Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Богатых О.П.
судей Капункина Ю.Б, Мальмановой Э.К.
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Еременко А.А, действующего в интересах Ибадуллаева Л.И, на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 18 апреля 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Ибадуллаева Л.И. об оспаривании отказа в предоставлении муниципальной услуги, Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Богатых О.П, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Ибадуллаев Л.И. обратился в суд с вышеуказанным административным иском, в котором просил признать незаконным решение администрации г. Симферополя Республики Крым об отказе в выдаче Ибадуллаеву Л.И. заключения о возможности признания постройки, возведенной самовольно до 18 марта 2014 года, объектом индивидуального жилищного строительства от 19 февраля 2021 года; обязать администрацию г. Симферополя Республики Крым повторно рассмотреть заявление Ибадуллаева Л.И. о выдаче заключения о возможности признания постройки, возведенной самовольно до 18 марта 2014 года, объектом индивидуального жилищного строительства.
В обоснование требований Ибадуллаев Л.И. указал, что решением Симферопольского городского совета от 30 ноября 2007 года N 432 ему выдано разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка в собственность, аренду для строительства и обслуживания жилого дома, гаража, в районе "адрес", площадью 0, 0600 га.
На указанном земельном участке Ибадуллаев Л.И. собственными силами и за счет собственных средств осуществил строительство индивидуального жилого дома.
В последующем Ибадуллаев Л.И. обратился в администрацию г. Симферополя Республики Крым с заявлением о выдаче заключения о возможности признания постройки, возведенной самовольно до 18 марта 2014 года объектом индивидуального жилищного строительства.
По результатам рассмотрения данного заявления администрацией г. Симферополя Республики Крым принято решение о признании самовольной постройки по адресу: "адрес" объектом индивидуального жилищного строительства, о чем административный истец проинформирован в письме от 15 ноября 2018 года N И-177/9406, к которому было приложено Заключение о возможности признания постройки, возведенной самовольно до 18 марта 2014 года, объектом индивидуального жилищного строительства от 9 ноября 2018 года.
Как указал административный истец, его заявление и заключение о возможности признания постройки, возведенной самовольно до 18 марта 2014 года, объектом индивидуального жилищного строительства от 9 ноября 2018 года направлены администрацией в Департамент развития муниципальной собственности для рассмотрения вопроса предварительного согласования предоставления земельного участка, однако ввиду выявления замечаний Департаментом развития муниципальной собственности заявление возвращено.
19 февраля 2021 года состоялось заседание Комиссии для подготовки заключения о возможности признания постройки, возведенной самовольно до 18 марта 2014 года, объектом индивидуального жилищного строительства на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, на котором рассмотрено заявление Ибадуллаева Л.И. о предоставлении земельного участка.
По итогам рассмотрения данного заявления Комиссией принято решение об отказе в выдаче заключения о возможности признания постройки, возведенной самовольно до 18 марта 2014 года, объектом индивидуального жилищного строительства по причине несоответствия самовольной постройки условиям, указанным в пункте 15 Порядка, утвержденного Постановлением Совета министров Республики Крым от 12 мая 2015 года N 252.
Полагая, что данное решение Комиссии об отказе Ибадуллаеву Л.И. в выдаче заключения о возможности признания постройки, возведенной самовольно до 18 марта 2014 года, объектом индивидуального жилищного строительства является незаконным, административный истец ссылался на несоответствие действительности довода органа местного самоуправления об отсутствии на испрашиваемом земельном участке по состоянию на 18 марта 2014 года указанного строения.
Так, Ибадуллаев Л.И. утверждал, что данными технического паспорта, изготовленного 19 февраля 2014 года, подтверждается, что он собственными силами и за счет собственных средств осуществил строительство индивидуального жилого дома.
Также административный истец указывает, что публичная кадастровая карта, на которую ссылался орган местного самоуправления, существует на территории Республики Крым только с 1 апреля 2015 года, соответственно, на момент возведения постройки кадастровый учет объектов, согласно российскому законодательству, не производился.
Кроме того, административным истцом отмечено, что согласно Заключению Комиссии от 9 ноября 2018 года, установлено, что объект строительства, расположенный на земельном участке по адресу: г. Симферополь, в районе "адрес", возведен в 2014 году.
Административный истец, выражая несогласие с основанием отказа по причине несоответствия объекта строительства пункту 4.44 СП 55.13330 "СНиП 31-02-2001 Дома жилые одноквартирные", принятых и введенных в действие постановлением Госстроя Российской Федерации от 22 марта 2001 года N 35, обращал внимание на то, что пункт 15 Постановления Совета министров Республики Крым от 12 марта 2015 года N 252 не содержит таких требований.
Ссылаясь на данные обстоятельства и полагая свои права нарушенными, Ибадуллаев Л.И. просил об удовлетворении административного иска.
