Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Ирышковой Т.В, судей Птоховой З.Ю, Беспятовой Н.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-808/2022 по иску ФИО1 к публичному акционерному обществу "МТС" о взыскании компенсации морального вреда, по кассационной жалобе ФИО1 на решение Северодвинского городского суда Архангельской области от 10 марта 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 21 июля 2022 г.
Заслушав доклад судьи Птоховой З.Ю, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ФИО5 обратился в суд с иском к публичному акционерному обществу "Мобильные ТелеСистемы" (далее - ПАО "МТС") о взыскании компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных требований указал, что является абонентом ответчика, имеет сим-карту с абонентским номером N. Ответчик предоставляет своим абонентам, подключившимся к программе "Кэшбек МТС", скидку в виде начисления кэшбэка. В сентябре 2021 года на указанном абонентском номере имелся кэшбэк в размере 90 руб. Однако в октябре 2021 года истец обнаружил, что указанный кэшбэк необоснованно списан. По его мнению, указанные обстоятельства нарушили его права как потребителя и причинили ему нравственные страдания, которые ответчик должен компенсировать. Учитывая изложенное, просил взыскать с ПАО "МТС" в свою пользу компенсацию морального вреда в размере 5 000 руб.
Решением Северодвинского городского суда Архангельской области от 10 марта 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 21 июля 2022 г, в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.
В кассационной жалобе ФИО1 просит об отмене указанных судебных актов, считая их незаконными и необоснованными, постановленными с нарушением норм материального и процессуального права.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы при разрешении дела судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Как следует из материалов дела и установлено судом, истец является абонентом ПАО "МТС" по договору об оказании услуг связи с предоставлением ему абонентского номера N, а также участником сервиса "МТС Cashback".
На виртуальном счетчике, привязанном к абонентскому номеру истца N, по состоянию на 23 сентября 2020 г. был накоплен кэшбэк в количестве 90 руб, иных начислений кэшбэка за период с 23 сентября 2020 г. по 1 ноября 2021 г. не имелось. 1 ноября 2021 г. указанный кэшбзк был списан ("сгорел") в связи с истечением срока действия в соответствии с п. 11.7.1 Правил сервиса "МТС Cashback", что подтверждается представленными ответчиком данными виртуального счетчика.
Истцом представлена претензия, направленная ответчику в электронном виде.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992г. N 2300-1 "О защите прав потребителей", Правилами сервиса "МТС Cashback", установив, что каких-либо нарушений прав истца, как потребителя, со стороны ответчика при разрешении спора не допущено, в связи с чем пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
С такими выводами согласился суд апелляционной инстанции.
При этом суды исходили из того, что в соответствии с Правилами сервиса "МТС Cashback" сервис МТС Cashback - это программа лояльности ПАО "МТС" для физических лиц, в рамках которой участник может накапливать кэшбэк и расходовать накопленный кэшбэк в соответствии с настоящими Правилами, а также получать информацию о специальных акциях и предложениях МТС и партнеров сервиса.
Кэшбэк или Cashback - бонусные единицы, начисляемые участнику в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, которые могут быть использованы участником в соответствии с Правилами. Кэшбэк не является денежными средствами, средствами платежа или каким-либо видом валюты или ценной бумаги и не может быть использован для расчетов с помощью сервиса "МТС деньги", для погашения задолженности по договору, заключенному с МТС, и выдан при расторжении договора, заключенного с МТС.
Договор - соглашение между оператором и абонентом/корпоративным абонентом о возмездном оказании услуг подвижной радиотелефонной связи, телематических услуг, услуг по передаче данных и/или иных сопряженных с ними услуг, оказываемых оператором непосредственно и/или с привлечением третьих лиц (сервисное, информационно-справочное обслуживание, контентные услуги и др.).
Участником является абонент или пользователь, который зарегистрировался в сервисе в соответствии с настоящими Правилами. Абонентом является физическое лицо, заключившее с оператором договор об оказании услуг связи, пользователем - физическое лицо, являющееся пользователем услуг в рамках договора, заключенного с корпоративным абонентом.
Согласно п. 5.1 Правил сервиса "МТС Cashback" участникам доступны следующие варианты расходования кэшбэка: расходование кэшбэка на получение скидки на услуги, предоставляемые в рамках договора, заключенного с любым абонентом МТС (услуги мобильной связи МТС); расходование кэшбэка на услуги "Весь МТС"; расходование кэшбэка на получение скидки на услуги МГТС и/или на услуги МТС Москва; расходование кэшбэка на получение скидки на товары в салонах-магазинах МТС, включая заказы в интернет-магазине МТС при выбранном способе доставки "самовывоз в салоне связи МТС"; расходование кэшбэка в рамках акций, проводимых МТС или партнерами сервиса.
