Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Ендовицкой Е.В, Кривенкова О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Рыжова А В на решение Ступинского городского суда Московской области от 26 января 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 26 сентября 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Рыжова А В к Министерству обороны Российской Федерации, департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации о признании незаконным решения о снятии с жилищного учета.
Заслушав доклад судьи Ендовицкой Е.В, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Рыжов А.В. обратился с административным иском о признании незаконным решения Министерства обороны Российской Федерации от 13 июля 2001 года о снятии с жилищного учета, возложении обязанности восстановить на жилищном учете с даты принятия на учет - 22 января 1998 года.
Требования обоснованы тем, что проходил военную службу в войсковой части N уволен с военной службы в запас по окончанию срока контракта с выслугой лет в календарном исчислении 20 лет и исключен из списков личного состава части приказом командира от 21 декабря 2009 года N N Из ответа департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации от 10 сентября 2019 года N N стало известно, что Рыжов А.В. признан нуждающимся в постоянном жилье 22 января 1998 года и снят с учета 13 июля 2001 года. Решение о снятии с жилищного учета до административного истца не доводилось, был уволен по окончанию контракта без предоставления жилья. Полагал, что правовых оснований для снятия с учета не имелось.
Решением Ступинского городского суда Московской области от 26 января 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 26 сентября 2022 года, в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной 1 декабря 2022 года через суд первой инстанции, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 19 декабря 2022 года, Рыжов А.В. просит отменить судебные акты в связи с нарушением норм материального права, несоответствием выводов суда обстоятельствам дела. Указывает, что о снятии в 2001 году с жилищного учета узнал из ответа департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации от 10 сентября 2019 года. Само оспариваемое решение административным ответчиком не представлено. Решением суда в 2018 году отказано в восстановлении на учете на момент увольнения в 2009 году ввиду отсутствия доказательств состояния на жилищном учете. Полагает, что незаконно лишен права на обеспечение жилым помещением при увольнении, имеется спор о праве на постоянное жилье.
О времени и месте рассмотрения дела лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом. Руководствуясь частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему выводу.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего административного дела допущено не было.
Как следует из материалов дела и установлено судами, что Рыжов А.В. проходил военную службу в войсковой части N уволен с военной службы в запас по окончании срока контракта с выслугой лет в календарном исчислении 20 лет 09 месяцев 17 дней и исключен из списков личного состава части приказом командира от 21 декабря 2009 года N N
Согласно копии ордера от 13 июля 2001 года N N Коломенского района Рыжову А.В. на состав семьи из четырех человек предоставлено служебное жилое помещение - двухкомнатная квартира, общей площадью 47, 6 кв. м, по адресу: "адрес"
Из ответа Департамента жилищного обеспечения Минобороны РФ от 10 сентября 2019 года N N на обращение Рыжова А.В. от 5 августа 2019 года следует, что согласно сведениям, имеющимся в Департаменте автоматизированной базы "Учет" ликвидированного 159 управления (жилищного обеспечения) ГлавКЭУ Министерства обороны Российской Федерации, Рыжов А.В. в период с 22 января 1998 года по 13 июля 2001 года состоял на учете нуждающихся в жилых помещениях и был снят в связи с предоставлением жилого помещения общей площадью 47, 6 кв. м, расположенного по адресу: "адрес". На момент увольнения в 2009 году на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, не состоял. Решением Департамента от 2 июня 2018 года N Рыжову А.В. отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания.
Согласно сообщению военного комиссара г. Ступино Московской области от 29 ноября 2021 года, Рыжов А.В, уволенный с военной службы 21 декабря 2009 года, с заявлением о постановке его на очередь на предоставление жилого помещения не обращался.
Согласно сообщению заместителя главы администрации городского круга Ступино Московской области от 16 декабря 2021 года N Рыжов А.В. на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в администрации городского округа Ступино Московской области не состоит и с заявлением о постановке его на учет не обращался.
