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и тарифы на водоотведение.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Закона о водоснабжении и водоотведении установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В Красноярском крае установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения отнесено к компетенции Министерства тарифной политики Красноярского края, соответствующее полномочие которого закреплено в пунктах 2.1, 3.15 Положения о Министерстве тарифной политики Красноярского края, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 03 июля 2018 года N 380-п "Об утверждении положения о Министерстве тарифной политики Красноярского края".
Как правильно установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах компетенции, с соблюдением порядка опубликования и правил введения в действие, по этим основаниям не оспаривается.
Как следует из материалов дела, приказом Министерства от 05 мая 2021 года N 86-тв открыто дело по корректировке на 2022 год утвержденных методом индексации долгосрочных тарифов (цен) ООО "КСК".
Расчет тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется исходя из объема поставленных товаров, оказанных услуг и величины необходимой валовой выручки, рассчитанной одним из методов, предусмотренных статьей 32 Закона о водоснабжении и водоотведении, в том числе методом индексации, при котором расчет осуществляется с учетом изменения цен на используемые при осуществлении регулируемых видов деятельности товары, работы, услуги.
Необходимая валовая выручка регулируемых организаций определяется исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения (пункт 24 Основ ценообразования).
В соответствии с пунктом 80 Основ ценообразования необходимая валовая выручка регулируемой организации и тарифы, установленные с применением метода индексации, ежегодно корректируются с учетом отклонения фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчете тарифов (за исключением долгосрочных параметров регулирования тарифов), от их плановых значений.
Корректировка осуществляется в соответствии с формулой корректировки необходимой валовой выручки, установленной в методических указаниях и включающей показатели, предусмотренные подпунктами "а" - "д" пункта 73, а также с учетом положений пункта 78 Основ ценообразования.
В соответствии с пунктом 25 Правил регулирования тарифов орган регулирования тарифов проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает ее результаты в своем экспертном заключении.
Решения правления (коллегии) органа регулирования тарифов принимаются на основании представляемых регулируемой организацией материалов и экспертного заключения органа регулирования тарифов.
Согласно пункту 30 Правил регулирования тарифов орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, в случае если экономическая обоснованность таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и Методическими указаниями не подтверждена.
Судом установлено, что 18 апреля 2018 года между ООО "КСК" и ООО "КрасКом" заключен договор N N по транспортировке холодной воды, по условиям которого ООО "КрасКом" обязано оплачивать услуги ООО "КСК" по транспортировке холодной воды по установленным тарифам.
Постановлением администрации г. Красноярска от 12 августа 2013 года "КрасКом" определено гарантирующей организацией для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения на территории муниципального образования г. Красноярск.
Таким образом, ООО "КСК" осуществляет регулируемую деятельность по транспортировке холодной воды в зоне деятельности гарантирующей организации ООО "КрасКом".
Из материалов дела усматривается, что при корректировке необходимой валовой выручки в рамках долгосрочных тарифов на транспортировку холодной воды по сетям ООО "КСК" на 2022 год Министерством расходы по статье "амортизация" на 2022 год приняты в размере 351, 29 тыс. рублей в связи с тем, что расчёт амортизации, представленный Обществом в материалы тарифного дела, не соответствует смете расходов, прилагаемой к расчёту тарифа.
В частности, в сметном расчёте сумма амортизационных отчислений заявлена в размере 10 328, 42 тыс. рублей (плановая), в ведомости амортизационных отчислений заявлена сумма в размере 10 857, 97 тыс. рублей (фактически накопленная амортизация за весь период использования основных средств включенных в ведомость амортизационных отчислений по состоянию на 31 декабря 2022 года).
Органом регулирования при расчете расходов по статье "амортизация" не учтены результаты переоценки сети внутриплощадного водоснабжения протяженностью 13667 п.м, кадастровый номер N, в соответствии с отчетом N об оценке рыночной стоимости недвижимого имущества, составленного 27 апреля 2020 года ООО "СЕО ДИДЖИТАЛ" (далее - Отчет об оценке).
Делая вывод о необоснованности не учета органом регулирования представленного Обществом Отчета об оценке, суд первой инстанции исходил из наличия в Отчете об оценке очевидной опечатки во второй части раздела 1.2 "Результаты оценки" в значении 25 (5) 67327, 20 рублей, что не свидетельствует о недостоверности содержащихся в нём сведений, не влечёт нарушение принципа однозначности отчёта об оценке.
