Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Козиной Н.М, судей Руновой Т.Д, Карповой О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело 2-384/2022 по иску Ткачева Виктора Егоровича к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области о признании решения об отказе в назначении досрочной пенсии незаконным, включении периодов работы в стаж, возложении обязанности назначить пенсию, по кассационной жалобе Ткачева Виктора Егоровича на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 18 августа 2022 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Руновой Т.Д. об обстоятельствах дела, о принятых по делу судебных постановлениях, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Ткачев В.Е. обратился с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области (далее - ОПФР по Свердловской области), с учетом уточнения исковых требований просил признать решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Каменске-Уральском и Каменском районе Свердловской области (далее - Управление) N 717162/21 от 29 октября 2021 года об отказе в назначении досрочной страховой пенсии незаконным и обязать ответчика зачесть в специальный страховой стаж периоды работы:
с 05 августа 1986 года по 11 января 1988 года, с 12 января 1988 года по 31 января 1988 года в Каражалском специализированном шахтостроительном управлении треста "Казшахторудстрой" N 4 подземным горнорабочим и подземным проходчиком;
с 19 февраля 1988 года по 06 января 2020 года в Жезказганской ТЭЦ газоэлектросварщиком;
с 06 января 2020 года по 12 ноября 2020 года в ТОО "Монтажник - ЭМ" (Республика Казахстан) электросварщиком.
Также просил обязать ответчика назначить досрочную страховую пенсию с даты обращения и взыскать с ответчика понесенные судебные расходы в виде оплаты государственной пошлины в размере 300 руб.
В обоснование исковых требований указал, что проживал и работал на территории Республики Казахстан, трудовая деятельность за спорные периоды подтверждается последовательными записями в трудовой книжке, архивной справкой, справками предприятий, указывает, что в соответствии с международными актами имеет право на досрочную пенсию.
Решением Красногорского районного суда г. Каменска-Уральского Свердловской области от 11 апреля 2022 года исковые требования удовлетворены.
Решение Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации отдела оценки пенсионных прав застрахованных лиц N 10 Управления установления пенсии N 717162/21 от 29 октября 2021 года об отказе в назначении досрочной страховой пенсии Ткачеву В.Е. признано незаконным в части исключения периодов работы:
с 05 августа 1986 года по 11 января 1988 года в Каражалском специализированном шахтостроительном управлении треста "Казшахторудстрой" N 4 в качестве подземного горнорабочего с полным рабочим днем в шахте, с 12 января 1988 года по 31 января 1988 года в Каражалском специализированном шахтостроительном управлении треста "Казшахторудстрой" N 4 в качестве подземного проходчика с полным рабочим днем в шахте, с 19 февраля 1988 года по 31 декабря 1997 года в Джезказганской ТЭЦ РУЭХ Карагандаэнерго (Жезказганская ТЭЦ ТОО "Корпорация Казахмыс" (Республика Казахстан) в качестве газоэлектросварщика, с 01 января 1998 года по 07 ноября 2012 года в Джезказганской ТЭЦ РУЭХ Карагандаэнерго (Жезказганская ТЭЦ ТОО "Корпорация Казахмыс" (Республика Казахстан) в качестве газоэлектросварщика, с 08 ноября 2012 года по 06 января 2020 года в ТОО "Казахмыс Энерджи" (Республики Казахстан) в качестве электросварщика, с 06 января 2020 года по 12 ноября 2020 года в ТОО "Монтажник - ЭМ" (Республика Казастан) в качестве электросварщика.
На ОПФР по Свердловской области возложена обязанность включить в стаж на соответствующих видах работ, необходимый для установления страховой пенсии Ткачеву В.Е. указанные периоды работы.
На ОПФР по Свердловской области возложена обязанность назначить Ткачеву В.Е. досрочную страховую пенсию с момента возникновения права.
