Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фахретдиновой Р.Ф, судей Белоусовой Ю.К, Зайнуллиной Г.К, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационные жалобы Публично-правовой компании "Фонд развития территорий", конкурсного управляющего ООО "Лидер" Титовой Т.В. на решение Минераловодского городского суда Ставропольского края от 25 июля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 8 ноября 2022 г, а также кассационные жалобы Ивановой С.С, Чирвинской И.В, Шведа Д.В, Петровой Л.Н, Григорьева С.И, Григорьевой Е.Н, Голобоковой Н.А, Елазяна А.В, Цатурова А.Р, Шахбазян Л.В, Токарь З.В, Недбай З.И, Милушиной Н.Ф, Журавлева В.В, Кондратьева Д.В, Гордиенко О.П, Грабельниковой О.А, Поповой Я.В, Селютиной Н.А. на решение Минераловодского городского суда Ставропольского края от 25 июля 2022 г.
по административному делу по административному иску Карамушко Ю.В. к Публично-правовой компании "Фонд развития территорий" о признании незаконным решения (протокол от 27 декабря 2021 г. N НС-37/2021) и его отмене.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Фахретдиновой Р.Ф, выслушав представителей Публично-правовой компании "Фонд развития территорий" Бубнову О.Г. и Дубянского Р.О, представителя конкурсного управляющего ООО "Лидер" Титовой Т.В. Шевелеву А.Д, представителя Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края Квиткину Н.Н, Грабельникову О.А, Голобокову Н.А, Швед Д.В, Чирвинскую И.В, Петрову Л.Н, Милушину Н.Ф, Попову Я.В, Григорьеву С.И, Журавлева В.В, Журавлеву Т.Ю, поддержавших доводы кассационных жалоб, представителя Карамушко Ю.В. и Маруласовой А.А. адвоката Сорокина Т.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Карамушко Ю.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к публично-правовой компании "Фонд защиты прав граждан-участников долевого строительства" (наименование изменено на "Фонд развития территорий"; далее по тексту - Фонд) о признании решения наблюдательного совета о, выраженного в протоколе от 27 декабря 2021 г. N НС-37/2021, незаконным и его отмене.
В обоснование требований указано, что определением Арбитражного суда Ставропольского края от 6 августа 2021 г. по делу N А63-16521/2020 требования Карамушко Ю.В. о передаче жилого помещения - двухкомнатной квартиры, общей площадью 70, 2 кв.м, под условным номером 32, расположенной в многоквартирном жилом доме по адресу: "адрес", в 90 м по направлению на северо-запад от жилого "адрес", включены в реестр требований участников строительства ООО "Лидер". Фондом принято решение, изложенное в виде выписки из протокола заседания наблюдательного совета (заочное голосование) от 27 декабря 2021 г. N НС-37/2021, о финансировании мероприятий в отношении объекта незавершенного строительства застройщика ООО "Лидер" и одобрено совершение сделок по осуществлению выплаты гражданам - участникам долевого строительства на условиях, приведенных в приложении. При этом невозможность финансирования мероприятий по завершению строительства указанного многоквартирного дома с передачей жилых помещений участникам долевого строительства обусловлена тем, что степень готовности объекта незавершенного строительства составляет менее 80 % согласно отчету об оценке, подготовленному по заказу Фонда. Однако данный отчет, по мнению заявителя, является недостоверным, поскольку в соответствии с заключением независимого эксперта процент готовности объекта незавершенного строительства составляет 87 %, что указывает на возможность финансирования мероприятий по завершению строительства, а решение о выплате возмещения нарушает права участников долевого строительства на получение жилого помещения.
Решением Минераловодского городского суда Ставропольского края от 25 июля 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 8 ноября 2022 г, требования Карамушко Ю.В. удовлетворены; решение, изложенное в виде выписки из протокола заседания Наблюдательного совета (заочное голосование) N НС-37/2021, с датой подведения итогов голосования 24 декабря 2021 г, с датой составления протокола 27 декабря 2021 г, признано незаконным и отменено; в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца, на публично-правовую компанию "Фонд развития территорий" возложена обязанность повторно рассмотреть вопрос о финансировании мероприятий по завершению строительства объекта незавершенного строительства - многоквартирного дома, расположенного по адресу: "адрес", в 90 метрах на северо-запад от жилого дома "адрес" (застройщик ООО "Лидер" Ставропольский край), с использованием механизмов, предусмотренных Федеральным законом от 29 июля 2017 г. N 218-ФЗ "О публично-правовой компании "Фонд развития территорий".