Решением Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 28 октября 2021 года в удовлетворении заявленных административных исковых требований Ибадуллаеву Л.И. отказано.
Этим же решением суд взыскал с Ибадуллаева Л.И. в пользу автономной некоммерческой организации "Экспертная специализированная организация "Региональный центр экспертизы по Республике Крым" судебные расходы на проведение экспертизы в размере 40 000 рублей.
Указанное решение оставлено без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 18 апреля 2022 года.
В кассационной жалобе представитель Ибадуллаева Л.И. - Еременко А.А. просит об отмене определения суда апелляционной инстанции, как постановленного с существенным нарушением норм материального права, принятии нового решения об удовлетворении заявленных Ибадуллаевым Л.И административных исковых требований.
Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия полагает, что отсутствуют основания, предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), для отмены постановленного по делу определения суда апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Для удовлетворения судом административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти или должностного лица, суд должен установить совокупность двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) закону и нарушение такими решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов административного истца (пункт 1 части 2 статьи 227 КАС РФ).
Установлено, что в соответствии с решением Симферопольского городского совета от 30 ноября 2007 года N 432 Ибадуллаеву Л.И. дано разрешение на выполнение проекта землеустройства по отводу земельного участка в собственность, аренду для строительства и обслуживания жилого дома в районе "адрес", площадью 0, 0600 га.
31 мая 2018 года Ибадуллаев Л.И. обратился в администрацию г. Симферополя Республики Крым с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства, для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта с расположенной на нем постройкой, возведенной самовольно до 18 марта 2014 года, и выдаче заключения о возможности признания ее объектом индивидуального жилищного строительства.
По итогам заседания Комиссией муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым принято решение о признании самовольной постройки по адресу: г. Симферополь, в районе "адрес", объектом индивидуального жилищного строительства, что подтверждается протоколом от 08.11.2018.
Вышеуказанная информация доведена до сведения Ибадуллаева Л.И. в письме от 15 ноября 2018 года N И-179/9406 с приложением к нему заключения от 9 ноября 2018 года о возможности признания постройки, возведенной самовольно до 18 марта 2014 года, объектом индивидуального жилищного строительства, а также с указанием на то, что заявление и заключение направлены в Департамент развития муниципальной собственности администрации "адрес" для рассмотрения вопроса предварительного согласования предоставления земельного участка.
В последующем заявление Ибадуллаева Л.И. от 31 мая 2018 года рассмотрено 19 февраля 2021 года на заседании Комиссии для подготовки заключения о возможности признания постройки, возведенной самовольно до 18 марта 2014 года, объектом индивидуального жилищного строительства на территории муниципального образования городской округ Симферополь.
По результатам рассмотрения данного заявления Комиссией принято решение, оформленное протоколом от 19 февраля 2021 года, об отказе в выдаче заключения в отношении самовольной постройки о возможности признания ее объектом индивидуального жилищного строительства по адресу: г. Симферополь, в районе "адрес", в связи с несоответствием самовольной постройки условиям, указанным в пункте 15 Порядка предоставления земельного участка гражданину гражданам, на котором расположена постройка, возведенная самовольно до 18 марта 2014 года, и выдачи заключения о возможности признания ее объектом индивидуального жилищного строительства, утвержденным постановлением Совета министров Республики Крым от 12 мая 2015 года N 252.
Так, в данном решении административным ответчиком указано на то, что согласно сведениям публичной кадастровой карты (единая электронная картографическая основа Росреестра (http://pkk5.rosreestr.ru), а также картографическим материалам спутниковых снимков, отображающих поверхность земли, по состоянию на 18 марта 2014 года, на испрашиваемом земельном участке строение отсутствует.
Кроме того, строение по "адрес" в соответствии с приложенным техническим паспортом не соответствует пункту 4.4. СП 55.13330 "СНиП 31-02-2001 Дома жилые одноквартирные", принятых и введенных в действие постановлением Госстроя Российской Федерации от 22 марта 2001 года N 35.
Указанная информация доведена до сведения Ибадуллаева Л.И. в письме от 1 марта 2021 года N И-179/9406.
Признавая законным принятое административным ответчиком решение об отказе в выдаче заключения в отношении самовольной постройки о возможности признания ее объектом индивидуального жилищного строительства, суд первой инстанции, с выводами которого согласился и суд апелляционной инстанции, исходил из того, что постройка, расположенная по адресу: г. Симферополь, в районе "адрес", не только возведена после 18 марта 2014 года, но и не соответствует условиям, указанным в пункте 15 Порядка, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 12 мая 2015 года N 252.