С ОПФР по Свердловской области в пользу Ткачева В.Е. взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 18 августа 2022 года решение Красногорского районного суда г. Каменска-Уральского Свердловской области от 11 апреля 2022 года отменено в части удовлетворения исковых требований Ткачева В.Е. о признании незаконным решения ОПФР по Свердловской области N 717162/21 в части включения в стаж периодов работы:
с 01 января 1992 года по 31 декабря 1997 года в Джезказганской ТЭЦ РУЭХ Карагандаэнерго (Жезказганская ТЭЦ ТОО "Корпорация Казахмыс" (Республика Казахстан) в качестве газоэлектросварщика, с 01 января 1998 года по 07 ноября 2012 года в Джезказганской ТЭЦ РУЭХ Карагандаэнерго (Жезказганская ТЭЦ ТОО "Корпорация Казахмыс" (Республика Казахстан) в качестве газоэлектросварщика, с 08 ноября 2012 года по 06 января 2020 года в ТОО "Казахмыс Энерджи" (Республика Казахстан) в качестве электросварщика, с 06 января 2020 года по 12 ноября 2020 года в ТОО "Монтажник - ЭМ" (Республика Казахстан) в качестве электросварщика.
Решение Красногорского районного суда г. Каменска-Уральского Свердловской области от 11 апреля 2022 года отменено в части возложения на ОПФР по Свердловской области обязанности включить в стаж работы Ткачева В.Е. на соответствующих видах работ, необходимый для назначения досрочной страховой пенсии по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", указанные периоды работы, а также отменено решение суда в части возложения на ОПФР по Свердловской области обязанности назначить Ткачеву В.Е. досрочную страховую пенсию с момента возникновения права.
Принято в указанной части новое решение, которым в удовлетворении указанных исковых требований Ткачева В.Е. отказано.
В остальной части решение Красногорского районного суда г. Каменска-Уральского Свердловской области от 11 апреля 2022 года оставлено без изменения.
ОПФР по Свердловской области переименовано в Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц 01 января 2023 года внесены соответствующие сведения.
В кассационной жалобе Ткачев В.Е. ставит вопрос об отмене апелляционного определения, как незаконного.
Истец, представитель ответчика в судебное заседание суда кассационной инстанции, начатое 12 января 2023 года и продолженное после перерыва 19 января 2023 года, не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о времени и месте судебного разбирательства по настоящему делу заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия нашла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив материалы гражданского дела, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Судами установлено и следует из материалов дела, что 14 июля 2021 года истец обратился в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Каменске-Уральском и Каменском районе Свердловской области (далее - Управление) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением Управления N 717162/21 от 29 октября 2021 года Ткачеву В.Е. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого специального стажа. Зачтенный пенсионным органом стаж на соответствующих видах работ составил 00 лет 03 месяца 27 дней и страховой стаж 06 лет 08 месяцев 10 дней. В специальный стаж истца не включены периоды работы:
с 05 августа 1986 года по 11 января 1988 года в Каражалском специализированном шахтостроительном управлении треста "Казшахторудстрой" N 4 в качестве подземного горнорабочего с полным рабочим днем в шахте, с 12 января 1988 года по 31 января 1988 года в Каражалском специализированном шахтостроительном управлении треста "Казшахторудстрой" N 4 в качестве подземного проходчика с полным рабочим днем в шахте, с 19 февраля 1988 года по 31 декабря 1997 года, с 01 января 1998 года по 07 ноября 2012 года в Джезказганской ТЭЦ РУЭХ Карагандаэнерго (Жезказганская ТЭЦ ТОО "Корпорация Казахмыс" (Республика Казахстан) в качестве газоэлектросварщика, с 08 ноября 2012 года по 06 января 2020 года в ТОО "Казахмыс Энерджи" (Республика Казахстан) в качестве электрогазосварщика, с 06 января 2020 года по 12 ноября 2020 года в ТОО "Монтажник - ЭМ" (Республика Казахстан) в качестве электросварщика.
Периоды трудовой деятельности истца поименованы в его трудовой книжке.
Из копии трудовой книжки следует, что Ткачев В.Е. 05 августа 1986 года принят подземным горнорабочим 2 разряда с полным рабочим днем в шахте, 12 января 1988 года переведен подземным проходчиком 4 разряда с полным рабочим днем в шахте, 31 января 1988 года уволен по собственному желанию в связи с переездом на новое место жительства.
