Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Козиной Н.М, судей Руновой Т.Д, Зеленовой Е.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-2584/2022 по иску Бастрыкиной Юлии Валентиновны к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре о защите трудовых прав, по кассационной жалобе Бастрыкиной Юлии Валентиновны на решение Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 12 мая 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23 августа 2022 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Руновой Т.Д. об обстоятельствах дела, о принятых по делу судебных постановлениях, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Бастрыкина Ю.В. обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - УФССП по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре) о взыскании задолженности по выплате выходного пособия при увольнении в размере 118 697 руб.; компенсации за неиспользованный отпуск в размере 19 291 руб. 04 коп, из которых 16 783 руб. 20 коп. перечислить на счет в банке, а 2 507 руб. 84 коп. перечислить в бюджет в качестве удержанного подоходного налога; компенсации за нарушение установленного срока выплат при увольнении в сумме 21 688 руб. 95 коп.; взыскании 37 353 руб. 49 коп, которые перечислить в качестве подоходного налога, удержанного из заработка истца, за период вынужденного прогула с 01 февраля по 17 сентября 2020 года; возложении обязанности рассчитать и перечислить в бюджет страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования исходя из размера начисленного истцу сохраняемого заработка за период вынужденного прогула в период с 01 апреля по 17 сентября 2020 года, составившего 27 334 руб. 50 коп.
Требования мотивированы тем, что она проходила государственную гражданскую службу в УФССП по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре с 14 ноября 2001 по 30 апреля 2020 года. Приказом УФССП по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 27 апреля 2020 года N 392-к она уволена с занимаемой должности в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе. Судом апелляционной инстанции было принято решение о признании факта ее увольнения незаконным и восстановлении на работе, взыскании оплаты вынужденного прогула за 94 рабочих дня. Ответчиком приказ об увольнении был отменен и она возобновила службу в УФССП по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, ей начислялась заработная плата. Однако, приказом УФССП по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 01 февраля 2021 года N 23-к она вновь была уволена по сокращению штата с 04 февраля 2021 года. Поскольку суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в апелляционном определении от 17 сентября 2020 года изменил правовую природу выплаченных ей при увольнении денежных средств с компенсационной выплаты на сохраняемый заработок, считает, что при расчете компенсации при увольнении (в т.ч. компенсации отпуска) в размер ежемесячного денежного содержания должны быть включены суммы, взысканные в ее пользу на основании апелляционного определения суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 17 сентября 2020 года в качестве сохраняемого заработка за период вынужденного прогула. Ответчик неверно рассчитал суммы, подлежащие выплате, не учел дополнительные выплаты в размере 1/12 фактически начисленных сумм за период с апреля 2020 года по сентябрь 2020 года исходя из расчета сохраняемого заработка на основании апелляционного определения от 17 сентября 2020 года, что привело к образованию задолженности.
Решением Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 12 мая 2022 года исковые требования Бастрыкиной Ю.В. к УФССП по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре о защите трудовых прав удовлетворены частично.
На УФССП по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре возложена обязанность уплатить в инспекцию федеральной налоговой службы Российской Федерации налог на доход Бастрыкиной Ю.В. за время вынужденного прогула за период с 01 мая 2020 года по 16 сентября 2020 года, который составляет 36 897 руб. 24 коп; произвести отчисление в Пенсионный фонд Российской Федерации, в Фонд социального страхования Российской Федерации, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования страховых взносов за время вынужденного прогула Бастрыкиной Ю.В. за период с 01 мая 2020 года по 16 сентября 2020 года от суммы полученного ею дохода в размере 283 824 руб. 92 коп.
В удовлетворении остальной части исковых требований Бастрыкиной Ю.В. к УФССП по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре о защите трудовых прав отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23 августа 2022 года решение Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 12 мая 2022 года в части возложения обязанности на УФССП по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре уплатить налог на доход, произвести отчисления в Пенсионный фонд Российской Федерации, в Фонд социального страхования Российской Федерации, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования страховых взносов за время вынужденного прогула Бастрыкиной Ю.В. за период с 01 мая по 16 сентября 2020 года от суммы полученного дохода в размере 283 824 руб. 92 коп. отменено.
Принято в указанной части новое решение об отказе в удовлетворении вышеуказанных требований.
