Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Стешовиковой И.Г, судей Козловой Е.В, Смирновой О.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-630/2022 по исковому заявлению заместителя Великоустюгского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к бюджетному учреждению здравоохранения Вологодской области "Великоустюгская центральная районная больница" и Департаменту здравоохранения Вологодской области о возложении обязанности обеспечить на территории Великоустюгского района прием врача-онколога, по кассационной жалобе Департамента здравоохранения Вологодской области на решение Великоустюгского районного суда Вологодской области от 30 июня 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от 27 сентября 2022 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Стешовиковой И.Г, объяснения прокурора Мазиной О.Н.
установила:
заместитель Великоустюгского межрайонного прокурора, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к бюджетному учреждению здравоохранения Вологодской области "Великоустюгская центральная районная больница" (далее БУЗ ВО "Великоустюгская ЦРБ", больница) и Департаменту здравоохранения Вологодской области, в котором с учетом уточнения просил возложить на Департамент здравоохранения Вологодской области обязанность организовать оказание врачом-онкологом первичной специализированной медико-санитарной помощи на территории Великоустюгского муниципального района с 1 сентября 2022 года, возложить на БУЗ ВО "Великоустюгская ЦРБ" обязанность укомплектовать штат в части обеспечения врачом-онкологом и обеспечить на территории Великоустюгского муниципального района оказание первичной специализированной медико-санитарной помощи врачом-онкологом с 1 сентября 2022 года.
Исковые требования мотивированы тем, что в ходе осуществления надзорной деятельности выявлены нарушения в части оказания онкологической помощи гражданам на территории Великоустюгского района. Установлено, что Великоустюгский район относится к числу районов с наибольшим количеством онкологических больных. В штатном расписании БУЗ ВО "Великоустюгская ЦРБ" имеется 1 должность врача-онколога и должность медицинской сестры онкологического приема, однако, в нарушение закона, в больнице отсутствует врач-онколог, что нарушает права пациентов на получение квалифицированной помощи. Кроме того, в связи с отсутствием врача - онколога в больнице пациенты с диагнозом: злокачественное заболевание вынуждены с периодичностью, с целью динамического наблюдения, определения эффекта от проводимого лечения, коррекции терапии при выписке рецептов выезжать для консультации в областной центр город Вологду, что для них представляет трудности в связи с удаленностью района от областного центра. В целях устранения выявленных нарушений закона 14 декабря 2021 года в адрес главного врача БУЗ ВО "Великоустюгская ЦРБ" ФИО5 внесено представление. Согласно представленной информации от 21 января 2022 года, пациенты при первичном выявлении онкопатологии обследуются и направляются на консультацию в бюджетное учреждение здравоохранения Вологодской области "Вологодский областной онкологический диспансер" (БУЗ ВО "Вологодский областной онкологический диспансер", диспансер), в больнице имеется врач-онкоответственный, который занимается оформлением необходимой документации, направлением пациентов в диспансер. Вместе с тем, до настоящего времени в БУЗ ВО "Великоустюгская ЦРБ населению района не оказывается первичная специализированная медико-санитарная помощь, поскольку отсутствует врач-онколог.
Решением Великоустюгского районного суда Вологодской области от 30 июня 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от 27 сентября 2022 года, исковые требования удовлетворены.
На Департамент здравоохранения Вологодской области возложена обязанность организовать оказание врачом-онкологом первичной специализированной медико-санитарной помощи на территории Великоустюгского муниципального района с 1 сентября 2022 года.
На БУЗ ВО "Великоустюгская центральная районная больница" возложена обязанность укомплектовать штат БУЗ ВО "Великоустюгская центральная районная больница" в части обеспечения врачом-онкологом и обеспечить на территории Великоустюгского муниципального района оказание первичной специализированной медико-санитарной помощи врачом-онкологом с 1 сентября 2022 года.
В кассационной жалобе Департамент здравоохранения Вологодской области просит об отмене судебных актов, ссылаясь на нарушения нижестоящими судами норм материального и процессуального права, правил оценки доказательств. В обоснование доводов кассационной жалобы ссылается на доводы, приводимые в апелляционной жалобе и являющееся позицией по делу.
Бюджетное учреждение здравоохранения Вологодской области "Великоустюгская центральная районная больница" представила пояснения на кассационную жалобу.
Представитель прокуратуры в суде кассационной инстанции поддержал обжалуемые судебные акты.
В судебное заседание суда кассационной инстанции участники процесса, извещенные о дате и месте рассмотрения дела по кассационной жалобе, в суд не явились, возражений относительно доводов кассационной жалобы суду не представлено.
С учетом положений ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела кассационную жалобу в отсутствии не явившихся участников процесса (их представителей).
Изучив материалы дела, выслушав участников процесса, проверив законность и обоснованность судебных актов в пределах доводов кассационной жалобы согласно части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, не находит оснований для ее удовлетворения и отмены судебных актов нижестоящих судов.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для отмены или изменения судебных постановлений, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильных судебных постановлений (часть 3 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы не установлено.
Судами установлено и подтверждено материалами дела, что по сведениям, представленным Великоустюгской межрайонной прокуратурой, Великоустюгский район относится к числу районов с наибольшим количеством онкологических больных.
БУЗ ВО "Великоустюгская ЦРБ", оказывающее медицинскую помощь на территории Великоустюгского муниципального района, имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях, в том числе по онкологии N Л041-01135-35/00367843 от 16 декабря 2019 года.
По состоянию на 1 января 2019 г. на учете БУЗ ВО "Великоустюгская ЦРБ" состояло 892 онкологических больных, на 1 января 2020 г. - 957 человек, на 1 января 2021 г. - 995 больных, на 1 января 2022 г. на учете состоит 1019 онкологических больных.
