Председатель кассационного военного суда Красько А.А., изучив жалобу Шадрина Антона Юрьевича на постановление судьи Грозненского гарнизонного военного суда от 5 августа 2022 года и решение судьи Южного окружного военного суда от 7 октября 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении военнослужащего войсковой части N "звание" Шадрина Антона Юрьевича,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Грозненского гарнизонного военного суда от 5 августа 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Южного окружного военного суда от 7 октября 2022 года, Шадрин А.Ю. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.26 КоАП РФ, за невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей с лишением права управления транспортными средствами сроком на 1 год 7 месяцев.
В жалобе, поданной в кассационный военный суд в порядке статьи 30.12 КоАП РФ, Шадрин А.Ю. просит отменить вышеназванные судебные акты и прекратить производство по делу в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
В обоснование своей жалобы указывает, что от прохождения медицинского освидетельствования не отказывался, напротив выражал устное согласие на это, однако инспектор ДПС не зафиксировал волеизъявление Шадрина А.Ю. в протоколе.
Заявлял об отсутствии у него признаков опьянения, расценивая действия сотрудников ДПС как провокацию.
В протоколе о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения отсутствует зафиксированный факт отказа Шадрина А.Ю. от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения 28 мая 2022 года в 05 часов 00 минут.
Инспектор ДПС предложил ему на подпись другой пустой бланк протокола.
Выданная Шадрину А.Ю. копия протокола об административном правонарушении, в отличие от оригинала не содержит в графе "сведения о свидетелях, потерпевших и понятых" подписи рядом с записью " ФИО2.". При этом, на всем протяжении оформления административного материала понятые к участию не привлекались. Данные изменения в протокол внесены в отсутствие Шадрина А.Ю, что нарушает его право на защиту. В этой связи протокол об административном правонарушении является недопустимым доказательством.
Утверждает, что на предыдущих стадиях производства по делу судами не дана надлежащая оценка его доводам.
Изучив материалы истребованного дела, а также оценив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Согласно пункту 2.3.2 Правил дорожного движения РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 1090 от 23 октября 1993 года (далее - Правила дорожного движения), водитель транспортного средства обязан по требованию должностных лиц, которым предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью дорожного движения и эксплуатации транспортного средства, проходить освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
Невыполнение водителем транспортного средства законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, если такие действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.26 КоАП РФ.
Согласно разъяснениям, данным в абзаце 8 пункта 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 июня 2019 года N 20 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 КоАП РФ" (далее - Постановление), объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.26 КоАП РФ, образует отказ от выполнения законных требований уполномоченного должностного лица либо медицинского работника о прохождении такого освидетельствования, который может выражаться как в форме действий, так и в форме бездействия, свидетельствующих о том, что водитель не намерен проходить медицинское освидетельствование, в частности предпринимает усилия, препятствующие совершению данного процессуального действия или исключающие возможность его совершения, например отказывается от прохождения того или иного вида исследования в рамках проводимого медицинского освидетельствования.
Частью 1.1 статьи 27.12 КоАП РФ определено, что лицо, которое управляет транспортным средством соответствующего вида и в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что это лицо находится в состоянии опьянения, либо лицо, в отношении которого вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.24 настоящего Кодекса, подлежит освидетельствованию на состояние алкогольного опьянения в соответствии с частью 6 настоящей статьи. При отказе от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения, либо несогласии указанного лица с результатами освидетельствования, а равно при наличии достаточных оснований полагать, что лицо находится в состоянии опьянения, и отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения указанное лицо подлежит направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
Нормы раздела III Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2008 года N 475 (далее - Правила), воспроизводят указанные в части 1.1 статьи 27.12 КоАП РФ обстоятельства, являющиеся основанием для направления водителя на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, и устанавливают порядок направления на такое освидетельствование.
В соответствии с пунктом 3 Правил достаточными основаниями полагать, что водитель транспортного средства находится в состоянии опьянения, является наличие одного или нескольких следующих признаков: запах алкоголя изо рта; неустойчивость позы; нарушение речи; резкое изменение окраски кожных покровов лица; поведение, не соответствующее обстановке.
По делу установлено, что 28 мая 2022 года в 5 часов 00 минут Шадрин А.Ю, управлявший автомобилем "Мерседес Бенц"", государственный регистрационный знак N, в районе дома N 1 по улице Железнодорожной в городе "данные изъяты" Ставропольского края, в нарушение пункта 2.3.2 Правил дорожного движения Российской Федерации, не выполнил законное требование уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения при наличии у него признаков опьянения (запах алкоголя изо рта, неустойчивость позы).
Указанные обстоятельства подтверждены собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении (том 1 л.д. 2); протоколом об отстранении от управления транспортным средством (том 1 л.д. 3); протоколом о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения (том 1 л.д. 4); видеозаписью, которая проводилась при применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в отношении Шадрина А.Ю. (том 1 л.д. 12); показаниями свидетеля - инспектора ДПС ФИО1. (том 2 л.д. 28-29), которым в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ дана надлежащая правовая оценка.
В связи с наличием у водителя Шадрина А.Ю. признаков опьянения (запах алкоголя изо рта, неустойчивость позы) должностным лицом ГИБДД он был отстранен от управления транспортным средством и в порядке, предусмотренном Правилами, ему предложено пройти освидетельствование на состояние алкогольного опьянения, от прохождения которого он отказался, что согласно подпункту "а" пункта 10 Правил послужило основанием для его направления на медицинское освидетельствование.
Применение к Шадрину А.Ю. мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении произведено с применением видеозаписи, что соответствует порядку, установленному статьей 27.12 КоАП РФ.
