Кассационный военный суд в составе: председательствующего Иванова В.В., судей Красношапки В.Б. и Шпакова С.П., при секретаре Орловой Е.В. рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело N 2а-66/2022 по кассационной жалобе административного истца Сокиренко Анатолия Михайловича на решение Казанского гарнизонного военного суда от 14 июля 2022 г. и апелляционное определение Центрального окружного военного суда от 3 ноября 2022 г., принятые по административному иску бывшего военнослужащего "данные изъяты" военной комендатуры "звание" Сокиренко Анатолия Михайловича об оспаривании действий командующего "данные изъяты", связанных с исключением из списков личного состава воинской части.
Заслушав доклад судьи Красношапки В.Б, изложившего обстоятельства административного дела, содержание принятых по делу судебных актов и доводы кассационной жалобы, объяснения представителя административного истца - адвоката Савич Ю.А, выступившего в поддержку доводов жалобы, а также заключение военного прокурора Шамсутдинова А.А, предложившего судебные акты оставить без изменения, кассационный военный суд
установил:
решением гарнизонного военного суда, оставленным без изменения апелляционным определением окружного военного суда, отказано в удовлетворении административного иска Сокиренко А.М. с требованиями о признании незаконным приказа командующего "данные изъяты" от 21 октября 2021 г. N 1261ДД в части исключения его из списков личного состава военной комендатуры, а также о возложении на это должностное лицо обязанности по переносу даты исключения из указанных списков на день фактического расчёта всеми положенными видами довольствия.
В кассационной жалобе, поданной 28 декабря 2022 г, административный истец, выражая несогласие с судебными постановлениями и полагая, что они приняты с нарушением норм процессуального права, просит об их отмене и удовлетворении требований административного иска.
В обоснование этого приводит доводы, аналогичные тем, которые ранее уже были предметом рассмотрения судебных инстанций. Их суть сводится к тому, что он неправомерно исключен из списков личного состава воинской части до обеспечения его денежным довольствием, право на получение которого восстановлено по судебному решению от 2 ноября 2021 г. По мнению автора жалобы, суды, неверно определив дату начала течения трехмесячного срока на обращение с административным исковым заявлением, пришли к необоснованному выводу о пропуске им указанного срока без уважительных причин.
При этом он настаивает, что указанный срок надлежит исчислять с 4 марта 2022 г. - даты исполнения вступившего в законную силу судебного акта о присуждении ему к выплате денежного довольствия, положенного перед исключением из вышеуказанных списков.
Препятствий для рассмотрения данного административного дела в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке, не имеется.
Рассмотрев материалы административного дела в пределах доводов кассационной жалобы, суд приходит к нижеследующему.
Частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС Российской Федерации) определено, что основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований по настоящему делу не имеется.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено в качестве юридически значимых обстоятельств по административному делу и подтверждается его материалами, что Сокиренко А.М, проходивший военную службу по контракту, досрочно уволен с военной службы 6 августа 2021 г.
После сдачи дел и должности административному истцу с 17 августа 2021 г. прекращены выплаты ежемесячных надбавок за особые условия военной службы и за работу "данные изъяты" с учетом повышающих коэффициентов (далее - надбавки).
Приказом командующего "данные изъяты" от 21 октября 2021 г. N 1261ДД Сокиренко А.М. исключён из списков личного состава военной комендатуры 25 октября 2021 г, о чем последнему стало известно до окончания указанного месяца.
Вступившим в законную силу 2 марта 2022 г. решением Гаджиевского гарнизонного военного суда от 2 ноября 2021 г, которым удовлетворен административный иск Сокиренко А.М. с требованиями о признании незаконными действий командующего "данные изъяты", связанных с прекращением выплаты надбавок, установлено, что эти надбавки к выплате административному истцу за период с 17 августа по 25 октября 2021 г. не назначались и до окончания военно-служебных отношений не начислялись.
В порядке исполнения вышеуказанного судебного акта выплата надбавок Сокиренко А.М. произведена 4 марта 2022 г.
15 апреля 2022 г. Сокиренко А.М. обратился в гарнизонный военный суд с административным иском об оспаривании законности приказа командующего "данные изъяты" об исключении из списков личного состава комендатуры по мотиву несвоевременного обеспечения на момент прекращения военно-служебных отношений указанными надбавками.
В соответствии с частью первой статьи 218 КАС Российской Федерации право граждан на обращение в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти и должностного лица возникает в том случае, если они полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как установлено частями 1 и 1.1 статьи 219 КАС Российской Федерации, гражданин вправе обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностных лиц и государственных служащих в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении своих прав, свобод и законных интересов.
Административное исковое заявление об оспаривании бездействия органа государственной власти иного органа либо организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, может быть подано в суд в течение срока, в рамках которого у указанных лиц сохраняется обязанность совершить соответствующее действие, а также в течение трех месяцев со дня, когда такая обязанность прекратилась.
