Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А, судей Филатовой В.Ю, Вишневской В.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием веб-конференции поступившее 15 декабря 2022 года гражданское дело по исковому заявлению Кукушкина В.Е. к Межмуниципальному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации "Балашихинское" о признании незаконным решения об отказе в выдаче удостоверения ветеран боевых действий, возложении обязанности выдать удостоверение ветерана боевых действий по кассационной жалобе Кукушкина В.Е. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 31 августа 2022 года.
Заслушав доклад судьи Филатовой В.Ю, объяснения представителя Кукушкина В.Е. - Фомичева О.Е, поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя Межмуниципальному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации "Балашихинское" - Фокиной О.В, возражавшей против отмены судебного постановления, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия
установила:
Кукушкин В.Е. обратился в суд с исковым заявлением к Межмуниципальному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации "Балашихинское" о признании незаконным решения об отказе в выдаче удостоверения ветеран боевых действий, возложении обязанности выдать удостоверение ветерана боевых действий.
Решением Реутовского городского суда Московской области 1 марта 2022 года в удовлетворении исковых требований Кукушкина В.Е. отказано.
Определением судебной коллегии по административным делам Московского областного суда о 22 июня 2022 года судебная коллегия перешла к рассмотрению дела по правилам гражданского производства.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 31 августа 2022 года решение Реутовского городского суда Московской области 1 марта 2022 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Кукушкин В.Е. просит апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 31 августа 2022 года отменить, направить дело на новое рассмотрение, в связи с неправильным применением судом норм материального и процессуального права, ненадлежащей оценкой, данной судом, представленным доказательствам.
Проверив законность и обоснованность апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам по доводам, изложенным в кассационной жалобе (часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), оснований для отмены вынесенного судебного постановления не имеется.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судебной коллегией не допущено.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, в том числе ветеранов боевых действий, предусмотрены Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", который, как следует из его преамбулы, направлен на создание условий, обеспечивающих материальное и моральное благополучие ветеранов с учетом их заслуг перед обществом и государством.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
Приложением N 1 к указанному Федеральному закону утвержден Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации. В разделе III названного Перечня (в редакции Федерального закона от 27 ноября 2002 года N 158-ФЗ) указано выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона: с августа 1999 года.
Порядок выдачи гражданам удостоверений ветерана боевых действий урегулирован Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий", а также изданными во исполнение данного Постановления ведомственными нормативными правовыми актами.
В соответствии с Приказом МВД России от 27 ноября 2020 года N 808, для получения удостоверения ветерана боевых действий граждане, уволенные со службы в органах внутренних дел, подают заявление в кадровое подразделение МВД по месту дислокации которого они проживают.
В заявлении, кроме идентифицирующих личность данных, обязательно указываются замещаемая должность (при наличии), сроки (периоды) участия в боевых действиях (выполнения задач), а также территория ведения боевых действий. К заявлению прикладываются заверенные выписки из приказов либо справки командиров (начальников) воинских частей, иных подразделений о направлении, прибытии, убытии в служебные командировки, копии командировочных удостоверений, а также документы, подтверждающие непосредственное участие в боевых действиях. Для сотрудников, выполнявших (выполняющих) задачи в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона с 1 августа1999 года, - выписки из приказов, изданных в соответствии с подпунктом "в" пункта 4 Постановления Правительства РФ от 9 февраля 2004 года N 65 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации", устанавливающие факт непосредственного участия в контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона, архивные справки, содержащие сведения о данных приказах. В случае отсутствия у заявителя вышеперечисленных документов, должностными лицами МВД оказывается содействие для их получения путем направления запросов.
Аналогичный порядок был предусмотрен и ранее действовавшей Инструкцией, являющейся приложением к Приказу МВД России от 7 мая 2004 года N 282 "О порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД России".
Согласно пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2004 года N 65 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации" предоставлены дополнительные гарантии и компенсации сотрудникам и военнослужащим специальных сил по обнаружению и пресечению деятельности террористических организаций и групп, их лидеров и лиц, участвующих в организации и осуществлении террористических акций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, состав которых определяется руководителем Оперативного штаба по управлению контртеррористическими операциями на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации по представлению руководителя Регионального оперативного штаба, а также сотрудникам и военнослужащим Объединенной группировки войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации.
При этом периоды (время) непосредственного участия сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях определяются на основании приказов командиров (начальников) воинских частей, подразделений и органов, привлекаемых к проведению контртеррористических операций, в которых указаны даты или периоды участия соответствующих сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях и которые утверждены руководителем Регионального оперативного штаба, а со 2 августа 2006 года - руководителем контртеррористической операции (подпункт "в" пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2004 года N 65 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации").
Из содержания нормативно-правовых актов следует, что наличие оснований для выдачи удостоверения "ветеран боевых действий" должно подтверждаться приказами или выписками из приказов командиров (начальников) воинских частей, подразделений и органов, привлекаемых к проведению контртеррористических операций, в которых указаны даты или периоды участия соответствующих сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях и которые утверждены руководителем Регионального оперативного штаба или (с 1999 по 2000 годы) руководителем Временной оперативной группировки войск (сил) на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании приказа МВД России от 27 ноября 2020 года N 808 утвержден Порядок выдачи удостоверений ветерана боевых действий в органах внутренних дел Российской Федерации. До 3 января 2021 года действовал Приказ МВД России N 282 от 7 мая 2004 года "О порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД России".
