Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ивановой Л.В, судей Минеевой В.В, Гареевой Д.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ипатовского городского округа Ставропольского края в интересах муниципального образования и неопределенного круга лиц к администрации Ипатовского городского округа Ставропольского края, Головинову Николаю Сергеевичу, Думе Ипатовского городского округа Ставропольского края о признании незаконным решения Думы Ипатовского городского округа от 27 ноября 2018 года N 221, договора передачи служебного жилого помещения в собственность N 1 от 23 декабря 2018 года, применении последствий недействительности сделки, по кассационному представлению исполняющего обязанности прокурора Ставропольского края Борозенец Н.Н. на решение Ипатовского районного суда Ставропольского края от 3 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 12 июля 2022 года, Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Ивановой Л.В, прокурора третьего отдела апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Гаринина Э.П, поддержавшего доводы кассационного представления, объяснения Головинова Н.С, его представителя Заведееева Г.А, представителя Думы Ипатовского городского округа Ставропольского края Москаленко Е.А, представителя Отдела имущественных и земельных отношений Администрации Ипатовского городского округа Ставропольского края - Гармаш Е.Г, представителя Администрации Ипатовского городского округа Ставропольского края - Симкиной И.А, возражавших против доводов кассационного представления, руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
прокурор Ипатовского района Ставропольского края обратился с иском в интересах муниципального образования и неопределенного круга лиц к администрации Ипатовского городского округа Ставропольского края, Отделу имущественных и земельных отношений администрации Ипатовского городского округа Ставропольского края, Головинову Н.С, Думе Ипатовского городского округа Ставропольского края о признании незаконными решения Думы Ипатовского городского округа от 27 ноября 2018 года N 221, договора передачи служебного жилого помещения в собственность N 1 от 23 декабря 2018 года, применении последствий недействительности сделки.
Решением Ипатовского районного суда Ставропольского края от 3 марта 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 12 июля 2022 года, в удовлетворении исковых требований прокурора Ипатовского района Ставропольского края отказано.
В кассационном представлении исполняющего обязанности прокурора Ставропольского края - Борозенец Н.Н, ставится вопрос об отмене обжалуемых судебных актов как незаконных, необоснованных, вынесенных с нарушением норм материального и процессуального права.
Согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции является несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения судебными инстанциями при рассмотрении настоящего дела были допущены.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании постановления главы Ипатовской районной государственной администрации Ставропольского кря от 25 ноября 2004 года в число служебных жилых помещений внесена квартира, расположенная по адресу: "адрес"
Распоряжением Правительства Ставропольского края от 28 марта 2012 года N 144-рп "О передаче имущества из муниципальной собственности Ипатовского муниципального района Ставропольского края в муниципальную собственность муниципального образования города Ипатово Ипатовского района Ставропольского края" утвержден перечень имущества, находящегося на балансе муниципального унитарного предприятия "Жилищно-коммунальное хозяйство" Ипатовского района Ставропольского края, безвозмездно передаваемого из муниципальной собственности Ипатовского муниципального района Ставропольского края в муниципальную собственность муниципального образования города Ипатово Ипатовского района Ставропольского края, в состав которого вошла спорная служебная квартира.
Головинов Н.С. с 30 октября 1995 года работает в администрации Ипатовского района, в настоящее время занимает должность заместителя главы администрации Ипатовского городского округа Ставропольского края.
Постановлением администрации муниципального образования г. Ипатово Ипатовского района от 29 июня 2012 года N 272 Головинов Н.С. в составе семьи из 3-х человек, в том числе супруга Головинова С.М, дочь Головинова Я.Н, поставлен на учет граждан, нуждающихся в предоставлении служебных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.
