Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Корнюшенкова Г.В. и Морозковой Е.Е, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело (Nа-35/2022) по кассационной жалобе Ковша А.М. на решение Старорусского районного суда Новгородской области от 25 марта 2022г. и на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Новгородского областного суда от 19 октября 2022г. (N33а-1902/2022) по административному иску Ковша А.М. к государственному учреждению -отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Новгородской области, государственному учреждению-главному управлению Пенсионного фонда Российской Федерации N3 по г.Москве и Московской области об обязании возвратить ошибочно перечисленные средства.
Заслушав доклад судьи Морозковой Е.Е, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Индивидуальный предприниматель Ковш А.М. обратился в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением к ГУ - УПФР в Старорусском районе Новгородской области (межрайонное) и ГУ - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N3 по г.Москве и Московской области об обязании возвратить ошибочно перечисленные денежные средства в сумме 29 617 рублей. В обоснование указал, что 28 февраля 2020г. им совместно с МИФНС России N2 по Новгородской области проведена сверка расчетов по оплате налогов и страховых платежей, уплачиваемых административным истцом в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, в ходе которой выявлены денежные средства, ошибочно перечисленные платежными поручениями N38 от 25 марта 2016г. на сумму 19 356 руб. и N167 от 30 ноября 2016г. на сумму 10 261 руб. В адрес ответчиков и МИФНС России N2 по Новгородской области 27 июля 2020г. направлены заявления на возврат ошибочно перечисленных денежных средств. 17 августа 2020г. ГУ - УПФР в Старорусском районе Новгородской области вынесло решение N 16 об отказе в возврате ошибочно перечисленных денежных средств. 27 августа 2020г. МИФНС России N2 по Новгородской области подтвердила наличие переплаты и поступления платежей. Поскольку перечисленные платежными поручениями N 38 от 25 марта 2016г. на сумму 19 356 руб. и N167 от 30 ноября 2016г. на сумму 10 261 руб. денежные средства являются ошибочно перечисленными, они подлежат возврату истцу.
Определением Арбитражного суда Новгородской области от 3 сентября 2021г. дело по иску Ковша А.М. передано в Новгородский областной суд для направления в суд общей юрисдикции, к подсудности которого оно отнесено.
6 октября 2021г. Новгородским областным судом дело направлено в Старорусский районный суд Новгородской области для рассмотрения по существу.
При рассмотрении дела судом первой инстанции произведена замена административного ответчика - Государственное учреждение УПФР в Старорусском районе Новгородской области (межрайонное) на правопреемника - Государственное учреждение - отделение Пенсионного фонда РФ по Новгородской области (далее - Отделение), к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено УФНС России по Новгородской области (далее - Управление).
Решением Старорусского районного суда Новгородской области от 25 марта 2022г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Новгородского областного суда от 19 октября 2022г. административное исковое заявление Ковша А.М. оставлено без удовлетворения.
В кассационной жалобе Ковш А.М. просит отменить постановленные по делу судебные акты, ссылаясь на существенное нарушение норм материального и процессуального права.
Судебная коллегия в силу части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее-КАС РФ) полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с ч.2 ст.329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (ч.2 ст.328 КАС РФ).
Таким нарушения допущены судами при рассмотрении настоящего административного дела.
Как следует из материалов дела, Ковш А.М. в период с 27 февраля 2010г. по 28 мая 2021г. являлся индивидуальным предпринимателем без образования юридического лица и, соответственно, плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование.
24 марта 2016г. по платежному поручению N 38 Ковшом А.М. произведена оплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, фиксированный платеж за 2016г. в сумме 19 356 руб. 48 коп.
29 ноября 2016г. по платежному поручению N 167 административным истцом произведена оплата страховых взносов на обязательное медицинское страхование, зачисляемых в бюджет ФФОМС, за 4 квартал 2016г. в сумме 10 251 руб.
28 февраля 2020г. МИФНС России N2 по Новгородской области и Ковшом А.М. проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням за период с 1 января 2020г. по 16 февраля 2020г, в ходе которой выявлена сумма переплат по страховым взносам за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017г.
