Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А, судей Шеховцовой Ю.В, Вишневской В.Д, рассмотрев в открытом судебном заседании 24 января 2023 года гражданское дело N2-705/2022 по иску Петраковой Людмилы Григорьевны к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Брянской области о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, перерасчете пенсии, по кассационной жалобе Петраковой Людмилы Григорьевны
на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 18 октября 2022 года, заслушав доклад судьи Шеховцовой Ю.В,
УСТАНОВИЛА:
Петракова Л.Г. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Брянской области о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с положениями п. 1 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с даты достижении возраста 50 лет, то есть с 13 сентября 2015 года, возложении обязанности произвести перерасчет, начисление и выплату пенсии с 13 сентября 2015 года.
В обоснование исковых требований, истец указала, что её сын ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения признан ребенком - инвалидом, ему назначена социальная пенсия как ребенку-инвалиду с детства. Несмотря на то, что она неоднократно посещала управление пенсионного фонда по вопросам пенсионного обеспечения, никакой информации о своих правах на назначение страховой пенсии по старости досрочно от органа пенсионного обеспечения не получала, не была осведомлена о своем праве на назначение страховой пенсии по старости при достижении возраста 50 лет с 13 сентября 2015 года, предоставленному ей п.1 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", что привело к её несвоевременному обращению с указанным заявлением.
Решением Володарского районного суда г. Брянска от 22 июня 2022 года исковые требования Петраковой Л.Г. удовлетворены частично. Постановлено признать за Петраковой Л.Г. право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 13 сентября 2015 года; государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Брянской области осуществить перерасчет, назначение и выплату досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" Петраковой Л.Г. с 13 сентября 2015 года. С Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Брянской области в пользу Петраковой Л.Г. взысканы судебные расходы по оплате услуг представителя в размере 12 500 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 18 октября 2022 года решение Володарского районного суда г. Брянска от 22 июня 2022 года отменено, принято по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Петраковой Л.Г. отказано.
В поданной кассационной жалобе Петракова Л.Г. просит отменить апелляционное определение, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции является несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такого характера нарушения допущены судом апелляционной инстанции при разрешении настоящего дела и выразились в следующем.
Как установлено судом, Петракова Л.Г. являлась матерью ребенка-инвалида ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Согласно сообщению ГУ - ОПФР по Брянской области от 15 июня 2022 года ФИО9 являлся получателем социальной пенсии по категории "Инвалиды с детства" в период с 12 апреля 2001 года по 30 апреля 2003 года. Выплатное дело закрыто.
9 июля 2019 года Петракова Л.Г. обратилась в ГУ - ОПФР по Брянской области и с указанной даты ей установлена страховая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ как матери инвалида с детства, воспитавшей ребенка до 8 лет.
Разрешая спор, и удовлетворяя исковые требования Петраковой Л.Г. в части признания права на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 13 сентября 2015 года, суд первой инстанции исходил из того, что пенсионный орган при обращении гражданина с заявлением о назначении пенсии ребенку-инвалиду должен разъяснить гражданину как права ребенка-инвалида, так и права лица, осуществляющего уход за ребенком-инвалидом связанные с пенсионным обеспечением.
При обращении Петраковой Л.Г. с заявлением о назначении социальной пенсии по инвалидности ребенку-инвалиду ФИО10 и в последующем при обращении Петраковой Л.Г с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, ответчик не выполнил обязанность по информированию Петраковой Л.Г. о праве лиц, осуществляющих уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 8 лет, на получение страховой пенсии по старости с 50 лет, для реализации которого следует обратиться в пенсионный орган с соответствующим заявлением.
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции.
Отменяя решение суда и отказывая в удовлетворении исковых требований Петраковой Л.Г, суд апелляционной инстанции исходил из того, что пенсионные правоотношения носят заявительный характер, возникают на основании письменного заявления гражданина, обращающегося за назначением пенсии, предоставляющего необходимые документы, в связи с чем пришел к выводу что пенсия назначена истцу правомерно с даты обращения (9 июля 2019 года).
Между тем, судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции считает выводы суда апелляционной инстанции не основанными на подлежащих применению нормах материального права.
