Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Степанова П.В, судей Печенкиной Н.А. и Трапезниковой И.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационные жалобы Гусевой Натальи Александровны и межрегионального общественного фонда содействия развитию гражданского общества "Голос-Урал" на решение Челябинского областного суда от 28 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 22 июня 2022 года по административному делу N 3а-38/2022 по административному иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Челябинской области о ликвидации межрегионального общественного фонда содействия развитию гражданского общества "Голос-Урал".
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Степанова П.В, объяснения представителя МОФ "ГОЛОС-Урал" Гурмана Ю.А, возражения представителя Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Челябинской области Наумовой Ю.Г, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "Голос-Урал" (далее - Фонд, МОФ "ГОЛОС-Урал") создан на основании решения учредительного общего собрания от 17 апреля 2007 г. и зарегистрирован Управлением Федеральной регистрационной службы по Челябинской области 02 августа 2008 г. Сведения об организации внесены в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) 02 августа 2008 г. под основным государственным регистрационным номером (ОГРН) "данные изъяты".
Устав Фонда, утвержденный на учредительном общем собрании 17 апреля 2007 г. (далее - Устав), с изменениями, внесенными общим собранием учредителей 28 июня 2017 г, являлся действующим.
Лицами, имеющими право без доверенности действовать от имени юридического лица, согласно Уставу является председатель правления Фонда, избираемый сроком на 5 лет, исполнительный директор.
На учредительном общем собрании на должность председателя правления МОФ "ГОЛОС-Урал" избран Гурман Ю.А, который в дальнейшем переизбирался, в том числе и на общем собрании учредителей 21 июня 2022 г.
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Челябинской области (далее - Управление) в мае 2021 г. обратилось в Златоустовский городской суд Челябинской области с административным исковым заявлением о ликвидации Фонда в соответствии с пунктом 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ, Закон о некоммерческих организациях), ссылаясь на то, что МОФ "ГОЛОС-Урал" допущены неоднократные и грубые нарушения требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций, которые носят систематический характер, каких-либо мер по устранению указанных нарушений организацией не принято.
Решением Челябинского областного суда от 28 марта 2022 года заявленные требования удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда от 22 июня 2022 года апелляционная жалоба одной из учредителей некоммерческой организации Гусевой Н.А. оставлена без рассмотрения по существу, кассационная жалоба Фонда оставлена без удовлетворения.
В кассационных жалобах, поданных Гусевой Н.А. и МОФ "ГОЛОС-Урал", ставится вопрос об отмене указанных судебных актов, как незаконных и направлении настоящего дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалоб извещены своевременно и в надлежащей форме.
В соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено кассационным судом общей юрисдикции в отсутствие неявившихся лиц, поскольку неявка участвующих в деле лиц, своевременно извещенных судом кассационной инстанции о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, препятствием к рассмотрению жалобы не является.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобы не подлежащими удовлетворению, поскольку оснований для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных актов не имеется.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Судебная коллегия считает, что судами такого характера нарушений не допущено.
В силу пункта 4.1 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, который осуществляется уполномоченным органом согласно его компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Министерство юстиции Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю в сфере регистрации некоммерческих организаций, федеральному государственному надзору за деятельностью некоммерческих организаций, (Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313, действовавшего на момент обращения Управления в суд).
Порядок осуществления данного надзора установлен Положением о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2012 г. N 705 (далее - Положение).
Пунктом 2 Положения установлено, что задачами государственного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций.
Предметом проверок является соблюдение некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами.
Государственный надзор осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами посредством проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок соблюдения некоммерческими организациями требований, установленных Федеральным законом "О некоммерческих организациях", а также выполнения предупреждений (представлений) должностных лиц органов государственного надзора об устранении выявленных нарушений указанных требований (пункт 3 и абзац 1 пункта 5 Положения).
Должностные лица органов государственного надзора, указанные в пункте 9 Положения, при осуществлении государственного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право запрашивать у органов управления некоммерческой организации их распорядительные документы, за исключением документов, содержащих сведения, которые могут быть получены в соответствии с подпунктом "б" пункта 10 Положения; проводить проверки соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами; в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации и (или) совершения некоммерческой организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, выносить письменное предупреждение (представление) с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее одного месяца, а также принимать иные меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации (подпункты "а", "г" и "д" пункта 10 Положения, а также подпункты 1, 4 и 5 пункта 5 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ).
Таким образом, Управление является тем государственным органом, которому право на предъявление требования о ликвидации Фонда предоставлено законом.
В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Пунктом 1 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ предусмотрено, что некоммерческая организация ведет бухгалтерский учет и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, и (если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации) годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность структурного подразделения иностранной некоммерческой неправительственной организации подлежат обязательному аудиту, который должен быть проведен не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным годом (в ред. Федеральных законов от 20.07.2012 N 121-ФЗ, от 02.07.2021 N 352-ФЗ).
Согласно пункту 3 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 данной статьи, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, также аудиторское заключение. При этом в документах, представляемых некоммерческими организациями, выполняющими функции иностранного агента, должны содержаться сведения о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, полученных от иностранных источников, и об их фактическом расходовании и использовании. Формы представления указанных документов (за исключением аудиторского заключения) и сроки их представления с учетом сроков, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, представляют в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, один раз в полгода, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, - ежеквартально, аудиторское заключение - ежегодно (п. 3 в ред. Федерального закона от 20.07.2012 N 121-ФЗ)
Кроме того, в силу абзаца первого пункта 3.2 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 названной статьи, обязаны ежегодно, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, - один раз в полгода размещать в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или предоставлять средствам массовой информации для опубликования отчет о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган или его территориальный орган (в ред. Федеральных законов от 11.07.2011 N 200-ФЗ, от 20.07.2012 N 121-ФЗ).