В кассационной жалобе Публично-правовой компании "Фонд развития территорий", поданной 14 декабря 2022 г. и поступившей в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 19 декабря 2022 г, ставится вопрос об отмене решение Минераловодского городского суда Ставропольского края от 25 июля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 8 ноября 2022 г, как не законных, не соответствующих нормам материального и процессуального права, принятии по делу нового решения.
В кассационной жалобе конкурсного управляющего ООО "Лидер" Титовой Т.В, поданной 16 января 2023 г. и поступившей в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 20 января 2023 г, приводятся аналогичные доводы об отмене вынесенных судебных актов.
В кассационных жалобах Ивановой С.С, Чирвинской И.В, Шведа Д.В, Петровой Л.Н, поступивших в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 19 января 2023 г.; в жалобах Григорьева С.И, Григорьевой Е.Н, Голобоковой Н.А, Елазяна А.В, Цатурова А.Р, Шахбазян Л.В, Токарь З.В, поступивших в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 23 января 2023 г.; в жалобах Кондратьева Д.В, Гордиенко О.П, поступивших в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 24 января 2023 г, в жалобах Недбай З.И, Милушиной Н.Ф, Журавлева В.В, поступивших в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 25 января 2023 г, в жалобе Грабельниковой О.А, поступившей в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 26 января 2023 г, в жалобе Поповой Я.В, поступившей в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 27 января 2023 г, в жалобе Селютиной Н.А, поступившей в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 1 февраля 2023 г, - ставится вопрос об изменении решения Минераловодского городского суда Ставропольского края от 25 июля 2022 г. и прекращении правоотношений Фонда с выбывшими участниками долевого строительства, получившими возмещение на основании оспариваемого решения от 27 декабря 2021 г. N НС-37/2021, нераспространении решения суда на указанных участников долевого строительства и возложении на Фонд обязанности прекратить требования о возврате с указанных лиц компенсационных выплат.
В возражении на кассационную жалобу прокуратура Ставропольского края просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле и не явившиеся в судебное заседание, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили.
На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела административное дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, в связи с их надлежащим извещением.
Проверив материалы административного дела и обсудив доводы кассационных жалоб, возражений на нее, судебная коллегия пришла к следующему выводу.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Как установлено судами, 17 февраля 2012 г. администрацией города Минеральные Воды Минераловодского района ООО "Лидер" выдано разрешение на строительство N RU 26516102-19 многоквартирного жилого дома на земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты" и адресным ориентиром: "адрес". Срок действия разрешения установлен до 17 октября 2015 г. и продлен до 31 декабря 2016 г.
22 октября 2012 г. между Карамушко Ю.В. и ООО "Лидер" заключен договор участия в долевом строительстве многоквартирного "адрес", согласно которому общество приняло на себя обязательство в предусмотренный договором срок построить многоквартирный дом по адресу: "адрес" в 90 м по направлению на северо-запад от жилого "адрес", а также передать участнику долевого строительства объект - двухкомнатную квартиру, общей площадью 70, 2 кв.м. Договор зарегистрирован в установленном порядке 30 октября 2012 г. N 26-26-21/032/2012.
В 2015 г. ООО "Лидер" начато строительство указанного многоквартирного жилого дома.
После внесения изменений в проектную документацию, Администрацией "адрес" ООО "Лидер" выдано новое разрешение на строительство от 9 октября 2017 г. N 26-ru26310000-19 в отношении многоквартирного жилого дома определенными характеристиками, в том числе этажность - 11 этажей, подземный - 1, иные показатели - технический этаж - 1, количество этажей - 12, сроком действия 28 ноября 2019 г.
В связи с получением ООО "Лидер" положительного заключения экспертизы, в соответствии с которым из проектной документации исключено устройство встроенной автостоянки для легковых автомобилей и предусмотрено строительство хозяйственных помещений для жильцов домов, выдано новое разрешение на строительство многоквартирного жилого дома от 28 ноября 2017 г. N 26-ru26310000-19-2015, срок действия разрешения установлен до 28 августа 2020 г.
