Апелляционное определение 2-го Восточного окружного военного суда от 19 января 2023 г. по делу N 33а-25/2023
2-й Восточный окружной военный суд в составе: председательствующего Рябкова А.А., судей Силищева Д.Н. и Шнорра А.Г., при секретаре судебного заседания Караулове С.П., в открытом судебном заседании, рассмотрел административное дело N 2а-96/2022 по административному исковому заявлению бывшего военнослужащего войсковой части "00000" " ... " Буца Глеба Александровича об оспаривании отказа федерального казённого учреждения "Военный комиссариат " ... "" о возмещении расходов на перевозку личного имущества, по апелляционной жалобе представителя административного ответчика Шмаковой Н.А. на решение Омского гарнизонного военного суда от 10 октября 2022 года.
Заслушав доклад судьи Шнорра А.Г, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда первой инстанции, доводы апелляционной жалобы и поступивших относительно неё возражений, окружной военный суд
установил:
Буц обратился в суд с административным иском в котором просил признать незаконным отказ федерального казённого учреждения "Военный комиссариат "... "" (далее по тексту - Военный комиссариат) в возмещении ему расходов на перевозку личного имущества из города "адрес" к избранному после увольнения с военной службы месту жительства в город "адрес" в сумме 42 627 рублей 60 копеек. Указанная денежная сумма была им затрачена на оплату услуг организации-перевозчика при перевозке личного имущества в железнодорожном контейнере, которое включало в себя легковой автомобиль. Так, им были оплачены услуги по креплению и раскреплению груза в железнодорожном контейнере, услуги по дооборудованию контейнера щитами и прокладочными материалами для чего требовалась разработка схем и эскизов погрузки, являющихся обязательными условиями его перевозки. При этом он не был в состоянии самостоятельно осуществлять такие действия, поскольку для этого требуется наличие специальных знаний, прохождение соответствующего обучения, аттестации и получение удостоверения. Наряду с этим, им были оплачены услуги по охране и сопровождению груза в пути следования, ввиду того, что легковой автомобиль относится к категории имущества, требующего специального сопровождения. После совершения перевозки имущества и оплаты за свой счёт указанных услуг Военный комиссариат отказал в выплате ему упомянутых расходов, сославшись на то, что эти услуги являются дополнительными.
Полагая свои права нарушенными, Буц просил суд признать незаконным вышеприведённый отказ Военного комиссариата и возложить на него обязанность по возмещению денежных средств, затраченных на перевозку личного имущества в размере 42 627 рублей 60 копеек.
Решением Омского гарнизонного военного суда от 10 октября 2022 года административный иск Буца удовлетворён. Суд признал незаконным отказ Военного комиссариата в выплате Буцу расходов на перевозку личного имущества при увольнении с военной службы из города "адрес" на новое место жительства в город "адрес", возложив на указанное воинское должностное лицо обязанность выплатить административному истцу денежные средства в сумме 41 046 рублей. Наряду с этим судом принято решение о взыскании с административного ответчика в пользу Буца государственной пошлины в размере 300 рублей.
Судом принят отказ административного истца от административного иска в части требований, связанных с отказом Военного комиссариата в выплате ему расходов, связанных с оплатой консультации, оформления описи и заполнения накладной на сумму 1 581 рубль 60 копеек, производство по административному делу в данной части прекращено.
Не согласившись с решением суда, представитель административного ответчика Шмакова подала апелляционную жалобу, в которой просит судебный акт отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении административного иска в полном объёме.
Аргументируя апелляционную жалобу с приведением собственного анализа положений, изложенных в постановлении Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2000 года N 354 "О порядке возмещения расходов, связанных с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также их личного имущества" (далее по тесту - Постановление) и приказа Министра обороны Российской Федерации от 8 июня 2000 года N 300 "О мерах по выполнению Постановления Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2000 года N 354 "О порядке возмещения расходов, связанных с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также их личного имущества" (далее по тексту - Приказ), указывает, что названными нормативными правовыми документами не определено возмещение гражданам, уволенным с военной службы, услуг по креплению легкового автомобиля в контейнере, по дооборудованию контейнера, охране автомобиля, прочих услуг, связанных с консультацией, оформлением описи, заполнением накладной, а также по разработке схем и эскизов погрузки.
Административный истец в поданных на апелляционную жалобу возражениях просит решение Омского гарнизонного военного суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и поступивших относительно неё возражений, окружной военный суд приходит к следующим выводам.
Разрешая заявленные исковые требования, гарнизонный военный суд, руководствуясь положениями Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее по тексту - Закон), Постановления, Приказа, Технических условий размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах, утверждённых Министерством путей сообщения Российской Федерации 27 мая 2003 года N ЦМ-943 (далее по тексту - Технические условия), Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов с сопровождением и Перечня грузов, требующих обязательного сопровождения в пути следования, утверждённых приказом Минтранса России от 4 марта 2019 года N 70 (далее по тексту - Правила), и, проанализировав доказательства, подтверждающие факт понесённых расходов, пришёл к выводу о том, что заявленные исковые требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объёме.