Пенсионное обеспечение в Российской Федерации осуществляется с 1 января 2002 года в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а с 1 января 2015 года в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Согласно статье 8 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
В соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 32 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 одному из родителей инвалидов с детства, воспитавшему их до достижения ими возраста 8 лет: мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет.
Согласно частей 1, 2 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.
Согласно пунктам 1, 2 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2122-I, действовавшего на период возникновения спорных правоотношений, Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет государственное управление финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации.
В силу пункта 3 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации Пенсионный фонд Российской Федерации обеспечивает разъяснительную работу среди населения по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации.
Обязанности по реализации социальной политики Российской Федерации в области государственного пенсионного обеспечения возложены на Пенсионный фонд Российской Федерации, в рамках исполнения которых Пенсионный фонд Российской Федерации и его региональные отделения в числе прочего обеспечивают разъяснительную работу среди населения по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации.
Следовательно, при обращении гражданина в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения гражданин имеет право на получение от пенсионного органа информации о его правах, в том числе о возможности получения мер социальной защиты (поддержки), возникающих в связи с жизненным событием, по поводу которого он обратился в пенсионный орган, и этому праву корреспондирует обязанность пенсионного органа предоставить гражданину указанную информацию.
Исходя из приведенных нормативных положений назначение и выплата страховой пенсии по старости осуществляется территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, который разъясняет гражданам законодательство Российской Федерации по вопросам, отнесенным к его компетенции; принимает заявление о назначении страховой пенсии по старости со всеми документами и дает оценку правильности их оформления; дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно, предоставляет возможность предоставить недостающие документы; в случае непредставления заявителем по собственной инициативе необходимых для назначения страховой пенсии документов пенсионный орган осуществляет их запрос в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных им организациях, в распоряжении которых находятся такие документы; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи представленных документов; принимает решения о назначении страховой пенсии по старости или об отказе в ее назначении на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных гражданами и полученных самим пенсионным органом документов.
Суд апелляционной инстанции изложенные нормативные положения, регулирующие деятельность Пенсионного фонда Российской Федерации и правила пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан, в их взаимосвязи к спорным отношениям не применил, не принял во внимание, что Петракова Л.Г. обращалась в пенсионный орган с заявлением о назначении ФИО11 социальной пенсии по категории "Инвалиды с детства". При этом в ходе рассмотрения дела ответчик (пенсионный орган) не представил данных о том, что при обращении Петраковой Л.Г. с указанным заявлением он выполнил обязанность по информированию истца о праве на досрочное назначение страховой пенсии по старости, для реализации которого следует обратиться в пенсионный орган с соответствующим заявлением.
В связи с этим утверждение суда апелляционной инстанции о том, что пенсионным органом права Петраковой Л.Г. не нарушены, является несостоятельным, поскольку невыполнение пенсионным органом обязанности по разъяснению Петраковой Л.Г. ее права на досрочное назначение страховой пенсии по старости и порядка его реализации привело к неполучению ею пенсии на протяжении длительного периода времени.
Ввиду изложенного выводы суда апелляционной инстанции об отсутствии у пенсионного органа оснований для перерасчета Петраковой Л.Г. страховой пенсии по старости со дня возникновения права на эту пенсию и об отказе в удовлетворении исковых требований Петраковой Л.Г. не могут быть признаны правомерными, они сделаны с нарушением норм права, регулирующих спорные отношения, и без учета всех обстоятельств по делу.
У суда апелляционной инстанции не имелось предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, оснований для отмены решения суда первой инстанции и принятия нового решения, поскольку суд первой инстанции правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, на основании представленных в материалы дела письменных доказательств, правильно применил нормы материального права к отношениям сторон, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований Петраковой Л.Г.
С учетом изложенного, обжалуемое апелляционное определение нельзя признать законным, оно принято с нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены указанного судебного постановления и оставления в силе решения суда первой инстанции, разрешившего спор в соответствии с установленными обстоятельствами и подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 18 октября 2022 года отменить.
Оставить в силе решение Володарского районного суда г. Брянска от 22 июня 2022 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.