Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Медведкиной В.А, судей Кузнецова С.Л, Телятниковой И.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Вельского района в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению "Средняя школа N 15 п. Кулой", администрации Вельского муниципального района Архангельской области о возложении обязанностей по устранению нарушений требований законодательства о противодействии терроризму, по финансированию мероприятий, направленных на обеспечение устранения нарушений законодательства об антитеррористической защищенности образовательного учреждения
по кассационной жалобе администрации Вельского муниципального района Архангельской области на решение Вельского районного суда Архангельской области от 20 мая 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 13 сентября 2022 года.
Заслушав доклад судьи Медведкиной В.А, выслушав объяснения прокурора Бахтиной Н.И, полагавшей доводы жалобы засуживающими внимания, судебная коллегия
установила:
заместитель прокурора Вельского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению "Средняя школа N 15 п. Кулой" (далее - МБОУ "СШ N 15 п. Кулой"), администрации Вельского муниципального района Архангельской области о возложении обязанностей по устранению нарушений требований законодательства о противодействии терроризму, по финансированию мероприятий, направленных на обеспечение устранения нарушений законодательства об антитеррористической защищенности образовательного учреждения.
Решением Вельского районного суда Архангельской области от 20 мая 2022 года исковые требования удовлетворены. На МБОУ "Средняя школа N 15 п. Кулой" возложена обязанность в срок до 1 сентября 2023 года устранить нарушения действующего законодательства о противодействии терроризму, а именно в здании МБОУ "СШ N 15 п. Кулой" по адресу: "адрес" в здании начальной школы МБОУ "СШ N 15 п. Кулой" по адресу "адрес"; в здании N 1 структурного подразделения "детский сад N 123 "Снежинка" МБОУ "СШ N 15 п. Кулой" по адресу: "адрес"; в здании N 2 структурного подразделения "Детский сад N 123 "Снежинка" МБОУ "СШ N 15 п. Кулой" по адресу: "адрес" осуществить следующие мероприятия:
обеспечить охраной объекты (территории) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны;
оборудовать основные входы в здания, входящие в состав объектов (территорий), контрольно-пропускными пунктами (постами охраны);
оборудовать на 1-м этаже зданий помещение для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации);
объект (территория) оснастить стационарными или ручными металлоискателями.
На администрацию Вельского муниципального района Архангельской области возложена обязанность в срок до 1 декабря 2022 года обеспечить финансирование мероприятий, направленных на обеспечение устранения нарушений законодательства об антитеррористической защищенности образовательного учреждения - муниципальное бюджетное образовательное учреждение "Средняя школа N 15 п. Кулой".
С МБОУ "Средняя школа N 15 п. Кулой" в доход бюджета Вельского муниципального района Архангельской области взыскана государственная пошлина в размере 300 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 13 сентября 2022 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе администрация Вельского муниципального района ставит вопрос об отмене указанных судебных постановлений в части удовлетворения требований к указанному лицу, ссылаясь на то, что администрация в силу Бюджетного кодекса Российской Федерации не является надлежащим ответчиком.
На рассмотрение дела в Третий кассационный суд общей юрисдикции иные участники не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом путем направления почтового извещения и размещения сведений о движении жалобы в сети "Интернет" и на сайте суда, в связи с чем на основании статей 113, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив материалы дела, проверив по правилам части 1 статьи 379.6 ГПК РФ в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, законность обжалуемых судебных постановлений, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, МБОУ "СШ N15 п. Кулой" является образовательным учреждением, осуществляет образовательную деятельность.
Согласно уставу МБОУ "СШ N15 п. Кулой" учредителем учреждения является муниципальное образование "Вельский муниципальный район". Функции и полномочия учредителя осуществляет управление образования администрации МО "Вельский муниципальный район". Собственником имущества является муниципальное образование "Вельский муниципальный район" в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом и работе с муниципальными предприятиями администрации муниципального образования "Вельский муниципальный район".
Основными целями образовательного процесса являются, в том числе охрана жизни, сохранение и укрепление физического и психического здоровья обучающихся (воспитанников) (пункт 2.1 устава).
В соответствии с пунктом 2.8 Устава образовательное учреждение несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, кроме иного, за жизнь и здоровье обучающихся, работников учреждения во время образовательного процесса.
"адрес" проведена проверка МБОУ "СШ N 15 п. Кулой", в ходе которой выявлены нарушения вышеуказанных положений закона, а именно: в основном здании МБОУ "СШ N 15 п. Кулой" по адресу: "адрес" в здании начальной школы МБОУ "СШ N 15 п. Кулой" по адресу: "адрес"; в здании N 1 структурного подразделения "детский сад N 123 "Снежинка" МБОУ "СШ N 15 п. Кулой" по адресу: "адрес" в здании N 2 структурного подразделения "Детский сад N 123 "Снежинка" МБОУ "СШ N 15 п. Кулой" по адресу: "адрес" отнесенных по информации управления образования администрации Вельского муниципального района Архангельской области, к объектам третьей категории опасности, не осуществляются следующие мероприятия:
нет обеспечения охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны;
не оборудованы основные входы в здания, входящие в состав объектов (территорий), контрольно-пропускными пунктами (постами охраны);
оборудование на 1-м этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации);
объект (территория) не оснащен стационарными или ручными металлоискателями.