На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. N 440 "О продлении действия разрешений и иных особенностях разрешительном деятельности в 2020 году", разрешения на строительство, действие которых истекает после 6 апреля 2020 г. до 1 января 2021 г, продлевается на один год. Срок действия разрешения на строительство ООО "Лидер" истек 28 августа 2021 г.
В связи с недостаточностью у ООО "Лидер" денежных средств и имущества, наличием в отношении него исполнительных производств на сумму более 3, 9 млн. рублей, Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края в целях защиты прав граждан - участников долевого строительства, обратилось в публично-правовую компанию "Фонд развития территорий" с обращениями: от 11 февраля 2020 г. о необходимости инициирования процедуры несостоятельности (банкротства) ООО "Лидер" и от 25 марта 2020 г. о восстановлении прав - граждан участников строительства объекта ООО "Лидер" с использованием механизма Фонда за счет имущества Фонда, сформированного за счет имущественных взносов Российской Федерации и Ставропольского края.
Определением Арбитражного суда Ставропольского края от 10 ноября 2020 г. по делу N А-63-16521/2020 принято заявление Фонда о признании ООО "Лидер" несостоятельным (банкротом), возбуждено производство по делу о банкротстве.
Определением Арбитражного суда Ставропольского края от 27 января 2021 г. по делу N А63-16521/2020, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного суда от 23 апреля 2021 г. (резолютивная часть постановления объявлена 19 апреля 2021 г.), ООО "Лидер" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство сроком на один год. Данным решением суда, в том числе, установлено, что в установленные сроки ООО "Лидер" как застройщик не исполнил обязательства по передаче жилых помещений участникам долевого строительства. На земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты", по адресу: "адрес", в 90 м на северо- запад от жилого "адрес", расположен объект незавершенного строительства, количество жилых помещений (квартир) 165, площадь жилых помещений 10 814 кв.м. По состоянию на 1 марта 2020 г. зарегистрировано 190 договоров участия в долевом строительстве, при этом из 165 квартир продано 153 и 37 машино-мест. Степень готовности многоквартирного жилого дома составляет - 80 %, строительные работы приостановлены.
Согласно обращению от 25 марта 2020 г. установлена готовность правительства Ставропольского края осуществить софинансирование мероприятий по завершению строительства объектов ООО "Лидер" с использованием механизма Фонда. В план-график ("дорожную карту") по осуществлению в Ставропольском крае мер по решению проблем граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, актуализированный и утвержденный губернатором Ставропольского края 2 октября 2020 г, вышеуказанный многоквартирный дом также включен. В соответствии с мероприятиями плана-графика восстановление прав граждан - участников долевого строительства планируется с использованием механизма, предусмотренного Федеральным законом от 29 июля 2017 г. N 218 ""О публично-правовой компании "Фонд развития территорий" в первом полугодии 2021 года.
Определением Арбитражного суда Ставропольского края от 19 января 2022 г. по делу N А63-16521/2020 срок конкурсного производства в отношении ООО "Лидер" продлен до 20 июля 2022 г, а определением от 19 января 2022 г. - до 20 января 2023 г.
Определением Арбитражного суда Ставропольского края от 6 августа 2021 г. признано обоснованным и включено в реестр требований участников строительства ООО "Лидер" требование Карамушко Ю.В. о передаче жилого помещения - двухкомнатной квартиры, общей площадью 70, 2 кв.м, расположенной в многоквартирном жилом доме на 7 этаже, условный N, по адресу: "адрес", в 90 м на северо-запад от жилого "адрес".
Публично-правовой компанией "Фонд развития территорий" принято решение, изложенное в виде выписки из протокола заседания Наблюдательного совета (заочное голосование) N НС-37/2021, с датой подведения итогов голосования 24 декабря 2021 г, с датой составления протокола 27 декабря 2021 г, о финансировании мероприятий, предусмотренных пунктом 5 части 2 статьи 13.1 Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 218-ФЗ "О публично-правовой компании "Фонд развития территорий" в отношении объекта незавершенного строительства застройщика ООО "Лидер" (Ставропольский край) и одобрено совершение сделок по осуществлению выплаты гражданам - участникам строительства в соответствии со статьей 13 названного Федерального закона на условиях, согласно Приложению N 23.