Согласно архивной справке, выданной 19 октября 2020 года N Т-582ФЛ КГУ "Государственный архив города Каражал", в документах государственного архива города Каражал в фонде N 2 Каражалского специализированного шахтостроительного управления - 4 в личной карточке Ткачева В.Е. имеются сведения: приказ N 113/к от 05 августа 1986 года о приеме на работу Ткачева В.Е. подземным горнорабочим 2 разряда участка N 4 с 05 августа 1986 года; приказ N 6/к от 20 января 1988 года о переводе Ткачева В.Е. подземным проходчиком 4 разряда с 12 января 1988 года; приказ N 13/к от 2 февраля 1988 года об увольнении Ткачева В.Е. по собственному желанию в связи с переездом с 31 января 1988 года.
Удовлетворяя требования истца в части включения в специальный стаж периодов работы в Каражалском специализированном шахтостроительном управлении треста "Казшахторудстрой" N 4 с 05 августа 1986 года по 11 января 1988 года в качестве подземного горнорабочего с полным рабочим днем в шахте, с 12 января 1988 года по 31 января 1988 года в качестве подземного проходчика с полным рабочим днем в шахте, суд первой инстанции исходил из того, что занятость истца полный рабочий день на работах, предусмотренных Списком N 1 1956 года, в указанные периоды времени подтверждена записями в трудовой книжке, представленными справками от 19 октября 2020 года, 16 и 21 февраля 2021 года, в связи с этим данные периоды подлежат включению в специальный стаж в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Разрешая исковые требования о включении в специальный стаж периодов работы с 19 февраля 1988 года по 31 декабря 1997 года, с 01 января 1998 года по 07 ноября 2012 года в Джезказганской ТЭЦ РУЭХ Карагандаэнерго (Жезказганская ТЭЦ ТОО "Корпорация Казахмыс" (Республика Казахстан), с 08 ноября 2012 года по 06 января 2020 года в ТОО "Казахмыс Энерджи" (Республика Казахстан), с 06 января 2020 года по 12 ноября 2020 года в ТОО "Монтажник - ЭМ" (Республика Казахстан) и приходя к выводу об удовлетворении данных требований, суд первой инстанции исходил из того, что работа истца до 01 января 1992 года предусмотрена Списком N 2 1956 года, после 01 января 1992 года - Списком N 2 1991 года. Для включения периода работы, имевшего место до 01 января 1992 года, подтверждение занятости работника на работах с тяжелыми условиями труда продолжительностью не менее 80% рабочего времени, не требуется, поскольку до указанной даты работа предприятий отраслей народного хозяйства носила стабильный характер; Список N 2 1956 года не ставил назначение досрочной пенсии по старости в зависимость от занятости газосварщика и электросварщика на каких-либо определенных видах сварки. Истцом представлены письменные доказательства по периодам работы в качестве электрогазосварщика и газоэлектросварщика, имевшим место с 01 января 1992 года, подтверждена занятость на определенных видах сварки.
Включив спорные периоды в специальный стаж, суд первой инстанции возложил на пенсионный орган обязанность назначить пенсию с момента возникновения такого права.
Отменяя решение суда первой инстанции о признании незаконным решения ОПФР по Свердловской области N 717162/21 в части включения в стаж периодов работы с 01 января 1992 года по 31 декабря 1997, с 01 января 1998 года по 07 ноября 2012 года, с 08 ноября 2012 года по 06 января 2020 года, с 06 января 2020 года по 12 ноября 2020 года, возложении на ОПФР по Свердловской области обязанности включить в стаж работы Ткачева В.Е, необходимый для назначения досрочной страховой пенсии по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", указанные периоды работы, и принимая в данной части новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, суд апелляционной инстанции исходил из того, что из представленных в материалы дела письменных доказательств полная занятость истца на соответствующих видах работ и занятость на виде сварки, дающей право на соответствующий стаж, после 01 января 1992 года не подтверждена, представленная в материалы дела справка (л.д. 31-32) и справка от 18 февраля 2022 года (л.д. 85) полную занятость истца на соответствующих видах работ не подтверждают.
