Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фахретдиновой Р.Ф, судей Белоусовой Ю.К, Зайнуллиной Г.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя Икрамова Б. М. Будайчиевой Д. К.
на решение Новолакского районного суда Республики Дагестан от 03.03.2022 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 21.06.2022
по административному делу по административному исковому заявлению Газиевой И. А. к Управлению Правительства Республики Дагестан по вопросам переселения лакского населения Новолакского района на новое место жительства и восстановления Ауховского района о признании бездействия незаконным, возложении обязанности.
Заинтересованные лица Икрамов Б. М, Администрация муниципального образования "Новолакский район", Администрация муниципального образования "с. Новолакское".
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Белоусовой Ю.К, пояснения Будайчиевой Д.К, поддержавшей доводы кассационной жалобы, а также возражения против ее удовлетворения представителя административного истца Набиулиной С.К, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Газиева И.А. обратилась в Новолакский районный суд Республики Дагестан с административным иском к Управлению Правительства Республики Дагестан по переселению лакского населения Новолакского района и восстановления Ауховского района о признании незаконным бездействия, выразившееся в непринятии мер по возврату ее семье конфискованного, в результате применения репрессии, домовладения, расположенного в с. Новолакское Новолакского района Республики Дагестан, просил возложить обязанности принять меры, направленные к защите его прав по реабилитации по возврату ему конфискованного домовладения.
Заявленные требования мотивированы тем, что по месту конфискованного в 1944 г. домовладения их чеченской семьи проживает лакская семья переселенцев Икрамовых Б.М, которой по программе переселения построен дом по типу-4 в с. Новолакское (Новострой) Новолакского района Республике Дагестан, им принят дом и дано согласие по возврату имеющегося домостроения и занимаемого по программе переселения земельного участка, однако свои обязательства о возврате спорного дома он не выполняет, Управление соответствующих мер к возврату не принимает, что влечет нарушение прав административного истца по возврату его семье конфискованного домовладения и земельного участка.
Решением Новолакского районного суда Республики Дагестан от 03.03.2022, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 21.06.2022, заявленные требования удовлетворены, признано незаконным бездействие Управления Правительства Республики Дагестан по вопросам переселения лакского населения Новолакского района на новое место жительства и восстановления Ауховского района, по возврату конфискованного при репрессии дома реабилитированной незаконным, обязав принять необходимые меры, по возврату конфискованного дома расположенного в с. Новолакское Газиевой И.А.
Не согласившись с постановленными судебными актами заинтересованное лицо в лице представителя обжаловали их в кассационном порядке, в кассационной жалобе ставят вопрос об их отмене, как принятых с нарушением норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, оставлении без внимания юридически значимых обстоятельств, в частности приводят доводы, что занимаемый их семьей дом не относится к домовладению административного истца, является вновь возведенным, на который зарегистрировано право собственности, в связи с чем подлежит выкупу в порядке пунктов 24, 25 Положения о порядке и условиях расчетов за оставляемые жилые дома, строения, многолетние насаждения, а также финансирования строительства жилья и его передачи в собственность лакскому населению, переселяемому из Новолакского района на новое место жительства, и возврата высвобождаемого жилья реабилитированным чеченцам-аккинцам, утв. Правительством Республики Дагестан от 19.03.2007 N 74.
Просит принять новое решение об отказе в удовлетворении требований.
Кассационная жалоба поступила в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 09.01.2022.
На кассационную жалобу представителем административного истца поданы возражения, в которых выражается несогласие с ее доводами, полагает обжалуемые судебные решения законными и обоснованными.
В судебное заседание Пятого кассационного суда общей юрисдикции иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом по правилам статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявили, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, изучив изложенные в кассационной жалобе доводы и принятые по делу судебные акты, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со статьей 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Возникший по настоящему делу предмет спора регулируется Законом РСФСР от 26.04.1991 "О реабилитации репрессированных народов", Законом Российской Федерации от 18.10.1991 N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" и Положением о порядке возврата гражданам незаконно конфискованного, изъятого или вышедшего иным путем из владения в связи с политическими репрессиями имущества, возмещения его стоимости или выплаты денежной компенсации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 N 926, а также непосредственно к спорным правоотношениям Положением о порядке и условиях расчетов за оставляемые жилые дома, строения, многолетние насаждения, а также финансирования строительства жилья и его передачи в собственность лакскому населению, переселяемому из Новолакского района на новое место жительства, и возврата высвобождаемого жилья реабилитированным чеченцам-аккинцам, утв. Правительством Республики Дагестан от 19.03.2007 N 74.
В силу статьи 16.1 Закона Российской Федерации от 18.10.1991 N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" реабилитированным лицам возвращается конфискованное, изъятое и вышедшее иным путем из их владения в связи с репрессиями имущество, либо возмещается его стоимость, либо выплачиваются денежные компенсации.
