Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зеленского А.М, судей Жидковой О.В, Бельмас Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Сирадегяна А. Г. на решение Ленинградского районного суда г. Калининграда от 2 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 4 октября 2022 года по административному делу N 2а-2298/2022 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Калининградской области (далее - МИФНС России N 7 по Калининградской области) к Сирадегяну А.Г. о взыскании обязательных платежей и санкций.
Заслушав доклад судьи Жидковой О.В, судебная коллегия
установила:
9 марта 2022 года МИФНС России N 7 по Калининградской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Сирадегяну А.Г. о взыскании недоимки:
- по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетный период 2020 года, в размере 8 426 рублей, пени в размере 54, 91 рубля;
- по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии за 2020 год в размере 32 448 рублей, пени в размере 211, 45 рублей;
- по транспортному налогу за 2019 год в размере 6 650 рублей, пени на эту недоимку в размере 71, 60 рубль;
- по налогу на имущество физических лиц за 2019 год в размере 15 604 рубля, за 2018 год в размере 43 рубля, за 2017 год в размере 26 рублей, пени на указанную недоимку в размере 168, 74 рубля;
- по земельному налогу за 2019 год в размере 7 030 рублей, за 2018 год в сумме 1 рубль, пени на недоимку в размере 75, 70 рублей, а всего обязательные платежи в общей сумме 70 810, 40 рублей.
Решением Ленинградского районного суда г. Калининграда от 2 июня 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 4 октября 2022 года, административный иск удовлетворен в полном объеме. Кроме того, с Сирадегяна А.Г. в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в размере 2 324 рубля.
В кассационной жалобе, поданной через Ленинградский районный суд г.Калининграда 21 ноября 2022 года и поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 6 декабря 2022 года, Сирадегян А.Г. со ссылкой на существенное нарушение судами норм материального и процессуального права, просит об отмене постановленных по делу судебных актов и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований. Указывает на пропуск налоговым органом срока обращения в суд.
Определением судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 9 декабря 2022 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
О времени и месте рассмотрения дела лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела дело в их отсутствие.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких нарушений из обжалуемых судебных актов не усматривается, доводы жалобы не могут повлечь их отмену в кассационном порядке.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Налогового кодекса Российской Федерации оценив представленные сторонами по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и установив, что Сирадегян А.Г. является плательщиком налога на имущество физических лиц, земельного и транспортного налогов, а кроме того, будучи адвокатом, является плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, при этом обязанность по уплате налогов за 2019 год и по уплате страховых взносов за 2020 год в установленный законом срок не исполнил, исходя из того, что процедура взыскания указанных налогов и страховых взносов налоговым органом соблюдена, пришел к выводу о правомерности заявленных требований.
Проверяя законность и обоснованность решения в апелляционном порядке, судебная коллегия с выводами суда согласилась и нормам материального и процессуального права выводы судов первой и апелляционной инстанции, исходя из установленных ими обстоятельств, не противоречат.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Аналогичные положения закреплены в подпункте 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации.
До 1 января 2017 года отношения, связанные с начислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд России на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, регулировались Федеральным законом от 24 июля 2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
С 1 января 2017 года администрирование страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование осуществляется налоговыми органами в соответствии с главой 34 части 2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу подпунктов 1 и 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе адвокаты, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
Порядок исчисления и уплаты страховых взносов плательщиками страховых взносов, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам, установлены статьей 432 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с пунктом 1 которой исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Пунктом 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено данной статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом (абзац 2 пункта 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации).
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 данного Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым данного пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 Налогового кодекса Российской Федерации сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками (абзац 3 пункта 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации).
Как следует из материалов дела Сирадегян А.Г. в 2020 году по данным Адвокатской палаты Калининградской области осуществлял деятельность в качестве адвокат (регистрационный номер адвоката в реестре N 39/359), следовательно, являлся плательщиком страховых взносов, однако в установленный законом срок - до 31 декабря 2020 года страховые взносы за 2020 год не уплатил.
Кроме того, в 2019 году Сирадегяну А.Г. на праве собственности принадлежали земельные участки с кадастровым номером 39:15:130813:2469 по адресу: г.Калининград, ул.Булгакова (период владения 12 месяцев 2018 и 2019 годов); с кадастровым номером N по адресу: "адрес").
Использование земли в Российской Федерации является платным; формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата (пункт 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
Обязанность по уплате земельного налога предусмотрена статьей 388 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Пунктом 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают земельный налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом (пункт 4 статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации).
В 2019 году Сирадегян А.Г. также являлся собственником транспортного средства - автомобиля марки "данные изъяты" госномер N и, соответственно, плательщиком транспортного налога, который устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с данным кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статья 356 Налогового кодекса Российской Федерации); налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 данного кодекса, если иное не предусмотрено этой статьей (статья 357 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Кроме того, в 2019 году Сирадегян А.Г. имел на праве собственности объекты недвижимого имущества: жилой дом с кадастровым номером N по адресу: "адрес" (период владения 8 месяцев 2017 года, 12 месяцев 2018 и 2019 годов); жилой дом с кадастровым номером N по адресу: г "адрес" (период владения 10 месяцев 2018 года, 12 месяцев 2019 года) и, соответственно, являлся плательщиком налога на имущество физических лиц, поскольку обязанность по уплате такого налога предусмотрена статьей 400 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса, которая к таким объектам относит расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
Согласно пункту 1 статьи 408 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление налогов производится налоговыми органами. Сумма налога исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со статьей 85 Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 2 статьи 408 Налогового кодекса Российской Федерации).
Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на имущество физических лиц и транспортный налог на основании налоговых уведомлений, направленных налоговым органом (пункт 2 статьи 409 и пункт 3 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации).
Судами установлено, что налоговым уведомлением N 132439 от 3 августа 2020 года Сирадегяну А.Г. был исчислен транспортный налог за 2019 год в размере 6 650 рублей, налог на имущество физических лиц в размере 15 673 рубля, земельный налог в размере 7 031 рублей, подлежащий уплате в срок до 1 декабря 2020 года.
Налоговое уведомление направлялось административному ответчику заказным письмом (20081949161698).
Согласно пункту 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налогов должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Статьей 72 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться пеней.
В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки налогоплательщиком подлежат уплате пени на просроченную сумму (пункт 1), которая начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора по день исполнения обязанности по его уплате включительно (пункт 3), и уплачивается одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5).
В силу абзаца 13 пункта 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, сумма сбора или сумма страховых взносов, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок, признается недоимкой.
Пунктом 2 статьи 69 и пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что при наличии у налогоплательщика недоимки, не позднее трех месяцев со дня ее выявления налогоплательщику направляется требование об уплате налога, которое в силу положений пункта 6 статьи 69 настоящего Кодекса считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Как следует из материалов дела, ввиду неисполнения в добровольном порядке обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование в фиксированном размере за 2020 год, срок уплаты которых наступил 31 декабря 2020 года, 16 февраля 2021 года МИФНС России N 8 по г.Калининграду направила Сирадегяну А.Г. требование N 13305 об уплате недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 32448 рубля, пени в размере 73, 38 рубля, а также по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 8426 руб. и пени в размере 17, 21 рубля, со сроком исполнения до 13 апреля 2021 года.
Одновременно указанным требованием Сирадегяну А.Г. было предложено в тот же срок уплатить недоимку за 2019 год по налогу на имущество физических лиц, земельному и транспортному налогам, неуплаченным в установленный законом срок в размере, указанном в налоговом уведомлении N 132439 от 3 августа 2020 года, а также начисленные на недоимку по указанным видам налогов пени в размере 168, 74 руб, 75, 70 руб, 71, 60 руб. соответственно.
В добровольном порядке указанное требование в установленный в нем срок плательщиком исполнено не было.
Неисполнение налогоплательщиками и плательщиками страховых взносов в добровольном порядке обязанности по уплате обязательных платежей и санкций, влечет их принудительное взыскание в порядке, предусмотренном нормами Налогового кодекса Российской Федерации и Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Так, по общему правилу, установленному частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
При этом в силу положений абз. 2 пункта 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации взыскание налога с организации и индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.
В свою очередь, статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица в порядке приказного производства, который исчисляется по общему правилу со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.
Судебный приказ о взыскании с Сирадегяна А.Г. недоимки по страховым взносам за 2020 год и вышеуказанным налогам за 2019 год, был вынесен мировым судьей 1 судебного участка Ленинградского судебного района г.Калининграда 30 июля 2021 года и отменен 17 сентября 2021 года на основании поступивших возражений должника, что свидетельствует о наличии у налогового органа права на обращение в районный суд с административным иском в срок до 17 марта 2022 года.
Административный иск, согласно материалов дела, подан в суд налоговым органом 9 марта 2022 года, т.е. вопреки доводам кассационной жалобы в установленный законом срок.
Поскольку в ходе рассмотрения дела суды установили, что обязанность по уплате налога на имущество физических лиц, транспортного и земельного налогов за 2019 год административным ответчиком не исполнена, расчет налоговым органом страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование в фиксированном размере за 2020 год соответствует требованиям статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации, а расчет пени, начисленных на недоимку по страховых взносам и указанным видам налогов - требованиям статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации, порядок обращения в суд, процедура уведомления плательщика страховых взносов и налогов о необходимости погасить задолженность соблюдены, однако обязательства по уплате недоимки не исполнены, оснований полагать ошибочным их вывод о законности предъявленных к Сирадегяну А.Г. требований не имеется.
Доводы кассационной жалобы об обратном не могут быть приняты во внимание, поскольку сводятся, по сути, к переоценке исследованных судами доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных ими по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Ленинградского районного суда г. Калининграда от 2 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 4 октября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Сирадегяна А. Г. - без удовлетворения.
Решение Ленинградского районного суда г. Калининграда от 2 июня 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 4 октября 2022 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий:
Судьи:
Кассационное определение в полном
объеме изготовлено 15 февраля 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.