Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Потеминой Е.В, судей Петровой Н.А. и Козлова А.М, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Головиной Ольги Павловны к департаменту социальной защиты Воронежской области, департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области, департаменту строительной политики Воронежской области о предоставлении по договору найма специализированного жилого помещения
по кассационной жалобе департамента строительной политики Воронежской области на решение Ленинского районного суда г. Воронежа от 23 мая 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 25 августа 2022 г.
Заслушав доклад судьи Петровой Н.А, судебная коллегия
установила:
Головина О.П. обратилась в суд с иском к ответчикам (с учетом уточнения требований в порядке ст. 39 ГПК РФ), просила обязать департамент строительной политики Воронежской области приобрести жилое помещение; обязать департамент социальной защиты Воронежской области принять решение о предоставлении ей благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по нормам предоставления жилого помещения по договору социального найма, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; обязать департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области заключить с ней договор найма специализированного жилого помещения специализированного жилищного фонда на жилое помещение, предоставленное на основании решения департамента социальной защиты Воронежской области.
Решением Ленинского районного суда г. Воронежа от 23 мая 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 25 августа 2022 г, исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе департамента строительной политики Воронежской области содержится просьба об отмене постановлений суда первой и апелляционной инстанций как незаконных.
В соответствии со ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия, проверяя законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе (ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ), оснований для их отмены не установила.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Головина О.П, ДД.ММ.ГГГГ рождения, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Приказом департамента социальной защиты Воронежской области от 15 апреля 2016 г. N 759/ОД Головина О.П. с 15 марта 2016 г. принята на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда Воронежской области для детей-сирот, и лиц, из числа детей-сирот на основании договора найма специализированного жилого помещения, по категории: дети, оставшиеся без попечения родителей.
До настоящего времени Головина О.П. жилым помещением не обеспечена, в собственности какого-либо жилого помещения не имеет.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, руководствуясь ст. ст. 57, 109.1 ЖК РФ, ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Закона Воронежской области от 20 ноября 2007 г. N 131-ОЗ "О специализированном жилищном фонде Воронежской области" исходил из того, что Головина О.П. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, что является основанием для ее обеспечения жилым помещением по договору найма специализированного жилищного фонда.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился, отклоняя доводы апелляционной жалобы указал, что департамент строительной политики Воронежской области является органом, осуществляющим функцию по закупке жилых помещений с целью их последующего распределения уполномоченными исполнительными органами государственной власти Воронежской области детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Так, постановлением Правительства Воронежской области от 3 февраля 2022 г. N 46, вступившим в законную силу 13 февраля 2022 г, внесены изменения в пункт 3.3 раздела 3 постановления Правительства Воронежской области от 31 декабря 2014 г. N 1241 "Об утверждении Положения о департаменте строительной политики Воронежской области".
В соответствии с подпунктом 3.3.29 пункта 3.3 раздела 3 Положения о департаменте строительной политики Воронежской области, департамент осуществляет и предоставляет иные функции и услуги, в том числе, осуществление закупок жилых помещений путем заключения договоров (государственных контрактов) купли-продажи и договоров участия в долевом строительстве в целях обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.
Судебная коллегия, исходя из доводов кассационной жалобы, не усматривает правовых оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
В соответствии с положениями статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища (часть 1). Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище (часть 2). Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3).
Согласно ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с данным федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
На основании положений пункта 1 статьи 8 названного выше федерального закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно пунктам 2, 4 статьи 21.1 Закона Воронежской области от 20 ноября 2007 г. N 131-03 "О специализированном жилищном фонде Воронежской области" жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются однократно по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Порядок предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и заключения договоров найма специализированного жилого помещения устанавливается исполнительным органом государственной власти Воронежской области, уполномоченным Правительством Воронежской области.
Таким уполномоченным органом в соответствии с постановлением Правительства Воронежской области от 23 декабря 2013 г. N 1132 является департамент социальной защиты Воронежской области.
Федеральное законодательство, а также нормативно-правовые акты Воронежской области не устанавливают очередность для реализации данной категорией граждан права на представление им благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, в том числе очередность внутри списка таких граждан.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств и установленных судом фактических обстоятельств дела, не опровергают приведенные выводы суда, не подтверждают нарушений судом норм материального и процессуального права, и в силу ст. 379.7 ГПК РФ не являются основанием для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов участвующих в деле лиц, а окончательные выводы суда соответствуют представленным доказательствам и основаны на правильном применении норм материального права и соблюдении норм процессуального права, у суда кассационной инстанции, принимая во внимание изложенные в кассационной жалобе доводы, отсутствуют основания для отмены либо изменения принятого по делу решения, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
С учетом изложенного, судебная коллегия не находит предусмотренных ст. 379.7 ГПК РФ оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. ст. 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Воронежа от 23 мая 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 25 августа 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу департамента строительной политики Воронежской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.