В остальной части решение Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 12 мая 2022 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Бастрыкина Ю.В. ставит вопрос об отмене состоявшихся судебных актов, как незаконных.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о времени и месте судебного разбирательства по настоящему делу заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия нашла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений.
Судом установлено и следует из материалов дела, что решением Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09 июня 2020 года Бастрыкиной Ю.В. в удовлетворении требований к УФССП по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре об оспаривании процедуры увольнения и восстановлении на работе отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 17 сентября 2020 года решение Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 9 июня 2020 года отменено, принято новое решение, которым признан незаконным приказ от 27 апреля 2020 года N 392-к об увольнении Бастрыкиной Ю.В.; истец восстановлена на службе в УФССП по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре начальником отдела - старшим судебным приставом отдела судебных приставов по городу Мегиону. В удовлетворении исковых требований о взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула Бастрыкиной Ю.В. отказано.
Определением Судебной коллегии по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 01 декабря 2020 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 17 сентября 2020 года оставлено без изменения, кассационная жалоба УФССП по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре без удовлетворения.
Приказом УФССП по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре N 751-к от 21 сентября 2020 года, на основании апелляционного определения суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 17 сентября 2020 года, отменен приказ УФССП по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 27 апреля 2020 года N 392-к, Бастрыкина Ю.В. восстановлена на федеральную государственную гражданскую службу в должности начальника отела - старшего судебного пристава отдела судебных приставов по городу Мегиону с 01 мая 2020 года с сохранением ранее установленных выплат.
01 февраля 2021 года, на основании приказа УФССП по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре N 23-к, в соответствии с пунктом 8.2 части 1, части 3.1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" с Бастрыкиной Ю.В. расторгнут служебный контракт от 09 декабря 2014 года N 450, истец освобождена от замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы начальника отдела - старшего судебного пристава отдела судебных приставов по городу Мегиону УФССП по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре и уволена с федеральной государственной гражданской службы 04 февраля 2021 года в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе. Поручено выплатить компенсацию в размере четырехмесячного денежного содержания и произвести с истцом окончательный расчет.
Бастрыкиной Ю.В. были произведены следующие выплаты: 289 708 руб. 84 коп. - компенсация государственного служащего в размере четырехмесячного денежного содержания при увольнении (платежное поручение N 341656 от 04 февраля 2021 года); 89856 руб. 60 коп. - перечисление окончательного расчета по заработной плате при увольнении сотрудника государственного органа (платежное поручение N341657 от 04 февраля 2021 года). Также Бастрыкиной Ю.В. рассчитана и выплачена компенсация отпуска за 15, 25 дней в размере 36 414 руб. 72 коп.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований в части взыскания задолженности по выплате компенсации при увольнении и отпускных, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 11, 139, 394 Трудового Кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 2007 года N 562, Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 года N 922, исходил из того, что в расчет компенсации при увольнении и отпускных, предоставленный истцом, необоснованно включена сумма на основании судебного решения о взыскании компенсации за дни вынужденного прогула; данная сумма подлежит исключению из расчетного периода в целях определения среднего заработка и месячного денежного содержания для оплаты выплаты компенсации при увольнении и компенсации за неиспользованный отпуск; средний заработок за время вынужденного прогула Бастрыкиной Ю.В. за период с 01 мая по 16 сентября 2020 года в размере 283 824 руб. 92 коп, определенный апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 17 сентября 2020 года, не подлежит учету при расчете указанных выплат.
Отказав в удовлетворении требований о взыскании задолженности по выплате компенсации при увольнении и отпускных, суд первой инстанции отказал в удовлетворении производных требований о взыскании процентов по статье 236 Трудового кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции согласился с указанными выводами суда, отклонив доводы жалобы истца о том, что взысканный в ее пользу апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 17 сентября 2020 года средний заработок за период вынужденного прогула, является средней заработной платой, указав, что данным апелляционным определением истцу в удовлетворении требований о взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула было отказано, то есть заработок за время вынужденного прогула не взыскивался.
Суд апелляционной инстанции отметил, что в данном случае истец ошибочно полагает о взыскании в её пользу среднего заработка исходя из вывода судебной коллегии, изложенного в вышеуказанном судебном акте, о зачете выплаченного истцу выходного пособия как среднего заработка за время вынужденного прогула, поскольку правовая природа указанных выплат различна.
