Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А, судей Филатовой В.Ю, Матросовой Г.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании поступившее 7 октября 2022 года гражданское дело по исковому заявлению Слетовой-Виттакер Л.А. к Государственному учреждению - Главному управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации N 3 по городу Москве и Московской области о признании решения об отказе в установлении пенсии незаконным, возложении обязанности включить периоды работы в страховой стаж, назначить страховую пенсию по старости, удалить персональные данные, взыскании убытков, компенсации морального вреда, по кассационным жалобам Государственного учреждения - Главного управления Пенсионного Фонда РФ N 3 по городу Москве и Московской области и Слетовой-Виттакер Л.А. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 6 июля 2022 года.
Заслушав доклад судьи Филатовой В.Ю, объяснения Слетовой- Виттакер Л.А, поддержавшей доводы поданной ею жалобы и возражавшей против доводов жалобы пенсионного органа, изучив материалы дела, обсудив доводы жалоб, судебная коллегия
установила:
Слетова-Виттакер Л.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Главному управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации (далее по тексту ГУ-ГУПФР) N 3 по городу Москве и Московской области о признании решения об отказе в установлении пенсии незаконным, возложении обязанности включить периоды работы в страховой стаж, назначить страховую пенсию по старости, удалить персональные данные, взыскании убытков, компенсации морального вреда.
Решением Орехово-Зуевского городского суда Московской области от 10 марта 2022 года в удовлетворении исковых требований Слетовой Виттакер Л.А. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 6 июля 2022 года решение Орехово-Зуевского городского суда Московской области от 10 марта 2022 года в части отказа в возложении на ГУ-ГУПФР N 3 по городу Москве и Московской области обязанности назначить Слетовой-Виттакер Л.А. страховую пенсию отменено, в отмененной части принято новое решение, которым на ГУ-ГУПФР N 3 по городу Москве и Московской области возложена обязанность назначить СлетовойВиттакер Л.А. страховую пенсию по старости с 1 августа 2021 года.
В остальной части решение Орехово-Зуевского городского суда Московской области от 10 марта 2022 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации (ранее ГУ-ГУПФР N 3 по городу Москве и Московской области) просит апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 6 июля 2022 года отменить, в связи с неправильным применением судом норм материального права, ненадлежащей оценкой представленным доказательствам.
Слетова-Виттакер Л.А. в кассационной жалобе просит апелляционное определение отменить, удовлетворить заявленные требования по основаниям неправильного применения судом норм материального права.
В возражениях, поданных представителем Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на жалобу истца, представитель просит судебное постановление оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам по доводам, изложенным в кассационных жалобах (часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), оснований для отмены вынесенного судебного постановления не имеется.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судебной коллегией не допущено.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 1 января 2015 года (далее по тексту - Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", других федеральных законов.
В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
13 марта 1992 года между государствами - участниками СНГ Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной, Республикой Молдова подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее по тексту - Соглашение от 13 марта 1992 года).
В соответствии со статьей 1 Соглашения от 13 марта 1992 года, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 года определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (статья 10 Соглашения от 13 марта 1992 года).
Также между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова 10 февраля 1995 года заключено соглашение о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения (ратифицировано Федеральным законом от 23 ноября 1995 года N 173-ФЗ), которым предусмотрено пенсионное обеспечение граждан по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Пункт 4 статьи 1 названного соглашения предусматривает, что трудовой (страховой) стаж - продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности, признаваемой в качестве таковой законодательством Сторон, в течение которой уплачиваются страховые взносы на пенсионное обеспечение.
В соответствии со статьей 2 Соглашения от 10 февраля 1995 года пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации и граждан Республики Молдова, а также членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Статьей 6 Соглашения от 10 февраля 1995 года предусмотрено, что назначение пенсий гражданам обоих государств производится по месту их постоянного жительства. Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, учитывается трудовой (страховой) стаж, приобретенный по законодательству обоих государств, в том числе и до вступления в силу настоящего Соглашения, а также на территории государств, входивших в состав СССР по 31 декабря 1991 года.
