Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Тетюев С.В., рассмотрев жалобу защитника Кириллова Сергея Алексеевича - Усольцева Сергея Юрьевича на вступившие в законную силу постановление заместителя начальника Тюменской таможни N 10503000-1613/2021 от 29 декабря 2021 года, решение судьи Курганского городского суда Курганской области от 09 марта 2022 года, решение судьи Курганского областного суда от 06 апреля 2022 года, определение судьи Курганского городского суда Курганской области от 20 апреля 2022 года, решение судьи Центрального районного суда г. Тюмени от 30 июня 2022 года, решение судьи Тюменского областного суда от 14 сентября 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Кириллова Сергея Алексеевича,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя начальника Тюменской таможни от 29 декабря 2021 года N 10503000-1613/2021 Кириллов С.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 240 464, 01 руб.
Решением судьи Курганского городского суда Курганской области от 09 марта 2022 года (N 12-408/2022) указанное постановление отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Решением судьи Курганского областного суда от 06 апреля 2022 года (N 72-96/2022) решение судьи Курганского городского суда Курганской области от 09 марта 2022 года отменено, дело об административном правонарушении возвращено на новое рассмотрение.
Определением судьи Курганского городского суда Курганской области от 20 апреля 2022 года (N 12-873/2022) дело об административном правонарушении направлено для рассмотрения в Центральный районный суд города Тюмени.
Решением судьи Центрального районного суда города Тюмени от 30 июня 2022 года (N 12-862/2022), оставленным без изменения решением судьи Тюменского областного суда от 14 сентября 2022 года (N 21-551/2022), постановление заместителя начальника Тюменской таможни от 29 декабря 2021 года N 10503000-1613/2021 оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, защитник Кириллова С.А. выражает несогласие с судебными актами, просит их отменить, производство по делу прекратить.
Дело об административном правонарушении, истребованное по вышеуказанной жалобе, поступило в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции 17 января 2023 года.
Ознакомившись с доводами жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
Пунктом 1 статьи 7 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) определено, что товары перемещаются через таможенную границу Евразийского экономического союза (далее - Союз) и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.
Как предусмотрено подпунктом 35 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС, таможенное декларирование выражается в заявлении таможенному органу с использованием таможенной декларации сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров.
Из пунктов 1 и 2 статьи 104 ТК ЕАЭС следует, что товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру либо в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 258, пунктом 4 статьи 272 и пунктом 2 статьи 281 названного Кодекса. Таможенное декларирование осуществляется декларантом либо таможенным представителем, если иное не установлено этим Кодексом.
На основании пункта 2 статьи 84 ТК ЕАЭС декларант обязан: произвести таможенное декларирование товаров; представить таможенному органу в случаях, предусмотренных указанным Кодексом, документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации; предъявить декларируемые товары в случаях, предусмотренных этим Кодексом, либо по требованию таможенного органа; уплатить таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины и (или) обеспечить исполнение обязанности по их уплате в соответствии с данным Кодексом; соблюдать условия использования товаров в соответствии с таможенной процедурой или условия, установленные для использования отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с названным Кодексом помещению под таможенные процедуры; выполнять иные требования, предусмотренные этим Кодексом.
В подпункте 12 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС отмечено, что иностранными товарами признаются товары, не являющиеся товарами Союза, в том числе утратившие статус товаров Союза в соответствии с названным Кодексом, а также товары, которые приобрели статус иностранных товаров (признаны иностранными товарами) в соответствии с данным Кодексом.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 126 ТК ЕАЭС условно выпущенными считаются товары, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, в отношении которых в соответствии с международными договорами в рамках Союза или международными договорами о вступлении в Союз (международными договорами о присоединении государства к Договору о Союзе) применены более низкие ставки ввозных таможенных пошлин, чем установленные Единым таможенным тарифом Евразийского экономического союза.
