Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Козиной Н.М, судей Руновой Т.Д, Карповой О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-2969/2022 по иску Киреева Руслана Римовича к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре о включении в специальный стаж периодов службы в летно-испытательном составе, назначении досрочной пенсии, по кассационной жалобе Киреева Руслана Римовича на решение Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25 мая 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 13 сентября 2022 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Руновой Т.Д. об обстоятельствах дела, о принятых по делу судебных постановлениях, доводах кассационной жалобы, пояснения истца Киреева Р.Р, настаивавшего на удовлетворении жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Киреев Р.Р. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее ОПФР по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре) о признании периодов военной службы в летно-испытательном составе и работы в гражданской авиации в летном составе продолжительностью 23 года 05 месяцев 15 дней, входящими в специальный льготный стаж; возложении обязанности включить в специальный льготный стаж истца периоды военной службы с 5 августа 1981 года по 15 мая 1991 года в летно-испытательном составе, а именно: с 5 августа 1981 года по 7 января 1986 года курсантом Саратовского высшего военного авиационного училища летчиков, с 7 января по 28 ноября 1986 года летчиком оператором вертолета МИ-24, с 28 ноября 1988 года по 15 мая 1991 года штурманом-летчиком (звена) вертолета МИ-24, с 5 декабря 1991 года по 21 июня 1996 года в Нижневартовском объединенном авиаотряде 2 пилотом вертолета МИ-6А, период непрерывного стажа с 15 мая 1991 года по 5 декабря 1991 года и с 21 июня по 9 октября 1994 года; назначить досрочную пенсию в связи с работой в летно-испытательном составе по льготному исчислению специального стажа, независимо от возраста.
В обоснование требований указано, что период военной службы и работы в летных должностях является периодом работы в летно-испытательном составе и дает право на назначение пенсии на льготных условиях независимо от возраста. Он имеет право на одновременное получение трудовой пенсии по старости и пенсии за выслугу лет в должностях летного состава. В назначении пенсии за выслугу лет ему было отказано, вышеуказанные периоды в специальный стаж не включены. До принятия Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" правовых препятствий для включения в стаж, дающий работнику летно-испытательного состава гражданской авиации право на пенсию за выслугу лет, периодов службы в летном составе Вооруженных Сил не существовало. Считает, что вышеуказанные периоды необоснованно не были включены ответчиком в специальный стаж. При включении вышеуказанных периодов образуется необходимый стаж, дающий право на назначение пенсии на льготных условиях.
Решением Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25 мая 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 13 сентября 2022 года, в удовлетворении исковых требований Киреева Р.Р. к ОПФР по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре о включении в специальный стаж периодов службы в летно-испытательном отказано.
В кассационной жалобе Киреев Р.Р. ставит вопрос об отмене апелляционного определения, как незаконного.
Представитель ответчика в судебное заседание суда кассационной инстанции не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Информация о времени и месте судебного разбирательства по настоящему делу заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия нашла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебных постановлений.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Киреев Р.Р. с 6 декабря 2012 года являлся получателем трудовой пенсии по инвалидности.
С 23 января 2018 года Кирееву Р.Р. назначена страховая пенсия по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон N 400-ФЗ). При этом, период военной службы с 5 августа 1981 года по 15 мая 1991 года и период работы в Нижневартовском объединенном авиаотряде с 5 декабря 1991 года по 21 июня 1994 года включен в страховой стаж при назначении пенсии по старости.
4 июня 2018 года Киреев Р.Р. обратился в ОПФР по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре с заявлением о назначении пенсии в соответствии с пунктом 1 статьи 7.2 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации". В назначении пенсии ему было отказано в связи с отсутствием документов, подтверждающих работу в должностях летно-испытательного состава.