Решением Пресненского районного суда г. Москвы от 14 августа 2018 года, вступившим в законную силу, Рыжову А.В. отказано в иске к Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации о восстановлении на учете нуждающихся в жилом помещении, поскольку истцом не представлены доказательства постановки на учет нуждающихся в жилом помещении в 2009 году.
Из апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 26 октября 2018 года следует, что Рыжов А.В. не представил доказательства обращения в уполномоченный орган Министерства обороны Российской Федерации с заявлением и документами о принятии его на учет нуждающихся в жилом помещении до утраты им статуса военнослужащего, а также доказательства соблюдения процедуры признания нуждающимся в жилом помещении.
Суд первой инстанции указал, что позиция ответчика в споре по настоящему делу и по делу N 2-4624/2018, рассмотренному Пресненским районным судом г. Москвы об обеспеченности истца жилым помещением и отсутствии оснований для признания его нуждающимся в жилом помещении, подтверждает обстоятельства утраты предоставленного истцу статуса служебного жилого помещения по адресу: "адрес", в связи с чем правоотношения по использованию истцом данного жилого помещения должны регулироваться нормами жилищного законодательства о договоре социального найма. Обеспечение военнослужащих, нуждающихся в жилом помещении, жилым помещением на условиях договора социального найма допускалось.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, пришел к выводу о том, что Рыжовым А.В. не представлено доказательств оспаривания действий или бездействия по увольнению его с военной службы без обеспечения жилым помещением, а также доказательств принятия его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в период после предоставления ему жилого помещения по ордеру на служебное жилое помещение. Установленные по делу обстоятельства в своей совокупности позволяют сделать вывод о том, что либо с момента предоставления жилого помещения, либо после исключения военного городка Малино-1 из Перечня закрытых военных городков, использование истцом жилого помещения осуществлялось на условиях договора социального найма, так как истец не требовал обеспечения его жилым помещением при увольнении с военной службы, а ответчик не требовал освобождения служебного жилого помещения.
При установленных по делу фактических обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводами судов о законности оспариваемого решения.
В соответствии с положениями статьи 3 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон N 79-ФЗ) правовая защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает закрепление в законах и иных нормативных правовых актах прав, социальных гарантий и компенсаций указанных лиц и иных мер их социальной защиты, а также правовой механизм их реализации (пункт 2).
Социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает реализацию их прав, социальных гарантий и компенсаций органами государственной власти, федеральными государственными органами, органами военного управления и органами местного самоуправления (пункт 3).
Реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей возлагается на органы государственной власти, федеральные государственные органы, органы местного самоуправления, федеральные суды общей юрисдикции, правоохранительные органы в пределах их полномочий, а также является обязанностью командиров (начальников) (далее - командиры) (пункт 4).
В силу статьи 15 названного Закона государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
В абзаце первом пункта 17 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N 1237, установлено, что военнослужащий, общая продолжительность военной службы которого составляет 10 лет и более, нуждающийся в жилом помещении, без его согласия не может быть уволен с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья и или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления ему жилого помещения или субсидии для приобретения или строительства жилого помещения по нормам, установленным жилищным законодательством, за исключением случаев, предусмотренных абзацем третьим пункта 1 статьи 23 Закона N 79-ФЗ.
В соответствии со статьей 105 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего до 1 марта 2005 года, служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение.
Форма ордера на служебное жилое помещение устанавливается Советом Министров РСФСР.
Согласно пункту 2 Постановления Совета Министров СССР от 6 мая 1983 года N 405 "О порядке предоставления жилых помещений в военных городках и выдачи ордеров на эти помещения", ордера на жилые помещения, в том числе на служебные и в общежитиях, находящиеся в закрытых и обособленных военных городках, выдаются квартирноэксплуатационными органами Министерства обороны, Министерства внутренних дел, руководством органов и командованием воинских частей (по принадлежности жилищного фонда) на основании принятых в установленном порядке решений о предоставлении жилой площади.
В закрытых военных городках военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей на весь срок военной службы предоставляются служебные жилые помещения (пункт 3 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 года N 80).