Основанием для принятия такого решения Фонда послужил, в том числе, отчет об оценке ООО " "данные изъяты"" от 18 сентября 2019 г. (в редакции от 4 декабря 2020 г.), согласно которому строительство на объекте остановлено, степень готовности объекта составляет 75 %, остаточный нормативный срок продолжительности завершения строительства составляет 3, 5 месяца, общий остаточный экспертный срок продолжительности завершения строительства 8, 5 месяцев.
Из названного отчета (таблица N 2) усматривается, что сведения о степени технической готовности объекта незавершенного строительства, расположенного по адресу: "адрес" "адрес", составляет 75 %, в качестве факторов, которые могут повлиять на возможность завершения строительства указано: необходимо проведение инструментального обследования. Изучение сводной таблицы о технической готовности многоквартирных жилых домов свидетельствует о том, что при определении общей готовности спорного жилого дома учитывались показатели готовности электроснабжения, тепло/газоснабжения, водоснабжения, канализации и благоустройства, которые имеют показатель водоснабжение и канализация - 7 %, электроснабжение, электроосвещение, тепло-газоснабжение - 0%.
По запросу суда первой инстанции, Арбитражным судом Ставропольского края в материалы дела представлена копия отчета N 01/2581-01, выполненного ООО " "данные изъяты"" по заказу ООО "Лидер" в лице конкурсного управляющего Титовой Т.В, из которого усматривается, что процент завершенности строительства составляет 78, 3 %; степень готовности отопления, вентиляции и кондиционирования - 20 % (не установлены радиаторы, газовые котлы, разводка по квартире); водоснабжения и канализации - 20 % (не установлены сантехнические устройства, разводка по квартире); электроснабжение и освещение - 20 % (не выполнена разводка, не установлены выключатели, розетки).
При этом из материалов дела, в том числе договора от 20 ноября 2013 г. N 33тп/13 и акта о выполненных работах от 25 ноября 2013 г. усматривается выполнение монтажных работ по электроснабжению спорного многоквартирного дома, выполнения технических условий осуществления технологического присоединения жилого дома к электросетям. Имеются сведения о наличии задолженности по оплате за потребленное электричество в период времени с 2013 по 2019 год, а также о последующем отключении спорного многоквартирного дома от электроснабжения за неуплату долга и вынесении Арбитражным судом Ставропольского края решения от 23 июня 2020 г. по делу N А63-5746/2020 о взыскании с ООО "Лидер" задолженности за потребленную электроэнергию на спорном объекте.
Из рецензии от 22 июля 2022 г. N ФРТ-02/2286-22-Р на отчет о строительно-технической экспертизе от 18 сентября 2019 г, подготовленной ООО " "данные изъяты"", усматривается, что метод, примененный в отчете для определения степени строительной готовности объекта, расположенного по адресу: "адрес", в районе "адрес", корректен. Степень готовности объекта незавершенного строительства определена в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Метод определения степени готовности отдельных конструктивных элементов объекта незавершенного строительства законодательством и нормативной документацией не регламентирована и определена специалистами ООО " "данные изъяты"" экспертным методом, что соответствует сложившейся практике. Кроме того, указано, что специалистами ООО " "данные изъяты"" не было выполнено определение степени строительной готовности спорного объекта ввиду того, что законодательные документы Российской Федерации регламентируют определение степени строительной готовности проекта только на основании сметной документации, которая в адрес специалистов не передавалась.
В плане-графике ("дорожной карте") по осуществлению в Ставропольском крае мер по решению проблем граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, указана степень готовности объекта 80 %. Данная степень готовности отражена и в решении Арбитражного суда Ставропольского края от 21 января 2021 г, и постановлении Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23 апреля 2021 г. по делу N А63-16521/2020 о признании ООО "Лидер" несостоятельным (банкротом), а также данная информация представлена в Фонд министерством строительства и архитектуры Ставропольского края. Помимо прочего, степень готовности объекта как 80 % указана в письмах губернатора Ставропольского края, направленных генеральному директору Фонда 11 февраля 2020 г, 25 марта 2020 г.
В соответствии с заключением по строительно-техническому исследованию от 14 января 2022 г. N 2, проведенному АНО " "данные изъяты"", степень готовности объекта незавершенного строительства - многоквартирного жилого дома на земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты" по адресу: "адрес", в 90 м на северо-запад от жилого "адрес", по состоянию на февраль 2022 г. составляет 85 %.
