Кассационный военный суд в составе председательствующего Сивова В.В., судей Авдонкина В.С. и Дубова Ю.А. при секретаре судебного заседания Платошечкиной Ю.С. рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело N 2а-26/2022 по кассационной жалобе представителя административного ответчика Шумана Евгения Романовича на решение Пермского гарнизонного военного суда от 24 марта 2022 г. и апелляционное определение Центрального окружного военного суда от 30 сентября 2022 г. по административному делу N 2а-26/2022 по административному иску военнослужащего федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего образования " "данные изъяты"" (далее по тексту - Институт) "звание" Цыганковой Юлии Сергеевны об оспаривании действий начальника Института и его заместителя, связанных с отказом во включении ее в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее по тексту - НИС).
Заслушав доклад судьи Сивова В.В, изложившего содержание принятых по делу судебных актов, обстоятельства административного дела и доводы кассационной жалобы, объяснения представителя административного ответчика Шумана Е.Р. в поддержку доводов жалобы и представителя административного истца Цыганкова Д.С, полагавшего судебные акты законными и обоснованными, а кассационную жалобу - не подлежащей удовлетворению, кассационный военный суд
установил:
Пермский гарнизонный военный суд указанным решением, оставленным без изменения Центральным окружным военным судом, удовлетворил названный административный иск Цыганковой.
Суд признал незаконными действия заместителя начальника Института, связанные с отказом во внесении ее в список данных для включения в реестр участников НИС, обязав должностное лицо установленным порядком внести Цыганкову в указанный список данных с 15 октября 2018 г.
В поданной 22 декабря 2022 г. кассационной жалобе представитель административного ответчика просит судебные акты отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска Цыганковой.
В обоснование, воспроизводя доводы апелляционной жалобы, а также анализируя обстоятельства дела и положения ст. 9 Федерального закона от 20 августа 2004 г. N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" (далее по тексту - ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих"), Шуман утверждает, что административный истец не может быть включена в реестр участников НИС, так как на момент присвоения ей первого воинского звания офицера общая продолжительность ее военной службы по контракту составила более трех лет.
Далее автор жалобы отмечает, что судами первой и апелляционной инстанций не исследован вопрос наличия у нее права на жилое помещение для постоянного проживания в составе семьи супруга - военнослужащего и обеспечения ее жильем в рамках участия в НИС до вступления в законную силу Федерального закона от 16 октября 2019 г. N 339-ФЗ "О внесении изменений в статью 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", так как она не изъявляла желания на участие в НИС вплоть до 21 декабря 2021 г.
Кроме того, суд первой инстанции в решении не указал конкретную категорию участника НИС, к которой возможно отнести административного истца в целях включения в реестр участников НИС.
Препятствий для рассмотрения кассационной жалобы в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, не имеется.
Рассмотрев материалы административного дела и обсудив доводы сторон, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 2-3 ст. 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ) при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено в качестве юридически значимых обстоятельств по административному делу и подтверждается его материалами, что Цыганкова заключила первый контракт о прохождении военной службы 29 апреля 2013 г. и до октября 2018 г. проходила ее на должностях "звание" состава.
15 октября 2018 г. она была назначена на воинскую должность "данные изъяты" Института, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера, в связи с чем ей было присвоено первое воинское звание офицера "звание".
21 декабря 2021 г. административный истец обратилась к председателю жилищной комиссии Института с просьбой разъяснить ей причину не включения ее в список участников НИС с 15 октября 2018 г, а 28 декабря 2021 г. - к начальнику Института с рапортом о включении в реестр участников НИС с даты присвоения первого воинского звания офицера, в чем ей было отказано заместителем начальника Института "данные изъяты" ФИО. в письменной форме, ввиду того, что общая продолжительности ее военной службы по контракту на момент присвоения первого воинского звания офицера составляла более трех лет.
Полагая в связи с этим свои права нарушенными, Цыганкова обратилась в суд с административным иском.
При разрешении спора суды первой и апелляционной инстанций, верно применив положения ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих", ст. 9 ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих", а также п. 10 Порядка реализации накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих в войсках "данные изъяты", утвержденного приказом "данные изъяты" от 9 февраля 2021 г. N 43 (далее по тексту - Порядок), и пришли к обоснованному выводу о наличии нарушения прав Цыганковой.
Так, в соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно п. 7 ч. 1 ст. 9 ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" к участникам НИС относятся, в том числе, военнослужащие, получившие первое воинское звание офицера в связи с назначением на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера, начиная с 1 января 2005 г, общая продолжительность военной службы которых составляет менее трех лет, при этом указанные лица, получившие первое воинское звание офицера до 1 января 2008 г, могут стать участниками, изъявив такое желание.
В силу п. 10 ч. 2 ст. 9 того же Федерального закона указанные военнослужащие, получившие первое воинское звание офицера, начиная с 1 января 2008 г. включаются с НИС с момента получения первого воинского звания офицера.
Согласно п. 10 Порядка ответственное должностное лицо в течение 5 рабочих дней с даты возникновения основания, указанного в ч. 2 ст. 9 ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих", составляет список данных для включения военнослужащего в реестр участников НИС и представляет на подпись командиру (начальнику).
При таких обстоятельствах, вопреки доводам жалобы, суды первой и апелляционной инстанций верно указали, что поскольку Цыганкова получила первое воинское звание офицера в связи с назначением на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера, 15 октября 2018 г, то есть после 1 января 2008 г, то в силу вышеназванной нормы закона она подлежит безусловному без ее волеизъявления включению в реестр участников НИС.
Кроме того, как верно указал суд апелляционной инстанции, ссылка представителя административного ответчика на общую продолжительность военной службы по контракту Цыганковой, составляющую на момент получения первого воинского звания офицера более трех лет, в данном случае юридического значения по делу не имеет, поскольку административный истец не относится к категории военнослужащих, поступивших на военную службу до 1 января 2005 г, чья выслуга лет на указанную дату могла бы составить более 3 лет, а отсутствие в решении суда указания на номер категории участника НИС Цыганковой на законность и обоснованность принятого судебного акта не влияет, поскольку категория участника данной системы определяется в зависимости от основания для включения.
Частью 2 ст. 328 КАС РФ определено, что основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований по настоящему делу не имеется.
Принятые гарнизонным военным судом и судом апелляционной инстанции судебные акты сомнений в обоснованности и законности не вызывают.
Оснований к безусловной отмене судебных актов согласно нормативным положениям ч. 3 ст. 328 КАС РФ также не выявлено, поэтому кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. 177, 327, 329 и 330 КАС РФ, кассационный военный суд
определил:
решение Пермского гарнизонного военного суда от 24 марта 2022 г. и апелляционное определение Центрального окружного военного суда от 30 сентября 2022 г. по административному иску Цыганковой Ю.С. оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя административного ответчика Шумана Е.Р. - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке главы 35 КАС РФ путем подачи кассационной жалобы в установленный ч. 2 ст. 318 названного Кодекса срок непосредственно в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации.
Определение изготовлено в полном объеме 9 февраля 2023 г.
Председательствующий В.В. Сивов
Судьи В.С. Авдонкин
Ю.А. Дубов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.