Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Печенкина Н.А., рассмотрев жалобу защитника Титова А.В. - Тиунова Сергея Юрьевича на вступившие в законную силу постановление судьи Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 31 марта 2022 года, решение судьи Свердловского областного суда от 01 июня 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Титова Александра Вячеславовича,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 31 марта 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Свердловского областного суда от 01 июня 2022 года, Титов А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде обязательных работ на срок 35 часов.
В жалобе на вступившие в законную силу судебные акты защитник Титова А.В. - Тиунов С.Ю. просит их отменить, считая необоснованными и незаконными, производство по делу прекратить ввиду отсутствия состава правонарушения.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, прихожу к выводу, что оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Статьей 31 Конституции Российской Федерации гарантируется право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
В силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Порядок обеспечения реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования регламентирован Федеральным законом от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее - Закон о публичных мероприятиях).
Права и обязанности участника публичного мероприятия установлены статьей 6 Закона о публичных мероприятиях, в частности, согласно части 3 указанной статьи, во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны выполнять все законные требования уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел.
Согласно статье 16 Закона о публичных мероприятиях, основаниями прекращения публичного мероприятия являются создание реальной угрозы для жизни и здоровья граждан, а также для имущества физических и юридических лиц; неисполнение участниками публичного мероприятия обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом, касающихся порядка проведения публичного мероприятия.
Согласно пункту 1, пункту 7 части 1 статьи 13 Федерального закона от 07 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" (далее - Закон о полиции) полиция для выполнения возложенных на нее обязанностей имеет право требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий; обращаться к группам граждан, нахождение которых в общественных местах не связано с проводимыми на законных основаниях публичными и массовыми мероприятиями, с требованием разойтись или перейти в другое место, если возникшее скопление граждан создает угрозу их жизни и здоровью, жизни и здоровью других граждан, объектам собственности, нарушает работу организаций, препятствует движению транспорта и пешеходов.
В соответствии с пунктом 3 статьи 30 Закона о полиции законные требования сотрудника полиции обязательны для выполнения гражданами и должностными лицами.
Согласно пункту 1 Указа Губернатора Свердловской области от 18 марта 2020 года N 100-УГ "О введении на территории Свердловской области режима повышенной готовности и принятии дополнительных мер по защите населения от новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)" в связи с угрозой распространения на территории Свердловской области новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) на территории Свердловской области введен режим повышенной готовности.
В силу подпункта 3 пункта 3.1 данного Указа (в редакции Указа Губернатора Свердловской области от 26 февраля 2022 года N 91-УГ, опубликованного в установленном порядке 26 февраля 2022 года) на территории Свердловской области запрещено проведение публичных мероприятий с 27 февраля по 07 марта 2022 года.
Частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 этой статьи, влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов.
При рассмотрении дела установлено, что 02 марта 2022 года в период с 15:30 до 16:10 часов Титов А.В, находясь по адресу: г. Екатеринбург, пр. Ленина, 25, возле памятника В.В. Ленину на площади 1905 года, вопреки запрету на проведение публичных мероприятий на территории Свердловской области в период с 27 февраля по 07 марта 2022 года, принимал участие в публичном мероприятии, проводимом в форме пикета с использованием наглядной агитации - двух плакатов "данные изъяты" в нарушение положений пункта 1 части 3 статьи 6 Закона о публичных мероприятиях, шествиях и пикетированиях, пунктов 1, 7 части 1 статьи 13, части 3 статьи 30 Закон о полиции и подпункта 3 пункта 3.1 Указа Губернатора N 100-УГ, не выполнил законные требования сотрудников полиции о прекращении противоправных действий, а именно не прекратил участие в публичном мероприятии при наличии угрозы жизни и здоровью граждан в связи с угрозой распространения на территории Свердловской области новой коронавирусной инфекции.