В соответствии с разделом 6 Правил сервиса "МТС Cashback" расходование кэшбэка на получение скидки на услуги мобильной связи МТС и/или услуги "Весь МТС" осуществляется посредством назначения цели, именуемой в личном кабинете сервиса "автоплатеж на пополнение баланса номера МТС", или посредством запроса на расходование кэшбэка на получение скидки на услуги мобильной связи МТС и/или услуга "Весь МТС" единоразово (п. 6.1).
Для участников-абонентов МТС расходование кэшбэка осуществляется по абонентскому номеру или абонентскому номеру, выделенному по договору другому абоненту МТС, указанному при создании цели расходования накопленного кэшбэка. Для других участников расходование кэшбэка осуществляется по указанному при создании цели расходования накопленного кэшбэка абонентскому номеру, выделенному по договору любому абоненту МТС (п. 6.4).
В соответствии с п. 6.7 Правил сервиса "МТС Cashback" кэшбэк не расходуется на получение скидки на услуги мобильной связи МТС и/или услуги "Весь МТС" по абонентскому номеру или абонентскому номеру, выделенному по договору другому абоненту МТС, указанному при создании цели расходования накопленного кэшбэка, если баланс лицевого счета абонентского номера или абонентского номера, выделенного по договору другому абоненту MТC, указанному при создании цели расходования накопленного кэшбэка, соответственно, является отрицательным.
Таким образом, в соответствии с Правилами сервиса "МТС Cashback" кэшбэк предоставляется потребителям услуг связи, оказываемых ответчиком на основании договоров об оказании услуг связи.
Кэшбэк учитывается на виртуальном счетчике, привязанном к абонентскому номеру (п. 3.2 Правил сервиса).
В соответствии с п. 11.7.1 Правил сервиса "МТС Cashback" при отсутствии действий по начислению или расходованию кэшбэка, кэшбэк, накопленный участником в период с (И января 2020 года по 30 сентября 2020 года, "сгорит" 31 октября 2021 года. Согласно п. 11.7.2 Правил сервиса "МТС Cashback" при отсутствии действий, ведущих к расходованию кэшбэка, кэшбэк, начисленный, начиная с 01 октября 2020 года, "сгорает" в последний день того же календарного месяца следующего года, в котором кэшбэк был начислен.
Под действиями, ведущими к расходованию кэшбэка понимаются действия по фактическому списанию кэшбэка (п. 5.1). При этом установление цели "автоплатеж на пополнение баланса номера МТС" не является действием, ведущим расходованию кэшбэка (пункт 11.7.3)
Под "сгоранием" в рамках п. 11.7 правил понимается списание всего неизрасходованного на дату "сгорания" кэшбэка. При этом присутствует очередность "сгорания" кэшбэка, то есть первым сгорает ранее начисленный кэшбэк (пункт 11.8).
Таким образом, судом установлено, что на виртуальном счетчике, привязанном к абонентскому номеру истца N, по состоянию на 23 сентября 2020 г. был накоплен кэшбэк в количестве 90 руб, который списан ("сгорел") 1 ноября 2021 года в связи с истечением срока действия в соответствии с п. 11.7.1 Правил сервиса "МТС Cashback", что подтверждается представленными ответчиком данными виртуального счетчика.
Доказательств того, что ответчиком было произведено списание указанного кэшбэка в сентябре 2021 года, материалы дела не содержат.
Как обоснованно указал суд первой инстанции, представленные истцом скриншоты, содержат сведения об операции списания кэшбэка, датированной 30 сентября 2021 г, со статусом действия "не подтверждено". Из содержания иных предоставленных истцом скриншотов не представляется возможным соотнести содержащуюся в них информацию с истцом и его абонентским номером N. При этом данные виртуального счетчика, на котором в соответствии с Правилами сервиса ведется учет кэшбэка, списание кэшбэка в сентябре 2021 года не подтверждают.
Суд кассационной инстанции не находит предусмотренных законом оснований для изменения или отмены состоявшихся судебных актов по доводам кассационной жалобы истца и соглашается с указанными выводами судов первой и апелляционной инстанций, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, сделаны на основании полного и всестороннего исследования представленных в материалы дела доказательств при правильном применении норм материального и процессуального права.
При разрешении доводов кассационной жалобы, направленных на оспаривание выводов суда относительно установленных им фактических обстоятельств, учитывается, что по смыслу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции, в силу своей компетенции, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств, проверяя лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и второй инстанций, тогда как правом переоценки доказательств он не наделен.
Несогласие заявителя с установленными по делу обстоятельствами и оценкой судом доказательств, с выводами суда, иная оценка им фактических обстоятельств дела, иное толкование положений законодательства не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не является основанием для пересмотра судебных актов кассационным судом общей юрисдикции.
Принимая во внимание, что кассационная жалоба не содержит доводов, свидетельствующих о допущенных нижестоящими судами нарушениях норм материального и процессуального права, которые в силу статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могут являться основанием для отмены судебного постановления в кассационном порядке, основания для ее удовлетворения отсутствуют.
Руководствуясь статьями 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Северодвинского городского суда Архангельской области от 10 марта 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 21 июля 2022 оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.