При этом, обосновывая степень готовности объекта не менее 80 %, административный истец представила суду заключение кадастрового инженера ФИО30, подготовленное 15 февраля 2022 г, из которого усматривается, что степень готовности спорного объекта составляет 84, 96 %.
Разрешая требования и удовлетворяя их, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что отчет ООО " "данные изъяты"" от 18 сентября 2019 г..носит консультативный характер, его выводы, в том числе, в части степени готовности объекта, носят рекомендательный характер, по сути являясь консультацией специалиста в определенной области, подлежали оценке Фондом при принятии оспариваемого решения наряду с иными имеющимися у него доказательствами и сведениями о степени готовности спорного многоквартирного дома, тогда как в отчете отсутствуют сведения о дате проведения осмотра спорного многоквартирного дома, лицах, проводивших такой осмотр, их профессиональной подготовке и наличии квалификации на проведение такого рода исследования. Кроме того, суд первой инстанции указал, что расчет степени готовности многоквартирного жилого дома должен производиться лицами, имеющими специальные познания в области кадастровой деятельности (кадастровыми инженерами), тогда как сведения о привлечении кадастровых инженеров при исследовании спорного многоквартирного жилого дома, либо использовании заключений кадастровых инженеров при формировании отчета, отсутствуют.
При этом исполнитель определилтехническую готовность спорного многоквартирного жилого дома, а не степень его готовности, соответственно, Фонд, принимая спорное решение, руководствовался сведениями о технической готовности объекта, тогда как должен был учитывать степень готовности объекта, которая экспертным путем установлена не была. В связи с этим суд пришел к выводу, что оспариваемое решение Фонда основано на недостоверных сведениях об объемах выполненных работ при строительстве ООО "Лидер" спорного многоквартирного дома, не приняты во внимание сведения о степени готовности многоквартирного дома, содержащиеся в дорожной карте, неправильно определена стоимость и сроки завершения строительства многоквартирного дома (без учета объема работ, выполненных в период времени с 2019 по 2020 гг.) и работ по оснащению коммуникациями многоквартирного дома.
С такими выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции, признав их верными, соответствующими фактическим обстоятельствам дела и закону, регулирующему рассматриваемые правоотношения, основанными на исследовании материалов дела и представленных сторонами доказательств, отклонив доводы жалобы Фонда на основе оценки собранных по делу доказательств по поводу степени готовности незавершенного строительством многоквартирного дома.
Судом апелляционной инстанции указано, что из содержания отчета от 18 сентября 2019 г, кадастровый инженер при исследовании спорного многоквартирного дома не привлекался, степень готовности объекта кадастровым инженером не проверялась и не устанавливалась, что не соответствует положениям постановления Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2019 г. N 480 "О критериях, определяющих степень готовности многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости (проекта строительства) и количество заключенных договоров участия в долевом строительстве, при условии соответствия которым застройщику предоставляется право на привлечение денежных средств участников долевого строительства без использования счетов, предусмотренных статьей 15.4 Федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", по договорам участия в долевом строительстве, представленным на государственную регистрацию после 1 июля 2019 г.".
Однако такие выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на неверном определении круга существенных для правильного разрешения спора обстоятельств и неправильном применении норм материального права.
В соответствии с положениями части 1 статьи 13 Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 218-ФЗ "О публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в редакции на дату принятия оспариваемого решения 24 декабря 2021 г.) выплата возмещения гражданам - участникам строительства, имеющим требования о передаче жилых помещений, машино-мест и нежилых помещений, включенные в реестр требований участников строительства, осуществляется на основании принятого Фондом решения о финансировании указанных в пункте 5 части 2 статьи 13.1 настоящего Федерального закона мероприятий за счет его имущества в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае, если застройщик признан арбитражным судом банкротом и в отношении его открыто конкурсное производство.
Согласно части 2 статьи 13.1 названного Федерального закона предусмотрена возможность принять решение о финансировании как мероприятий по завершению строительства проблемного объекта, так и мероприятий по выплате возмещения гражданам - участникам строительства.