Разрешая спор в части взыскания с ответчика в доход бюджета в качестве подоходного налога денежных средств в размере 37 353 руб. 49 коп. из заработка истца за период вынужденного прогула с 01 февраля по 17 сентября 2020 года, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 41, 210, 217, 223, 224, 226 Налогового кодекса Российской Федерации, разъяснениями, содержащимися в письме Федеральной налоговой службы от 14 января 2019 года N БС-4-11/228, исходил из того, оснований для освобождения от обложения налогом на доходы физических лиц суммы среднего заработка за время вынужденного прогула, взысканной с организации на основании решения суда, статья 217 Налогового кодекса Российской Федерации не содержит, соответственно, такие доходы подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке. Приняв во внимание, что суд апелляционной инстанции в определении от 17 сентября 2020 года указал на то, что выплаченная истцу денежная сумма в размере 283 824 руб. 92 коп. в качестве компенсации при увольнении является сохраняемым заработком за время вынужденного прогула, период которого определен с 01 мая по 16 сентября 2020 года, а при выплате данной суммы НДФЛ не был уплачен работодателем, пришел к выводу, что с суммы 283 824 руб. 92 коп. ответчику необходимо исчислить и уплатить сумму налога в размере 36 897 руб. 24 коп.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции в указанной части не согласился. Отменяя решение суда в части возложения на УФССП по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре обязанности уплатить налог на доход за период с 01 мая по 16 сентября 2020 года от суммы полученного дохода в размере 283 824 руб. 92 коп, суд апелляционной инстанции исходил из того, что апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 17 сентября 2020 года в удовлетворении требований о взыскании среднего заработка Бастрыкиной Ю.В. отказано, заработок за время вынужденного прогула на основании судебного решения не взыскивался. Суд первой инстанции неправильно определилправовую природу выплаченного истцу выходного пособия как средний заработок за время вынужденного прогула при восстановлении на работе, и пришел к неверному выводу о наличии оснований для возложения на ответчика обязанности по уплате в налоговый орган налога на доход, который фактически не был взыскан в судебном порядке. Суд апелляционной инстанции указал, что нельзя квалифицировать выплаченное истцу выходное пособие как среднюю заработную плату за время вынужденного прогула.
По аналогичным основаниям суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отмене решения суда первой инстанции в части возложения на УФССП по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре обязанности произвести отчисления в Пенсионный фонд Российской Федерации, в Фонд социального страхования Российской Федерации, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования страховых взносов за время вынужденного прогула Бастрыкиной Ю.В. за период с 1 мая по 16 сентября 2020 года от суммы полученного дохода в размере 283 824 руб. 92 коп.
Частью 1 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее по тексту также - Федеральный закон N 79-ФЗ) установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты) (часть 2 статьи 50 Федерального закона N 79-ФЗ).
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Федерального закона N 79-ФЗ).
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, был урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 2007 года N 562 (далее - Правила), утратившими силу с 01 января 2023 года.
Согласно пункту 2 Правил денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации (далее соответственно - должностной оклад, гражданская служба) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также дополнительных выплат, к которым относятся: а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; г) ежемесячное денежное поощрение; д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.
Пунктом 6 Правил предусмотрено, что при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
В соответствии с пунктом 8 Правил в случаях, предусмотренных подпунктами "д" и "з" пункта 1 настоящих Правил, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц.
Месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных "а" - "г" пункта 2 настоящих Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами "д" - "ж" пункта 2 настоящих Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.
В случае если на день расторжения служебного контракта гражданский служащий замещал должность гражданской службы менее 12 месяцев, то при расчете месячного денежного содержания дополнительные выплаты также учитываются в размере 1/12 дополнительных выплат, фактически начисленных за отработанное время.
С учетом изложенного, судебная коллегия находит правильными выводы судов об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца о взыскании задолженности по оплате выходного пособия и компенсации за неиспользованный отпуск. Доводы Бастрыкина Ю.В. о том, что дополнительные выплаты за период с 01 апреля 2020 года по 17 сентября 2020 года, исходя расчета сохраняемого заработка на основании апелляционного определения от 17 сентября 2020 года, должны быть учтены при расчете денежного содержания при увольнении и компенсации за неиспользованный отпуск противоречат правовому регулированию спорных правоотношений, согласно которому дополнительные выплаты, учитываемые при исчислении месячного содержания как 1/12 от их размера, должны быть фактически начислены в течение 12 календарных месяцев, предшествовавших дате расторжения служебного контракта.