Установив, что стаж работы истца на соответствующих видах работ составляет 05 лет 08 месяцев 06 дней (с учетом стажа работы, учтенного пенсионным органом, продолжительностью 00 лет 03 месяца 27 дней), что меньше требуемых 06 лет 03 месяцев 00 дней, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что оснований для назначения истцу досрочной страховой пенсии по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" не имелось, в связи с чем отменил решение суда первой инстанции о возложении на ответчика обязанности назначить Ткачеву В.Е. досрочную страховую пенсию с момента возникновения права.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться с выводами суда апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее также - Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 года.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", других федеральных законов.
В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
13 марта 1992 года государствами - участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Республикой Казахстан, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее также Соглашение от 13 марта 1992 года).
В соответствии со статьей 1 названного Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 года определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (статья 10 Соглашения от 13 марта 1992 года).
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ (здесь и далее в редакции на дату обращения Ткачева В.Е. за назначением пенсии) установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.
В числе этих условий, как следует из содержания статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, возраст (часть 1 статьи 8 названного закона), страховой стаж (часть 2 статьи 8 названного закона), индивидуальный пенсионный коэффициент (часть 3 статьи 8 названного закона).
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа (часть 2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (часть 3 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
В силу статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ право на досрочное назначение страховой пенсии возникает при наличии условий, перечисленных в пунктах 1 - 21 части 1 данной статьи, а также условий, предусмотренных частью 6 данной статьи, в соответствии с которой периоды работы, предусмотренные пунктами 1 - 18 части 1 данной статьи, имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации; при этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные пунктами 1 - 18 части 1 данной статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в пунктах 1 - 18 части 1 данной статьи, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда применяется Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение"; Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года.
Правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по Списку N 2 (раздел XXXIII "Общие профессии"), утвержденному постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10, пользуются: газосварщики (позиция 23200000-11620); электрогазосварщики, занятые на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не менее 3 класса опасности (позиция 23200000-19756); электросварщики на автоматических и полуавтоматических машинах, занятые сваркой в среде углекислого газа, на работах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности, а также на полуавтоматических машинах (позиция 23200000-19905); электросварщики ручной сварки (позиция 23200000-19906).
В соответствии с разъяснениями Минтруда Российской Федерации 3073-17 и Пенсионного фонда Российской Федерации N 06-27/7017 от 2 августа 2000 года "электрогазосварщики" и "газоэлектросварщики" - это разные наименования одной профессии.
Согласно пункту 5 разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 года N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет" право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, не менее 80% рабочего времени, то есть в течение полного рабочего дня.
В соответствии с абзацем первым пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Из вышеприведенных нормативных положений следует, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2011 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при наличии определенных условий, в числе которых страховой стаж, то есть суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
С наличием страхового стажа определенной продолжительности связывается и право отдельных категорий работников на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Статьей 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ определены периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж.
В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 этого закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Аналогичные положения о периодах работы и (или) иной деятельности, включаемых в страховой стаж, были установлены статьей 10 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", который вступил в силу с 1 января 2002 года и действовал до 1 января 2015 года - даты вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ.
В соответствии с частью 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Во исполнение приведенной нормы закона постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее также - Правила N 1015).
Согласно пункту 5 Правил N 1015 периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами Российской Федерации, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.
Пунктом 6 Правил N 1015 определено, что к уплате страховых взносов при применении названных Правил приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 года, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности. Уплата следующих обязательных платежей подтверждается: взносы на государственное социальное страхование за период до 1 января 1991 года - документами финансовых органов или справками архивных учреждений (подпункт "а" пункта 6 Правил N 1015); страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за период до 1 января 2001 года и с 1 января 2002 года - документами территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации (подпункт "б" пункта 6 Правил N 1015); единый социальный налог (взнос) за период с 1 января по 31 декабря 2001 года - документами территориальных налоговых органов (подпункт "в" пункта 6 Правил N 1015); единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности - свидетельством и иными документами, выданными территориальными налоговыми органами (подпункт "г" пункта 6 Правил N 1015).