В силу части 3.2 того же Федерального закона основания принятия Фондом решения о финансировании устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 8 Правил принятия решения Публично-правовой компанией "Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства" о финансировании или о нецелесообразности финансирования мероприятий, предусмотренных пунктом 2 части 1 статьи 12, части 2 статьи 13.1 Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 218-ФЗ "О публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2019 г. N 1192, решение о финансировании принимается Фондом на основании ходатайства субъекта Российской Федерации о восстановлении прав граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, включенных в единый реестр проблемных объектов, расположенных на территории такого субъекта Российской Федерации; решение о финансировании принимается Фондом по результатам рассмотрения ходатайства в случае признания застройщика банкротом и при отсутствии условий принятия решения о нецелесообразности финансирования, предусмотренных частью 3.3 статьи 13.1 Федерального закона.
В соответствии с пунктом 14 названных Правил решение о финансировании завершения строительства отдельного многоквартирного дома или жилого дома блокированной застройки, состоящего из 3 и более блоков, в составе жилого комплекса и (или) решение о финансировании завершения строительства (строительства) объекта инфраструктуры не могут быть приняты при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
а) срок завершения строительства указанных в абзаце первом настоящего пункта объекта незавершенного строительства и (или) объекта инфраструктуры превышает 3 года со дня вынесения арбитражным судом определения, предусмотренного пунктом 3 статьи 201.15-2 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)";
б) земельный участок, предназначенный для размещения указанных в абзаце первом настоящего пункта объекта незавершенного строительства и (или) объекта инфраструктуры, расположен в границах зоны с особыми условиями использования территорий, виды которых указаны в статье 105 Земельного кодекса Российской Федерации, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают строительство объектов капитального строительства;
в) применение мер процессуального принуждения в ходе уголовного судопроизводства в виде наложения ареста на земельный участок, предназначенный для размещения указанных в абзаце первом настоящего пункта объекта незавершенного строительства и (или) объекта инфраструктуры, и (или) на указанные в абзаце первом настоящего пункта объект незавершенного строительства и (или) объект инфраструктуры;
г) степень готовности отдельного многоквартирного дома или жилого дома блокированной застройки, состоящего из 3 и более блоков, в составе жилого комплекса и (или) объекта инфраструктуры составляет менее 80 %;
д) земельный участок, предназначенный для размещения указанных в абзаце первом настоящего пункта объекта незавершенного строительства и (или) объекта инфраструктуры, на дату принятия решения о финансировании не принадлежит застройщику на праве собственности или ином имущественном праве.
Поскольку основанием для оспаривания принятого Наблюдательным советом Фонда решения о финансировании предусмотренных мероприятий путем выплаты возмещения гражданам - участникам строительства, включенных в реестр требований участников строительства, являлось несогласие административного истца со степенью готовности объекта незавершенного строительства менее 80%, судебными инстанциями проводился анализ и оценка противоречивых доказательств, представленных сторонами, с целью выявления указанного показателя объективно и актуально по состоянию на дату принятия решения.
Между тем, судами первой и апелляционной инстанций были оставлены без внимания доводы административного ответчика о компетенции Фонда и установленного порядка принятия решения о финансировании или о нецелесообразности финансирования мероприятий, предусмотренных Федеральным законом от 29 июля 2017 г. N 218-ФЗ "О публично-правовой компании "Фонд развития территорий" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
По смыслу приведенных положений Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 218-ФЗ "О публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в редакции на дату принятия оспариваемого решения 24 декабря 2021 г.) и Правил принятия решения Публично-правовой компанией "Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства" о финансировании или о нецелесообразности финансирования мероприятий, предусмотренных пунктом 2 части 1 статьи 12, части 2 статьи 13.1 Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 218-ФЗ "О публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2019 г. N 1192, на Фонд возложена обязанность принять своевременно по поступлении обращения необходимое решение о финансировании либо нецелесообразности финансирования мероприятий, предусмотренных названным Федеральным законом, тогда как разрешение вопроса о выборе способа финансирования (путем выплаты возмещения гражданам - участникам строительства, включенных в реестр требований участников строительства, либо завершения строительства многоквартирного дома) является прерогативой административного ответчика с учетом ограничений и условий, предусмотренных названными Правилами.
Вопреки утверждению административного истца и выводам судебных инстанций, ссылавшихся на подпункт "г" пункта 14 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2019 г. N 1192, степень готовности многоквартирного дома менее 80 % является препятствием для принятия решения о финансировании завершения строительства, тогда как указанный показатель степени готовности объекта незавершенного строительства не исключает права Фонда на принятие решения о финансировании выплаты возмещения гражданам - участникам строительства.
