Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А, судей Юдиной С.В, Матросовой Г.В, рассмотрев в открытом судебном заседании 23 января 2023 года гражданское дело по иску Гадына Марины Викторовны к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Саратовской области о взыскании материальной помощи к отпуску, денежной компенсации, компенсации морального вреда
по кассационной жалобе Гадына Марины Викторовны
на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 27 октября 2022 года по гражданскому делу N 33-8707/2022, заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Юдиной С.В, выслушав пояснения представителя ответчика Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Саратовской области Шабаловой М.А, действующей на основании доверенности, поддержавшей доводы кассационной жалобы,
УСТАНОВИЛА:
Гадына М.В. обратилась в суд с иском к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Саратовской области (далее - ГУ МЧС России по Саратовской области) о взыскании материальной помощи к отпуску, денежной компенсации, компенсации морального вреда.
Решением Волжского районного суда г. Саратова от 16 июня 2022 года с ГУ МЧС России по Саратовской области в пользу Гадына М.В. взысканы денежные средства в счет выплаты материальной помощи в размере 35097 рублей, компенсация за задержку выплаты материальной помощи за период с 31 декабря 2021 года по 16 июня 2022 года в размере 5369 рублей 83 копеек, компенсация морального вреда в размере 2000 рублей; в остальной части в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 27 октября 2022 года решение Волжского районного суда города Саратова от 16 июня 2022 года отменено; принято по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Гадына М.В. к ГУ МЧС России по Саратовской области отказано.
В поданной кассационной жалобе Гадына М.В. просит отменить судебный акт суда апелляционной инстанции, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
Заслушав доклад судьи, выслушав пояснения участника процесса, проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции является несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения допущены судом апелляционной инстанции при рассмотрении данного дела по доводам жалобы и материалам дела и заключаются в следующем.
Как установлено судом, приказом от 13 марта 2020 года N162 Гадына М.В. принята на должность главного специалиста отдела организации предоставления государственных услуг г. Саратова Центра ГИМС.
Приказом от 28 августа 2020 года N613-КР Гадына М.В. уволена по инициативе работодателя, как работник, не выдержавший испытание.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 16 декабря 2021 года Гадына М.Н. восстановлена на работе в ГУ МЧС России по Саратовской области в занимаемой ранее должности с 1 сентября 2020 года; с ГУ МЧС России по Саратовской области в пользу Гадына М.Н. взыскан средний заработок за время вынужденного прогула с 1 сентября 2020 года по 16 декабря 2021 года, а также компенсация морального вреда.
Согласно материалам дела, 24 декабря 2021 года Гадына М.В. обратилась к работодателю с заявлением о предоставлении отпуска за период с 13 марта 2020 года по 12 марта 2021 года и за период с 13 марта 2021 года по 12 марта 2022 года с 1 января 2022 года с выплатой материальной помощи в размере трех должностных окладов за 2020 год, 2021 год.
Из расчетного листка за декабрь 2021 года следует, что Гадына М.В. произведены следующие выплаты: отпуск в количестве 23 дней в сумме 13692, 59 руб, отпуск в количестве 22 дней в сумме 13097 руб. 26 коп, надбавка в сумме 821 руб. 59 коп, материальная помощь в сумме 36149 руб. 91 коп.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Гадына М.Н, суд первой инстанции пришел к выводу, что вступившим в законную силу судебным актом установлен факт незаконности увольнения Гадына М.Н, что предполагает сохранение за ней того же статуса, который имелся у работника, не проходившего процедуру увольнения, а также права на получение выплат, полагающихся сотрудникам ГУ МЧС России по Саратовской области, фактически осуществлявшим трудовую деятельность в течение календарного года. Поскольку коллективным договором и ведомственным приказом установлена выплата сотруднику материальной помощи, которая в отношении Гадына М.В. осуществлена не была в полном объеме, а заявленный истцом расчет суммы материальной помощи ответчиком не оспорен, взыскал указанную сумму с ответчика с компенсацией за задержку выплаты и компенсацией морального вреда.
Отменяя решение суда первой инстанции, и отказывая в удовлетворении требований Гадына М.В, суд апелляционной инстанции исходил из того, что выплата суммы материальной помощи при уходе в ежегодный оплачиваемый отпуск истцу была произведена, в связи с чем, пришел к выводу об отсутствии оснований для взыскания материальной помощи.
Между тем, судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции считает выводы суда апелляционной инстанции не основанными на подлежащих применению нормах материального права, сделанными с нарушением норм процессуального права.
В соответствии с абзацем пятым части 1 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы.
Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из Трудового кодекса Российской Федерации, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (абзацы первый и второй части 1 статьи 5).
Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 5 Трудового кодекса Российской Федерации).
Частью 1 статьи 8 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.
Согласно части 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2004 года N79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
Частью 1 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года N79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (часть 2 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ).
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года N79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации").
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 года N562 (далее - Правила).
Пунктом 2 Правил предусмотрено, что согласно частям 2 и 5 статьи 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся, в частности, материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих, единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.
Вопросы оплаты труда работников органов, организаций (учреждений) и подразделений системы МЧС России урегулированы Приказом МЧС России от 14 декабря 2019 года N747 "Вопросы оплаты труда работников органов, организаций (учреждений) и подразделений системы МЧС России" (вместе с "Условиями, размерами, порядком осуществления выплат компенсационного характера работникам органов, организаций (учреждений) и подразделений системы МЧС России", "Условиями, размерами, порядком осуществления выплат стимулирующего характера работникам органов, организаций (учреждений) и подразделений системы МЧС России", "Порядком формирования и использования фонда оплаты труда работников организаций (учреждений) системы МЧС России").