На основании постановления администрации муниципального образования г. Ипатово Ипатовского района от 3 июля 2012 года N 273 Головинову Н.С. и его семье предоставлена служебная квартира, расположенная по адресу: "адрес" июля 2012 года между Головиновым Н.С. и администрацией муниципального образования г. Ипатово заключен договор найма специализированного служебного жилого помещения N 8, в соответствии с которым Головинову Н.С. и членам его семьи передана вышеуказанная квартира во владение и пользование для временного проживания в нем сроком на время трудовых отношений.
В целях приватизации квартиры Головинов Н.С. обращался в Совет Депутатов муниципального образования г. Ипатово Ипатовского района, который решением от 11 февраля 2013 года N 6 отказал в приватизации жилого помещения. Указанное решение об отказе признано законным и обоснованным решением Ипатовского районного суда от 29 июля 2014 года по делу N 2-512/2014. В дальнейшем Головинов Н.С. также обращался в Совет Депутатов муниципального образования г. Ипатово о приватизации спорной квартиры, однако решением от 23 сентября 2015 года N 42 ему было отказано в приватизации. Указанное решение признано законным и обоснованным решением Ипатовского районного суда от 23 декабря 2015 года по делу N 2а-1200/2015. При этом основанием для отказа в приватизации послужило то, что у Головинова Н.С. имелся в собственности жилой дом, расположенный по адресу: Ставропольский край, Ипатовский район, с. Лиман, пер. 60 лет ВЛКСМ, 4.
На основании договора дарения от 6 июля 2018 года Головинов Н.С. подарил вышеуказанный жилой дом и земельный участок Брагиной Я.Н, являющейся его дочерью.
В связи с принятием Закона Ставропольского края от 29 апреля 2016 года N 48-кз "О преобразовании муниципальных образований, входящих в состав Ипатовского муниципального района Ставропольского края, и об организации местного самоуправления на территории Ипатовского района Ставропольского края" (далее - Закон N 48-кз) Ипатовский муниципальный район и входящие в него сельские поселения преобразован в Ипатовский городской округ. Согласно ч. 1 ст. 6 Закона N 48-кз органы местного самоуправления Ипатовского городского округа в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления Ипатовского муниципального района Ставропольского края, городского и сельских поселений, входящих в состав Ипатовского муниципального района Ставропольского края.
На основании решения Думы Ипатовского городского округа от 18 января 2018 года N 1 "О принятии имущества из муниципальной собственности муниципальных образований, входящих в состав Ипатовского района Ставропольского края, и из муниципальной собственности Ипатовского муниципального района Ставропольского края в муниципальную собственность Ипатовского городского округа Ставропольского края" и акта приема-передачи от 29 декабря 2017 года спорная квартира была передана в муниципальную собственность Ипатовского городского округа Ставропольского края. Указанное также подтверждается выпиской из ЕГРН от 13 марта 2018 года. На основании распоряжения отдела имущественных и земельных отношений администрации Ипатовского городского округа от 21 мая 2018 года N 238-р спорная квартира как служебное жилое помещение закреплена на праве оперативного управления за администрацией Ипатовского городского округа. Постановлением администрации Ипатовского городского округа от 31 августа 2018 года N 1097 сформирован муниципальный специализированный жилищный фонд (служебный фонд жилых помещений) Ипатовского городского округа, в состав которого вошла, в том числе спорная квартира.
25 октября 2018 года Головинов Н.С. обратился с заявлением на имя главы Ипатовского городского округа о разрешении приватизации квартиры, расположенной по адресу: Ставропольский край, Ипатовский район, г. Ипатово, ул. Юбилейная, 4, кв.5, предоставив необходимый пакет документов. Думой Ипатовского городского округа принято решение от 27 ноября 2018 года N 221, которым разрешено Головинову Н.С. приватизировать вышеуказанную квартиру, администрации Ипатовского городского округа предписано обеспечить исключение из реестра муниципальной собственности Ипатовского городского округа указанного жилого помещения.