Порядок выплаты денежных компенсаций, их перерасчета, предоставления льгот, возврата конфискованного имущества или возмещения его стоимости, порядок восстановления других прав реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, устанавливается специальными положениями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации (статья 17 данного Закона), который определен Положением о порядке возврата гражданам незаконно конфискованного, изъятого или вышедшего иным путем из владения в связи с политическими репрессиями имущества, возмещения его стоимости или выплаты денежной компенсации, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 N 926.
Пунктом 3 названного Положения возврат конфискованного имущества производится в случаях, когда оно сохранилось. Возмещение стоимости имущества производится в случаях, когда имущество сохранилось, но оно не может быть возвращено по основаниям, предусмотренным законодательством, либо реабилитированное лицо согласно вместо возврата жилого дома на возмещение его стоимости, а также в случаях, когда имущество не сохранилось, однако имеются документы о его характере, состоянии и количестве, на основании которых возможна оценка имущества.
В целях оптимизации расходования бюджетных средств, выделяемых на компенсацию стоимости оставляемых жилых домов, строений, многолетних насаждений, а также финансирование строительства жилья и его передачи в собственность лакскому населению, переселяемому из Новолакского района на новое место жительства, постановлением Правительства Республики Дагестан от 19.03.2007 N 74 утверждено Положение о порядке и условиях расчетов за оставляемые жилые дома, строения, многолетние насаждения, а также финансирования строительства жилья и его передачи в собственность лакскому населению, переселяемому из Новолакского района на новое место жительства, и возврата высвобождаемого жилья реабилитированным чеченцам-аккинцам (далее - Положение N 74).
Пунктом 22 данного Положения предусмотрено, что жилые дома и строения, построенные до 1944 года, не подвергшиеся в дальнейшем расширению и реконструкции, возвращаются прежним владельцам или их наследникам безвозмездно.
Жилые дома и строения, построенные до 1944 года и подвергшиеся в дальнейшем расширению и реконструкции, возвращаются прежним владельцам или их наследникам с условием компенсации переселяющимся гражданам произведенных затрат в размере, определенном организацией технической инвентаризации (пункт 23 Положения N 74).
Жилые дома и строения, в том числе не завершенные строительством, построенные после 1944 года лицами лакской национальности, могут быть приобретены у владельцев лицами чеченской национальности, выходцами из тех населенных пунктов, на территории которых находятся оставляемые жилые дома и строения, по оценочной стоимости на день продажи, определенной организацией технической инвентаризации (пункт 24 Положения N 74).
В случае, если не достигнуто согласие о продаже лицами лакской национальности жилых домов и строений, в том числе не завершенных строительством, лицам чеченской национальности, лица лакской национальности получают денежную компенсацию в соответствии с пунктом 6 настоящего Положения и эти домостроения переходят в республиканскую собственность (пункт 25 Положения N 74). Для этого министерство по управлению государственным имуществом Республики Дагестан передает их по договору об обеспечении сохранности жилых домов и последующей реализации муниципальному образованию "Новолакский район", которое заключает с лицами чеченской национальности, выходцами из населенного пункта, на территории которого находятся освободившиеся жилые дома и строения, договор аренды с правом выкупа домостроения в течение 15 лет в случае авансирования оплаты 30 процентов от стоимости строения.
В свою очередь Постановлением Правительства Республики Дагестан от 29.09.2017 N 223 утверждена государственная программа Республики Дагестан "Переселение лакского населения Новолакского района на новое место жительства и восстановление Ауховского района", направленная на полное завершение переселения лакского населения Новолакского района на новое место жительства с созданием необходимой инфраструктуры, придание статуса муниципального района "Новолакский район" территории переселения и муниципального района "Ауховский район" территории, с которой переселили лакское население, восстановление исторических наименований населенных пунктов, входивших в состав Ауховского района.
В целях реализации Программы проводится инвентаризация жилых домов и земельных участков, подлежащих возврату реабилитированным гражданам в Новолакском районе, а также жилых домов и земельных участков, уже возвращенных реабилитированным гражданам.
Советом министров Республики Дагестан утверждено постановление от 17.02.1993 N 28 "О Порядке переселения лакского населения Новолакского района на новое место жительства", пунктом 1.4 и 1.5 которого предусмотрено, что граждане, изъявившие желание переселиться на новое место жительства, подают в администрации сельских муниципальных образований по месту жительства заявление по установленной форме, в случае отказа переселенческой лакской семьи от возврата домовладений и участков, принадлежавших репрессированным жителям, при условии принятия на новом месте жительства жилого дома Комиссия Правительства Республики Дагестан по вопросам реабилитации и переселения принимает решение о ее исключении из списка лакских семей, переселяющихся на новое место жительства, изъятии полученного жилого дома в установленном порядке и передаче домостроения следующему очереднику.