При переселении пенсионера с территории одного государства на территорию другого государства выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если такие же основания для назначения пенсии предусмотрены законодательством государства по новому месту жительства. По новому месту жительства пенсионера пенсия назначается с месяца, следующего за месяцем прекращения выплаты по прежнему месту жительства, но не более чем за шесть месяцев до месяца прописки или получения вида на жительство (статья 7 Соглашения от 10 февраля 1995 года).
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.
В числе этих условий, как следует из содержания статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, возраст (часть 1 статьи 8 названного закона), страховой стаж (часть 2 статьи 8 названного закона), индивидуальный пенсионный коэффициент (часть 3 статьи 8 названного закона).
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Статьей 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ определены периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж.
В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 этого закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
В пункте 6 распоряжения Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 года N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР" разъяснено, что для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 10 февраля 1995 года и Соглашения от 16 мая 1997 года, учитывается трудовой (страховой) стаж, приобретенный в соответствии с законодательством Российской Федерации или Республик Молдова или Грузия (в том числе до вступления в силу указанных Соглашений), а также на территории бывшего СССР по 31 декабря 1991 года.
Исходя из определения трудового (страхового) стажа, данного в пункте 4 статьи 1 Соглашения от 10 февраля 1995 года и в абзаце 5 статьи 1 Соглашения от 16 мая 1997 года, периоды работы после 1 января 1991 года (даты начала уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РСФСР согласно Временной инструкции "О порядке уплаты страховых взносов организациями, предприятиями и гражданами в Пенсионный фонд РСФСР" от 31 мая 1991 года N 102) могут быть включены в трудовой (страховой) стаж при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение.
Указанные периоды работы на территории Республики Молдова подтверждаются справкой компетентных органов государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Слетова-Виттакер Л.А. являясь гражданином Приднестровской Молдавской Республики, с 25 ноября 1983 года зарегистрирована в городе Тирасполь.
Из ответа Министерства по социальной защите и труду Приднестровской Молдавской Республики от 24 января 2020 года следует, что с 1 июля 2019 года истцу назначена страховая пенсия по старости.
В связи с переездом Слетовой-Виттакер Л.А. в 2021 году в Российскую Федерацию, 11 мая 2021 года истцу выдан паспорт гражданина Российской Федерации.
8 июня 2021 года истец, в связи с переездом на постоянное место жительства в Российскую Федерацию и постоянным проживанием в Московской области, обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.
Решением пенсионного органа от 30 июня 2021 года в назначении пенсии истцу отказано по причине отсутствия условия, при котором возможно установление пенсии в Российской Федерации для лиц, прибывших на постоянное место жительства на территорию Российской Федерации из государств бывших республик СССР.
Согласно решению, страховой стаж истца составляет 21 год 2 месяца 19 дней, при этом в стаж не включены периоды работы истца с 1 января 1991 года по 31 августа 1991 года, с 2 сентября 1991 года по 4 марта 1993 года, с 24 марта 1994 года по 6 февраля 1995 года, поскольку отсутствует подтверждение трудового (страхового) стажа компетентными органами Республики Молдова.
Разрешая требования об установлении факта постоянного проживания на территории Российской Федерации с 15 апреля 2021 года, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, учитывая, что на дату обращения (8 июня 2021 года) истец была зарегистрирована в городе Тирасполь и до 31 июля 2021 года получала пенсию по месту жительства, зарегистрирована по месту пребывания с 11 ноября 2021 года по 11 ноября 2022 года, пришел к выводу об отказе в удовлетворении данных требований.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований в части возложения на ответчика обязанности включить в страховой стаж спорные периоды, суд первой инстанции исходил из отсутствия доказательств, представленных компетентным органом Республики Молдова, каким является Национальная касса социального страхования Республики Молдова, подтверждающих уплату страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы Республики Молдова, на территории которой в названные периоды осуществляла трудовую деятельность истец.