Пунктом 11 Правил N 1015 установлено, что документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Аналогичные положения были предусмотрены пунктами 4, 5, 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 года N 555 (утратило силу в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года N 1015).
Порядок установления страховых пенсий определен статьей 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ.
Согласно части 1 названной статьи установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 5 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.
Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышении фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов (часть 7 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителем или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (часть 8 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (часть 9 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
Приказом Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 года N 958н, действовавшим до 01 января 2022 года, утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению (далее - Перечень).
Согласно пункту 2 Перечня для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии, предусмотренные этим перечнем, а также соответствующее заявление об установлении пенсии, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях", Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Пунктом 6 Перечня определено, что для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы: подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий" (подпункт "а" пункта 6 Перечня); об индивидуальном пенсионном коэффициенте (подпункт "б" пункта 6 Перечня).
Приказом Министра труда России от 17 ноября 2014 года N 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки из размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Правила N 884н), действовавшие на дату обращения Ткачева В.Е. пенсионный орган.
Согласно пункту 22 Правил N 884н территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при приеме заявления об установлении пенсии, в частности, дает оценку содержащимся в документах сведениям, а также правильности их оформления; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в них сведений; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; принимает решения (распоряжения) об установлении пенсии (отказе в ее установлении) на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Порядок проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, регламентирован разделом VI Правил N 884н.
Проверка представленных заявителем документов (сведений), необходимых для установления пенсии, в том числе обоснованность их выдачи, может осуществляться, в частности, путем направления запросов территориальным органом Пенсионного фонда России в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения (пункт 65 Правил N 884н).
Из изложенного следует, что при назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Казахстан) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 1 января 2002 года стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, за пределами Российской Федерации после 1 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года. Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.
Согласно части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
В силу части 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
Кроме того, в силу положений статей 67, 71, 327, 3271, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд обязан исследовать по существу все фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы, а выводы суда о фактах, имеющих юридическое значение для дела, не должны быть общими и абстрактными, они должны быть указаны в судебном постановлении убедительным образом со ссылками на нормативные правовые акты и доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости. В противном случае нарушаются задачи и смысл судопроизводства, установленные статьей 2 названного Кодекса.
Согласно абзацу второму части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Приведенным требованиям закона обжалуемый судебный акт не соответствуют по следующим основаниям.
Из оспариваемого решения пенсионного органа следует, что оценка пенсионных прав Ткачева В.Е. производилась по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Ткачев В.Е. оспаривал не только отказ пенсионного органа о включении в специальный стаж периодов работы, но и отказ пенсионного органа в назначении ему досрочной пенсии, полагал его незаконным, просил обязать пенсионный орган назначить досрочную пенсию.
Таким образом, суду апелляционной инстанции при разрешении исковых требований надлежало проверить не только обоснованность исключения из специального стажа истца спорных периодов работы, но и обоснованность отказа пенсионного органа в назначении пенсии.
С учетом исковых требований Ткачева В.Е, возражений на них ответчика и подлежащих применению норм материального права, суду апелляционной инстанции следовало установить:
правильно ли исчислен пенсионным органом страховой стаж и стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии;
обоснованность исключения из страхового и стажа истца, дающего право на досрочное назначение пенсии, как спорных периодов работы, так и иных периодов;
какова продолжительность страхового стажа и стажа, дающего право на назначение досрочной страховой пенсии на день обращения с заявлением о назначении пенсии и на дату рассмотрения искового заявления;
какова величина индивидуального пенсионного коэффициента истца;
имеется ли у истца вся совокупность условий для назначения ему пенсии по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" на дату подачи заявления о назначении пенсии;
возникло ли у истца право на такую пенсию и на какую дату.
Совокупность указанных юридически значимых обстоятельств судом апелляционной инстанции не устанавливалась и предметом проверки суда апелляционной инстанции не являлась. При этом судом апелляционной инстанции допущены нарушения норм процессуального права при оценке доказательств.
Так, согласно частям 1, 3, 4 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.
