Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составепредседательствующего Фахретдиновой Р.Ф., судей Белоусовой Ю.К., Зайнуллиной Г.К., с участием прокурора Отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Зудина А.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Правительства Республики Дагестан
на решение Верховного Суда Республики Дагестан от 31.05.2022 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 20.09.2022
по административному делу по административному исковому заявлению Алхасовой Н. М, первого заместителя прокурора Республики Дагестан о признании недействующим постановления Правительства Республики Дагестан от 27.05.2016 N 148 "Об утверждении границ зон охраны объектов культурного наследия города Дербента, в качестве объединенной зоны охраны объектов культурного наследия города Дербента, режимов использования земель и требований к градостроительным регламентам - границах объединенной зоны охраны объектов культурного наследия гор Дербента".
Заинтересованные лица Агентство по охране культурного наследия Республики Дагестан, Министерство культуры Российской Федерации, Министерство культуры Республики Дагестан, Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан, администрация городского округа "город Дербент".
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Белоусовой Ю.К, а также возражения прокурора, полагавшего обжалуемый судебный акт суда апелляционной инстанции законным и обоснованным, а кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Алхасова Н.М. и первый заместитель прокурора Республики Дагестан обратились в Верховный Суд Республики Дагестан с административным иском о признании недействующим постановления Правительства Республики Дагестан от 27.05.2016 N 148 "Об утверждении границ зон охраны объектов культурного наследия, расположенных в городе Дербенте, в качестве объединенной зоны охраны объектов культурного наследия города Дербента, режимов использования земель и требований к градостроительным регламентам в границах объединенной зоны охраны объектов культурного наследия города Дербента" (далее также Постановление N 148).
Алхасова Н.П. просила признать его недействующим, как принятого с превышением полномочий органа государственной власти субъекта, а также затрагиванием ее интересов, связанных с расположением в результате издания оспариваемого постановления в зоне регулируемой застройки Р-1, на которую распространяются установленные постановлением запреты и ограничения, находящегося в ее собственности земельного участка. Первый заместитель прокурора просил признать Постановление N 148 недействующим со дня вступления решения суда в законную силу в части утверждения границ зон охраны, режимов использования земель и требований к градостроительным регламентам в границах зон охраны объектов культурного наследия федерального значения, включенных в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, также сославшись в качестве основания заявленных административных исковых требований на нарушение Правительством Республики Дагестан компетенции при принятии оспариваемого постановления.
Решением Верховного Суда Республики Дагестан от 31.05.2022 административные исковые заявления удовлетворены, Постановление N 148 признано недействующим со дня вступления решения суда в законную силу полностью.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 20.09.2022 решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение, которым признано недействующим со дня вступления апелляционного определения в законную силу оспариваемое постановление, в той части, которой установленные зоны охраны, режимы использования земель и требования к градостроительным регламентам распространяются в отношении объекта культурного наследия (частей объекта), включенного в Список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
Не согласившись с постановленными судебными актами Правительство Республики Дагестан обжаловало их в кассационном порядке, в кассационной жалобе ставит вопрос об их отмене, как принятых с нарушением норм процессуального и материального права, регулирующих спорные правоотношения, оставлении без должного внимания юридически значимых обстоятельств и имеющихся в материалах дела доказательств, настаивает на соответствии нормативного правового акта требованиям действующего законодательства, неприменении судами норм права, подлежащих применению, просит принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска.
Кассационная жалоба поступила в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 26.12.2022.
В судебное заседание суда кассационной инстанции иные лица, участвующие в деле, не явились, по правилам статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении от них не поступало, Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела кассационную жалобу в их отсутствии.
Изучив изложенные в кассационных жалобах доводы, позицию лиц, участвующих в деле, принятые по делу судебные акты и материалы дела, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Требования административного истца и прокурора по настоящему делу рассмотрены судами в порядке главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно части 7 статьи 213 главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 данной статьи, в полном объеме.
В соответствии с частью 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;
2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;
б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;
в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;
г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
По настоящему делу предметом спора является нормативный правовой акт, которым утверждены границы зон охраны объектов культурного наследия города Дербента, в качестве объединенной зоны охраны объектов культурного наследия города Дербента, режимов использования земель и требований к градостроительным регламентам - границах объединенной зоны охраны объектов культурного наследия гор Дербента.
Нормативный правовой акт принят в соответствии со статьей 34 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", постановления Правительства Российской Федерации от 12.09.2015 N 972 "Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации", статьей 20 Закона Республики Дагестан от 03.02.2009 N 7 "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Республики Дагестан".