В силу пункта 6 статьи 126 ТК ЕАЭС условно выпущенные товары имеют статус иностранных товаров и находятся под таможенным контролем до приобретения такими товарами статуса товаров Союза.
В соответствии с пунктом 3 пункта 7 статьи 126 ТК ЕАЭС условно выпущенные товары приобретают статус товаров Союза после исполнения обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин и (или) их взыскания в размере разницы сумм ввозных таможенных пошлин, исчисленных по ставкам ввозных таможенных пошлин, установленных Единым таможенным тарифом Евразийского экономического союза, и сумм ввозных таможенных пошлин, уплаченных при выпуске товаров, либо в ином размере, установленном в соответствии с международными договорами в рамках Союза или международными договорами о вступлении в Союз, если уплата ввозных таможенных пошлин в таком размере предусматривается в соответствии с международными договорами в рамках Союза или международными договорами о вступлении в Союз, либо прекращения обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин в связи с наступлением иных обстоятельств, предусмотренных пунктом 6 статьи 136 названного Кодекса, - в отношении товаров, указанных в подпункте 3 пункта 1 данной статьи.
Таможенному декларированию подлежат, в частности, транспортные средства для личного пользования, перемещаемые через таможенную границу Союза любым способом, за исключением транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных в государствах-членах (подпункт 5 пункта 1 статьи 260 ТК ЕАЭС).
10 октября 2014 года Республика Армения подписала Договор о присоединении к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее - Договор о присоединении).
В силу статьи 1 настоящего договора Республика Армения присоединилась не только к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, но и к другим заключенным в рамках формирования договорно-правовой базы Союза и Единого экономического пространства международным договорам, входящим в право Евразийского экономического союза, по перечню согласно приложению N 1 к настоящему Договору, включая и Договор о Таможенном кодексе таможенного союза от 27 ноября 2009 года (в последующем государствами - членами Евразийского экономического союза 11 апреля 2017 года был подписан Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза).
При этом применение Республикой Армения отдельных норм Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и других международных договоров, указанных в приложении N 1 к настоящему Договору, было решено осуществлять в соответствии с условиями и переходными положениями согласно приложению N 3 к настоящему Договору и с учетом договоренностей по применению Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза в отношении товаров по перечню согласно приложению N 4 к настоящему Договору.
В пункте 31 приложения N 3 к Договору о присоединении указано, что автомобили, ввезенные на территорию Республики Армения из третьих стран после подписания Договора, в отношении которых таможенные пошлины, налоги уплачены по ставкам, отличающимся от установленных приложением 5 к Соглашению (в настоящее время Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 года N 107 утверждены новые единые ставки таможенных пошлин, налогов), а также автомобили, указанные в пункте 30 настоящего приложения, в других государствах - членах Евразийского экономического союза признаются иностранными товарами:
до уплаты таможенных пошлин, налогов в размере разницы уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов и сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате по ставкам, указанным в приложении 5 к Соглашению;
до истечения 3 лет после начала применения Республикой Армения ставок, установленных ЕТТ ЕАЭС в отношении автомобилей легковых и прочих моторных транспортных средств, классифицируемых в товарных позициях 8702, 8703, 8704 21 и 8704 31 ТН ВЭД ЕАЭС.
Действие настоящего пункта не распространяется на ввезенные после подписания Договора автомобили, в отношении которых таможенные пошлины уплачены по ставкам, установленным ЕТТ ЕАЭС.
В соответствии с пунктом 33 приложения N 3 к Договору о присоединении в отношении автомобилей, указанных в пунктах 30 и 31 настоящего приложения, при их ввозе на территории других государств - членов Евразийского экономического союза проводится таможенный контроль, а при необходимости уплаты таможенных платежей - совершаются таможенные операции в порядке, установленном Таможенным кодексом таможенного союза, иными регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и другими актами, составляющими право Евразийского экономического союза, с учетом пунктов 34 35 настоящего приложения.