Киреев Р.Р. проходил военную службу: с 5 августа 1981 года по 7 января 1986 года в должности курсанта Саратовского высшего военного авиационного училища летчиков; с 7 января 1986 года по 28 ноября 1986 года в должности летчика оператора вертолета МИ-24; с 28 ноября 1988 года по 15 мая 1991 года в должности штурмана-летчика (звена) вертолета МИ-24, уволен в запас по сокращению штатов, выслуга лет составила календарная 9 лет 9 месяцев 10 дней; льготная - 15 лет 1 месяц 05 дней. В период с 5 декабря 1991 года по 21 июня 1994 года работал вторым пилотом вертолета МИ-6 в Нижневартовском объединенном авиаотряде, уволен по сокращению штатов.
Указанные периоды, по мнению истца, подлежат включению в стаж работы в летном и летно-испытательном составе, дающем право на пенсию за выслугу лет.
Кроме того, полагает, что периоды с 15 мая 1991 года (увольнение со службы) по 05 декабря 1991 года (трудоустройство) и с 21 июня 1994 года по 09 октября 1994 года (нахождение на учете в качестве безработного) также подлежат включению в специальный стаж работы в летно-испытательном составе.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь статьей 7.2 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", Положением о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работникам летно-испытательного состава, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 05 июля 1991 года N 384, постановлением Правительства Российской Федерации от 02 ноября 2009 года N 883 "О некоторых вопросах пенсионного обеспечения граждан из числа космонавтов и работников летно-испытательного состава", пришел к выводу об отсутствии у Киреева Р.Р. права на назначение пенсии за выслугу лет, поскольку доказательства его работы в Нижневартовском объединенном авиаотряде в летном составе, непосредственно выполняющем испытательные полеты на штатных рабочих местах летательных аппаратов и парашютно-десантной техники, отсутствуют. Период военной службы истца в должностях летного состава также не связан с летно-испытательной работой и не подлежит включению в специальный стаж. Поскольку у истца отсутствует требуемый специальный стаж работы 25 лет в должностях летно-испытательного состава, оснований для назначения пенсии по выслуге лет в соответствии со статьей 7.2 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", не имеется.
Суд апелляционной инстанции согласился с указанными выводами суда и их правовым обоснованием.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7.2 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" граждане Российской Федерации из числа работников летно-испытательного состава, занятых в летных испытаниях (исследованиях) опытной и серийной авиационной, аэрокосмической, воздухоплавательной и парашютно-десантной техники, имеют право на пенсию за выслугу лет при наличии выслуги не менее 25 лет у мужчин и не менее 20 лет у женщин, а при оставлении летной работы по состоянию здоровья при выслуге не менее 20 лет у мужчин.
Согласно пункту 2 вышеуказанной статьи список соответствующих должностей, с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
При этом периоды военной службы в должностях летного состава и периоды работы в должностях летного состава гражданской авиации засчитываются в выслугу, если у гражданина из числа работников летно-испытательного состава не менее двух третьих выслуги, необходимой для установления пенсии за выслугу лет, приходится на периоды работы (деятельности) в должностях, дающих право на пенсию за выслугу лет.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 02 ноября 2009 года N 883 "О некоторых вопросах пенсионного обеспечения граждан из числа космонавтов и работников летно-испытательного состава", при назначении пенсии за выслугу лет и трудовой пенсии по старости гражданам из числа работников летно-испытательного состава засчитывается соответственно в выслугу лет и стаж работы в летно-испытательном составе, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, работа в должностях, предусмотренных пунктом 3 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работникам летно-испытательного состава, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 05 июля 1991 года N 384, в порядке, установленном пунктом 4 указанного Положения (утратило силу с 01 января 2010 года за исключением пунктов 3 - 5).
При установлении таких пенсий периоды работы (службы) и иные периоды, предусмотренные абзацами вторым - шестым пункта 5 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работникам летно-испытательного состава, засчитываются в стаж работы в летно-испытательном составе, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, а предусмотренные абзацами вторым, пятым и шестым этого пункта - в выслугу лет для назначения пенсии за выслугу лет.