В силу положений части 1 статьи 34 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ) в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона объекта культурного наследия, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта. Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия.
В целях одновременного обеспечения сохранности нескольких объектов культурного наследия в их исторической среде допускается установление для данных объектов культурного наследия единой охранной зоны объектов культурного наследия, единой зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности и единой зоны охраняемого природного ландшафта (далее - объединенная зона охраны объектов культурного наследия).
Состав объединенной зоны охраны объектов культурного наследия определяется проектом объединенной зоны охраны объектов культурного наследия.
Частью 2 данной статьи определено, что охранная зона объекта культурного наследия - территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель и земельных участков, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.
В соответствии с частью 3 данной статьи решения об установлении, изменении зон охраны объектов культурного наследия, отнесенных к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации, объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия, принимаются, требования к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон утверждаются федеральным органом охраны объектов культурного наследия на основании проектов зон охраны таких объектов культурного наследия с учетом представляемого соответствующим региональным органом охраны объектов культурного наследия в федеральный орган охраны объектов культурного наследия заключения. Решение о прекращении существования зон охраны указанных объектов культурного наследия принимается федеральным органом охраны объектов культурного наследия.
Согласно пункту 8 статьи 6 Закона Республики Дагестан от 03.02.2009 N 7 "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Республики Дагестан" принятие решения об установлении, изменении и прекращении существования зон охраны объектов культурного наследия, в том числе объединенной зоны охраны объектов культурного наследия (за исключением зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия), утверждение требований к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон на основании проектов зон охраны объектов культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения либо проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия в соответствии с Федеральным законом по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия, в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения в порядке, установленном Правительством Республики Дагестан с учетом требований, предусмотренных статьей 20 настоящего Закона.
В соответствии с частью 2 статьи 20 названного Закона, решения об установлении, изменении зон охраны объектов культурного наследия, в том числе объединенной зоны охраны объектов культурного наследия (за исключением зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия), принимаются, требования к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон утверждаются на основании проектов зон охраны объектов культурного наследия и положительного заключения государственной историко- культурной экспертизы:
в отношении объектов культурного наследия федерального значения либо проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия - в соответствии с Федеральным законом Правительством Республики Дагестан по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия;
в отношении объектов культурного наследия регионального значения - Правительством Республики Дагестан;
в отношении объектов культурного наследия местного (муниципального) значения - Правительством Республики Дагестан по согласованию с органом местного самоуправления, на территории которого расположен объект культурного наследия.
Как следует из части 1 статьи 25 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ объекты культурного наследия, представляющие собой выдающуюся универсальную историческую, археологическую, архитектурную, художественную, научную, эстетическую, этнологическую или антропологическую ценность, могут быть отнесены к объектам всемирного культурного и природного наследия в порядке, установленном Конвенцией об охране всемирного культурного и природного наследия.
На 26-й сессии Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО, проходившей с 30.06.2003 по 05.07.2003 в г. Париже, принято решение о включении средневекового архитектурного наследия города Дербента в Список всемирного наследия ЮНЕСКО под наименованием "Цитадель, старый город и крепостные сооружения Дербента".
На 43-й сессии Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО, проходившей с 30.06.2019 по 10.07.2019 в г. Баку утверждена обновленная схема территории объекта всемирного наследия "Цитадель, старый город и крепостные сооружения Дербента" и его буферной зоны.
Государственная охрана объектов культурного наследия, входящих в состав объекта культурного наследия "Цитадель, старый город и крепостные сооружения Дербента", включенного в Список всемирного наследия, осуществляется в Российской Федерации в рамках достопримечательного места "Цитадель и исторический город в крепостных стенах Дербента", требования к осуществлению деятельности и градостроительным регламентам в границах территории которого утверждены приказом Министерства культуры Российской Федерации от 18.12.2015 N 3133.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.02.2014 N 153-р выявленный объект культурного наследия "Достопримечательное место "Цитадель и исторический город в крепостных стенах Дербента", расположенный в городе Дербенте Республики Дагестан, отнесен к объектам культурного наследия федерального значения с возложением на Министерство культуры Российской Федерации обязанности осуществить включение указанного выявленного объекта культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 03.11.2015 N 2721 выявленные объекты культурного наследия, включены в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объектов культурного наследия федерального значения в составе объекта культурного наследия федерального значения "Дербентская цитадель "Нарын-Кала", VI - XIX века (Республика Дагестан, г. Дербент), с утверждением границ территорий указанных в приложении N 1 объектов культурного наследия согласно приложению N 2.