В соответствии с п. 3 ст. 3 Закона социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает реализацию их прав, социальных гарантий и компенсаций органами государственной власти, органами военного управления и органами местного самоуправления.
Исходя из правового статуса военнослужащих, обусловленного, в том числе, увольнением с военной службы, в п. 1.2 ст. 20 Закона закреплено право на перевоз на безвозмездной основе до 20 тонн личного имущества в контейнерах от прежнего места жительства на новое железнодорожным транспортом, а там, где нет железнодорожного транспорта, - другими видами транспорта (за исключением воздушного).
Пунктом 9 указанной статьи Закона предусмотрено, что расходы, связанные с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, членов их семей и перевозом личного имущества железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом возмещаются за счёт средств Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба) в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Содержание названных норм Закона указывает на то, что целью социальной гарантии в виде безвозмездного перевоза личного имущества военнослужащего является компенсация транспортных расходов, понесённых им при переезде к новому месту жительства, а сам перевоз может быть осуществлён различными видами транспорта (за исключением воздушного) с возмещением фактических расходов не выше стоимости перевоза в контейнере массой 20 тонн.
Согласно п. 1 Постановления Министерство обороны Российской Федерации и иные федеральные органы исполнительной власти (федеральные государственные органы), в которых предусмотрена военная служба при реализации социальных гарантий, установленных Законом, возмещают расходы, связанные с проездом железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом: военнослужащих на избранное место жительства при увольнении с военной службы.
В силу п. 3 Постановления Министерству обороны Российской Федерации и иному федеральному органу исполнительной власти (федеральному государственному органу), в котором предусмотрена военная служба, предписано возмещать расходы, связанные с перевозом до 20 тонн личного имущества в универсальных контейнерах железнодорожным транспортом, а там, где нет железнодорожного транспорта, другими видами транспорта (за исключением воздушного) при переездах с прежнего места жительства на новое: военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, - в связи с переездом к новому месту жительства при увольнении с военной службы. В случае перевоза личного имущества в отдельном вагоне, багажом и мелкой отправкой возмещать фактические расходы, но не выше стоимости перевоза в контейнере массой 20 тонн.
Как указано в п. 6 названного Постановления, Министерству обороны Российской Федерации и иному федеральному органу исполнительной власти (федеральному государственному органу), в котором предусмотрена военная служба, Министерству внутренних дел Российской Федерации также предписано возмещать расходы военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей (близких родственников), имеющих право на проезд и перевоз личного имущества на безвозмездной основе, в случае приобретения ими проездных документов (билетов) и оплаты перевоза личного имущества за свой счет. Порядок возмещения этих расходов определяется указанными федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых предусмотрена военная служба.
В соответствии с п. 1 Приказа военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей (близким родственникам), имеющим право на бесплатный проезд и перевоз личного имущества возмещаются:
- расходы, связанные с приобретением проездных и перевозочных документов, в том числе расходы, связанные с пользованием постельными принадлежностями, проездом в вагонах повышенной комфортности, оплатой установленных на транспорте дополнительных сборов (за исключением расходов, связанных с доставкой билетов на дом, переоформлением билетов по инициативе пассажира), после осуществления проезда и перевоза, предъявления документов, подтверждающих фактические затраты по проезду и перевозу в пределах норм, установленных для соответствующих категорий военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, а также членов их семей (близких родственников);
- расходы по доставке личного имущества в контейнерах от места проживания до станции (пристани, порта) отправления и от станции (пристани, порта) назначения к новому месту проживания на основании документов, подтверждающих перевозку.
В силу п. 7.1.1.5 гл. 1 Технических условий в случае, когда способ размещения и крепления какого-либо наименования груза предусмотрен настоящими ТУ, но схема конкретного типоразмера такого груза отсутствует, грузоотправитель должен представить уполномоченному перевозчиком лицу (в случае, когда перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, - на железнодорожную станцию отправления) эскиз размещения и крепления груза по настоящим ТУ. Эскиз разрабатывается в соответствии с требованиями приложения N 3 к настоящей главе в двух экземплярах.
Во избежание повреждения внутренней обшивки контейнера или других размещённых в контейнере грузов выступающими у груза, особенно металлическими, частями, а также острыми кромками или углами необходимы соответствующая упаковка груза либо применение прокладок между грузами и стенками контейнера. Крепление груза, исключающее возможность его перемещений внутри контейнера, осуществляется заградительными щитами (п. 2.3, 2.6 гл. 12 Технических условий).
Работники, ответственные и непосредственно обеспечивающие погрузку, размещение, крепление и выгрузку грузов, должны проходить проверку знаний технических условий размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах (п. 9 гл. 1 Технических условий).