Приведенные обстоятельства, которые послужили основанием для привлечения Титова А.В. к административной ответственности, предусмотренной частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждаются совокупностью представленных в материалы дела доказательств, которым при рассмотрении дела судьями районного и областного судов дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Доводы жалобы о том, что Указ Губернатора N 100-УГ от 26 февраля 2022 года на дату вмененного правонарушения не действовал, несостоятельны. Согласно пункту 2 указанного Указа, он вступает в силу на следующий день после официального опубликования. При таких обстоятельствах на момент проведения публичного мероприятия соответствующий Указ Губернатора являлся действующим, не был отменен, подлежал применению всеми лицами, связанные с указанными положениями требования сотрудников полиции при таких обстоятельствах являлись законными. Оснований не выполнять их у участника публичного мероприятия Титова А.В. не имелось.
Ссылка в жалобе на статью 91 Областного закона от 10 марта 1999 года N 4-ОЗ "О правовых актах в Свердловской области" не ставит под сомнение выводы судебных инстанций, поскольку содержащееся в ней правовое регулирование порядка и срока вступления в силу нормативных актов по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина не препятствует субъекту Российской Федерации определять порядок вступления в силу своих нормативных правовых актов (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 10 марта 2005 года N 71-О). Специальный порядок вступления в силу законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации применим к тем законам и нормативным правовым актам, которые приняты непосредственно в целях нормативного регулирования вопросов, названных в пункте "б" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, тогда как положения Указа Губернатора Свердловской области от 26 февраля 2022 N 91-УГ регулируют вопросы принятия дополнительных мер по защите населения от новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV).
Обстоятельства того, что 10 марта 2022 года ограничения были сняты, не имеют правового значения для рассмотрения настоящего дела.
Приведенные защитником доводы не опровергают тот факт, что Титов А.В, уведомленный об участии в незаконном публичном мероприятии, не выполнил требование сотрудников полиции о прекращении участия в нем.
Оснований для иной оценки выводов о виновности и представленных в материалы дела доказательств, подтверждающих установленные обстоятельства, не имеется.
Действия Титова А.В. правильно квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами по части 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Жалоба не содержит доводов, непроверенных при рассмотрении дела и ставящих под сомнение законность и обоснованность состоявшихся решений. Несогласие автора жалобы с приведенными выводами и оценкой установленных обстоятельств основанием для отмены или изменения обжалуемых актов не является.
Протокол об административном правонарушении составлен с участием Титова А.В, отвечает требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не содержит недостатков, влекущих признание его недопустимым доказательством.
Нарушений процессуальных норм при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.
Вопреки доводам жалобы, дело рассмотрено в соответствии с процессуальным законом, действующим на момент осуществления производства по нему (статья 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), который не предусматривает участие стороны обвинения. Требования о всестороннем, полном и объективном выяснении обстоятельств дела судьями выполнены. Отказ в удовлетворении ходатайства защитника о допросе должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, а также свидетелей обвинения не повлиял на правильность установления обстоятельств, входящих в предмет доказывания по делу.
В постановлении судьи районного суда содержатся все сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Порядок и срок давности привлечения лица к административной ответственности соблюдены.
Наказание назначено в соответствии с санкцией части 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья областного суда, рассмотрев жалобу на постановление, проверил дело в соответствии с требованиями статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Право Титова А.В. на защиту в ходе производства по делу не нарушено, он воспользовалась помощью защитника при рассмотрении дела судьями районного и областного судов. Каких-либо нарушений процессуальных прав Титова А.В, связанных с ограничением в доступе к правосудию, в праве на справедливое судебное разбирательство, не усматривается. Право на судебную защиту, гарантированное статьей 46 Конституции Российской Федерации, не нарушено.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
При таких данных, руководствуясь статьями 30.13 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление судьи Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 31 марта 2022 года, решение судьи Свердловского областного суда от 01 июня 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Титова Александра Вячеславовича оставить без изменения, жалобу защитника Тиунова Сергея Юрьевича - без удовлетворения.
Судья Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции Печенкина Н.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.