Из объяснений директора МБОУ "МШ N 15 п. Кулой" установлено, начиная с 2017 года учреждением выполнен ряд мероприятий антитеррористического характера, в том числе установлено внутреннее и внешнее видеонаблюдение в основном здании и здании начальной школы МБОУ "СШ N 15 п. Кулой", в структурном подразделении - "Детский сад N 123 "Снежинка"; оборудованы на первых этажах всех четырех зданий пункты видеонаблюдения с записью и возможностью копировать записанные материалы; в зданиях структурного подразделения "Детский сад N 123 "Снежинка" установлены домофоны с выводом изображения в каждую группу; в основном здании и здании начальной школы, в структурном подразделении "Детский сад N 123 "Снежинка" в условленных местах находятся тревожные кнопки, с ФГП "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" заключены договоры на мониторинг (централизованное наблюдение) состояния тревожной сигнализации.
Вместе с тем, принятые ответчиком меры не в полной мере соответствуют установленным в пункте 25 Требований к защищенности объектов.
Из акта проверки от 19 мая 2022 года следует, что вместо обеспечения охраной объектов (территорий) сотрудниками специализированных подразделений, МБОУ "СШ N 15 п. Кулой" заключены договоры с ФГП "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации"; контрольно-пропускными пунктами здания учреждения не оборудованы, при этом техническая возможность для этого в зданиях имеется; на первом этаже оборудованы системы видеонаблюдения: внешнее и внутреннее, при этом монитор с видеоизображением находится в отдельном помещении, без контроля. Детские сады оборудованы домофонами с выходом экрана на каждую группу.; металлоискателями спорные объекты не оборудованы.
Таким образом, прямые указания законодательства об антитеррористической деятельности не соблюдены.
Указанные обстоятельства лицами, участвующими в деле, не оспариваются.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что допущенные нарушения подлежат устранению, в связи с чем возложил на муниципальное бюджетное образовательное учреждение "Средняя школа N 15 п. Кулой" обязанность по проведению мероприятий, направленных на обеспечение устранения нарушений законодательства об антитеррористической защищенности образовательного учреждения, а на администрацию Вельского муниципального района Архангельской области - обязанность по финансированию МБОУ "Средняя школа N 15 п. Кулой" данных мероприятий.
Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда с данным выводом суда согласилась.
Доводы апелляционной жалобы о необходимости возложения обязанности по финансированию мероприятий, направленных на обеспечение устранения нарушений законодательства об антитеррористической защищенности образовательного учреждения, на управление образования администрации Вельского муниципального района Архангельской области были отклонены по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления создают муниципальные предприятия и учреждения, осуществляют финансовое обеспечение деятельности муниципальных казенных учреждений и финансовое обеспечение выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществляют закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Как следует из пункта 6.1 части 1 статьи 15 Федерального закона N 131-ФЗ муниципальный район наделен полномочиями на участие в профилактике терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма на территории муниципального района. В частности, участие в профилактике терроризма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены муниципальные учреждения образования.
В силу пункта 5 части 1 статьи 9 Федерального закона N 273-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов (п. 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 05.10.2009).
Согласно статье 23 Устава муниципального образования "Вельский муниципальный район" администрация муниципального образования является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом муниципального образования - в соответствии с настоящим Уставом наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Архангельской области. Администрация муниципального образования состоит из главы муниципального образования, возглавляющего местную администрацию, заместителей главы местной администрации, органов местной администрации, структурных подразделений органов местной администрации, внутриструктурных подразделений.
В соответствии с пунктом 1.3 Устава муниципального бюджетного образовательного учреждения "Средняя школа N 15 п. Кулой" учредителем учреждения является муниципальное образование "Вельский муниципальный район".
Пунктом 1.4 Устава МБОУ "Средняя школа N 15 п. Кулой" на управление образования администрации Вельского муниципального района Архангельской области возложены функции и полномочия учредителя.
При этом управление образования администрации Вельского муниципального района Архангельской области является структурным подразделением администрации Вельского муниципального района Архангельской области, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции администрации района в сфере образования.
Кроме того, согласно пункту 1.10 Устава МБОУ "Средняя школа N 15 п. Кулой" финансовое обеспечение деятельности учреждения осуществляется за счет средств бюджета муниципального образования "Вельский муниципальный район", а также за счет средств, полученных в результате приносящей доход деятельности.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия пришла к выводу о том, что финансирование деятельности школы относится к обязанностям муниципального образования как учредителя, а также в силу отнесения данного вопроса к вопросам местного значения.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций в части возложения на администрацию Вельского муниципального района Архангельской области обязанности в срок до 1 декабря 2022 года обеспечить финансирование мероприятий, направленных на обеспечение устранения нарушений законодательства об антитеррористической защищенности образовательного учреждения - муниципальное бюджетное образовательное учреждение "Средняя школа N 15 п. Кулой".
