Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Степанова П.В, судей Печенкиной Н.А, Трапезниковой И.И, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ГУФСИН России по Свердловской области, ФСИН России на решение Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 01 апреля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 28 июля 2022 года по административному делу N2а-2893/2022 по административному иску Ильиных Ярослава Васильевича к ФСИН России, ГУФСИН России по Свердловской области, ФКУ ИК-62 ГУФСИН России по Свердловской области о признании незаконным бездействия, взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Печенкиной Н.А, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Ильиных Я.В. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействие ФКУ ИК-62 ГУФСИН России по Свердловской области, выразившееся в нарушении условий содержания в исправительном учреждении, ненадлежащем обеспечении материально-бытовыми условиями в период с 01 марта 2019 года по 18 сентября 2020 года, о взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 700 000 руб.
В обоснование административных исковых требований указал, что в период с 01 марта 2019 года по 18 сентября 2020 года он отбывал наказание в ФКУ ИК-62 ГУФСИН России по Свердловской области в отрядах N 5-6 и 10, в которых условия содержания не отвечали требованиям закона: на одного заключенного приходилось менее 1, 5 кв.м; все отряды оборудованы кухнями, площадь которых 2, 5-3 кв.м; в холодильнике не хватало места для продуктов, к раковинам в санитарных комнатах была постоянная очередь; горячее водоснабжение не предусмотрено, холодная вода подавалась с перебоями; отряды были оборудованы комнатами воспитательной работы, площадь которых мала, в скученности он был вынужден находиться в период с 06:00 до 22:00 часов; комнаты отдыха, комнаты психологической разгрузки были заняты начальниками отрядов и иными осужденными; не хватало вешалок для одежды, не было ночных туалетов, на улицах были построены деревянные туалеты, которыми приходилось пользоваться при температуре -47 градусов, они представляли собой гнилые, деревянные постройки, не утепленные, через щели попадали атмосферные осадки; в комнатах для хранения вещей не хватало места для вещей заключенных; не имелось системы принудительной вентиляции, было очень тусклое освещение; здания отрядов ФКУ ИК-62 ГУФСИН России по Свердловской области представляют собой ветхие строения, зимой в них было холодно, летом - жарко. Также указал на то, что по прибытию в учреждение у него забрали всю одежду, обеспечили вещами, бывшими в употреблении; берцы и сандалии выдали на 2 размера больше; постельное белье выдали старое, в пятнах, рваное; право на помывку предоставлялось 2 раза в неделю в бане, где установлено 20 душевых леек, тазиков не было; к кранам с водой скапливалась очередь из заключенных; питание было плохое, пища однообразная, качество приготовления низкое; ему не выдавали свежие овощи, сахар, молоко, сливочное масло; посуда старая, в царапинах, плохо вымыта, т.к. в колонии нет посудомоечной машины.
Решением Верх-Исетского районного суда города Екатеринбурга Свердловской области от 01 апреля 2022 года признано незаконным бездействие ФКУ ИК-62 ГУФСИН России по Свердловской области, выразившиеся в нарушении условий содержания в исправительном учреждении Ильиных Я.В. в период с 01 марта 2019 года по 18 сентября 2020 года, в пользу Ильиных Я.В. с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний за счет средств казны Российской Федерации взыскана компенсация за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 80 000 рублей, в остальной части требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 28 июля 2022 года решение суда первой инстанции изменено в части размера взысканной компенсации, в пользу административного истца взыскана компенсация за нарушение условий содержания в размере 40 000 рублей.
В кассационной жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции (поступила в суд первой инстанции 05 декабря 2022 года) представитель административных ответчиков ГУФСИН России по Свердловской области, ФСИН России выражает несогласие с решением суда первой инстанции и апелляционным определением, ссылаясь на то, что судами неправильно применены нормы материального и процессуального права, выводы судов не соответствуют обстоятельствам административного дела, просит отменить решение суда первой инстанции и апелляционное определение, принять новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.
Лица, участвующие в деле, в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом. Судебная коллегия на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствии указанных лиц.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия находит жалобу не подлежащей удовлетворению, поскольку таких нарушений судами не допущено, а доводы кассационной жалобы не могут повлечь отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии со статьей 12.1 УИК РФ лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение (часть 1). Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих (часть 2).
В соответствии со статьей 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного искового заявления о нарушении условий содержания под стражей и присуждении компенсации, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Ильиных Я.В. с 01 марта 2019 года по 18 сентября 2020 года отбывал наказание в ФКУ ИК-62 ГУФСИН России по Свердловской области; с 01 марта 2019 года по 11 марта 2019 года Ильиных Я.В. содержался в карантинном отделении; 11 марта 2019 года распределен в отряд N 6 (он же N 5), где находился по 06 ноября 2019 года.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства, установилв вышеуказанный период имелись нарушения условий содержания административного истца в ФКУ ИК-62 ГУФСИН России по Свердловской области, выразившиеся в необеспечение достаточным количеством умывальников на всех заключенных, необеспечение административного истца вещевым довольствием в полном объеме при прибытии последнего в учреждение, отсутствие помывки в надлежащих условиях, ненадлежащем состоянии уличных туалетов, в связи с чем пришел к выводу о бездействии административного ответчика, выразившегося в необеспечении Ильиных Я.В. минимальными нормами материально-бытового обеспечения в период отбывания наказания.
