Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Камышовой Т.В, судей Климовой В.В, Корниенко Г.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ахмедова Ахмеда Багамаевича к Администрации МО СП "село Зеленоморск" об обязании выплатить ежемесячную доплату к пенсии, по кассационной жалобе Администрации МО СП "село Зеленоморск" на решение Карабудахкентского районного суда Республики Дагестан от 06 сентября 2021 года и апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от 09 сентября 2022 года, заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Камышовой Т.В, судебная коллегия
установила:
Ахмедов А.Б. обратился с иском к администрации МО "село Зеленоморск" об обязании выплатить ежемесячную доплату к пенсии.
Истец указывает, что с ноября 2020 года он обращался в администрацию села с заявлением на имя главы МО "село Зеленоморск" Гаджибагамаева Г.К. об установлении ежемесячной доплаты к пенсии, к заявлению приложил справку органа Пенсионного фонда Российской Федерации от 17.11.2020, однако его обращение осталось без удовлетворения.
Решением Карабудахкентского районного суда Республики Дагестан от 06 сентября 2021 года, иск Ахмедова Ахмеда Багамаевича к администрации МО "село Зеленоморск" об обязании выплатить ежемесячную доплату к пенсии, удовлетворен частично.
Суд взыскал с администрации МО "село Зеленоморск" в пользу Ахмедова Ахмеда Багамаевича, ежемесячную доплату к пенсии за период с 01.11.2020 по июль 2021 г. в размере 56 745 руб.
Обязал администрацию МО "село Зеленоморск" в дальнейшем выплачивать Ахмедову Ахмеду Багамаевичу доплату к пенсии ежемесячно.
В удовлетворении остальной части иска - отказано.
Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от 09 сентября 2022 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Администрации МО СП "село Зеленоморск" поставлен вопрос об отмене судебных актов, как незаконных, вынесенных с существенными нарушениями норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, усмотрев возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежаще извещенных о дате, времени и месте проведения судебного заседания, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судом апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы, изученным по материалам гражданского дела, установлены.
Как следует из материалов дела, Ахмедов А.Б. замещал муниципальную должность главы администрации МО "село Зеленоморск" Республики Дагестан с 18.09.2005 по 03.11.2020.
Решением Сельского Собрания депутатов МО "село Зеленоморск" N02 от 30 декабря 2019 года утверждено Положение "О порядке установления выплаты и перерасчета размера ежемесячной доплаты к пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности, и пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в МО "село Зеленоморск".
Согласно пункту 14 указанного Положения соответствующий орган местного самоуправления муниципального образования "село Зеленоморск" в месячный срок со дня получения всех необходимых документов осуществляет их проверку, запрашивает при необходимости недостающие документы, определяет размер ежемесячной доплаты к пенсии, пенсии за выслугу лет и принимает решение, о котором письменно уведомляет заявителя.
Финансовое обеспечение расходов на выплату ежемесячной доплаты к пенсии производится за счет средств муниципального бюджета муниципального образования "село Зеленоморск" (пункт 26 Положения).
Разрешая спор, и частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями пункта 11 части 1 статьи 52 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" пункта 4 статьи 7 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации, Закона Республики Дагестан от 11 марта 2008 г. N 9 "О муниципальной службе в Республике Дагестан", исходил из того, что федеральным законодательством закреплено право муниципального служащего на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации, при этом пенсионное обеспечение за выслугу лет относится к числу специальных гарантий, предоставляемых муниципальным служащим, которое предоставляется помимо пенсии, назначаемой на общих основаниях. Предусматривается, что данный вопрос может регулироваться законами, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также актами органов местного самоуправления, что не связывает его исполнение с таким условием, как отсутствие у муниципального образования необходимых собственных денежных средств для выплаты муниципальным служащим указанной доплаты к пенсии.
Так как стаж работы истца в муниципальной должности составлял более 15 лет, суд пришел к выводу о том, что истцу положено 95% месячного денежного вознаграждения главы сельского поселения, что влечет обязанность ответчика выплачивать истцу доплату к пенсии в установленном размере, не допуская задолженности с учетом того, что право истца на доплату к пенсии наступило с 01.11.2020.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции с выводами судов о частичном удовлетворении иска согласиться не может ввиду следующего.
В соответствии с пунктами "ж" и "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов (пункт 2 статьи 3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").
В соответствии с Федеральным законом "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 12 части 1 статьи 11), в области пенсионного обеспечения на него в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 24); муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет (пункт 5 части 1 статьи 23).
В силу части 2 статьи 24 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации. Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации по соответствующей должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 7 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальных служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Пункт 5 статьи 1 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусматривает, что отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.
Особенности организации муниципальной службы в Республике Дагестан и правовое положение муниципальных служащих Республики Дагестан урегулированы Законом Республики Дагестан от 11 марта 2008 г. N 9 "О муниципальной службе в Республике Дагестан".
В соответствии с Постановлением Правительства Республики Дагестан от 4 июня 2018 года N 61 и п.10. утвержденного им Положения ежемесячная доплата к пенсии устанавливается с первого числа месяца, в котором гражданин обратился за её назначением, но не ранее чем со дня возникновения права на нее и не ранее дня назначения страховой пенсии по старости (инвалидности).
Вышеприведенные законоположения судами учтены не были, юридически значимые обстоятельства не установлены.
Судами не принята во внимание дата обращения с заявлением, а также период в течении которого истец занимал должность главы МО СП "село Зеленоморск".
Правильность и обоснованность расчета размера компенсации, представленного истцом, судами не проверена. Мотивированный расчет в судебных постановлениях не приведен.
С учетом изложенного судебные постановления нельзя признать законными, поскольку они принято с нарушениями норм права, повлиявшими на исход дела, что согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует учесть изложенное, установить обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения требований, и вынести решение в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Карабудахкентского районного суда Республики Дагестан от 06 сентября 2021 года и апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от 09 сентября 2022 года отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Отменить приостановление исполнения судебных постановлений по данному гражданскому делу.
Председательствующий Камышова Т.В.
Судьи Климова В.В.
Корниенко Г.Ф.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.