Апелляционное определение Южного окружного военного суда от 27 января 2023 г. по делу N 33а-46/2023
Судебная коллегия по административным и гражданским делам Южного окружного военного суда в составе:
председательствующего Костина В.А, судей Санникова А.Б, Цыбульника В.Е, при секретаре судебного заседания Тарасенко Ю.Н, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе (с дополнениями) административного истца на решение Ставропольского гарнизонного военного суда от 26 августа 2022 г, которым отказано в удовлетворении заявленных требований капитана запаса Дацко Александра Ивановича о признании незаконными действий заместителя начальника филиала "Южный" Федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации (далее - филиал ФГАУ "Росжилкомплекс"), связанных с отказом в принятии административного истца на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Цыбульника В.Е, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Дацко А.И. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным решение заместителя начальника филиала ФГАУ "Росжилкомплекс" от 13 мая 2022 г. N 55 об отказе в принятии его на жилищный учет, обязать названное должностное лицо отменить это решение и повторно рассмотреть данный вопрос.
Решением суда в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование Дацко А.И. указывает, что после оглашения гарнизонным военным судом решения он обратился с заявлением о принятии его на жилищный учет в комитет по управлению муниципальным имуществом "адрес", однако получил отказ.
Автор жалобы полагает, что имеет право на обеспечение жильем от военного ведомства, поскольку основания, по которым комитет по управлению муниципальным имуществом "адрес" отказал ему в принятии на жилищный учет, дает повод утверждать, что решение гарнизонного военного суда является необоснованным и подлежит отмене.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
На основании абзаца 1 п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
По делу установлено, что Дацко А.И, заключивший первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г. и имеющий общую продолжительность военной службы более 18 лет, проходил военную службу в войсковой части N, дислоцированной в "адрес".
Приказом командующего N отдельной армией ПВО от 5 февраля 1998 г. Дацко А.И. досрочно уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Приказом командира войсковой части N от 18 марта 1998 г. ДацкоА.И. исключен из списков личного состава воинской части с 20 марта 1998 года.
Согласно пункту 6 ст. 15 Закона Российской Федерации от 22 января 1993г. N 4338-1 "О статусе военнослужащих" (в редакции, действовавшей в период увольнения Дацко А.И. с военной службы) граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, и члены их семей обеспечивались органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам не позднее чем в трехмесячный срок со дня подачи заявления для включения в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства.
Такой же порядок обеспечения жильем установлен в пункте 13 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ (в редакции, действовавшей с 1января 1998 г.)
Поэтому командование воинской части направило в органы местного самоуправления соответствующие документы и 2 июля 1998 г. Дацко А.И. составом семьи 2 человека был принят на учет граждан, уволенных с военной службы и нуждающихся в жилых помещениях, в "адрес", избранном им в качестве постоянного места жительства. Это подтверждается сообщением Главы городского округа " "данные изъяты"" от 11 августа 2021 г. N 19-75/6490 и выпиской из протокола заседания городской комиссии по обеспечению жилой площадью граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку и службы в органах внутренних дел от 25 декабря 2002 г. N 6.
В 1999 году Дацко А.И. снялся с воинского учета в данном населенном пункте и совместно с супругой выехал на постоянное место жительства в "адрес". В связи с этим 27 декабря 2002 г. он был снят с жилищного учета распоряжением первого заместителя мэра г. "адрес" N 1120р "О снятии с учета военнослужащих, уволенных с военной службы в запас, отставку, нуждающихся в улучшении жилищных условий".
В 2021 г. Дацко А.И. возвратился в Россию и избрал в качестве постоянного места жительства г. "адрес", в связи с чем с вопросом о восстановлении на жилищном учете в г "адрес" в органы местного самоуправления не обращался.
В апреле 2022 г. Дацко А.И. обратился в филиал ФГАУ "Росжилкомплекс" с заявлением о принятии на жилищный учет. При этом он полагал, что согласно Федеральному закону от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", который вступил в силу с 1 января 1998 г, то есть в период прохождения им военной службы, обязанность по его обеспечению жильем в настоящее время возложена на Министерство обороны Российской Федерации, а потому он должен быть обеспечен жильем от военного ведомства.
Решением заместителя начальника филиала ФГАУ "Росжилкомплекс" от 13 мая 2022 г. N 55 Дацко А.И. отказано в принятии его на жилищный учет на основании части 1 ст. 54 ЖК Российской Федерации со ссылкой на пункт 6 ч. 1 ст. 15 Закона Российской Федерации от 22 января 1993 г. N 4338-1 "О статусе военнослужащих" (в редакции, действовавшей в период увольнения Дацко А.И. с военной службы), в соответствии с которым обязанность по его обеспечению жильем была возложена на органы местного самоуправления.
В октябре 2022 г. Дацко А.И. обратился в комитет по управлению муниципальным имуществом г. "адрес" с заявлением о принятии на жилищный учет.
