Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Сорокина М.С, судей Красновой Н.П, Рогачёвой Ю.А, при секретаре З.А.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Разутдинова Р.З. о признании недействующими в части Перечней объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2020, 2021, 2022 года, по апелляционной жалобе Правительства Пермского края на решение Пермского краевого суда от 22 сентября 2022 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Рогачёвой Ю.А, заключение старшего прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации - Дмитриева М.С, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
постановлениями Правительства Пермского края от 28 ноября 2019 года N 874-п, от 25 ноября 2020 года N896-п, от 29 ноября 2021 года N940-п утверждены Перечни объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость 2020, 2021, 2022 года.
В пункт N Перечня на 2020 год, пункт N Перечня на 2021 год, пункт N Перечня на 2022 год в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость, включен объект недвижимости - нежилое помещение с кадастровым номером "данные изъяты", общей площадью 250, 5 кв.м, расположенный по адресу: "адрес"
ИП Разутдинов Р.З, являясь собственником указанного объекта недвижимости, обратился в Пермский краевой суд с административным исковым заявлением о признании недействующими в части приведенных Перечней, ссылаясь на то, что принадлежащее ему нежилое помещение необоснованно включено в Перечни, поскольку объект недвижимости не отвечает критериям, установленным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Включение спорного объекта недвижимости в Перечни нарушает права административного истца как собственника, поскольку незаконно возлагает обязанность по уплате налога на имущество в большем размере.
Решением Пермского краевого суда от 22 сентября 2022 года административное исковое заявление Разутдинова Р.З. удовлетворено, пункт N таблицы 1 Приложения к Постановлению N 874-п, пункт N таблицы 1 приложения к Постановлению N 896-п, пункт N таблицы 1 приложения к Постановлению N 940-п признаны недействующими со дня принятия.
В апелляционной жалобе Правительство Пермского края ставит вопрос об отмене данного судебного акта как незаконного и необоснованного, просит принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
В обоснование доводов жалобы указано, что общая площадь нежилых помещений многоквартирного дома, в котором расположено спорное помещение, составляет 504 кв.м, в связи с чем объект недвижимости обосновано включен в Перечни на 2020 год, 2021 год, 2022 год.
Относительно доводов апелляционной жалобы прокурором, участвующим в деле, представлены возражения, в которых обжалуемое решение просит оставить без изменения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены своевременно и надлежащим образом.
В соответствии с требованиями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся по делу лиц.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией с учетом положений части 1 статьи 308 КАС РФ.
Оценив имеющиеся в деле доказательства, выслушав объяснения явившихся по делу лиц, заключение старшего прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Дмитриева М.С, полагавшего решение суда первой инстанции законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов (подпункт 33 пункта 2 статьи 26.3).
В силу требований статьи 3, подпункта 2 статьи 15, абзаца первого пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными; налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 НК РФ.
Согласно подпункту 1 пункта 7 статьи 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 НК РФ (пункт 3 статьи 12, пункт 2 статьи 372 НК РФ).
Законом Пермского края от 10 ноября 2017 года N 140-ПК "Об установлении единой даты начала применения на территории Пермского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" установлена единая дата начала применения на территории Пермского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с 1 января 2018 года.
Постановления Правительства Пермского края N 874-п, N 896-п, N940-п опубликованы 9 декабря 2019 года, 7 декабря 2020 года, 29 ноября 2021 года соответственно в издании "Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края", а также размещены на официальном интернет-портале правовой информации http:/www.pravo.gov.ru.
Суд первой инстанции, проанализировав положения пункта 7 статьи 378.2 НК РФ, статей 11, 16 Закона Пермского края от 7 сентября 2007 года N 107-ПК "О системе исполнительных органов государственной власти Пермского края", регламента подготовки проектов правовых актов Правительства Пермского края и председателя Правительства Пермского края, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 5 октября 2007 года N 223-п, пункта 4 Указа Губернатора Пермского края от 24 июля 2008 года N 37 "О порядке вступления в силу и опубликования актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, распоряжений председателя Правительства Пермского края, актов исполнительных органов государственной власти Пермского края, порядке организации опубликования законов Пермского края", сделал верный вывод о том, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом в пределах своей компетенции с соблюдением порядка их опубликования.
В указанной части решение суда не обжалуется.
Статьей 378.2 НК РФ предусмотрены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества.
Так, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (часть 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ).
В силу пункта 5 статьи 378.2 НК в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона Пермского края от 13 ноября 2017 N141-ПК "О налоге на имущество организаций на территории Пермского края и о внесении изменений в Закон Пермской области "О налогообложении в Пермском крае" (далее - закон Пермского края от 13 ноября 2017 года N 141-ПК) (в редакции Закона Пермского края от 5 ноября 2019 года N 458- ПК) налоговая база как кадастровая стоимость имущества определяется в отношении следующих видов недвижимого имущества: нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, если общая площадь нежилых помещений в здании превышает 300 кв. м.