11 июня 2020 года Кукушкин В.Е. обращался по вопросу получения удостоверения ветерана боевых действий, в выдаче которого было отказано по причине отсутствия оснований для оформления такого статуса.
При рассмотрении данного заявления ответчик направлял соответствующие запросы для получения необходимых документов в ФКУ ГИАЦ МВД России, Зональный информационный центр ГУ МВД России по городу Москве и, согласно поступившим ответам, в отношении Кукушкина В.Е. отсутствуют документы, подтверждающие его непосредственное участие в боевых действиях.
Разрешая заявленный спор, суд первой инстанции, исходил из того, что для наделения статусом ветерана боевых действий необходимо два основных условия: принадлежность к лицам, которые прямо поименованы в пункте 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", и их непосредственное участие в соответствии с решениями органов государственной власти РФ в боевых действиях, которые определяются на основании Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации. При соблюдении этих требований гражданин РФ приобретает статус ветерана боевых действий, а, следовательно, и право на документирование соответствующим удостоверением.
Суд, проанализировав содержание Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", постановления Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2004 года N 65 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации", пункт 3 Инструкции, утвержденной Приказом МВД РФ от 7 мая 2004 года N 282, действовавшей до 3 января 2021 года, указал на то, что основанием для выдачи удостоверения ветерана боевых действий является документально подтвержденный факт выполнения военнослужащими внутренних войск МВД задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона с 1 августа 1999 года.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд, с учетом установленных по делу обстоятельств, пришел к выводу о том, что сам по себе факт нахождения военнослужащего на территории Чеченской Республики в период начиная с 1 августа 1999 года в составе Объединенной группировки войск, направленной для выполнения задач по обеспечению правопорядка и безопасности на территории Северо-Кавказского региона РФ, без участия указанного лица в проведении каких-либо контртеррористических операций, состав участников и зона проведения которых определяется по приказу руководителя Регионального оперативного штаба, не является основанием для выдачи удостоверения ветерана боевых действий.
Суд также учел, что Кукушкин В.Е. после первого отказа в выдаче удостоверения периодически обращался с новыми заявлениями о документировании его удостоверением ветерана боевых действий, при том что ранее было достоверно установлено отсутствие приказов командиров (начальников) воинских частей, подразделений и органов, привлекаемых к проведению контртеррористических операций, в которых указаны даты или периоды участия Кукушкина В.Е, а новые документы в ведомственных архивах в отношении истца не появились.
Также, суд исходил из того, что требования Кукушкина В.Е. фактически основаны на его несогласии с действиями и решениями конкретного органа при рассмотрении нескольких его заявлений о выдаче удостоверения ветерана боевых действий, сведения об обжаловании отказов в 2018 году и 2020 году в оформлении статуса ветерана боевых действий не представлены, исковое заявление Кукушкина В.Е. к МУ МВД России "Балашихинское" об установлении факта участия в контртеррористической операции, признании ветераном боевых действий и возложении обязанности выдать удостоверение определением Реутовского городского суда Московской области от 2 августа 2021 года возвращено, в связи с подсудностью другому суду.
В судебных постановлениях приведено толкование норм материального права, в частности, статей 8, 38 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий, утвержденного приказом Министерства обороны Российской Федерации от 29 сентября 2017 года N 595, подлежащих применению к спорным отношениям, результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия считает правильными выводы, изложенные в оспариваемых судебных постановлениях, поскольку указанные выводы основаны на законе, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судебными инстанциями и представленным доказательствам.
Не являются основанием для отмены судебного постановления доводы жалобы о том, что суду апелляционной инстанции, перешедшему к рассмотрению дела по правилам гражданского производства, следовало отменить решение суда.
Согласно части 5 статьи 16.1 КАС РФ суд, установив в ходе подготовки административного дела к судебному разбирательству или судебного разбирательства по административному делу, что оно подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, выносит определение о переходе к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства.
Как следует из пункта 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2020 года N 17 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде апелляционной инстанции", установив в ходе подготовки административного дела к судебному разбирательству или рассмотрения административного дела в суде апелляционной инстанции, что дело подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, судья суда апелляционной инстанции или коллегиальный состав судей данного суда выносит определение о переходе к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства. Такой переход может служить основанием для замены судьи или нескольких судей, в том числе всех судей, входящих в состав суда при производстве по делу в суде апелляционной инстанции (часть 5 статьи 16.1 КАС РФ).
После перехода к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства суд апелляционной инстанции осуществляет его рассмотрение и разрешение, руководствуясь полномочиями, предоставленными суду апелляционной инстанции нормами Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Таким образом, изменение формы судопроизводства при рассмотрении апелляционной жалобы осуществлено судом второй инстанции правомерно в соответствии с пунктом 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" и пункта 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 июня 2020 года N 5 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде апелляционной инстанции".
Изложенные в кассационной жалобе доводы о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований, являлись предметом судебного исследования, данным доводам в судебных постановлениях дана соответствующая оценка, указаны мотивы и сделаны выводы, по которым данные доводы судом обоснованно не приняты.
Доводы кассационной жалобы о несогласии с данной судом оценкой доказательств и установленными судом обстоятельствами не могут служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Выводы, содержащиеся в обжалуемом судебном постановлении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшегося по делу судебного акта, по доводам жалобы, по делу не допущено.
При таких обстоятельствах, предусмотренных законом оснований для отмены обжалуемого судебного постановления, не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 31 августа 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Кукушкина В.Е. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.