В силу части 1 статьи 62 КАС Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Указанные обязанности сторон при рассмотрении административных дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) должностного лица, государственного или муниципального служащего конкретизированы в статье 226 КАС Российской Федерации.
Согласно части 11 указанной статьи обязанность доказывания обстоятельств, касающихся факта нарушения прав и соблюдения срока обращения в суд, возлагается на лицо, обратившееся в суд.
Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 18 июля 2017 г. N 1563-О, установление в законе сроков для обращения в суд с административным исковым заявлением, а также момента начала их исчисления относится к дискреционным полномочиям федерального законодателя, обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушение конституционных прав граждан.
При изложенных обстоятельствах суды, правильно применив положения статей 218, 219 КАС Российской Федерации, пришли к обоснованному выводу о том, что начало течения срока обращения Сокиренко А.М. в суд с требованиями о признании незаконным приказа об исключении его из списков личного состава военной комендатуры следует исчислять с конца октября 2021 года - момента ознакомления лица, уволенного с военной службы, с данным приказом.
Этот вывод судов подтверждается перечисленными в судебных актах доказательствами, исследованными судом первой инстанции с соблюдением требований статей 14, 62, и 226 КАС Российской Федерации, а приведенная в обжалуемом судебном акте оценка этих доказательств, с которой согласился и суд апелляционной инстанции, отвечает положениям статьи 84 того же Кодекса, то есть установленные судами обстоятельства материалам дела соответствуют.
Согласно части 8 статьи 219 КАС Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд, является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Материалами дела подтверждается, что административный истец обратился за судебной защитой 15 апреля 2022 г, то есть спустя пять месяцев с того момента, когда узнал о предполагаемом нарушении своих прав на обеспечение всеми видами довольствия при исключении из списков военной комендатуры 25 октября 2021 г, в том числе надбавками, выплата которых ему прекращена с 17 августа 2021 г.
Поскольку Сокиренко А.М. не представил данных, свидетельствующих об уважительности причин пропуска им названного срока, суды правомерно со ссылкой на части 6-8 статьи 219 КАС Российской Федерации отказали в удовлетворении требований административного иска.
Каких-либо обстоятельств, которые опровергают указанные выводы судов, в материалах дела не содержится, а в кассационной жалобе не приводится.
По делу установлено, что всеми сведениями о размерах и видах довольствия, которыми он был обеспечен ко дню прекращения с ним военно-служебных отношений, Сокиренко А.М. обладал непосредственно после даты исключения из списков личного состава военной комендатуры.
Эти обстоятельства, которыми в силу части 1 статьи 218 и частями 1 и 1.1 статьи 219 КАС Российской Федерации определяется момент, когда гражданину становится известно о нарушении своих прав, свобод и законных интересов, подтверждаются как самим фактом прекращения выплаты административному истцу надбавок 17 августа 2021 г, так и обращения последнего за судебной защитой по данному вопросу непосредственно перед исключением из списков личного состава воинской части.
Поэтому утверждения автора жалобы, фактически сводящиеся к тому, что Сокиренко А.М. со дня прекращения военно-служебных отношений и до вступления в законную силу судебного акта от 2 ноября 2021 г. не был осведомлен о нарушении его права на полный и своевременный расчет всеми положенными видами довольствия, признаются надуманными.
Кроме того, они, по своей сути, сводятся к переоценке исследованных судами доказательств по мотиву несогласия с выводами судебных инстанций при тех фактических обстоятельствах, которые установлены по делу, тогда как суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями статьи 329 КАС Российской Федерации, а также применительно к статье 328 настоящего Кодекса, должен при рассмотрении жалобы исходить из признанных и установленных судами первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, а правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Доводы кассационной жалобы о наличии оснований для признания оспоренного приказа командования незаконным по существу отклоняются, поскольку пропуск срока для обжалования является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска и не требует исследования фактических обстоятельств дела.
Таким образом, принятые гарнизонным военным судом и окружным военным судом судебные акты сомнений в обоснованности и законности не вызывают, а изложенные в жалобе доводы не могут повлечь их отмену или изменение в кассационном порядке.
Оснований к безусловной отмене судебных актов согласно нормативным положениям части 3 статьи 328 КАС Российской Федерации не выявлено.
Руководствуясь статьями 177, 327, 328, пунктом 1 части 1 статьи 329 и 330 КАС Российской Федерации, кассационный военный суд
определил:
решение Казанского гарнизонного военного суда от 14 июля 2022 г. и апелляционное определение Центрального окружного военного суда от 3 ноября 2022 г, принятые по административному исковому заявлению Сокиренко Анатолия Михайловича, оставить без изменения, а его кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке и срок, установленные главой 35 КАС Российской Федерации, путём подачи кассационной жалобы непосредственно в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 8 февраля 2023 г.
Председательствующий: В.В. Иванов
Судьи: В.Б. Красношапка
С.П. Шпаков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.