23 декабря 2018 года между администрацией округа и Головиновым Н.С. заключен договор N 1 передачи служебного жилого помещения в собственность (приватизации служебного помещения), по условиям которого в собственность Головинова Н.С. (участнику приватизации) передана квартира, расположенная по адресу: "адрес" на безвозмездной основе. За Головиновым Н.С. зарегистрировано право собственности на указанную квартиру. Согласно постановлению администрации Ипатовского городского округа от 20 марта 2019 года N 507 указанная квартира исключена из служебного жилого фонда Ипатовского городского округа.
Разрешая спор судебные инстанции, руководствуясь положениями статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 92, 93 Жилищного кодекса Российской Федерации, Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", исходили из того, что оспариваемое решение Думы Ипатовского городского округа от 27 ноября 2018 года принято в соответствии с Положением о порядке принятий решений Думы Ипатовского городского округа от 20 сентября 2017 года N 17, а также Положением от 25 сентября 2018 года N 173, нарушений процедуры принятия данного решения не установлено. На момент обращения с заявлением о приватизации Головинов Н.С. имел стаж работы в должности муниципальной службы в администрации Ипатовского района, затем администрации Ипатовского городского округа более 20 лет; у Головинова Н.С. и членов его семьи, в том числе у супруги Головиновой С.М, отсутствовали в собственности жилые помещения, расположенные по месту расположения служебного жилого помещения, то есть в г. Ипатово; в занимаемом служебном помещении Головинов Н.С. и члены его семьи проживали более 3-х лет; Головинов Н.И. и его супруга Головинова С.М. ранее не реализовали право на однократную бесплатную приватизацию жилого помещения в государственном или муниципальном использовании; имелось ходатайство главы администрации Ипатовского городского округа от 19 ноября 2018 года на имя председателя Думы Ипатовского городского округа о разрешении Головинову Н.С. приватизации 3 июля 2012 года.
С учетом установленных доказательств судебные инстанции пришли к выводу о том, что решение Думы Ипатовского городского округа принято в соответствии с Положением о порядке принятий решений Думы Ипатовского городского округа, утвержденного решением Думы Ипатовского городского округа от 20 сентября 2017 года N 17, а также Положением от 25 сентября 2018 года N 173, нарушений процедуры принятия данного решения не установлено.
С указанными выводами согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции считает, что допущенные судами существенные нарушения норм права выразились в следующем.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Согласно частям 1, 2, 3 статьи 51 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами. Порядок и условия приватизации муниципального имущества определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.
Правовые, социальные и экономические основы преобразования отношений собственности на жилище, и в связи с этим устанавливающего объективные критерии бесплатной передачи в собственность граждан Российской Федерации занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде установлены Законом Российской Федерации от 4 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".
Приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.
Каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством (статья 1, часть первая статьи 7, часть первая статьи 11 данного Федерального закона).
Законодатель также не исключает приватизацию служебных жилых помещений, но с учетом особенностей, предусмотренных частью второй статьи 4 вышеназванного Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года N 1541-1, а именно решения о приватизации служебных помещений принимаются собственниками жилищного фонда или уполномоченными ими органами по собственной инициативе, а также предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, с согласия собственников.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 30 марта 2012 года N 9-П, проверяя конституционность части второй статьи 4 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" указал, что издаваемые нормативные правовые акты, касающиеся принятия решений о приватизации отдельных служебных помещений принимаются по основаниям, на условиях и в порядке, установленных федеральным законодательством; решения органов местного самоуправления об условиях приватизации муниципального имущества должны быть предсказуемыми, обоснованными, исключающими произвольность и возможность злоупотреблений, что диктует необходимость определения таких условий приватизации служебных жилых помещений, на основании которых должна осуществляться приватизация в каждом конкретном случае, например, установление стажа трудовой деятельности и определенных сроков проживания в муниципальном образовании с тем, чтобы по прошествии которых, граждане - наниматели служебных жилых помещений могли бы рассчитывать на предоставление им преимущественного права на получение в собственность жилого помещения из специализированного жилищного фонда, если его собственником будет принято решение о приватизации входящих в него служебных помещений.