Пунктом 8 приложения N4 к данному приказу установлено, что один раз в календарном году в пределах фонда оплаты труда при уходе в ежегодный основной оплачиваемый отпуск на основании приказа руководителя и письменного заявления работника из фонда оплаты труда работникам оказывается материальная помощь в размере трех окладов (тарифных ставок).
Работникам, не получившим материальную помощь в течение календарного года, выплата материальной помощи производится в декабре текущего года на основании приказа руководителя (пункт 9).
Отказывая Гадына М.Н. в удовлетворении требований о взыскании материальной помощи, суд апелляционной инстанции указал на то, что истцу за период с 13 марта 2020 года по 12 марта 2021 года отпуск не предоставлялся, за указанный рабочий год Гадына М.Н. был предоставлен отпуск в декабре 2021 года, при этом работодателем в декабре 2021 года при предоставлении отпуска работнику оказана материальная помощь, в связи с чем, обязанность по выплате за период с 13 марта 2020 года по 12 марта 2021 года исполнена ответчиком.
Вместе с тем, обращаясь с иском в суд Гадына М.В. указывала, что ответчиком выплачена материальная помощь к отпуску за 2021 год, за 2020 год в выплате отказано.
Как следует из материалов дела, 24 декабря 2021 года Гадына М.В. обратилась в ГУ МЧС России по Саратовской области с заявлением о предоставлении отпуска за период с 13 марта 2020 года по 12 марта 2021 года и за период с 13 марта 2021 года по 12 марта 2022 года с 1 января 2022 года с выплатой материальной помощи в размере трех должностных окладов за 2020 год, 2021 год. На указанном заявлении имеется отметка, что материальная помощь согласно 747 приказу положена за 2021 год.
ГУ МЧС России по Саратовской области на общем собрании 22 августа 2019 года принят коллективный договор на 2019-2021 год.
В соответствии с пунктом 3.11 при предоставлении работнику ежегодного оплачиваемого отпуска раз в год производится единовременная выплата в размере двух окладов денежного содержания и выплата материальной помощи в размере одного оклада денежного содержания.
Согласно Положению о материальном стимулировании государственных гражданских служащих ГУ МЧС России по Саратовской области, являющемуся приложения N2 к коллективному договору, в разделе У1определен порядок оказания материальной помощи.
В силу пункта 39 Положения выплата материальной помощи государственному гражданскому служащему производится за рабочий год, как правило, при предоставлении очередного отпуска, в размере одного месячного оклада денежного содержания.
При разделении очередного отпуска в установленном порядке на две части материальная помощь выплачивается один раз в любой из двух периодов ухода в отпуск, о чем указывается в заявлении о предоставлении отпуска.
В соответствии с пунктом 41 Положения, при предоставлении государственному гражданскому служащему в течение календарного года второго очередного отпуска (первый после истечения 6 месяцев работы, и второй в соответствии с утвержденным графиком отпусков или в случае перенесения отпуска на следующий рабочий год), оказание материальной помощи производится на общих основаниях (при предоставлении каждого отпуска).
Как следует из сообщения Государственной инспекции труда в Саратовской области от 6 апреля 2022 года на обращение Гадына М.В, выплата материальной помощи произведена ей за 2021 год, рекомендовано обратиться в суд с иском о взыскании материальной помощи за 2020 год.
Согласно расчетному листку за декабрь 2021 года Гадына М.В. ГУ МЧС России по Саратовской области произведены начисления и оплата отпуска в количестве 23 дней в сумме 13692 руб. 59 коп, отпуска в количестве 22 дней в сумме 13097 руб. 26 коп, надбавка в сумме 821 руб. 59 коп, материальная помощь в сумме 36149 руб. 91 коп.
Из представленного расчетного листка следует, что Гадына М.В. предоставлены два отпуска, материальная помощь выплачена к одному отпуску, без учета пункта 41 Положения о материальном стимулировании государственных гражданских служащих ГУ МЧС России по Саратовской области, являющегося приложением к коллективному договору, на основании которого в случае перенесения отпуска на следующий рабочий год, оказание материальной помощи производится при предоставлении каждого отпуска.
Между тем указанные обстоятельства судом апелляционной инстанции учтены не были, положения локального нормативного акта, регламентирующего порядок выплаты материальной помощи, правовой оценки не получили.
Судом не установлены в качестве обстоятельств, имеющих значение для дела: за какой (-ие) период (-ы) предоставлен отпуск истцу, за какой период произведена выплата материальной помощи и в каком размере, соответствует ли размер материальной помощи к отпуску размеру, установленному законодательством и локальными нормативными актами, соблюден ли порядок предоставления материальной помощи истцу.
При рассмотрении дела суд обязан исследовать по существу все фактические обстоятельства с учетом доводов и возражений сторон спора и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы. Иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту, закрепленное в части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации, оказывалось бы существенно ущемленным.
Приведенное выше свидетельствует о формальном подходе к рассмотрению настоящего дела, что привело к нарушению задач и смысла гражданского судопроизводства, установленных статьей 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного, обжалуемое апелляционное определение нельзя признать законным, оно принято с нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены указанного судебного постановления и направления дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, и разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами права и установленными по делу обстоятельствами.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 27 октября 2022 года отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в судебную коллегию по гражданским делам Саратовского областного суда.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.