Из ответа УФНС России по Новгородской области от 27 августа 2020г. на обращение Ковша А.М. от 27 июля 2020г. и от 10 августа 2020г. следует, что переплаты по страховым взносам за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017г, не могут быть зачтены в счет погашения задолженности и в счет предстоящих платежей, в связи с тем, что основания для проведения территориальными налоговыми органами зачетов излишне уплаченных (взысканных) взносов, пеней, за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017г. по страховым взносам, действующим законодательством не предусмотрены.
20 июля 2020г. и 24 июля 2020г. Ковш А.М, будучи зарегистрированным в качестве страхователя-работодателя, использующего труд наемных работников и производящего выплаты физическим лицам, обратился в ГУ - Главное управление ПФР N3 по г.Москве и Московской области с заявлениями NN 1-5 и NN 6-10 о возврате излишне уплаченных страховых взносов, которые сопроводительным письмом от 12 августа 2020 года направлены по территориальной принадлежности в адрес ГУ-УПФР в Старорусском районе Новгородской области по месту жительства Ковш А.М.
В направленном в адрес Ковша А.М. Уведомлении ГУ-УПФР в Старорусском районе Новгородской области сообщило о принятом решении об отказе в возврате сумм излишне уплаченных денежных средств по заявлениям от 3 августа 2020г, в том числе, в связи с истечением 3- летнего срока со дня уплаты денежных средств и наличием задолженности.
В уведомление ГУ - УПФР в Старорусском районе Новгородской области о принятом решении об отказе в возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) денежных средств N 16 от 17 августа 2020г, содержатся сведения, что по заявлению Ковш А.М. от 3 августа 2020г. принято решение об отказе в возврате излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов от 14 августа 2020г. по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (обязательное медицинское страхование) по расчетным периодам, истекшим до 1 января 2017г.
20 августа 2020г. Ковш А.М. направил заявления в ГУ - УПФР в Старорусском районе Новгородской области, поступившие 28 августа 2020г. и 29 сентября 2020г, с просьбой возвратить денежные средства, ошибочно (излишне) перечисленные платежными поручениями N 38 от 25 марта 2016г. на сумму 19 356 руб. и N 167 от 30 ноября 2016 года на сумму 10 261 руб.
По данным заявлениям ГУ - УПФР в Старорусском районе Новгородской области 8 сентября 2020г. и 12 октября 2020г. приняты решения об отказе в возврате излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (обязательное медицинское страхование) по расчетным периодам, истекшим до 1 января 2017 года, в связи с истечением 3-х летнего срока со дня уплаты денежных средств, наличием задолженности и отсутствием переплаты.
Установив изложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что заявленные Ковшом А.М. к возврату денежные средства являются переплатой по страховым взносам на обязательное медицинское и пенсионное страхование за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, и не подлежат возврату административному истцу в связи с истечением срока, установленного пунктом 13 статьи 26 Федерального закона от 24 июля 2009г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.Постановленные по делу судебные акты не могут быть признаны законными и подлежат отмене по следующим основаниям.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд РФ на обязательное пенсионное страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах регулировались Федеральным законом от 24 июля 2009г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ).
С 1 января 2017г. Федеральный закон N 212-ФЗ утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 3 июля 2016г. N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации, в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование".
В соответствии с действовавшим, в период уплаты административным истцом страховых взносов в 2016г, подпунктом 2 пункта 1 статьи 5 Федерального закона N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся:" индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
Положениями частей 1, 2 статьи 10 Федерального закона N 212-ФЗ установлено, что расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год, отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.
Согласно части 2 статьи 28 Федерального закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны: правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы; вести в установленном порядке учет объектов обложения страховыми взносами, начислений страховых взносов; представлять в установленном порядке в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам; обеспечивать в течение шести лет сохранность документов, подтверждающих исчисление и уплату сумм страховых взносов и т.д.