Факт его отказа от прохождения медицинского освидетельствования подтверждается протоколом о направлении на медицинское освидетельствование (том 1 л.д. 4), видеозаписью (том 1 л.д. 12) и показаниями свидетеля - инспектора ДПС ФИО1. (том 2 л.д. 28-29).
Основания не доверять показаниям названного свидетеля, которые согласуются остальными материалами дела, отсутствуют.
Каких-либо объективных данных, свидетельствующих о заинтересованности указанного сотрудника полиции в исходе дела, заявителем в настоящей жалобе не приведено и по делу не установлено.
При этом необходимо отметить, что обнаружение должностными лицами ГИБДД признаков административного правонарушения, составление ими соответствующих процессуальных документов и совершение иных процессуальных действий при производстве по делу об административном правонарушении сами по себе не приводят к выводу об их заинтересованности в исходе дела.
Пунктом 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 июня 2019 года N 20 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что при оценке видеозаписи на предмет ее достоверности и допустимости необходимо учитывать ее непрерывность, полноту (обеспечивающую в том числе визуальную идентификацию объектов и участников проводимых процессуальных действий, аудиофиксацию речи) и последовательность, а также соотносимость с местом и временем совершения административного правонарушения, отраженными в иных собранных по делу доказательствах (статья 26.11 КоАП РФ).
Названная видеозапись, исследованная судьями первой и второй инстанции, правильно оценена как доказательство, подтверждающее соблюдение порядка отстранения от управления транспортным средством и направления на медицинское освидетельствование. Указанная видеозапись соотносится с фиксируемыми событиями в существенных деталях, на ней запечатлены факты осуществления конкретных процессуальных действий с водителем Шадриным А.Ю. Она получена в соответствии с требованиями закона, отвечает требованиям относимости, достоверности и допустимости доказательств.
Вопреки доводам жалобы, устное согласие пройти медицинское освидетельствование на состояние опьянения, даже если бы это имело место, не является достаточным для направления лица в медицинское учреждение, поскольку в силу пункта 6 части 1 статьи 27.1 КоАП РФ медицинское освидетельствование на состояние опьянения является мерой обеспечения производства по делу об административном правонарушении, которая применяется с обязательным составлением протокола о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
Учитывая форму протокола о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, утвержденную Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 4 августа 2008 года N 676, соответствующее волеизъявление лица должно быть удостоверено его подписью.
По смыслу пункта 6 части 1 статьи 27.1, частей 5, 6 статьи 27.12 КоАП РФ медицинское освидетельствование на состояние опьянения является мерой обеспечения производства по делу об административном правонарушении и является законным только в том случае, если оно применено в строгом соответствии с нормами КоАП РФ.
Отсутствие надлежащим образом выраженного согласия на прохождение медицинского освидетельствования расценивается как отказ от прохождения медицинского освидетельствования, что согласуется с правовой позицией, изложенной в пункте 11 Постановления.
Собранные по делу доказательства объективно свидетельствуют о том, что Шадрин А.Ю. после составления соответствующего протокола о направление на медицинское освидетельствование отказался выразить письменное добровольное согласие на прохождение этой процедуры в обозначенном протоколе, что свидетельствует о воспрепятствовании совершению в отношении него данной обеспечительной меры.
В ходе проверки доводов заявителя судьями судов первой и второй инстанции нарушений порядка направления на медицинское освидетельствование, свидетельствующих о нарушении его прав, не установлено.
Оснований ставить под сомнение установленные при рассмотрении данного дела обстоятельства не усматривается, объективных сведений, опровергающих выводы нижестоящих судебных инстанций, не имеется.
Сведения, подлежащие указанию в протоколе об административном правонарушении в соответствии с частью 2 статьи 28.2 КоАП РФ, в этом процессуальном документе отражены. Событие административного правонарушения описано в соответствии с диспозицией части 1 статьи 12.26 названного Кодекса. В графе "объяснения, замечания" имеется собственноручная запись Шадрина А.Ю. о несогласии, на момент написания которой он обладал всей информацией относительно обстоятельств вмененного ему правонарушения и объема своих прав. При этом отсутствие в копии протокола об административном правонарушении подписи свидетеля - инспектора ДПС ФИО2, присутствовавшего при его составлении, не влияет на существо вмененного Шадрину А.П. нарушения. Таким образом, его право на защиту не нарушено.
Оснований для признания названного протокола недопустимым доказательством не усматривается.
В соответствии с положениями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Действия Шадрина А.Ю. правильно квалифицированы по части 1 статьи 12.26 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями КоАП РФ.
В ходе судебных разбирательств в суде первой и второй инстанции тщательно проверялись все доводы, выдвинутые в защиту Шадрина А.Ю, которые обоснованно признаны неубедительными с приведением подробных мотивов, по которым они отклонены судом.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 02 октября 2019 г. N 2615-О, институт пересмотра вступивших в законную силу постановлений по делам об административных правонарушениях, решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов (статьи 30.12 - 30.19 КоАП РФ) предполагает возможность в случаях допущенных фундаментальных ошибок пересматривать вступившие в законную силу судебные акты.
Несогласие заявителя с оценкой фактических обстоятельств настоящего дела и имеющихся доказательств не является правовым основанием к отмене обжалуемых постановлений.
Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено Шадрину А.Ю. в пределах санкции части 1 статьи 12.26 КоАП РФ.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 статьи 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 КоАП РФ, постановил:
постановление судьи Грозненского гарнизонного военного суда от 5 августа 2022 года и решение судьи Южного окружного военного суда от 7 октября 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.26 КоАП РФ), в отношении военнослужащего войсковой части N "звание" Шадрина Антона Юрьевича, оставить без изменения, а его жалобу - без удовлетворения.
Председатель кассационного
военного суда А.А. Красько
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.