При этом судами первой и апелляционной инстанций каких-либо иных (помимо степени готовности объекта незавершенного строительства) условий и запретов, препятствующих Наблюдательному совету Фонда принять оспариваемое решение в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 2017 г. N 218-ФЗ "О публично-правовой компании "Фонд развития территорий" либо Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2019 г. N 1192, не установлено.
Сторонами в судах первой и апелляционной инстанций не опровергалось, что оспариваемое решение о финансировании мероприятий и одобрении совершения сделок по осуществлению выплаты возмещения гражданам - участникам строительства принято уполномоченным органом Фонда в соответствии с его компетенцией, каких-либо возражений по кворуму, порядку оформления либо срокам принятия указанного решения не имелось.
Вопреки доводам административного истца о нарушении его прав участника долевого строительства, претендующего на получение объекта после завершения строительства, осуществление выплаты гражданам - участникам строительства в соответствии со статьей 13 Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 218-ФЗ "О публично-правовой компании "Фонд развития территорий" является одним из допустимых способов восстановления нарушенных прав граждан при банкротстве застройщика на условиях, определенных в решении Наблюдательного совета Фонда. Данный способ восстановления прав был реализован Фондом, после одобрения совершения сделок названные выплаты гражданам фактически произведены, привлеченные к участию в деле заинтересованные лица, в том числе, принявшие участие в судебном заседании суда кассационной инстанции, подтвердили получение такого возмещения и согласие с его размером, указав на последующее распоряжение им для приобретения иного жилья.
При таком положении, выводы судов первой и апелляционной инстанций относительно нарушения Фондом правил принятия решения о финансировании мероприятий, предусмотренных частью 2 статьи 13.1 Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 218-ФЗ "О публично-правовой компании "Фонд развития территорий", повлекших нарушение прав административного истца, являются ошибочными.
Доводы кассационных жалоб Ивановой С.С, Чирвинской И.В, Шведа Д.В, Петровой Л.Н, Григорьева С.И, Григорьевой Е.Н, Голобоковой Н.А, Елазяна А.В, Цатурова А.Р, Шахбазян Л.В, Токарь З.В, Недбай З.И, Милушиной Н.Ф, Журавлева В.В, Кондратьева Д.В, Гордиенко О.П, Грабельниковой О.А, Поповой Я.В, Селютиной Н.А. сводятся к несогласию последующими действиями Фонда, полагающего о необходимости возврата денежных средств, выплаченных участникам долевого строительства, названные действия Фонда предметом данного административного спора и требований Карамушко Ю.В, разрешенных 25 июля 2022 г, не являлись.
При таком положении, выводы судов первой и апелляционной инстанций не соответствуют фактическому положению, основаны на неправильном определении юридически значимых обстоятельств и неправильном применении норм материального права, в связи с чем обжалуемые судебные акты подлежат отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении административного иска Карамушко Ю.В. о признании незаконным решения (изложенного в виде выписки из протокола заседания Наблюдательного совета (заочное голосование) N НС-37/2021 с датой подведения итогов голосования 24 декабря 2021 г. и датой составления протокола 27 декабря 2021 г.) о финансировании мероприятий и одобрении совершения сделок по осуществлению выплаты возмещения гражданам - участникам строительства на условиях согласно Приложению N 23.
В силу части 1 статьи 322 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации приостановление исполнения обжалуемых судебных актов осуществляется до окончания производства в суде кассационной инстанции, в связи с чем такие меры, принятые по ходатайству заявителей жалоб, подлежат отмене.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Минераловодского городского суда Ставропольского края от 25 июля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 8 ноября 2022 г, отменить, принять новое решение, которым в удовлетворении требований Карамушко Ю.В. к Публично-правовой компании "Фонд развития территорий" о признании незаконным решения (изложенного в виде выписки из протокола заседания Наблюдательного совета (заочное голосование) N НС-37/2021 с датой подведения итогов голосования 24 декабря 2021 г. и датой составления протокола 27 декабря 2021 г.) о финансировании мероприятий и одобрении совершения сделок по осуществлению выплаты возмещения гражданам - участникам строительства отказать.
Приостановление исполнения обжалуемых судебных актов отменить.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Ф. Фахретдинова
Судьи Ю.К. Белоусова
Г.К. Зайнуллина
Мотивированное кассационное определение изготовлено 10 февраля 2023 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.