Согласно пункту 3 Положения, утвержденного Постановлением Совмина РСФСР от 05 июля 1991 N 384 "О порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работникам летно-испытательного состава", право на пенсию за выслугу лет имеют:
а) летный состав, непосредственно выполняющий испытательные полеты на штатных рабочих местах летательных аппаратов и парашютно-десантной техники:
летчики (пилоты) - испытатели, штурманы-испытатели, бортинженеры-испытатели, ведущие инженеры-испытатели всех наименований, занятые летными испытаниями авиационной техники и входящие в состав штатного летного экипажа, бортмеханики-испытатели, бортэлектрики-испытатели, бортрадисты-испытатели, бортоператоры-испытатели, парашютисты-испытатели;
б) инженерно-технический состав, совершающий полеты по испытаниям (исследованиям), сдаче, приемке летательных аппаратов, их систем, агрегатов, приборов и оборудования, парашютно-десантной техники (при наличии действующего свидетельства о допуске к проведению летных испытаний):
инженеры, техники, механики, операторы и экспериментаторы всех наименований;
в) работники, проводящие инспектирование летного состава в испытательных полетах, а также лица, осуществляющие руководство летно-испытательными службами и участвующие в испытательных полетах в качестве члена экипажа летательного аппарата (при наличии действующего свидетельства о допуске к проведению летных испытаний).
На основании пункта 5 Положения, в выслугу лет работникам летно-испытательного состава засчитывается, в том числе время службы в должностях летного состава Вооруженных Сил СССР и работа в должностях летного состава гражданской авиации - в порядке, установленном для назначения пенсий соответственно военнослужащим и летному составу гражданской авиации.
Как указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 26 марта 2020 года N 719-О, действуя в пределах предоставленных ему полномочий, федеральный законодатель определилв статье 7.2 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", а также в статье 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" специальные условия пенсионного обеспечения работников летно-испытательного состава. По сравнению с общим порядком назначения пенсий эти нормы закрепляют ряд льготных условий: пенсии названной категории граждан назначаются независимо от возраста при наличии необходимой продолжительности стажа работы, закрепляется право на одновременное получение страховой пенсии по старости (инвалидности) и пенсии за выслугу лет, а также предусматривается возможность включения в требуемый стаж периодов военной службы в должностях летного состава, если у гражданина из числа работников летно-испытательного состава не менее двух третьих указанного стажа приходится на периоды работы (деятельности) в должностях, дающих право на назначение данных пенсий.
Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, закрепление права граждан на одновременное получение двух пенсий, как выходящего за рамки общеустановленного правового регулирования, является льготой, предоставление которой непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает, поэтому определение круга лиц, имеющих на нее право, и условий ее предоставления - прерогатива законодателя; установление же льготного порядка реализации права на социальное обеспечение для отдельных категорий граждан, предоставляющего возможность одновременного получения двух пенсий, само по себе не затрагивает права лиц, не отнесенных законодателем к числу таких граждан, и потому не может расцениваться как нарушение положений Конституции Российской Федерации (определения от 11 мая 2006 года N 187-О, от 15 ноября 2007 года N 774-О-О, от 3 июля 2008 года N 678-О-О, от 27 сентября 2018 года N 2244-О и др.).
Судебная коллегия соглашается с выводами, изложенными в оспариваемых судебных постановлениях, поскольку указанные выводы основаны на законе, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судебными инстанциями и представленным доказательствам.
Доводы кассационной жалобы Киреева Р.Р. о том, что его выслуга в летно-испытательном составе составляет 23 года 05 месяцев 15 дней, что подтверждается материалами дела, в том числе справкой Военного комиссариата, в связи с этим он имеет право на получение пенсии по выслуге лет в соответствии с пунктом 1 статьи 7.2 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", в 1994 году он обращался с заявлением о назначении пенсии по выслуге лет в кадровую службу, однако суд первой инстанции для опроса сотрудника отдела кадров не пригласил, судебной коллегией отклоняются, поскольку основаны на неправильном понимании правовых норм, направлены на переоценку установленных обстоятельств и исследованных доказательств.
Переоценка доказательств и установленных судами фактических обстоятельств спора в силу норм статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в полномочия кассационного суда общей юрисдикции не входит.
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов, по доводам жалобы по делу не допущено.
При таких обстоятельствах, предусмотренных законом оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений, не имеется.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25 мая 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 13 сентября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Киреева Руслана Римовича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.