В силу пункта 35 приложения N 3 к Договору о присоединении автомобили, указанные в пунктах 30 и 31 названного приложения, зарегистрированные на территории Республики Армения, могут временно ввозиться на территории других государств - членов Евразийского экономического союза только лицами, постоянно проживающими в Республике Армения, без уплаты таможенных пошлин, налогов и без внесения обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов. Ввоз и использование на территориях других государств - членов Евразийского экономического союза таких автомобилей иными лицами, а также их отчуждение, передача в пользование, распоряжение на территориях таких других государств - членов Евразийского экономического союза допускаются только при условии их таможенного декларирования в таможенных органах этих других государств и уплаты таможенных пошлин, налогов с учетом пункта 31 данного приложения.
Приведенное правовое регулирование позволяет заключить, что ввоз и использование на территории Российской Федерации транспортных средств, зарегистрированных в Республике Армения, лицами, постоянно не проживающими в Республике Армения, должны сопровождаться таможенным декларированием в таможенных органах Российской Федерации и уплатой таможенных пошлин, налогов в размере разницы уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов и сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате по ставкам, предусмотренным Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 года N 107.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, 02 ноября 2021 года на Курганский таможенный пост Тюменской таможни поступил рапорт сотрудников ГИБДД УМВД России по городу Кургану об остановке транспортного средства марки INFINITI FX35, 2006 года выпуска, регистрационный знак "данные изъяты", идентификационный номер "данные изъяты", под управлением Кириллова С.А.
В ходе проверки установлено, что названное транспортное средство задекларировано в Армении 10 декабря 2019 года по товарной декларации "данные изъяты". Размер уплаченной таможенной пошлины составил 147119 армянских драм (AMD), НДС - 323662 ADM, природоохранный платеж - 147119 ADM. 01 февраля 2020 года транспортное средство зарегистрировано в полиции Республики Армения на имя Кириллова С.А. с выдачей ему свидетельства об учете транспортного средства и государственного регистрационного знака (Республика Армения).
03 февраля 2020 года Кириллов С.А. ввез указанный автомобиль через таможенный пост МАПП Верхний Ларс Северо-Осетинской таможни на территорию Российской Федерации.
Однако в установленном законом порядке не подал в таможенный орган таможенную декларацию, содержащую сведения о ввезенном транспортном средстве. Согласно заключению эксперта от 13 декабря 2021 года свободная рыночная стоимость автомобиля по состоянию на 03 февраля 2020 года составляет 480 928, 01 руб.
Приведенные обстоятельства подтверждаются протоколом об административном правонарушении от 24 декабря 2021 года; определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 24 ноября 2021 года, протоколом изъятия вещей и документов с СD-диском; письмом Комитета государственных доходов Республики Армения; рапортом инспектора ДПС по г. Кургану; протоколом задержания товаров и документов от 02 ноября 2021 года; документами на транспортное средство; письменными объяснениями Кириллова С.А.; актом таможенного осмотра транспортного средства от 02 ноября 2021 года; докладными записками Курганского таможенного поста Тюменской таможни; заключением эксперта от 13 декабря 2021 года и иными материалами дела, которые получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Совокупность установленных судебными инстанциями фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Порядок и срок давности привлечения Кириллова С.А. к административной ответственности соблюдены.
Как усматривается из материалов дела, правонарушение совершено Кирилловым С.А. 03 февраля 2020 года, постановление должностного лица о привлечении Кириллова С.А. к административной ответственности вынесено 29 декабря 2021 года, то есть до истечения срока давности привлечения к административной ответственности, который по ст. 16.2 КоАП РФ составляет 2 года.
Вопреки доводам жалобы по смыслу части 1 статьи 4.5 и пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ истечение сроков привлечения к административной ответственности на время пересмотра постановления не влечет за собой его отмену и прекращение производства по делу, если для этого отсутствуют иные основания (абзац 8 пункта 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
Несогласие привлекаемого к административной ответственности лица с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судами норм КоАП РФ и законодательства, подлежащего применению в деле, не свидетельствует о том, что при рассмотрении дела допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования.