В соответствии с пунктом 31 Инструкции, военнослужащие снимаются с учета нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) по месту прохождения военной службы в случае получения служебного жилого помещения по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Как неоднократно указывалось Конституционным Судом Российской Федерации (определения от 25 сентября 2014 года N 2271-О; 27 октября 2015 года N 2527-О; от 26 мая 2016 года N 1046-О), жилищная гарантия для военнослужащих установлена в порядке реализации положений статьи 40 Конституции Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 года N 1054 утверждены Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы и нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства.
Пунктом 9 Правил установлено, что военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, продолжительность военной службы которых к моменту увольнения достигает 10 лет в календарном исчислении, ставятся на очередь на получение жилых помещений не более чем за 3 года до увольнения по достижении предельного возраста пребывания на военной службе.
Граждане, признанные нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства по основаниям, указанным в пункте 6 настоящих Правил, и уволенные с военной службы, ставятся на очередь органами местного самоуправления по личному заявлению.
Из представленных доказательств следует, что согласно сведениям, имеющимся в Департаменте автоматизированной базы "Учет" ликвидированного 159 управления (жилищного обеспечения) ГлавКЭУ Министерства обороны Российской Федерации, Рыжов А.В. в период с 22 января 1998 года по 13 июля 2001 года состоял на учете нуждающихся в жилых помещениях.
В связи с предоставлением жилого помещения общей площадью 47, 6 кв. м, расположенного по адресу: "адрес" на основании ордера от 13 июля 2001 года N Коломенского района был снят учета.
Приказом командира войсковой части N N от 21 декабря 2009 года Рыжов А.В. уволен с военной службы в запас по окончанию срока контракта с выслугой лет в календарном исчислении 20 лет и исключен из списков личного состава части.
Как установлено судами, Рыжов А.В. был снят с учета в качестве нуждающегося в жилых помещениях на основании положений пункта 31 Инструкции. Последующая постановка на учет как нуждающегося в улучшении жилищных условий в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 г. N 1054, зависела от волеизъявления и действий административного истца.
Судом первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, верно указано, что истцом не представлено доказательств оспаривания действий (бездействий) ответчика по увольнению его с военной службы без обеспечения жилым помещением, не представлены доказательства постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции также полагает выводы судов обеих инстанций законными.
Кроме того, судами нижестоящих инстанций указано, что административным истцом пропущен срок для обращения в суд с иском о признании незаконным решения о снятии с жилищного учета.
Согласно части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Решение о снятии с жилищного учета принято 13 июля 2001 года, о чем стало известно Рыжову А.В. из ответа Министерства обороны Российской Федерации от 10 сентября 2019 года.
С административным иском в суд об оспаривании принятого решения Рыжов А.В. обратился 5 августа 2020 года, то есть с пропуском установленного законом срока.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи в порядке статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, выводы судов о пропуске административным истцом установленного законодательством срока на обращение в суд является верным. Какие-либо уважительные причины пропуска указанного срока административным истцом не приведены, доказательства их наличия судом не установлены. Материалы дела также не содержат каких-либо допустимых доказательств того, что административный истец был лишен возможности своевременно обратиться в суд с рассматриваемыми требованиями.
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (часть 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Судебная коллегия полагает, что обжалуемые судебные акты являются законными и обоснованными, принятыми при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для административного дела, и их доказанности совокупностью собранных по делу доказательств; выводы судов нижестоящих инстанций соответствуют обстоятельствам административного дела, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих рассматриваемые правоотношения, сделаны с учетом положений статьи 226, части 2 статьи 227, статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке установленных судами обстоятельств, имеющихся в материалах доказательств и сделанных на их основе выводов.
В соответствии с частью 3 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полномочия суда кассационной инстанции не входит переоценка доказательств по делу и основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке являться не может.
Нормы материального права применены судами правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, не допущено, выводы, изложенные в судебных актах, мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене судебного постановления не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ступинского городского суда Московской области от 26 января 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 26 сентября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Рыжова А В - без удовлетворения.
Настоящее кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено в полном объеме 26 января 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.