Штатным расписанием БУЗ ВО "Великоустюгская ЦРБ" по состоянию на 01 января 2022 г. предусмотрена 1 ставка врача-онколога и 0, 5 ставки медицинской сестры онкологического приема.
Приказами от 29 января 2020 г. N, от 04 февраля 2022 г. N заведующий отделением поликлиники - врач-хирург ФИО6 назначен по совместительству (11% ставки) онкоответственным на период вакантной ставки, медицинской сестрой - ФИО7 в периоды с 09 января по 31 декабря 2020 г, с 10 января по 31 декабря 2021 г, с 10 января по 31 декабря 2022 г.
В связи с отсутствием врача-онколога в БУЗ ВО "Великоустюгская ЦРБ" пациенты с диагнозом: злокачественное заболевание вынуждены периодично, с целью динамического наблюдения, определения эффекта от проводимого лечения, коррекции терапии при выписке рецептов, выезжать для консультации в областной центр г. Вологду, что для них представляет трудности при данном диагнозе и нарушает их права, поскольку Великоустюгский муниципальный район является одним из самых удаленных от областного центра районов Вологодской области. Расстояние до г. Вологда, где расположен БУЗ ВО "Вологодский областной онкологический диспансер", составляет 445 километров.
14 декабря 2021 года в адрес главного врача БУЗ ВО "Великоустюгская ЦРБ" N прокурором внесено представление об устранении нарушений закона, которое 18 января 2022 года рассмотрено.
Согласно представленной информации от 21 января 2022 года, пациенты при первичном выявлении онкопатологии обследуются и направляются на консультацию в БУЗ ВО "Вологодский областной онкологический диспансер", в БУЗ ВО "Великоустюгская ЦРБ" имеется врач-онкоответственный, который занимается оформлением необходимой документации, направлением пациентов в БУЗ ВО "Вологодский областной онкологический диспансер".
Разрешая заявленные требования, руководствуясь положениями статей 4, 16, 19, 37, 81 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2021 г. N 2505 раздел II), Приказом Минздрава России от 19 февраля 2021 г. N 116н которым утвержден Порядок оказания медицинской помощи взрослому населению при онкологических заболеваниях, установив, что именно Департамент здравоохранения Вологодской области является исполнительной государственной власти Вологодской области, в соответствии с Положением о нем, утвержденным постановлением Правительства Вологодской области от 26 апреля 2010 г. N 458, осуществляет полномочия по организации оказания населению области первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных департаменту, а также установив отсутствие необходимого медицинского персонала, судом первой инстанции на Департамент возложена обязанность организовать оказание врачом-онкологом первичной специализированной медико-санитарной помощи на территории Великоустюгского муниципального района с 1 сентября 2022 года
Проверяя законность решения в апелляционном порядке в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам суда апелляционной инстанции согласилась с выводами суда первой инстанции, в связи с чем решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает, что вопреки доводам кассационной жалобы, выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, и нормам материального права, регулирующим спорные отношения сторон.
Довод кассационной жалобы, что Департамент не наделен полномочиями по подбору работников медицинским организациям, несостоятелен, ввиду того, что согласно п. 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 21.11.2011г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", п. 2.2.5 Положения о Департаменте здравоохранения Вологодской области, утвержденного постановлением Правительства Вологодской области N 458 от 26.04.2010г, именно к полномочиям Департамента здравоохранения Вологодской области отнесена организация подготовке медицинских кадров и их привлечению в медицинские организации области.
Довод жалобы о том, что на территории района организовано оказание медицинской помощи гражданам с онкологическими заболеваниями, не состоятелен в связи с тем, что наличие в БУЗ ВО "Великоустюгская ЦРБ" врача-"онкоответственного" не свидетельствует об организации надлежащей медицинской помощи в указанной сфере на территории Великоустюгского района, поскольку врач- "онкоответственный" какими-либо познаниями в сфере онкологии не обладает, не назначает и не корректирует лечение, а лишь организует запись больных в БУЗ ВО "Вологодский областной онкологический диспансер" в г. Вологда, что не соответствует принципам достаточности и доступности медицинской помощи.
Так, согласно ст. 10 Федерального закона от 21.11.2011г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются, в том числе организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения; наличием необходимого количества медицинских работников и уровнем их квалификации; транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, (ст. 10 Закона).
Вместе с тем, установлено, что Великоустюгский район относится к числу районов с наибольшим количеством онкологических больных.
В штатном расписании БУЗ ВО "Великоустюгская ЦРБ" имеется 1 должность врача-онколога, и должность медицинской сестры онкологического приема.
Однако, врач-онколог на территории Великоустюгского района отсутствует.
Отсутствие сведений о фактах неоказания или некачественного оказания медицинской помощи, не исключает необходимость укомплектования штата медицинского учреждения врачом-онкологом, а также необходимости обеспечения населения качественной медицинской помощью лицом, имеющим необходимые познания
Иные доводы кассационной жалобы основаны на ошибочном толковании норм материального и процессуального права, повторяют доводы, которые являлись предметом судебного исследования, данным доводам в судебных постановлениях дана соответствующая оценка, указаны мотивы и сделаны выводы, по которым данные доводы судом не приняты, в связи с чем отсутствует необходимость в приведении в кассационном определении таких мотивов.
Признав, что доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о наличии обстоятельств, предусмотренных в статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения и пересмотра обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Великоустюгского районного суда Вологодской области от 30 июня 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от 27 сентября 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента здравоохранения Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.