Следовательно, волеизъявление собственника муниципального жилищного фонда осуществить приватизацию служебного жилого помещения не отменяет его обязанностей соблюдать принципы бесплатной передачи в собственность гражданам Российской Федерации, установленные федеральным законом, при этом критерии и условия приватизации служебного жилья, вводимые актами муниципальных образований, должны иметь объективный характер и вытекать из особенностей правового режима служебных помещений - предназначения служебных жилых помещений, условий предоставления служебного жилого помещения гражданам, стажа работы, продолжительности проживания в занимаемом служебном помещении, перспектив дальнейшего использования жилого помещения в качестве служебного.
Решением Думы Ипатовского городского округа от 27 марта 2018 года N 41 утверждено Положение о служебном фонде жилых помещений Ипатовского городского округа Ставропольского края (далее - Положение N 41). В соответствии со ст. 6 Положения N 41 (в редакции на момент спорных правоотношений) в исключительных случаях служебное жилое помещение может быть приватизировано нанимателем в порядке, установленном Законом Российской Федерации от 04 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" при наличии следующих условий: 1) замещение гражданином должности муниципальной службы не менее 10 лет, либо наличие у гражданина стажа работы в органах местного самоуправления, муниципальном учреждении, государственном учреждении здравоохранения, органах прокуратуры, органах судебной власти, муниципальном унитарном предприятии на территории Ипатовского городского округа Ставропольского края не менее 10 лет; 2) отсутствие у гражданина и совместно проживающих с ним членов его семьи иного жилого помещения в собственности на территории Ипатовского городского округа по месту расположения служебного жилого помещения; 3) проживание гражданина в занимаемом служебном жилом помещении не менее 3 лет; 4) не реализованное гражданином право на однократную бесплатную приватизацию жилого помещения в государственном или муниципальном фонде социального использования; 5) наличие ходатайства руководителя учреждения, на балансе которого находится служебное жилое помещение, о приватизации служебного жилого помещения с приложением копии документа, подтверждающего право оперативного управления на служебное жилое помещение, копии технического паспорта и копии решения о включении данного жилого помещения в число служебных. Решение о согласии или об отказе в приватизации служебного жилого помещения принимает Дума Ипатовского городского округа по представлению администрации Ипатовского городского округа.
Согласно ст. 2 Положения о порядке и условиях приватизации жилых помещений служебного фонда жилых помещений Ипатовского городского округа Ставропольского края, утвержденного решением Думы Ипатовского городского округа от 25 сентября 2018 года N 173 (далее - Положение N 173, в редакции на момент спорных правоотношений), право на приватизацию служебного жилого помещения имеют следующие категории граждан, в том числе работники, общий трудовой стаж которых в муниципальных учреждениях, в органах местного самоуправления составляет не менее десяти лет и проживающие в служебном жилом помещении не менее трех лет. Решение о приватизации служебных жилых помещений принимается при соблюдении следующих условий: 1) замещение гражданином должности муниципальной службы не менее 10 лет либо наличие у гражданина стажа работы в органах местного самоуправления, муниципальном учреждении, государственном учреждении здравоохранения не менее 10 лет; 2) отсутствие у гражданина и совместно проживающих с ним членов его семьи иного жилого помещения в собственности на территории Ипатовского городского округа Ставропольского края по месту расположения служебного жилого помещения; 3) проживание гражданина в занимаемом служебном жилом помещении не менее 3 лет; 4) не реализованное гражданином право на однократную бесплатную приватизацию жилого помещения в государственном или муниципальном фонде социального использования; 5) наличие ходатайства руководителя учреждения, на балансе которого находится служебное жилое помещение, о приватизации служебного жилого помещения с приложением копии документа, подтверждающего право оперативного управления на служебное жилое помещение, копии технического паспорта и копии решения о включении данного жилого помещения в число служебных. Решение о согласии или об отказе в приватизации служебного жилого помещения принимает Дума Ипатовского городского округа Ставропольского края по представлению администрации Ипатовского городского округа Ставропольского края.