Пунктом 3.3. Порядка предусмотрено, что после принятия жилого дома на новом месте жительства лакская семья обязана сдать в двухмесячный срок домовладение и земельный участок на прежнем месте жительства по акту передачи жилого дома и земельного участка реабилитированному гражданину.
Сдача домовладений осуществляется на условиях, предусмотренных Положением о порядке и условиях расчетов за оставляемые жилые дома, строения, многолетние насаждения, а также финансирования строительства жилья и его передачи в собственность лакскому населению, переселяемому из Новолакского района на новое место жительства, утвержденным постановлением Правительства Республики Дагестан от 19.03.2007 N 74.
Организация переселения возлагается на Управление Правительства Республики Дагестан по вопросам переселения лакского населения Новолакского района на новое место жительства и восстановления Ауховского района (пункт 1.2 Правил)(далее - Управление).
Как установлено судами и следует из материалов дела, семья административного истца в 1944 г. была подвергнута репрессиям и выслана из Новолакского района (аул Банай, ныне с. Новолакское), в дальнейшем родившийся в местах спец переселения Газиева И.А, 1952 г.р, на основании п. "в" статьи 13 и части 1 статьи 1.1. Закона Российской Федерации от 18.10.1991 N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий", реабилитирован, что подтверждается правкой от 24.05.2006.
Как утверждал административный истец, на месте жительства семьи административного истца в период репрессий в настоящее время проживает лакская семья Икрамова Б.М, которая в составе 6 человек включена в программу (списки) переселения с предоставлением жилого дома по типовому проекту.
Постановлением администрации с. Новолакское Новолакского района от 30.05.2005 Икрамову Б.М. разрешается восстановить на занимаемом им земельном участке разрушенный жилой дом.
В 2011 г. в рамках реализации программы переселения семье Икрамовых построено домостроение типа-6, которое принято ими по акту от 25.11.2011.
По настоящее время семьей Икрамовых домостроение в порядке статьи 3.3 Положения, утв. Постановлением Совета Министров Республики Дагестан от 17.02.1993 N 28, не сдано.
10.02.2016 Икрамов Б.М. регистрирует права собственности на занимаемый земельный участок, в соответствии с кадастровым паспортом на жилой дом, он вводит его в эксплуатацию в 2015 г. с площадью 169 кв.м. По состоянию на 2021 г. площадь дома увеличена до 178, 24 кв.м, что следует из технического паспорта.
Суды пришли к выводу, что со стороны Управления было допущено оспариваемое административным истцом бездействие, повлекшее нарушение законных прав и интересов его семьи, в том числе воспользоваться правом на реализацию положения пункта 25 Порядка N 74.
Вместе с тем, в нарушение положений пункта 1 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судами не установлены и не приведены в постановленных судебных актах какие действительные права и законные интересы административного истца затрагиваются указанным им в административном иске бездействием, в частности, как по изъятию вновь предоставленного домовладения заинтересованному лицу, так и в отношении находящихся у заинтересованного лица в собственности земельного участка и жилого дома.
Удовлетворяя заявленные требования суды не учли, что домовладение заинтересованного лица не является конфискованным у семьи административного истца в 1944 г, доказательства принятия административным истцом мер по его выкупу в порядке пункта 24 Постановление N 74, после чего у административного ответчика возникают основания применения пункта 25 данного постановления, в материалах дела отсутствуют.
Тогда как такие обстоятельства имеют существенное юридическое значение, не получившее соответствующую судебную оценку.
Равно судами при удовлетворении требований не исследовался вопрос чем затрагиваются права и законные интересы административного истца относительно действий административного ответчика непосредственно связанные с возникшими у последнего правоотношениями с заинтересованным лицом по изъятию предоставленного ему в рамках программы по переселению дома.
С учетом принципов и порядка рассмотрения дел в порядке кассационного обжалования, у суда кассационной инстанции разрешить данные обстоятельства и дать им оценку, процессуальные основания отсутствуют, без их установления совокупность критериев, установленных статьей 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания бездействия административного ответчика, отсутствует.
Судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению и обоснованным, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также когда они содержат исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункты 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 N 23 "О судебном решении").
Данный принцип судами соблюден не был, приведенные допущенные процессуальные нарушения являются существенными и непреодолимыми, в связи с чем могут быть исправлены только посредством отмены судебных актов. В связи с чем обжалуемые судебные акты подлежат отмене с направлением административного дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду надлежит учесть изложенное и разрешить дело с учетом требований действующего законодательства и установлением фактических обстоятельств дела.
Руководствуясь статьями 328-330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Новолакского районного суда Республики Дагестан от 03.03.2022 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 21.06.2022 отменить, направить дело на новое рассмотрение в Новолакский районный суд Республики Дагестан.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Ф.Фахретдинова
Судьи Ю.К. Белоусова
Г.К. Зайнуллина
Мотивированное кассационное определение изготовлено 15.02.2023.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.