По смыслу приведенных предписаний федерального и регионального законодательства в Перечни на 2020 год, 2021 год, 2022 год подлежало включению такое нежилое помещение, расположенное в многоквартирном доме с соответствующей площадью нежилых помещений, которое отвечает хотя бы одному из критериев, установленных названными выше правовыми нормами.
Удовлетворяя предъявленные исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что спорный объект недвижимости не соответствует условиям, установленным положениями статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и необходимым для включения его в оспариваемый Перечень объектов недвижимого имущества.
Исследовав и оценив в совокупности собранные по делу доказательства, судебная коллегия данные выводы суда первой инстанции признает верными, основанными на правильном применении норм права, регулирующих данные правоотношения, и установлении юридически значимых обстоятельств по делу.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Разутдинов Р.З. является собственником объекта недвижимости - нежилого помещения с кадастровым номером "данные изъяты", общей площадью 250, 5 кв.м, расположенного по адресу: "адрес"
Спорное помещение расположено в многоквартирном доме с кадастровым номером "данные изъяты". Указанный многоквартирный дом находится на земельном участке, имеющем вид разрешенного использования "земли населенных пунктов".
Площадь нежилых помещений в многоквартирном доме, в соответствии со сведениями ЕГРН и актом обследования по определению вида фактического использования от 27 октября 2021 года, составляет 250, 5 кв.м.
Довод жалобы, что в спорном многоквартирном доме также расположено нежилое помещение с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 253, 5 кв.м, в связи с чем общая площадь нежилых помещений в здании составляет 504 кв.м, противоречит материалам дела.
Из ответа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю следует, что в результате проведенного анализа сведений, содержащихся в ЕГРН, имеющейся документации о расположении помещений в здании многоквартирного дома, установлено, что объект недвижимости с кадастровым номером "данные изъяты" является дублирующим помещения с кадастровым номером "данные изъяты".
В целях исключения дублирующих сведений 12 декабря 2016 года проведены работы по их устранению, помещение с кадастровым номером "данные изъяты", общей площадью 253, 5 кв.м, снято с кадастрового учета как дублирующее, записи присвоен статус "Архивная".
Также 2 марта 2022 года в ЕГРН внесены изменения в сведения о спорном многоквартирном доме в части исключения связи помещения с кадастровым номером "данные изъяты" (статус "Архивный") с указанным зданием.
Исходя из вышеизложенного, в многоквартирном доме с кадастровым номером "данные изъяты" расположено единственное нежилое помещение с кадастровым номером "данные изъяты", общей площадью 250, 5 кв.м.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, подвал многоквартирного дома не относится к нежилым помещениям, площадь которых по смыслу налогового законодательства (статьи 378.2 НК РФ, статьи 2 Закона Пермского края от 13 ноября 2017 года N 141-ПК) учитывается для определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога.
Таким образом, спорное помещение не соответствует требованию пункта 2 статьи 2 Закона Пермского края от 13 ноября 2017 года N 141-ПК по критерию площади.
Согласно данным ЕГРН помещение с кадастровым номером "данные изъяты" имеет назначение "нежилое", наименование "нежилое помещение".
Из технического паспорта на нежилое помещение с кадастровым номером "данные изъяты", изготовленного по состоянию на 30 ноября 2015 года, следует, что спорное помещение расположено в подвале многоквартирного дома.
Спорный объект недвижимости включает в себя части помещения с назначением: "тамбур", "торговый зал", "кабинет", "электрощитовая", "коридор", "раздевалка", "душевая", "туалет", "умывальная", "комната приема пищи", "склад".
По смыслу подпункта 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ нежилое помещение признается объектом налогообложения, налоговая база которого исчисляется из его кадастровой стоимости, если оно является самостоятельным видом недвижимого имущества, в том числе расположенного в многоквартирном жилом доме, наименование, разрешенное использование или предназначение которого предусматривает размещение офиса.
Вместе с тем, поскольку нежилое помещение с кадастровым номером "данные изъяты", имеет площадь менее 300 кв.м? что не соответствует требованию пункта 2 статьи 2 Закона Пермского края от 13 ноября 2017 года N 141-ПК к общей площади нежилых помещений в здании, суд пришел к правильному выводу о необоснованности его включения в оспариваемые Перечни.
В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 КАС РФ, административный ответчик обязан доказать законность включения спорного помещения в перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Между тем Правительством Пермского края относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие спорного помещения критериям, необходимым для включения названного объекта в Перечни, не представлено. Не содержится указания на такие доказательства и в апелляционной жалобе.
Доводы, указанные в апелляционной жалобе, аналогичны доводам административного ответчика, заявленным в суде первой инстанции, которым в решении суда первой инстанции дана надлежащая правовая оценка, оснований не согласиться с которой судебная коллегия не усматривает.
При рассмотрении дела судом правильно определены юридически значимые обстоятельства, выводы суда подтверждены материалами дела, каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, не допущено.
С учетом изложенного принятое по делу решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Пермского краевого суда от 22 сентября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Пермского края - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции (г. Челябинск) в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через Пермский краевой суд.
Мотивированное апелляционное определение составлено 7 февраля 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.