Основанием для рассмотрения вопроса о принятии решения о приватизации служебного жилого помещения является поданное гражданином письменное 8 заявление на имя главы Ипатовского городского округа Ставропольского края о приватизации занимаемого служебного жилого помещения с приложением документов, полный перечень которых перечислен в п. 1 ст. 3 Положения N 173.
В п. 5 ст. 3 Положения N 173 предусмотрен полный перечень оснований для отказа в приватизации служебных жилых помещений: 1) несоответствие заявителя требованиям, установленным пунктом 1 статьи 2 настоящего Положения; 2) несоответствие заявителя условиям, предусмотренным пунктом 3 статьи 2 настоящего Положения; 3) непредставление документов, предусмотренных пунктом 1 статьи 3 настоящего Положения, обязанность по представлению которых возложена на заявителя; 4) ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос, свидетельствующий об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для принятия решения о приватизации служебного жилого помещения, если соответствующий документ не был представлен гражданином по собственной инициативе, за исключением случаев, если отсутствие таких запрашиваемых документов или информации в распоряжении таких органов или организаций подтверждает право соответствующих граждан на приватизацию служебного жилого помещения; 5) принятие судом в установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации порядке мер по обеспечению иска по спорам о правах граждан на служебные жилые помещения; 6) признание служебного жилого помещения в установленном законодательством Российской Федерации порядке непригодным для проживания либо многоквартирного дома, в котором находится служебное жилое помещение, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; 7) подача заявителем и (или) членом(ами) его семьи заявления об отказе от приватизации служебного жилого помещения.
Отказывая в удовлетворении требований прокурора, суды указали на принятие Думой решения в соответствии с нормами действовавшего положения N 173. Между тем, судами не принято во внимание, что нормативные правовые акты органов местного самоуправления не должны противоречить федеральному законодательству.
Так, согласно статье 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
При этом судами установлено, что Головинову Н.С. уполномоченный орган неоднократно отказывал в приватизации служебного жилого помещения со ссылкой на наличие в его собственности жилого дома, расположенного по адресу: "адрес" После чего, Головинов Н.С, 6 сентября 2018 года, заключил договор дарения указанного жилого дома со своей дочерью Брагиной Я.Н.
25 октября 2018 года Головинов Н.С. снова обратился с заявлением о приватизации служебного жилого помещения. При этом судами не дана оценка действиям Головинова Н.С, как применительно к положениям статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, так и к положениям статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Также заслуживают внимания доводы кассационного представления прокурора относительно того, что жилой дом в силу частей 1, 2 статьи 1 Закона Ставропольского края от 29 апреля 2016 года N 48-кз муниципальное образование Лиманский сельсовет объединено с другими муниципальными образованиями в Ипатовский городской округ Ставропольского края, наделенный статусом городского округа.
Судами не дана оценка доводам прокурора относительно непроживания Головинова Н.С. в служебном жилом помещении в течение трех лет, установленных постановлением.
Кроме того, судами не оценены юридически значимые обстоятельства по делу с учетом конституционно-правового толкования положений закона, предусматривающих возможность приватизации служебного жилья, а именно, отсутствия исключительности обстоятельств, наличия большого количества нуждающихся в представлении служебных жилых помещений.
Допущенные судом первой инстанции нарушения норм материального и процессуального права не устранены судом апелляционной инстанции.
Судебная коллегия находит, что допущенные судами нарушения норм материального и процессуального права являются существенными, они повлияли на исход дела и без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, в связи с чем решение суда и апелляционное определение подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть вышеизложенное и рассмотреть дело в соответствии с требованиями закона.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ипатовского районного суда Ставропольского края от 3 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 12 июля 2022 года отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Ипатовский районный суд Ставропольского края.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.