Из приложения N 1 к оспариваемому Постановлению N 148, следует, что данным нормативным правовым актом утверждены 30 охранных зон, а также границы единой зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности. Приложение N 3 содержит в себе режимы использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах объединенной зоны охраны объектов культурного наследия города Дербента.
При этом, описания единых охранных зон N 1 и N 2, охранных зон N 3, N 4, N 6, N 9, N 12, N 13, N 27, N 28, N 30 содержат в себе указание на то, что входящие в состав указанных охранных зон объекты - ансамбль "Дербентская цитадель "Нарын-Кала", VI-XVIII века" и объекты культурного наследия, расположенные на территории Старого города являются компонентами номинации "Цитадель, старый город и крепостные сооружения Дербента", охраняемые под эгидой Списка всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что обжалуемым нормативным правовым актом утверждены границы зон охраны объектов культурного наследия, в том числе, объекта культурного наследия федерального значения, включенного в Список всемирного наследия, и установлены режимы использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах территории объединенной зоны охраны, т.е. разрешен вопрос, относящийся к компетенции Министерства культуры Российской Федерации.
Признавая Постановление N 148 недействующим полностью, суд исходил из того, что границы зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории города Дербента, а также режимы использования земель и требования к градостроительным регламентам, были утверждены в качестве и в границах объединенной зоны охраны, имеющей в рамках действующего правового регулирования самостоятельное правовое положение, утверждаемой на основании специально разрабатываемого проекта объединенной зоны охраны.
С выводами суда первой инстанции не согласился суд апелляционной инстанции, что послужило основанием для отмены состоявшегося судебного решения и принятия судебного акта о признании оспариваемого постановления недействующим в части, в связи с следующим.
Как следует из проекта зон охраны к оспариваемому Постановлению N 148, акт государственной историко-культурной экспертизы проекта зон охраны объектов культурного наследия города Дербента содержал положительное заключение к проекту.
В соответствии со сведениями, представленными Министерством культуры Российской Федерации, министерством был согласован проект постановления Правительства Республики Дагестан "Об утверждении границ зон охраны объектов культурного наследия, расположенных в городе Дербенте, в качестве объединенной зоны охраны объектов культурного наследия города Дербента, режимов использования земель и требований к градостроительным регламентам в границах объединенной зоны охраны объектов культурного наследия города Дербента", на основании которого Правительством Республики Дагестан издано оспариваемое Постановление N 148.
В связи с этим судом апелляционной инстанции было обосновано установлено, что Правительством Республики Дагестан соблюдены требования статьи 34 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ Закона об объектах культурного наследия, статьи 20 Закона Республики Дагестан от 03.02.2009 N 7, связанных с установлением в отношении объектов культурного наследия федерального и регионального значения границ зон охраны объектов культурного наследия, в том числе границ объединенной зоны охраны объектов культурного наследия, особые режимы использования земель в границах территорий данных зон и требования к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон.
Оспариваемым зоны охраны установлены для объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (принятых на государственную охрану) в соответствии с законодательством РСФСР и Российской Федерации, а не в отношении объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.
Из проекта зон охраны объектов культурного наследия к оспариваемому Постановлению N 148 (том 4, утверждаемая часть) следует, что на государственной охране в Дербенте состоит 36 объектов культурного наследия федерального значения и 216 - регионального. Объект Всемирного культурного наследия включает в себя: 1) "Цитадель" (Нарын-Кала), И объектов культурного наследия федерального значения и культурный слой, 2) "Старый город" (достопримечательное место) включает 18 объектов культурного наследия федерального значения, в том числе примыкающие к Старому городу участки Северной и Южной стены и 12 объектов - регионального, 3) "Крепостные сооружения Дербента" состоит из двух участков: "Северная стена" и "Южная стена", в территорию которой входят 2 объекта федерального значения - "Маяк" и "Сырцовая стена".
Охрана объектов культурного наследия, входящих в состав Всемирного наследия ЮНЕСКО "Цитадель, старый город и крепостные сооружения Дербента" осуществляется в рамках достопримечательного места "Цитадель и исторический город в крепостных стенах Дербента", требования к осуществлению деятельности и градостроительные регламенты в границах которого утверждены приказом Минкультуры России от 18.12.2015 N 3133. Зоны охраны к достопримечательному месту не утверждены.