Однако судом первой инстанции не учтены следующие правовые нормы тарифного законодательства в сфере водоснабжения и водоотведения.
В соответствии с пунктом 77 Основ ценообразования (в редакции действующей на момент принятия Приказа N 846-в) величина расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов устанавливается на каждый год долгосрочного периода регулирования в соответствии с методическими указаниями.
В соответствии с пунктом 43 Основ ценообразования расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета тарифов определяются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета. Результаты переоценки основных средств и нематериальных активов учитываются органом регулирования только в той части, в какой соответствующие амортизационные отчисления являются источником финансирования капитальных вложений в соответствии с инвестиционной программой регулируемой организации.
Пунктом 28 Методических указаний N 1746-э также установлено, что переоценка основных средств и нематериальных активов, осуществляемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, учитывается при установлении тарифов в сфере водоснабжения и (или) водоотведения на очередной период регулирования при условии, что средства в виде амортизационных отчислений, получаемые в результате учета переоценки, являются источником финансирования капитальных вложений в соответствии с инвестиционной программой регулируемой организации.
В судебном заседании суда второй инстанции на основании пояснений представителей сторон установлено, что у административного истца отсутствовала инвестиционная программа на дату принятия оспариваемого Приказа N 846-в, в материалы настоящего административного дела инвестиционная программа также представлена не была.
Таким образом, заявленная ООО "КСК" сумма амортизационных отчислений, получаемая в результате учета переоценки, обоснованно не включена в расчет необходимой валовой выручки на 2022 год.
Действительно, заключение о корректировке тарифов на питьевую воду по делу N 121-19в на 2022 год для ООО "КСК" не содержит выводов об отсутствии у Общества инвестиционной программы при определении расходов на амортизацию на 2022 год в размере 351, 29 тыс. рублей.
Вместе с тем, судебная коллегия полагает, что отсутствие таких выводов нельзя признать обстоятельством, нарушающим права административного истца на установление экономически обоснованных расходов, поскольку действующим законодательством закреплено, что результаты переоценки основных средств нематериальных активов учитываются органом регулирования только в той части, в какой соответствующие амортизационные отчисления являются источником финансирования капитальных вложений в соответствии с инвестиционной программой регулируемой организации.
В связи с не учетом результатов переоценки сети внутриплощадного водоснабжения протяженностью 13667 п.м, суд первой инстанции признал экономически необоснованным размер необходимой валовой выручки части расчета налога на имущество Общества, когда были исключены заявленные ООО "КСК" такие расходы в размере 153, 04 тыс. рублей из общей суммы расчетного налога на имущество - 173, 152 тыс. рублей, с чем судебная коллегия не может согласиться.
Между тем, судебная коллегия соглашается с выводом суда в части правильного определения органом регулирования расходов по статье "арендная и концессионная плата, лизинговые платежи", поскольку Обществом не было представлено доказательств размера заявленных расходов по данной статье.
Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства и нормы, определяющие тарифное регулирование, судебная коллегия приходит к выводу о том, что оспариваемый Приказ N846-в не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не нарушает прав административного истца.
Таким образом, оспариваемое судебное постановление нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене на основании пунктов 1, 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации ввиду неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильного применения норм материального права, с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований.
В соответствии с положениями пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятом решении подлежит опубликованию на официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Красноярского краевого суда от 13 сентября 2022 года отменить, принять по делу новое решение, которым отказать обществу с ограниченной ответственностью "Красноярская сетевая компания" в удовлетворении административных исковых требований к Министерству тарифной политики Красноярского края о признании недействующим в части приказ от 16 декабря 2021 года N 846-в "О внесении изменений в приказ министерства тарифной политики Красноярского края от 26 ноября 2019 года N 633-в "Об установлении долгосрочных тарифов на транспортировку холодной воды по сетям общества с ограниченной ответственностью "Красноярская сетевая компания" (г. Красноярск, ИНН N)".
Сообщение о принятом решение подлежит опубликованию на официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края www.zakon.krskstate.ru в течение месяца со дня вынесения апелляционного определения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 6 месяцев со дня его вынесения путем подачи кассационных жалобы (представления) в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через Красноярский краевой суд.
Председательствующий
О.Е. Красикова
Судья
Е.Н. Ненашева
С.Н. Войтко
Мотивированное апелляционное определение составлено 26 января 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.