Согласно сообщению заместителя руководителя названного комитета от 21 октября 2022 г. N 08/18-11310 в удовлетворении данного заявления ДацкоА.И. отказано на основании пункта 22 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 г. N1054 (далее - Правила учета), поскольку распоряжением первого заместителя мэра г. "адрес" 27 декабря 2002 г. N 120р он был снят с жилищного учета и документы его учетного дела в администрацию г. "адрес" не поступали.
Закон Российской Федерации от 22 января 1993 г. N 4338-1 "О статусе военнослужащих" утратил силу в связи с принятием Федерального закона Российской Федерации от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
С 01 января 2005 года с органов местного самоуправления снята обязанность по предоставлению военнослужащим жилых помещений.
В силу пункта 14 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ) обеспечение жильем военнослужащих - граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти за счет средств федерального бюджета.
Федеральным законом от 8 декабря 2010 г. N 342-ФЗ статья 15 дополнена п. 2.1 которым предусмотрено, что обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 г. были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 того же Федерального закона Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации для осуществления полномочия по обеспечению жилыми помещениями в вышеуказанной форме граждан, перечисленных в абзаце первом пункта 2.1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (в редакции настоящего Федерального закона) и статье 2 этого Федерального закона.
Таким образом, исходя из анализа указанных выше норм права, действующих на момент возникновения спорных правоотношений, право военнослужащего на обеспечение жильем по избранному после увольнения месту жительства реализовывалось путем его обращения в установленном порядке с заявлением о постановке на очередь на получение жилья или на улучшение жилищных условий до 1 января 2005 года.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 г. N 1054 утверждены Правила учета, которыми установлен единый порядок постановки на очередь нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку, и членов их семей, имеющих в соответствии с законодательством Российской Федерации право на получение жилья, построенного (приобретенного) за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с подпунктами 20, 21 Правил учета на каждого военнослужащего и гражданина, уволенного с военной службы и поставленного на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий, в органах местного самоуправления, ведающих учетом и распределением жилой площади для военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, заводится учетное дело, в котором должны содержаться все представляемые в соответствии с настоящими Правилами документы, являющиеся основанием для постановки на очередь, и выписки из решений соответствующих органов местного самоуправления. В случае если гражданин, уволенный с военной службы, изъявит желание изменить постоянное место жительства после увольнения со службы и встать на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий в другом населенном пункте, документы учетного дела высылаются по его заявлению в орган местного самоуправления по вновь избранному постоянному месту жительства.
На основании подпункта "в" п. 6 Правил учета военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, снимаются с очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий за счет средств федерального бюджета в случае снятия с воинского учета в данном населенном пункте и выезда на другое постоянное место жительства.
В данном случае, Дацко А.И, обращаясь в гарнизонный военный суд с административным исковым заявлением в августе 2022 года, по истечении 24лет со дня увольнения с военной службы, мер к восстановлению на жилищном учете не предпринял.
При этом до 1 января 2005 г. в соответствии с действовавшим в этот период законодательством как уволенный с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которого составляет более 10 лет, органом местного самоуправления истец был принят на учёт нуждающихся в жилых помещениях в г. "адрес", избранном им в качестве места для постоянного проживания после увольнения с военной службы.
При таких обстоятельствах гарнизонный военный суд пришел к правильному выводу о том, что при увольнении с военной службы в связи с принятием Дацко А.И. на учет нуждающихся в жилых помещениях в избранном месте жительства в г. "адрес" в июле 1998 года, право административного истца на обеспечение жильем должностными лицами и органами Министерства обороны Российской Федерации не нарушено, а потому решение заместителя начальника филиала ФГАУ "Росжилкомплекс" от 13 мая 2022 г. N 55 об отказе в принятии Дацко А.И. на жилищный учет является законным.
Что же касается мнения административного истца о том, что поскольку в настоящее время жилищное обеспечение военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, регулируется Федеральным законом "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ, вступившим в силу с 1 января 1998 года, то есть в период прохождения им военной службы, он должен быть обеспечен жильем от военного ведомства, оно является ошибочным.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, основным принципом существования закона во времени является немедленное действие; придание обратной силы закону - исключительный тип его действия во времени, использование которого относится к прерогативе законодателя; при этом либо в тексте закона содержится специальное указание о таком действии во времени, либо в правовом акте о порядке вступления закона в силу имеется подобная норма; законодатель, реализуя свое исключительное право на придание закону обратной силы, учитывает специфику регулируемых правом общественных отношений (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 15.04.2008 N 262-О-О).
В Федеральном законе "О статусе военнослужащих" отсутствует указание законодателя об обратном действии закона.
Таким образом, апелляционная жалоба (с дополнениями) удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309-311 КАС Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ставропольского гарнизонного военного суда от 26 августа 2022г. по административному исковому заявлению Дацко Александра Ивановича оставить без изменения, а апелляционную жалобу (с дополнениями) административного истца - без удовлетворения.
Кассационная жалоба, представление могут быть поданы в Кассационный военный суд через гарнизонный военный суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.