На основании статьи 26 указанного Федерального закона сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит зачету в счет предстоящих платежей плательщика страховых взносов по страховым взносам, погашения задолженности по пеням и штрафам за правонарушения, предусмотренные настоящим Федеральным законом, либо возврату плательщику страховых взносов в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Зачет или возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов производится органом контроля за уплатой страховых взносов по месту учета плательщика страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено настоящей статьей.
Орган контроля за уплатой страховых взносов обязан сообщить плательщику страховых взносов о каждом ставшем известным органу контроля за уплатой страховых взносов факте излишней уплаты страховых взносов и сумме излишне уплаченных страховых взносов в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта в письменной форме или в форме электронного документа. Возврат плательщику страховых взносов суммы излишне уплаченных страховых взносов при наличии у него задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, производится только после зачета суммы излишне уплаченных страховых взносов в счет погашения задолженности.
Заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (пункт 13 статьи 26).
Аналогичный срок, подлежащий применению к страховым взносам с 1 января 2017г, установлен пунктом 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 20 Федерального закона N 250-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017г, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов (часть 1 статьи 21 Закона N 250- ФЗ).
Сославшись на пропуск административным истцом срока, предусмотренного ч.13 ст.26 Федерального закона N212-ФЗ, суды формально руководствовались условиями применения указанной федеральной нормы без учета фактических обстоятельств дела.
Между тем, Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал на необходимость исследования судами фактических обстоятельств конкретного дела по существу и недопустимость установления одних лишь формальных условий применения нормы, иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту оказалось бы серьезно ущемленным. Формальный подход тем более не должен допускаться в делах, в которых гражданин в отношениях с органами публичной власти выступает как слабая сторона и в которых применение правовых норм без учета всех обстоятельств дела может привести к тому, что его имущественное положение будет значительно ухудшено вопреки целям социального государства, призванного создавать условия для достойной жизни и свободного развития граждан (постановления от 12 июля 2007г. N10-П, от 13 декабря 2016г. N28-П, от 10 марта 2017г. N6-П, от 11 февраля 2019г. N9-П).
Также, судами не учтено, что права плательщика страховых взносов, в том числе на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных страховых взносов обеспечивались соответствующими обязанностями должностных лиц органов Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования, которые являются органами контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов (ст.20 Федерального закона N250-ФЗ).
К таким обязанностям ч.3 ст.26 Федерального закона N212-ФЗ, в частности, относится сообщение плательщику страховых взносов о каждом ставшем известном органу контроля факте излишней уплаты страховых взносов и сумме излишне уплаченных страховых взносов.
Каких-либо данных, свидетельствующих о том, что органами контроля были исполнены свои обязанности, предусмотренные ст.20 Федерального закона N250-ФЗ, ч.3 ст.26 Федерального закона N212-ФЗ, по делу не имеется.
Отсутствие таких сведений у плательщика страховых взносов препятствовало гражданину определиться в выборе способа использования переплаты, в том числе препятствовало своевременно принять решение о реализации своего права на возврат сумм излишне уплаченных страховых взносов.
Таким образом, отказ в удовлетворении административного иска Ковша А.М. только по основанию пропуска им срока, предусмотренного ч.13 ст.26 Федерального закона N212-ФЗ без выяснения фактических обстоятельств, в том числе без установления причин обращения в уполномоченные органы с заявлением о возврате излишне уплаченных страховых взносов только в 2020г, не может быть признан законным и обоснованным.
В связи с допущенными судами существенными нарушениями норм материального и процессуального права, которые повлияли на исход административного дела, на основании ч.2 ст.328, п.2 ч.1 ст.329 КАС РФ решение Старорусского районного суда Новгородской области от 25 марта 2022г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Новгородского областного суда от 19 октября 2022г. подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции, а именно в Старорусский районный суд Новгородской области.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Старорусского районного суда Новгородской области от 25 марта 2022г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Новгородского областного суда от 19 октября 2022г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в Старорусский районный суд Новгородской области.
Кассационное определение может быть обжаловано в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 1 февраля 2023г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.