Принимая решение об отказе в удовлетворении требований в части возложении на ответчика обязанности назначить истцу страховую пенсию, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что на момент обращения в пенсионный орган у истца отсутствовала регистрация на территории Российской Федерации.
Отменяя решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований о возложении на пенсионный орган обязанности назначить истцу страховую пенсию, суд апелляционной инстанции, учитывая, что истец является гражданкой Российской Федерации, документирована паспортом гражданина Российской Федерации, имеет свидетельство о регистрации по месту пребывания на территории Российской Федерации, принимая во внимание, что страховая пенсия по старости выплачивалась истцу по прежнему месту жительства в Приднестровской Молдавской Республике вплоть до 31 июля 2019 года и с указанной даты выплата прекращена, пришел к правильному выводу о наличии оснований для возложения на ответчика обязанности назначить истцу страховую пенсию по старости с 1 августа 2021 года.
Суд апелляционной инстанции, отказывая в удовлетворении требований о назначении пенсии с даты первоначального обращения, с 8 июня 2021 года, исходил из того, что истец по состоянию на 8 июня 2021 года получала страховую пенсию по старости по месту жительства в Приднестровской Молдавской Республике, которая выплачивалась истцу до 31 июля 2019 года.
Оставляя без удовлетворения требования Слетовой-Виттакер Л.А. о возложении обязанности уничтожить персональные данные, полученные без письменного согласия, суд исходил из того, что при обработке персональных данных истца в целях установления места его фактического проживания для решения вопроса об осуществлении выплаты пенсии, в том числе при направлении запроса в Республику Молдавия, а также при использовании полученной по запросу письменной информации, ответчик не нарушал требований действующего законодательства о персональных данных, поскольку в данном случае пенсионный орган был вправе выяснить сведения о фактическом месте жительства истца, поскольку от этого напрямую зависит решение вопросов, связанных с ее пенсионным обеспечением.
Отказывая в требованиях о взыскании с пенсионного органа компенсации морального вреда, суды исходили из того, что при разрешении пенсионным органом вопроса о наличии оснований для назначения пенсии для граждан одного государства, переселившихся на территорию другого государстве необходимо соблюдение ряда установленных в законодательстве условий, одними из которых является факт переселения и прекращения выплаты пенсии по прежнему месту жительства.
В связи с тем, что обстоятельства переселения Слетовой-Виттакер Л.А. и период, с которого следует назначить пенсию, были установлены только судом, поскольку истцом такие доказательства пенсионному органу представлены не были, факт обращения за судебной защитой и удовлетворение требований не является безусловным основанием для признания действий неправомерными и оснований для взыскания компенсации морального вреда.
Судебная коллегия считает правильными выводы, изложенные в оспариваемом судебном постановлении, поскольку указанные выводы основаны на законе, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судебными инстанциями и представленным доказательствам.
В обжалуемом судебном постановлении приведено толкование норм материального права, в частности, статей 2, 3, 4, 8, 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", статей 1, 6, 7 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 10 февраля 1995 года, подлежащих применению к спорным отношениям, а также результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы пенсионного органа об отсутствии оснований для назначения пенсии и доводы Слетовой-Виттакер Л.А, направленные на оспаривание выводов суда отказавшего в установлении факта постоянного проживания с определенного периода, включении спорных периодов в стаж работы, во взыскании компенсации морального вреда направлены на переоценку установленных обстоятельств и представленных доказательств, что в силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не относится к полномочиям суда кассационной инстанции.
Выводы, содержащиеся в обжалуемом судебном постановлении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судом апелляционной инстанций. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшегося по делу судебного постановления по доводам жалоб по делу не допущено.
При таких обстоятельствах, предусмотренных законом оснований для отмены обжалуемого судебного постановления, не имеется.
Руководствуясь статьями 379.5-379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 6 июля 2022 года оставить без изменения, кассационные жалобы Государственного учреждения - Главного управления Пенсионного Фонда РФ N 3 по городу Москве и Московской области, Слетовой-Виттакер Л.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.