Отменяя решение суда первой инстанции в части включения в специальный стаж периодов работы, имевших место после 01 января 1992 года, суд апелляционной инстанции указал, что в данные периоды не подтверждена полная занятость истца на соответствующих видах работ и занятость на виде сварки, дающей право на соответствующий стаж.
При этом, приходя к такому выводу, суд апелляционной инстанции сослался на справку (л.д.31-32) и справку от 18 февраля 2022 года (л.д.85), указав, что данные документы занятость истца на соответствующих видах работ не подтверждают.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции оставил без правовой оценки справку работодателя от 21 февраля 2022 года, согласно которой Ткачев В.Е. работал с 19 февраля 1988 года по 06 января 2020 года газоэлектросварщиком ручной сварки 5 разряда участка по ремонту котельного оборудования службы ремонта на Жезказганской ТЭЦ ТОО "Kazakhmys Energy" (Казахмыс Энерджи). За указанный период работы отпуск без сохранения заработной платы не предоставлялся, простоев производства не было. Общий стаж работы с полным рабочим днем с 08:00 до 17:00 часов и полной рабочей неделей составляет 31 год 10 месяцев 18 дней.
Вывод суда апелляционной инстанции о том, что справками от 15 октября 2020 года (л.д.31-32) и от 18 февраля 2022 года (л.д.85) не подтверждена занятость на виде сварки, противоречит содержанию данных справок, в которых указано, что Ткачев В.Е. работал газоэлектросварщиком (с 08 ноября 2012 года - электрогазосварщиком) на ручной сварке. Кроме того, в справке от 15 октября 2020 года указано, что за период работы отпуск без сохранения заработной платы не предоставлялся. Указаны основания выдачи справки: личная карточка формы Т-2, книги приказов 1988-2020 годов.
Проверяя решение суда первой инстанции по доводам жалобы ответчика, суд апелляционной инстанции в апелляционном определении указал, что приобщил к материалам дела справку от 30 марта 2022 года N 02-07-12/4391 с приложенными таблицами, формуляр от 09 июля 2021 года N 05/21082, ответ АО "Единый накопительный пенсионный фонд" от 21 сентября 2021 года.
Из приобщенных к делу судом апелляционной инстанции документов следует, что среди них имеются сведения АО "Единый накопительный пенсионный фонд", касающиеся уплаты Ткачевым В.Е. страховых взносов на пенсионное обеспечение в компетентные органы Республики Казахстан.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции оценку представленным документам не дал, не установил, оплачивались ли страховые взносы с 01 января 2002 года на пенсионное обеспечение Ткачева В.Е. в период трудовой деятельности на территории Республики Казахстан.
Согласно пунктам 7 и 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации 24 июня 2008 года N 11 "О подготовке дел к судебному разбирательству" судья обязан уже в стадии подготовки дела создать условия для всестороннего и полного исследования обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела. Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле, но с учетом характера правоотношений сторон и нормы материального права, регулирующей спорные правоотношения. Судья разъясняет, на ком лежит обязанность доказывания тех или иных обстоятельств, а также последствия непредставления доказательств. При этом судья должен выяснить, какими доказательствами стороны могут подтвердить свои утверждения, какие трудности имеются для представления доказательств, разъяснить, что по ходатайству сторон и других лиц, участвующих в деле, суд оказывает содействие в собирании и истребовании доказательств (часть 1 статьи 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 июня 2008 года N 11, установив, что представленные доказательства недостаточно подтверждают требования истца или возражения ответчика либо не содержат иных необходимых данных, судья вправе предложить им представить дополнительные доказательства, а в случаях, когда представление таких доказательств для названных лиц затруднительно, по их ходатайству, отвечающему требованиям части 2 статьи 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, оказывает содействие в собирании и истребовании от организаций и граждан, в частности, письменных и вещественных доказательств (часть 1 статьи 57, пункт 9 части 1 статьи 150 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В случае недостаточности сведений об уплате страховых взносов в юридически значимый период суду апелляционной инстанции следует учесть указанные разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации.