Установив нарушение прав административного истца в период содержания в указанном исправительном учреждении с 01 марта 2019 года по 18 сентября 2020 года, приняв во внимание характер и продолжительность нарушений, обстоятельства, при которых они допущены, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для присуждения административному истцу компенсации в размере 80 000 рублей. В удовлетворении остальных требований суд первой инстанции отказал административному истцу в связи недоказанностью.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции о необеспечении Ильиных Я.В. минимальными нормами материально-бытового обеспечения в период отбывания наказания: необеспечение достаточным количеством умывальников, вещевым довольствием административного истца в полном объеме при прибытии его в учреждение, ненадлежащее состояние уличных туалетов. Проверяя доводы административных ответчиков, суд апелляционной инстанции указал на то, что административным ответчиком не были представлены допустимые и достоверные доказательств создания условий содержания, в части обеспечения административного истца вещевым довольствием, создания надлежащих санитарных комнат (недостаточное количество раковин и унитазов, состояние уличных деревянных туалетов), в соответствии с требованиями закона. Вместе с тем, суд апелляционной инстанции, проанализировав представленные доказательства, не согласился с суждениями суда первой инстанции в части нарушения прав административного истца, выразившегося в отсутствие помывки в надлежащих условиях.
Суд апелляционной инстанции, указав на то, что доводы административного истца о ненадлежащих условиях содержания в учреждении частично нашли свое подтверждение, с учетом исключения нарушения в части обеспечения надлежащей помывкой, приняв во внимание продолжительность пребывания административного истца в ненадлежащих условиях содержания (с 11 марта 2019 года по 18 сентября 2020 года) - 1 года 6 месяцев 7 дней, временной фактор пребывания в указанных условиях, наличие у административного истца реальной возможности пребывания за пределами помещений с ненадлежащими условиями содержания в других помещениях исправительного учреждения, в том числе на работе, а также учел, что нахождение административного истца в ненадлежащих условиях не повлекло для последнего необратимых физических и психологических последствий, пришел к выводу о том, что размер взыскиваемой компенсации в пользу административного истца подлежит уменьшению до 40 000 руб.
Выводы судов основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании доводов сторон и представленных доказательств, правовая оценка которым дана судами по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Оснований, по которым возможно не согласиться с указанными выводами судов, рассматриваемая кассационная жалоба административных ответчиков не содержит.
Суды при разрешении дела правильно распределили бремя доказывания, возложив в соответствии с частью 2 статьи 62, пунктом 4 части 9, частью 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, на административных ответчиков.
Юридически значимые обстоятельства конкретных нарушений условий содержания в ФКУ ИК-62 ГУФСИН России по Свердловской области нашли свое подтверждение в ходе рассмотрения дела, наличие обозначенных судами нарушений каких-либо сомнений не вызывает.
Ссылки в жалобе на год введения в эксплуатацию здания ФКУ ИК-62 ГУФСИН России по Свердловской области, положения пункта 1.1 Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 02 июня 2003 года N 130-дсп, не опровергают выводы судебных инстанций, которыми установлено, что в 2015 году в учреждении частично проводилась перепланировка, доказательств, свидетельствующих о невозможности создания дополнительных санитарных комнат не представлено.
Доводы административных ответчиков об обеспечении необходимым количеством раковин, надлежащем состоянии уличных туалетов, об обеспечении административного истца вещевым довольствием в полном объеме, являлись предметом исследования судебных инстанций и обоснованно отклонены, поскольку такие доказательства в материалы дела не представлены. Указанные доводы административных ответчиков фактически сводятся к переоценке доказательств и установленных судами обстоятельств дела.
Несогласие административных ответчиков с оценкой доказательств, а также с выводами предыдущих судебных инстанций по результатам оценки доказательств, представленных в материалы дела, не свидетельствует о допущенных судами нарушениях норм процессуального права при установлении имеющих значение обстоятельств, при оценке доказательств либо при принятии решения о частичном удовлетворении требований.
Доводы кассационной жалобы о том, что нарушения в деятельности исправительного учреждения вызваны обстоятельствами, независящими от должностных лиц учреждения, не ставят под сомнение выводы судебных инстанций, не свидетельствуют о соблюдении условий содержания административного истца в ФКУ ИК-62 ГУФСИН России по Свердловской области, исключающим право административного истца на получение компенсации. В силу прямого указания части 2 статьи 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.
Вопрос соблюдения срока на обращение в суд, вопреки позиции административных ответчиков, приведенной в кассационной жалобе, являлся предметом рассмотрения суда первой инстанции, который пришел к правильному выводу о том, что оснований для признания срока предъявления административного иска в суд пропущенным, не имеется.
Вопреки суждениям автора жалобы, суд апелляционной инстанции при определении размера взыскиваемой компенсации принял во внимание характер и продолжительность нарушения прав осужденного, учел принципы разумности и справедливости. Доводы кассационной жалобы о несогласии с размером компенсации не могут являться основанием для изменения состоявшихся по делу судебных актов, поскольку разрешение вопросов, связанных с определением размера компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении, относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанций, суд кассационной инстанции не наделен такими полномочиями, не исследует и не оценивает доказательства.
Выводы судебных инстанций о наличии оснований для частичного удовлетворения заявленных административным истцом требований являются верными, мотивированными, подтвержденными имеющимися в деле доказательствами, получившими оценку в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется. Оснований для отмены или изменения судебных актов, предусмотренных статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 01 апреля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 28 июля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу ГУФСИН России по Свердловской области, ФСИН России - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы путем подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения (за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы Седьмым кассационным судом общей юрисдикции).
Мотивированное определение изготовлено 19 января 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.