Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Степанова П.В, судей Печенкиной Н.А. и Трапезниковой И.И, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области-Кузбассу, федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 41 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области-Кузбассу" на решение Синарского районного суда г. Каменск-Уральского Свердловской области от 25 января 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 19 мая 2022 года по административному делу N 2а-314/2022 по административному иску Ройзмана Арона Абрамовича об оспаривании действий ФКУ ИК-41 ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Степанова П.В, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Ройзман А.А, отбывающий уголовное наказание в виде лишения свободы и являющийся "данные изъяты" "данные изъяты", обратился с административным иском, в котором оспаривал действия ФКУ ИК N 41 ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу, выразившиеся в размещении Ройзмана А.А. на третьем этаже зданий в период с 03 сентября 2021 года по 21 декабря 2021 года, что нарушило его права, как лица с ограниченными возможностями.
Решением Синарского районного суда г. Каменск-Уральского Свердловской области от 25 января 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 19 мая 2022 года, административное исковое заявление Ройзмана А.А. удовлетворено, оспариваемые действия учреждения признаны незаконными.
В кассационной жалобе (поступила в суд первой инстанции 06 декабря 2022 года) административные ответчики ставят вопрос об отмене указанных судебных актов, как незаконных.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, явку представителей не обеспечили.
На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
При рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судебными инстанциями при рассмотрении данного дела не допущены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Ройзман А.А. отбывал наказание в ФКУ ИК N 41 ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу с 19 мая 2018 года.
Из представленных в материалы дела копии справки серии МСЭ, сведений Федерального реестра инвалидов следует, что в период с 01 июня 2023 Ройзману А.А. установлена "данные изъяты" "данные изъяты" по общему заболеванию ("данные изъяты" "данные изъяты"), а с 22 мая 2020 года по настоящее время по тому же заболеванию административному истцу установлена "данные изъяты" "данные изъяты".
Как указано административным истцом и подтверждается административным ответчиком ФКУ ИК N 41 ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу в ответе на запрос суда от 11 января 2022 года N 43/ТО/31-13-111, Ройзман А.А. в период с 03 сентября 2021 года по 12 декабря 2021года содержался в отряде N 7, расположенном на 3 этаже зданий, с 13 декабря 2021 года был распределен в отряд N 5, который находится на 1 этаже зданий.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, с которым согласился и суд апелляционной инстанции, пришел к выводу, что действия администрации ФКУ ИК-41 ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу по размещению Ройзмана А.А. для проживания на третьем этаже зданий являются незаконными, что нарушило право и законные интересы административного истца, являющегося "данные изъяты" по зрению. При этом вышеуказанные незаконные действия со стороны административных ответчиков имели место в период с 03 сентября 2021 года по 12 декабря 2021 года, что подтверждено имеющимися в материалах дела доказательствами.
Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции с выводами судов о наличии оснований для удовлетворения требований административного истца соглашается.
Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Согласно ч. 7 ст. 101 УИК РФ порядок обеспечения условий для проведения реабилитационных мероприятий, пользования техническими средствами реабилитации и услугами, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида в отношении осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
Пунктом 192 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утв. Приказом Минюста России от 16 декабря 2016 года N 295, предусмотрено, что обеспечение осужденным-инвалидам равных с другими осужденными возможностей в реализации прав осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Администрация исправительного учреждения размещает осужденных-инвалидов первой и второй групп в отрядах для проживания осужденных, расположенных на первых этажах зданий, оказывает содействие в проведении реабилитационных мероприятий для инвалидов, предусматривает возможность использования технических средств реабилитации, обеспечивает доступ лицам с ограниченными возможностями в места общего пребывания осужденных в установленное распорядком дня время.
Нарушение указанных требований Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений административными ответчиками по существу не оспаривается.
Действительно, в соответствии с частями 1 и 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин вправе обратиться с административным исковым заявлением в суд в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении прав, свобод и законных интересов, пропуск этого срока без уважительной причины является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Вместе с тем, как правильно установлено судом первой инстанции, поскольку административное исковое заявление подано в суд 26 декабря 2021 г, то с учетом длящегося характера нарушений условий содержания лишенного свободы Ройзмана А.А, указанный срок не пропущен.
доводы, приведенные в кассационной жалобе, направлены на иную оценку доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованных судами в полном соответствии с правилами процессуального закона, а потому не могут служить поводом к отмене законных судебных актов.
Несогласие с такой оценкой и иное толкование положений закона не является достаточным основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Кассационная жалоба не содержит ссылок на предусмотренные частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации нарушения норм материального права или норм процессуального права, повлиявшие или способные повлиять на исход административного дела.
Руководствуясь статьями 328, 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Синарского районного суда г. Каменск-Уральского Свердловской области от 25 января 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 19 мая 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области-Кузбассу, федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 41 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области-Кузбассу" - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Время рассмотрения кассационной жалобы кассационным судом общей юрисдикции исключается из указанного выше шестимесячного срока.
Настоящее определение изготовлено в полном объеме 08 февраля 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.