При рассмотрении требований Ткачева В.Е. суд апелляционной инстанции не учел, что при разрешении спора об определении права на назначение пенсии суд должен проверять весь стаж, подлежащий включению в страховой стаж, в специальный стаж, дающий право для назначения досрочной страховой пенсии.
Согласно трудовой книжке истца с 26 апреля 1984 года по 22 мая 1986 года Ткачев В.Е. проходил службу в рядах Советской Армии. Далее указан период работы с 05 августа 1986 года по 11 января 1988 год в Каражалском специализированном шахтостроительном управлении треста "Казшахторудстрой" N 4 в качестве подземного горнорабочего с полным рабочим днем в шахте.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 данного Закона, засчитывается период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы.
При исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу Федерального закона "О страховых пенсиях" и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица (часть 8 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
В пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N 173-ФЗ, периоды работы до 01 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации в от 29 января 2004 года N 2-П предусмотрено, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.
Согласно статье 90 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (далее по тексту - Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1), действовавшего в период с 01 января 1992 года по 01 января 2002 года, служба в составе Вооруженных Сил Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формирований, Объединенных Вооруженных Сил Содружества Независимых Государств, Вооруженных Сил бывшего СССР, в органах внутренних дел, органах внешней разведки, органах контрразведки Российской Федерации, министерствах и ведомствах Российской Федерации, в которых законом предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, а также органах государственной безопасности и внутренних дел бывшего СССР (в том числе в период, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской и Великой Отечественной войн включаются в общий трудовой стаж наравне с работой, перечисленной в статье 89 Закона.
В силу статьи 94 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1, при подсчете трудового стажа, указанного в статьях 10, 11, 12, 29 Закона, следующие периоды работы (службы) исчисляются в льготном порядке: военная служба по призыву - в двойном размере.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года N 590, изданного в развитие положений Закона СССР от 14 июля 1956 года "О государственных пенсиях", кроме работы в качестве рабочего или служащего в общий стаж работы засчитывается также служба в составе Вооруженных Сил СССР (подпункт "к"). При назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (подпункты "а" и "б" пункта 16), и пенсий по случаю потери кормильца их семьям, а также пенсий по старости работницам предприятий текстильной промышленности (подпункт "в" пункта 16) периоды, указанные в подпунктах "к" и "л", приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Таким образом, в силу действовавшего ранее правового регулирования, подсчет страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ мог производиться по двум вариантам:
- с применением положений Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1, согласно которым военная служба по призыву подлежала зачету в страховой стаж в двойном размере, однако не подлежала зачету в специальный трудовой стаж;
- с применением положений Закона СССР от 14 июля 1956 года "О государственных пенсиях" и пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года N 590, согласно которым военная служба по призыву была приравнена к специальному трудовому стажу, но в общий трудовой стаж подлежала зачету в календарном исчислении.
Таким образом, правовая оценка периода срочной военной службы истца с целью его включения в страховой стаж должна была производиться с учетом вышеприведенного правового регулирования.
Суд апелляционной инстанции не установилразмер ИПК, исчисленного пенсионным органом, правильность его расчета не проверил.
При определении ИПК следует учитывать следующее.
Пунктом 1, 3 статьи 7 Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза, подписанного в Санкт-Петербурге 20 декабря 2019 года, предусмотрено, что каждое государство-член определяет право на пенсию в соответствии со своим законодательством исходя из стажа работы, приобретенного на его территории, с учетом положений настоящего Соглашения. В Российской Федерации при определении права на пенсию в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи величина индивидуального пенсионного коэффициента определяется за периоды стажа работы, приобретенного на территории Российской Федерации, а также на территории бывшего Союза Советских Социалистических Республик. В случае если величины индивидуального пенсионного коэффициента, определенной в соответствии с абзацем первым настоящего пункта, недостаточно для возникновения права на пенсию, то учитывается величина индивидуального пенсионного коэффициента, равная 1 за 1 год стажа работы, приобретенного на территориях государств-членов. При этом 1 месяц стажа работы составляет 1/12 часть коэффициента за полный календарный год, а 1 день - 1/360 часть коэффициента за полный календарный год.