В соответствии с пунктом 10 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных данной статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.
При рассмотрении и разрешении административного дела суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, установил, что по результатам внеплановой документарной проверки Фонда, проведенной Управлением, выявлены нарушения вышеназванных положений закона, в том числе в части предоставления обязательной отчетности некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, послужившие правомерным поводом для обращения в суд с настоящим административным иском.
Так, вступившими в законную силу постановлениями мировых судей от 17 июня 2016 года, от 16 августа 2018 года, от 16 октября 2018 года, от 16 декабря 2018 года, от 14 января 2019 года и от 15 июля 2019 года, Фонд привлечен к административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статьей 19.7.5.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом в нарушение требований пункта 7 статьи 32 Закона о некоммерческих организациях, Фонд не проинформировал уполномоченный орган об изменении адреса в течение трех дней со дня наступления таких изменений.
Уклоняясь от исполнения обязанности по информированию федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере регистрации некоммерческих организаций, об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", Фонд не обеспечивает публичности своей деятельности, препятствует должному контролю за ней, нарушает права граждан на достоверную информацию о его деятельности, тем самым допускает грубые нарушения законодательства Российской Федерации.
Удовлетворяя административный иск, предшествующие судебные инстанции обоснованно исходили из того, что допущенные Фондом нарушения являются достаточным основанием для применения такой исключительной меры, как ликвидация юридического лица, поскольку данной организацией допущены неоднократные и грубые нарушения требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций, которые носят систематический характер, каких-либо мер по устранению указанных нарушений МОФ "ГОЛОС-Урал", своевременно не принято.
Таким образом, вопреки доводам кассационной жалобы Фонда, требование Управления удовлетворено правомерно, так как МОФ "ГОЛОС-Урал", не только не предпринял все возможные действия для устранения нарушений, а напротив, длительное время не исполнял законодательство Российской Федерации, не принимал мер к его соблюдению, несмотря на то, что объективных препятствий для этого, в обозначенные периоды, не имелось.
Упомянутые нарушения требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций подтверждаются необходимым и достаточным количеством имеющихся в деле доказательств.
В данном случае имелись основания для удовлетворения заявленных требованиях о ликвидации Фонда в качестве меры, направленной на защиту прав и законных интересов других лиц, охраняемых законом публичных интересов.
Доводы кассационных жалоб основаны на неверном толковании закона, фактически повторяют позицию данных лиц в судах, которой в обжалуемых судебных актах дана правильная правовая оценка, не содержат оснований к отмене судебных актов судом кассационной инстанции.
Доводы кассационных жалоб не свидетельствуют о том, что при рассмотрении данного дела судами были допущены нарушения норм права, которые могли бы служить основанием для отмены состоявшихся по делу актов.
Согласно части 2 статьи 295 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации право апелляционного обжалования решения суда принадлежит лицам, участвующим в деле, а также лицам, которые не были привлечены к участию в административном деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом.
В силу пункта 1 части 1 статьи 301 названного кодекса апелляционная жалоба возвращается лицу, подавшему жалобу, если жалоба подана лицом, не имеющим права на обращение в суд апелляционной инстанции.
Апелляционные жалоба, поданная лицом, не обладающим правом апелляционного обжалования судебного акта, или на судебный акт, не подлежащий обжалованию в апелляционном порядке, оставляются судом апелляционной инстанции без рассмотрения по существу (часть 4 статьи 2, часть 1 статьи 301, пункт 5 статьи 309 КАС РФ).
По смыслу части 2 статьи 295, пунктов 2, 4 части 1 статьи 299 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации апелляционная жалоба, поданная лицом, которое не было привлечено к участию в деле, должна содержать сведения о правах и об обязанностях, вопрос о которых был разрешен в обжалуемом судебном акте.
Разрешение вопроса о правах и об обязанностях лица, которое не было привлечено к участию в деле, в частности, может иметь место тогда, когда из решения суда следует вывод о том, что данное лицо лишается прав, ограничивается в правах, наделяется правами и (или) на него возлагаются обязанности.
Из материалов административного дела усматривается, что по результатам рассмотрения заявленных требований вопрос о правах и об обязанностях Гусевой Н.А. разрешен не был.
Следовательно, является правильным вывод суда апелляционной инстанции о том, что апелляционная жалоба указанного лица, согласно пункт 5 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, подана лицом, не имеющим права на обращение в суд апелляционной инстанции, и подлежит оставлению без рассмотрения по существу.
Довод кассационной жалобы Гусевой Н. А. об обратном является необоснованным.
При таких данных обжалуемый судебный акт суда апелляционной инстанции и в части возврата апелляционной жалобы являются законными и обоснованными, оснований для его отмены по доводам, содержащимся в кассационной жалобе, не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Челябинского областного суда от 28 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 22 июня 2022 года оставить без изменения, кассационные жалобы межрегионального общественного фонда содействия развитию гражданского общества "Голос-Урал" и Гусевой Натальи Александровны - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Время рассмотрения кассационной жалобы кассационным судом общей юрисдикции исключается из указанного выше шестимесячного срока.
Настоящее определение изготовлено в полном объеме 01 февраля 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.