С указанными выводами судебная коллегия полагает возможным согласиться по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 статьи 22 Закона Республики Крым от 15 января 2015 года N 66-ЗРК/2015 "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений" гражданин вправе приобрести земельный участок в собственность при наличии нижеперечисленных условий:
1) земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности и не предоставлен иным лицам;
2) на земельном участке имеется объект капитального строительства, возведенный гражданином до 18 марта 2014 года;
3) имеется заключение органа местного самоуправления о возможности использования самовольной постройки в качестве объекта индивидуального жилищного строительства;
4) объект капитального строительства учтен исполнительными органами государственной власти Республики Крым или органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым;
5) на данном земельном участке в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и градостроительного зонирования допускается возведение жилого дома или жилого строения.
При этом, согласно части 4 статьи 22 данного Закона порядок предоставления земельных участков в соответствии с настоящей статьей, а также порядок выдачи заключения о возможности использования самовольной постройки в качестве объекта индивидуального жилищного строительства определяются нормативным правовым актом Совета министров Республики Крым.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 12 мая 2015 года N 252 утвержден Порядок предоставления земельного участка гражданам, на котором расположена постройка, возведенная самовольно до 18 марта 2014 года, и выдачи заключения о возможности признания ее объектом индивидуального жилищного строительства (далее - Порядок), согласно п. 15 которого заключение выдается при условии, что самовольная постройка может быть использована для постоянного проживания без значительного объема дополнительных строительных работ, а также при совокупном выполнении следующих условий:
1) самовольная постройка имеет прочный фундамент, завершено строительство стен, перегородок и перекрытий, крыши и отсутствуют нарушения строительных правил, которые могут повлечь за собой непроизвольное разрушение данной постройки;
2) самовольная постройка имеет не более трех этажей и ее общая площадь составляет не более 300 кв. м;
3) самовольная постройка не расположена на земельном участке, находящемся в пользовании юридических или физических лиц;
4) самовольная постройка не находится в границах зон размещения (планируемого размещения) объектов федерального, регионального или местного значения, предусмотренных утвержденными документами территориального планирования либо документацией по планировке территорий, а в случае их отсутствия - месторасположение земельного участка не противоречит документации, связанной с осуществлением градостроительной деятельности на территории Республики Крым, утвержденной до 21 марта 2014 года;
5) самовольная постройка учтена уполномоченным органом городского округа, городского поселения или муниципального района или учтена в материалах инвентаризации объектов капитального строительства, расположенных в пределах самовольно занятых массивов Республики Крым, проведенной исполнительными органами государственной власти Республики Крым;
6) самовольная постройка расположена за пределами стометровой зоны от береговой линии Черного и Азовского морей;
7) размещение самовольной постройки не противоречит правовому режиму охранных зон водных объектов, установленному в соответствии с требованиями Водного кодекса Российской Федерации.
Системный анализ указанных положений свидетельствует о том, что решение о выдаче заключения о признании постройки, возведенной самовольно, объектом индивидуального жилищного строительства может быть принято Комиссией только при условии ее возведения до 18 марта 2014 года и при соответствии такой постройки условиям, определенным в пункте 15 Порядка, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 12 марта 2015 года N 252.
Между тем, согласно выводам заключения эксперта Автономной некоммерческой организации "Экспертная специализированная организация "Региональный центр экспертизы по Республике Крым" N 180/035-2021 от 13 сентября 2021 года, постройка, расположенная по адресу: г. Симферополь, в районе "адрес", возведена в период с 31 марта 2018 года по 20 августа 2018 года; объект недвижимости (постройка), возведенная по адресу: г. Симферополь, в районе "адрес", не соответствует требованиям строительных норм и правил, предъявляемым к индивидуальным жилым домам.
Ни одно из доказательств не имеет для суда заранее установленной силы; все доказательства оцениваются судом по существу в их совокупности (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 05 июня 2014 года N 1102-О).
Оценка представленных в материалы настоящего дела доказательств произведена судом в соответствии со ст. 82 КАС Российской Федерации, а доказательств, ставящих под сомнение заключение эксперта Автономной некоммерческой организации "Экспертная специализированная организация "Региональный центр экспертизы по Республике Крым" N 180/035-2021 от 13 сентября 2021 года, административным истцом суду не представлено.
Таким образом, вышеприведенные обстоятельства правомерно расценены судом как свидетельствующие об отсутствии правовых оснований для принятия уполномоченным органом решения о выдаче заключения о признании самовольной постройки объектом индивидуального жилищного строительства.
Доводы кассационной жалобы по существу сводятся к несогласию с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, не содержат фактов, ставящих под сомнение либо опровергающих выводы суда, в связи с чем являются несостоятельными.
В указанной связи апелляционное определение судебной коллегии по административным делам по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 18 апреля 2022 года подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 18 апреля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированный текст кассационного определения изготовлен 29.12.2022.
Председательствующий О.П. Богатых
Судьи Ю.Б. Капункин
Э.К. Мальманова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.