Статьей 8 Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза, подписанного в Санкт-Петербурге 20 декабря 2019 года, предусмотрено, что каждое государство-член исчисляет размер пенсии исходя из пенсионных прав, приобретенных в соответствии со своим законодательством, и в порядке, установленном законодательством этого государства-члена, с учетом положений настоящего Соглашения.
Статья 12 данного Соглашения содержит переходные положения, а именно указано, что назначение и выплата пенсии осуществляются в следующем порядке: за стаж работы, приобретенный после вступления настоящего Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается государством-членом, на территории которого приобретен соответствующий стаж работы; за стаж работы, приобретенный до вступления настоящего Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается в соответствии с законодательством государств-членов и Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года, а для Республики Беларусь и Российской Федерации - Договором между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 года.
Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов Евразийского экономического союза от 20 декабря 2019 года было ратифицировано Республикой Казахстан законом РК N 381-VI от 07 декабря 2020 года, а Российской Федерацией ратифицировано Федеральным законом от 09 ноября 2020 года N 354-ФЗ и вступило в силу для всех участников этого соглашения с 01 января 2021 года.
Таким образом, в соответствии с переходным положением статьи 12 Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов ЕАЭС, заключенного в г. Санкт-Петербурге 20 декабря 2019 года, следует, что за стаж работы, приобретенный до вступления настоящего Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается в соответствии с законодательством Российской Федерации и Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года.
В силу части 3 статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ с 1 января 2015 года страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6, 6 с последующим ежегодным увеличением на 2, 4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, а при назначении страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, - на день установления этой страховой пенсии.
Пунктом 3 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ предусмотрено, что индивидуальный пенсионный коэффициент - параметр, отражающий в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учетом начисленных и уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов на страховую пенсию, предназначенных для ее финансирования, продолжительности страхового стажа, а также отказа на определенный период от получения страховой пенсии.
В частях 9, 10, 11 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ приведены формулы, на основании которых определяется величина индивидуального пенсионного коэффициента, в том числе за периоды, имевшие место до 1 января 2015 года, и за периоды, имевшие место с 1 января 2015 года.
Суду апелляционной инстанции необходимо проверить правильность расчета ИПК с учетом подлежащих включению в стаж периодов работы в соответствии с требованиями части 9, 10, 11 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза.
При указанных обстоятельствах апелляционное определение нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене в той части, которой отменено решение Красногорского районного суда г. Каменска-Уральского Свердловской области от 11 апреля 2022 года об удовлетворении исковых требований Ткачева В.Е. о признании незаконным решения ОПФР по Свердловской области N 717162/21 о включении в стаж периодов работы с 01 января 1992 года по 31 декабря 1997 года, с 01 января 1998 года по 07 ноября 2012 года, с 08 ноября 2012 года по 06 января 2020 года, с 06 января 2020 года по 12 ноября 2020 года, возложении обязанности включить в стаж работы Ткачева В.Е. на соответствующих видах работ, необходимый для назначения досрочной страховой пенсии по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", указанные периоды работы и назначить досрочную страховую пенсию и принято в данной части новое решение об отказе в удовлетворении указанных требований, с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует разрешить заявленные исковые требования в соответствии с подлежащими применению к возникшим отношениям нормами материального права, требованиями гражданского процессуального законодательства и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 18 августа 2022 года в той части, которой отменено решение Красногорского районного суда г. Каменска-Уральского Свердловской области от 11 апреля 2022 года об удовлетворении исковых требований Ткачева Виктора Егоровича о признании незаконным решения Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области N 717162/21 о включении в стаж периодов работы с 01 января 1992 года по 31 декабря 1997 года, с 01 января 1998 года по 07 ноября 2012 года, с 08 ноября 2012 года по 06 января 2020 года, с 06 января 2020 года по 12 ноября 2020 года, возложении обязанности включить в стаж работы Ткачева Виктора Егоровича на соответствующих видах работ, необходимый для назначения досрочной страховой пенсии по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", указанные периоды работы и назначить досрочную страховую пенсию и принято в данной части новое решение об отказе в удовлетворении указанных требований, отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.