Согласно п. 2 Правил и п. 11 раздела 2 Перечня автомобили относятся к категории груза, в отношении которого осуществляется обязательное сменное сопровождение в пути следования от пункта погрузки до пункта выгрузки. При сопровождении грузов сменным способом выполняется комплекс организационных и технологических мероприятий, направленных на обеспечение защиты грузов от противоправных посягательств. Такое сопровождение осуществляется ведомственной охраной Федерального агентства железнодорожного транспорта.
Гарнизонным военным судом установлено в качестве юридически значимых обстоятельств по делу, подтверждается соответствующими материалами и не оспаривается сторонами, что Буц, проходил военную службу в городе "адрес", уволен с военной службы по истечении срока контракта, 7 июля 2022 года исключён из списков личного состава воинской части и направлен для постановки на воинский учёт в военный комиссариат города "адрес".
Согласно договору транспортной экспедиции от "дата" "N", транспортной железнодорожной накладной на перевозку груза в универсальном контейнере "N", квитанции о приёме груза, описи на перевозку груза, приёмо-сдаточному акту от "дата" "N", акту приёма-передачи от "дата" "N", заказу от "дата" "N", акту от "дата" "N" об оказанных услугах по договору "N" от "дата" с приложением к акту, счёт-фактуре от "дата" "N", счёту от "дата" "N", счёту от "дата" "N", заказу от "дата" "N", паспорту транспортного средства "N", в период с 28 июня по 11 июля 2022 года в железнодорожном контейнере осуществлена перевозка домашних вещей и личного автомобиля Буца общей массой 1 500 кг от станции "адрес" до станции "адрес".
В этой связи административный истец понёс расходы на общую сумму 63 022 рубля 80 копеек.
После обращения за возмещением указанных расходов административный ответчик письмом от "дата" "N" уведомил Буца об отказе в возмещении следующих, понесённых им расходов: по дооборудованию контейнера стоимостью 10 766 рублей 40 копеек; по креплению легкового автомобиля стоимостью 11 881 рубль 20 копеек; по разработке схем и эскизов погрузки груза стоимостью 7 884 рубля; по охране автомобиля в пути следования стоимостью 7 533 рублей 60 копеек; прочих платёжно-финансовых услуг стоимостью 2 980 рублей 80 копеек (согласно сообщению начальника контейнерного терминала "адрес" филиала ОАО " "... "" на Забайкальской железной дороге от 15 июля 2022 года N 150, ввиду отсутствия у Буца предусмотренного Техническими условиями права на осуществление погрузки, ответственным за её проведение был назначен представитель названного филиала, прошедший аттестацию и имеющий соответствующее удостоверение, за что административным истцом было оплачено 2 980 рублей 80 копеек), а всего на общую сумму 41 046 рублей.
Отказ в возмещении расходов административный ответчик мотивировал тем, что данные услуги являются дополнительными.
Вместе с тем, приведёнными нормативными положениями к возмещению включаются все расходы по доставке личного имущества в контейнерах от места прохождения военной службы до избранного после увольнения с военной службы места жительства.
При этом понесённые административным истцом расходы подтверждены договором на оказание услуг по сопровождению груза сменным способом (охране) от "дата" "N", доверенностью на оказание услуг от "дата", актом выдачи контейнеров с грузами, охраняемых работниками "... " от "дата" "N", кассовыми чеками от "дата" "N" и от "дата" "N", платёжным поручением от "дата" "N", выпиской по счёту банка " "... "" за период с "дата" и по существу административным ответчиком не оспариваются.
Таким образом гарнизонный военный суд, исследовав представленные документы, из которых следует, что вид, характер и условия перевозки, вид транспорта, объём груза полностью соответствует требованиям вышеуказанных нормативных положений, обоснованно сославшись на п. 34 Обзора практики применения военными судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих, утверждённого Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 мая 2019 года, пришёл к выводу о возмещении административному истцу фактических затрат, связанных с перевозкой личного имущества, на сумму 41 046 рублей.
С выводом гарнизонного военного суда окружной военный суд соглашается, поскольку при разрешении спора судом были верно установлены фактические обстоятельства дела и правильно применены нормы материального права.
Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии правовых оснований для отмены обжалуемого решения, поскольку не опровергают правильность выводов гарнизонного военного суда, содержат иную, ошибочную трактовку существа спорных правоотношений и норм материального права.
При рассмотрении административного дела гарнизонным военным судом правильно определены юридически значимые обстоятельства, выводы суда подтверждены материалами дела, каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, не допущено.
С учётом изложенного принятое по делу решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 311, 315-316 КАС РФ, окружной военный суд
определил:
решение Омского гарнизонного военного суда от 10 октября 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Буца Глеба Александровича оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и в течение шести месяцев с этого дня может быть обжаловано путём подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции в Кассационный военный суд.
Председательствующий А.А. Рябков
Судьи: Д.Н. Силищев
А.Г. Шнорр
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 27 января 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.