Суд апелляционной инстанции установил, что территории объектов культурного наследия в настоящем случае пересекаются, в том числе часть объектов культурного наследия федерального и регионального наследия являются компонентами объекта культурного наследия, охраняемого под эгидой Списка всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, и в отношении самого объекта Всемирного наследия зоны охраны, а также режимы использования земель и требования к градостроительным регламентам оспариваемым Постановлением N 148 не были установлены.
При этом, из раздела проекта зон охраны "Границы территорий охранных зон памятников" следует, что охранные зоны объектов Всемирного наследия, федерального и регионального значения на территории Дербента состоят из 30 участков. Раздел проекта "В. Зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности" устанавливает ограничения на хозяйственную деятельность на этих территориях и всех видов строительства. При этом указано на то, что в городе Дербенте, древняя часть которого является объектом всемирного культурного наследия, зоны регулирования застройки и зоны охраняемого природного ландшафта запроектированы в качестве зон охраны именно этой, наиболее ценной части города.
Из описания раздела 4 "Границы и режимы содержания (регламент) территорий объектов культурного наследия и зон охраны" проекта зон охраны следует, что для исторического поселения - города Дербента определяются и устанавливаются территории памятников и зоны охраны объектов культурного наследия в составе, в котором выделено описание "А-1. Территория достопримечательного места", с описанием границ территорий объектов Всемирного культурного наследия и предложением установления режима территории достопримечательного места. При этом в разделе проекта "Б. Охранные зоны объектов культурного наследия (памятников)" указано, что для охранных зон объектов всемирного культурного наследия в проекте не выделялся особый регламент содержания и использования этих территорий.
На основании изложенного, с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 35 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 25.04.1995 N 3-П, от 15.07.1999 N 11-П, от 11.11.2003 N 16-П и от 21.01.2010 N 1-П, в соответствии с которой правовая норма должна отвечать общеправовому критерию формальной определенности, проанализировав оспариваемое в части описания границ установленных зон, границы единой зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности, режимов использования земель и требований к градостроительным регламентам, с учетом представленного проекта зон охраны, - суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт в указанной части не отвечает общеправовому критерию формальной определенности, допускает неоднозначное толкование содержания, носит неопределенный характер, поскольку допускает его толкование в части возможности распространения действия в отношении объектов всемирного культурного наследия.
Кроме того, предусмотренные оспариваемым Постановлением требования устанавливают иные по сравнению с утвержденными Приказом Минкультуры России от 18.12.2015 N 3133 требования к осуществлению деятельности и градостроительные регламенты, что в условиях созданной правовой неопределенности могут привести к возможности осуществления запрещенной названным Приказом Минкультуры России N 3133 деятельности в отношении объектов Всемирного культурного наследия, расположенных в пределах установленных Постановлением N 148 охранных зон.
Установленное послужило основанием не согласиться с выводами суда первой инстанции о признании недействительным ненормативного правового акат полностью, и его признанию недействующим в той части, которой установленные зоны охраны, режимы использования земель и требования к градостроительным регламентам распространяются в отношении объекта культурного наследия (частей объекта), включенного в Список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
Определяя момент, с которого оспариваемый ненормативный правовой акт подлежит признанию недействующим в части, суд апелляционной инстанции верно применил разъяснения, содержащиеся в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", постановив, что он подлежит признанию не действующим со дня вступления в силу судебного акта суда апелляционной инстанции.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт (часть 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Тогда как сторона административных ответчиков такое соответствие оспариваемого нормативного акта, в том числе по доводам административного иска и поданной кассационной жалобы, не доказала.
Позиция стороны в кассационной жалобе направлена на переоценку выводов суда апелляционной инстанции и фактических положений оспариваемой нормы, что не указывает на необоснованность и незаконность правильного принято по сути судебного решения.
Судом апелляционной инстанции дана оценка предмету спора, позиция сторон рассмотрена в полном объеме и надлежащим образом с учетом требований частей 7 и 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административных дел такой категории, представленные сторонами доказательства получили надлежащую оценку.
По итогам рассмотрения дела судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции пришла к выводу, что обжалуемый судебный акт является законным обоснованным, при его принятии нарушений норм материального и процессуального права, которые могли повлиять на исход дела, допущено не было, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела, в связи с чем основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 328-330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 20.09.2022, которым отменено решение Верховного Суда Республики Дагестан от 31.05.2022 и принято новое решение, оставить без изменения, кассационную жалобу Правительства Республики Дагестан - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Ф. Фахретдинова
Судьи Ю.К. Белоусова
Г.К. Зайнуллина
Мотивированное кассационное определение изготовлено 15.02.2023.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.