В соответствии с частями 3, 3.1 статьи 5 Федерального закона от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" на органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления возложена обязанность по принятию надлежащих мер по противодействию терроризму в пределах своих полномочий, а на юридические лица выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов. Невыполнение требований названного закона свидетельствует о бездействии указанных органов.
Противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма (пункт 4 статьи 3 Федерального закона от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму").
Согласно пункту 3 статьи 5 Федерального закона от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" органы местного самоуправления обязаны принимать меры по профилактике и борьбе с терроризмом, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявления. Участие в профилактике терроризма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены муниципальные учреждения, в частности, учреждения образования.
В силу пункта 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 года расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.
При этом действующее законодательство не связывает выполнение органами местного самоуправления требований по обеспечению антитеррористической безопасности с их финансовыми возможностями.
В соответствии с пунктом 1.3 Устава муниципального бюджетного образовательного учреждения "Средняя школа N 15 п. Кулой" учредителем учреждения является муниципальное образование "Вельский муниципальный район".
Пунктом 1.4 Устава МБОУ "Средняя школа N 15 п. Кулой" на управление образования администрации Вельского муниципального района Архангельской области возложены функции и полномочия учредителя.
Финансовое обеспечение деятельности учреждения осуществляется за счет средств бюджета Вельского муниципального района, а также за счет средств, полученных в результате приносящей доход деятельности (п. 1.10 Устава).
В соответствии с пунктом 1.1 Положения об управлении образования администрации Вельского муниципального района Архангельской области, утвержденного решением 22 сессии Собрания депутатов Вельского муниципального района Архангельской области шестого созыва N 283 от 04.03.2020 года, в соответствии с Уставом Вельского муниципального района Архангельской области, управление образования администрации Вельского муниципального района Архангельской области является структурным подразделением администрации Вельского муниципального района, осуществляющим функции по решению вопросов в сфере образования на территории Вельского муниципального района Архангельской области. Управление образования обладает правами юридического лица.
Основными функциями управления образования являются: обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий; полномочия: главного распорядителя бюджетных средств.
В силу статьи 38.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип подведомственности расходов бюджетов означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.
Главные распорядители (распорядители) бюджетных средств не вправе распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств распорядителям и получателям бюджетных средств, не включенным в перечень подведомственных им распорядителей и получателей бюджетных средств в соответствии со статьей 158 настоящего Кодекса.
Распорядитель и получатель бюджетных средств могут быть включены в перечень подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств только одного главного распорядителя бюджетных средств.
Подведомственность получателя бюджетных средств главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств возникает в силу закона, нормативного правового акта Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации.
При таких обстоятельствах, доводы кассационной жалобы о том, что требование прокурора о возложении обязанности по финансированию указанных мероприятий должно быть удовлетворено к управлению образования администрации Вельского муниципального района Архангельской области, заслуживают внимания.
Допущенные нарушения суда первой инстанции судом апелляционной инстанции не были устранены.
Исходя из положений статей 67, 71, 195 - 198, 329 ГПК РФ, выводы суда о фактах, имеющих юридическое значение для дела, не должны быть общими и абстрактными, они должны быть указаны в судебном постановлении убедительным образом со ссылками на нормативные правовые акты и доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости (статьи 59, 60 ГПК РФ). В противном случае нарушаются задачи и смысл гражданского судопроизводства, установленные статьей 2 названного Кодекса.
При указанных выше обстоятельствах апелляционное определение от 13 сентября 2022 года в обжалуемой части нельзя признать законным, оно принято с существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 379.7 ГПК РФ является основанием для отмены указанного судебного постановления в части требований о компенсации морального вреда.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения кассационных жалобы, представления кассационный суд общей юрисдикции вправе отменить постановление суда первой или апелляционной инстанции полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий суд.
Таким образом, учитывая, что повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционной жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции (пункт 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22.06.2021 N 16), а также принимая во внимание необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства (статья 6.1 ГПК РФ), судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает необходимым отменить апелляционное определение в части оставления без изменения решения суда первой инстанции об удовлетворении требований к администрации Вельского муниципального района Архангельской области и направить дело в указанной части на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, правильно применить нормы материального права к установленным между сторонами правоотношениям и принять законное и обоснованное судебное постановление.
Руководствуясь статьями 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 13 сентября 2022 года в части оставления без изменения решения Вельского районного суда Архангельской области от 20 мая 2022 года о возложении на администрацию Вельского муниципального района Архангельской области обязанности в срок до 1 декабря 2022 года обеспечить финансирование мероприятий, направленных на обеспечение устранения нарушений законодательства об антитеррористической защищенности образовательного учреждения - муниципальное бюджетное образовательное учреждение "Средняя школа N 15 п. Кулой", отменить, дело в указанной части направить на новое апелляционное рассмотрение.
В остальной части решение Вельского районного суда Архангельской области от 20 мая 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 13 сентября 2022 года оставить без изменения.
Председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.