N 88-1662/2023
N 2-252/2020
УИД 39RS0014-01-2020-000278-37
город Санкт-Петербург 7 февраля 2023 года
Третий кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Лебедева А.А, рассмотрев кассационную жалобу государственного предприятия Калининградской области "Водоканал" на определение Полесского районного суда Калининградской области от 1 августа 2022 года и апелляционное определение Калининградского областного суда от 13 сентября 2022 года о замене стороны по исполнительному производству,
УСТАНОВИЛ:
решением Полесского районного суда Калининградской области от 14 августа 2020 года исковое заявление и.о. прокурора Полесского района Калининградской области к МКУП "Полесское жилищно-эксплуатационное управление", администрации МО "Полесский городской округ" об оспаривании бездействия и о возложении обязанностей, удовлетворено. На администрацию МО "Полесский городской округ" и МКУП "Полесское ЖЭУ" возложены обязанности: получить лицензию для предприятия на недропользование для эксплуатации артезианских скважин, переданных в оперативное управление администрацией МО "Полесский городской округ", в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, а также установить основное и дополнительное ограждение на 16 объектах водоснабжения и водоотведения, расположенных на территории Полесского района Калининградской области.
На основании выданного во исполнение указанного судебного постановления исполнительного листа ФС N в ОСП Полесского района УФССП России по Калининградской области возбуждено исполнительное производство в отношении МКУП "Полесское ЖЭУ".
Судебный пристав-исполнитель обратился в суд с заявлением о замене стороны должника МКУП "Полесское ЖЭУ" на ГП КО "Водоканал" в связи с тем, что согласно приказу Агентства по имуществу Калининградской области от 1 января 2022 года N 1-пр "О включении государственного имущества Калининградской области в реестр государственного имущества Калининградской области и закреплении на праве хозяйственного ведения за ГК КО "Водоканал", с 1 января 2022 года имущество, необходимое для осуществления водоснабжения и водоотведения на территории этого муниципального образования, передано из собственности МО "Полесский городской округ" в собственность Калининградской области и закреплено на праве хозяйственного ведения за ГП КО "Водоканал". В связи с чем в настоящее время МКУП "Полесское ЖЭУ" является организацией, осуществляющей услуги теплоснабжения, и не имеет полномочий по оформлению лицензии на недропользование для эксплуатации артезианских скважин, находящихся на территории Полесского района. Кроме того, в настоящее время установка дополнительных ограждений на объектах водоснабжения и водоотведения, расположенных на территории Полесского района, относится к полномочиям ГП КО "Водоканал".
Определением Полесского районного суда Калининградской области от 1 августа 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением Калининградского областного суда от 13 сентября 2022 года, заявление судебного пристава-исполнителя удовлетворено, произведена замена должника МКУП "Полесское жилищно-эксплуатационное управление" на ГП КО "Водоканал" по правоотношениям, возникшим на основании решения Полесского районного суда Калининградской области от 14 августа 2020 года.
В кассационной жалобе государственное предприятие Калининградской области "Водоканал" ставит вопрос об отмене указанных судебных актов как незаконных.
В соответствии с частью 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) кассационная жалоба рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания.
Согласно части 1 статьи 379.6 ГПК РФ, при рассмотрении дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Судом установлено и следует из материалов дела, что вышеназванное решение Полесского районного суда Калининградской области от 14 августа 2020 года вступило в законную силу 18 сентября 2020 года.
Определением Полесского районного суда Калининградской области от 25 декабря 2020 года предоставлена отсрочка исполнения вышеназванного решения до 30 июня 2021 года.
На момент рассмотрения настоящего заявления, решение суда не исполнено, исполнительное производство не окончено.
Удовлетворяя заявление судебного пристава-исполнителя о замене стороны должника, суд первой инстанции, руководствуясь статьей 44 ГПК РФ, статьей 52 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", исходил из того, что в настоящее время должник МКУП "Полесское ЖЭУ" фактически не имеет возможности выполнить обязанности, возложенные на него решением суда, исполнение которого не может быть поставлено в зависимость от передачи полномочий по водоснабжению и водоотведению и закрепления соответствующего имущества на праве хозяйственного ведения за другим предприятием, в связи с чем пришел к выводу о том, что имеются основания для замены должника по исполнительному производству.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Согласно части 1 статьи 44 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном решением суда правоотношении (смерть гражданина, реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга и другие случаи перемены лиц в обязательствах) суд допускает замену этой стороны ее правопреемником. Правопреемство возможно на любой стадии гражданского судопроизводства.