Доводы заявителя об отсутствии у него обязанности декларирования транспортного средства, зарегистрированного в Республике Армения и ввезенного на территорию Российской Федерации, ввиду наличия регистрации Кириллова С.А. по месту жительства в "данные изъяты" с 10 ноября 2021 года (после выявления административного правонарушения), были предметом рассмотрения нижестоящих судебных инстанций и признаны несостоятельными, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах.
Местом совершения Кирилловым С.А. административного правонарушения в настоящем деле обоснованно определено местонахождение таможенного органа, в котором надлежало исполнить обязанность по подаче таможенной декларации (таможенный пост МАПП Верхний Ларс Северо-Осетинской таможни).
При этом следует отметить, что правонарушение было выявлено на территории Курганской области, должностным лицом Курганского таможенного поста Тюменской таможни 24 ноября 2021 года вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, то есть по месту выявления правонарушения, что соответствует требованиям части 4 статьи 28.7 КоАП РФ. Решением заместителя начальника таможни от 26 ноября 2021 года проведение административного расследования было поручено другому должностному лицу этого органа и передано оперуполномоченному по ОВД ОАР Тюменской таможни в городе Тюмени (т.1 л.д. 119-120), что также не противоречит вышеуказанной правовой норме. Административное расследование было проведено должностным лицом Тюменской таможни, дело рассмотрено в соответствии с частью 2 статьи 29.5 КоАП РФ, по месту нахождения органа, проводившего административное расследование.
Пунктом 3 части 1 статьи 30.1 КоАП РФ предусмотрено, что постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1-25.5.1 названного кодекса, в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела.
В соответствии с этой нормой жалоба Кириллова С.А. подлежала рассмотрению по месту рассмотрения дела должностным лицом - Центральным районным судом города Тюмени, поскольку место нахождения органа, рассматривающего дело (город Тюмень, улица Холодильная, 58А) относится к юрисдикции именно этого суда. В связи с этим доводы заявителя о нарушении требований подведомственности и подсудности несостоятельны и подлежат отклонению.
Вопреки доводам жалобы судьба изъятого у Кириллова С.А. имущества определена постановлением должностного лица от 29 декабря 2021 года, которое оставлено без изменения решением судьи Центрального районного суда г. Тюмени от 30 июня 2022 года и решением судьи Тюменского областного суда от 14 сентября 2022 года.
Требование защитника об отмене решения судьи Курганского городского суда Курганской области от 09 марта 2022 года не подлежит рассмотрению по существу, поскольку данное решение отменено решением судьи Курганского областного суда от 06 апреля 2022 года, отсутствие предмета обжалования исключает возможность проверки законности решения судьи Курганского городского суда Курганской области от 09 марта 2022 года, которое было отменено судьей вышестоящего суда. В указанной части жалоба подлежит оставлению без рассмотрения по существу.
Административное наказание назначено Кириллову С.А. в пределах санкции части 1 статьи 16.2 КоАП РФ с соблюдением требований статей 3.1, 4.1 данного Кодекса и является обоснованным.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ могли бы являться основанием к изменению или отмене обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление заместителя начальника Тюменской таможни N 10503000-1613/2021 от 29 декабря 2021 года, решение судьи Курганского областного суда от 06 апреля 2022 года, определение судьи Курганского городского суда Курганской области от 20 апреля 2022 года, решение судьи Центрального районного суда г. Тюмени от 30 июня 2022 года, решение судьи Тюменского областного суда от 14 сентября 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Кириллова Сергея Алексеевича, оставить без изменения.
Жалобу защитника Усольцева Сергея Юрьевича в части обжалования решения судьи Курганского городского суда Курганской области от 09 марта 2022 года оставить без рассмотрения по существу, в остальной части - без удовлетворения.
Судья Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции С.В. Тетюев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.