Доводы кассационной жалобы истца о том, что апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 17 сентября 2020 года средний заработок за время вынужденного прогула не был взыскан только в связи с тем, что она фактически получила денежные средства, выплаченные ей в качестве выходного пособия, не имеют значения при рассмотрении данного спора.
Согласно положениям части 3.1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", в случае расторжения служебного контракта по основаниям, предусмотренным пунктами 8.1 - 8.3 (отсутствие на службе в течение более четырех месяцев подряд в связи с временной нетрудоспособностью, сокращение должностей гражданской службы в государственном органе, упразднение государственного органа), гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При этом выходное пособие не выплачивается.
Согласно абзацу седьмому пункта 1 статьи 217 главы 23 "Налог на доходы физических лиц" Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц, если иное не предусмотрено данным пунктом, все виды компенсационных выплат, установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с увольнением работников, за исключением сумм выплат в виде выходного пособия, среднего месячного заработка на период трудоустройства, компенсации руководителю, заместителям руководителя и главному бухгалтеру организации в части, превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка или шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 420 главы 34 "Страховые взносы" Налогового кодекса Российской Федерации определено, что объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, производимые, в частности, в рамках трудовых отношений.
Согласно пункту 1 статьи 421 Налогового кодекса Российской Федерации база для исчисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов - организаций определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 420 Кодекса, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 422 Кодекса.
В соответствии с положениями абзаца шестого подпункта 2 пункта 1 статьи 422 Кодекса не подлежат обложению страховыми взносами для упомянутых плательщиков все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с увольнением работников, за исключением, в частности, суммы выплат в виде выходного пособия и среднего месячного заработка на период трудоустройства в части, превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка или шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
В письме Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2021 года N 03-04-07/97412 разъяснено, что поскольку компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания, выплачиваемая государственным гражданским служащим в соответствии с Федеральным законом N 79-ФЗ, не является выходным пособием и средним месячным заработком на период трудоустройства, а является отдельным видом компенсации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, ограничение необлагаемого налогом на доходы физических лиц и страховыми взносами размера выплат, установленное для выходных пособий, соответственно, упомянутым абзацем седьмым пункта 1 статьи 217 Кодекса и абзацем шестым подпункта 2 пункта 1 статьи 422 Кодекса, не применяется.
В связи с вышеизложенным, компенсация, производимая государственным гражданским служащим в соответствии с частью 3.1 статьи 37 Федерального закона N 79-ФЗ в связи с расторжением служебного контракта по вышеназванным основаниям, освобождается от обложения налогом на доходы физических лиц и страховыми взносами в размере четырехмесячного денежного содержания, установленном указанной нормой Федерального закона N 79-ФЗ.
Таким образом, сумма компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания, выплаченная истцу на основании части 3.1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" при увольнении на основании приказа от 27 апреля 2020 года N 392-к не подлежала обложению налогом на доходы физических лиц и страховыми взносами.
На основании изложенного, судебная коллегия находит правильными выводы суда апелляционной инстанции об отсутствии оснований для возложения на УФССП по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре обязанности уплатить налог на доход за период с 01 мая по 16 сентября 2020 года, произвести отчисления в Пенсионный фонд Российской Федерации, в Фонд социального страхования Российской Федерации, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования страховых взносов за время вынужденного прогула Бастрыкиной Ю.В. за период с 1 мая по 16 сентября 2020 года от суммы полученного дохода в размере 283 824 руб. 92 коп.
Довод жалобы истца о том, что суд апелляционной инстанции в своем определении от 17 сентября 2020 года переквалифицировал правовую природу полученных ею денежных средств с выходного пособия на оплату вынужденного прогула является ошибочным.
В кассационной жалобе не приведено доводов, опровергающих установленные судами обстоятельства и их выводов, как и не приведено оснований, которые в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могли бы явиться безусловным основанием для отмены судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 12 мая 2022 года в неотмененной части и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23 августа 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Бастрыкиной Юлии Валентиновны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.