Согласно статье 52 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случае выбытия одной из сторон (смерть гражданина, реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга) судебный пристав-исполнитель обязан своим постановлением произвести замену этой стороны ее правопреемником, определенным в порядке, установленном федеральным законом. Для правопреемника все действия, совершенные до его вступления в исполнительное производство, обязательны в той мере, в какой они были бы обязательны для стороны, которую правопреемник заменил.
Как следует из материалов дела, вступившим в законную силу решением Полесского районного суда Калининградской области от 14 августа 2020 года на МКУП "Полесское ЖЭУ" возложены обязанности: получить лицензию для предприятия на недропользование для эксплуатации артезианских скважин, переданных в оперативное управление администрацией МО "Полесский городской округ", а также установить основное и дополнительное ограждение на 16 объектах водоснабжения и водоотведения, расположенных на территории Полесского района Калининградской области.
Вместе с тем, после вынесения решения суда и вступления его в законную силу на основании закона Калининградской области от 2 июля 2018 года N 187 "О перераспределении полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения между органами государственной власти Калининградской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области" с 1 января 2022 года полномочия в сфере водоснабжения и водоотведения на территории МО "Полесский муниципальный округ" возложены на исполнительный орган государственной власти Калининградской области, осуществляющий функции по участию в проведении единой государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, промышленного производства строительных материалов, изделий и конструкций домостроения, жилищно-коммунального хозяйства на территории Калининградской области.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калининградской области от 23 декабря 2021 года N 52 ГП КО "Водоканал" определено гарантирующей организацией для централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения на территории МО "Полесский муниципальный округ" - с 1 января 2022 года.
Согласно приказу Агентства по имуществу Калининградской области от 1 января 2022 года N 1 имущество, переданное из собственности МО "Полесский городской округ" в собственность Калининградской области, необходимое для осуществления водоснабжения и водоотведения на территории этого муниципального образования, закреплено на праве хозяйственного ведения за ГП КО "Водоканал" с 1 января 2022 года.
Таким образом, в настоящее время МКУП "Полесское ЖЭУ" не осуществляет полномочия по осуществлению водоснабжения и водоотведения на территории МО "Полесский муниципальный округ", такие полномочия в силу вышеприведенных нормативно-правовых актов, а также сами скважины переданы ГП КО "Водоканал", которое, как следует из пояснений его представителя, данным в судебном заседании суда первой инстанции, имеет лицензию на недропользование артезианских скважин.
Согласно перечню имущества, находящегося в собственности МО "Полесский городской округ", передаваемого в собственность Калининградской области, являющемуся приложением к приказу Агентства по имуществу Калининградской области от 1 января 2022 года N 1, объекты водоснабжения и водоотведения, расположенные на территории Полесского городского округа, в отношении которых решением Полесского районного суда Калининградской области от 14 августа 2020 года на МКУП "Полесское ЖЭУ" и администрацию МО "Полесский городской округ" возложена обязанность установить основное и дополнительное ограждение, в настоящее время переданы в собственность Калининградской области, а на праве хозяйственного ведения - ГП КО "Водоканал". Таким образом, у МКУП "Полесское ЖЭУ" какие-либо права владения, пользования или распоряжения этим имуществом отсутствуют.
В силу отсутствия со стороны МКУП "Полесское ЖЭУ" недропользования посредством артезианских скважин, являвшихся предметом спора, отсутствует у него с 1 января 2022 года и обязанность по получению лицензии на осуществление такой деятельности, а также объективная возможность получения такой лицензии.
Учитывая изложенное, оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений не имеется.
Вопреки доводам кассационной жалобы, нормы процессуального права, с учетом установленных судами фактических обстоятельств дела, при рассмотрении настоящего дела применены верно.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию заявителя при разбирательстве дела в суде апелляционной инстанции, являлись предметом всесторонней проверки суда апелляционной инстанции, получили оценку с соответствующим правовым обоснованием и обоснованно отклонены как несостоятельные. Вновь приведенные в кассационной жалобе, они не могут повлечь отмену судебных постановлений.
Поскольку ни один из доводов кассационной жалобы не свидетельствует о наличии обстоятельств, предусмотренных в статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основания для ее удовлетворения отсутствуют.
Руководствуясь статьями 379.5 - 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
определение Полесского районного суда Калининградской области от 1 августа 2022 года и апелляционное определение Калининградского областного суда от 13 сентября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.