Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Богатых О.П.
судей Монмаря Д.В, Капункина Ю.Б, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Малюкова О.И, действующего в интересах Шаблий Э.В, на решение Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 24 сентября 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 10 марта 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Шаблий Э.В. об оспаривании решения органа местного самоуправления.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Богатых О.П, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Шаблий Э.В. обратилась в суд с вышеуказанным административным иском, в котором просила признать незаконным Уведомление администрации Краснооктябрьского района г. Волгограда N 48-20/ВН от 6 марта 2020 года о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности, а также признать незаконными действия администрации Краснооктябрьского района г. Волгограда по несвоевременному направлению в ее адрес данного уведомления; возложить на администрацию Краснооктябрьского района г. Волгограда обязанность выдать ей документы, подтверждающие завершение строительства ИЖС на земельном участке с кадастровым номером N, позволяющие произвести оформление земельного участка в собственность; обязать комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области заключить договор купли-продажи и передать в ее собственность земельный участок, расположенный по адресу: "адрес", с кадастровым номером N, площадью 600 кв.м, по рыночной цене 125 460 рублей.
В обоснование требований Шаблий Э.В. указала, что 5 ноября 2015 года между ней и комитетом по управлению государственным имуществом Волгоградской области заключен договор аренды земельного участка N1846-В сроком на 20 лет. Для получения данного земельного участка в собственность Шаблий Э.В. необходимо было построить индивидуальный жилой дом, параметры и размеры которого в вышеуказанном договоре отражены не были.
В октябре 2019 года Шаблий Э.В. через МФЦ Ворошиловского района г. Волгограда направила в администрацию Краснооктябрьского района г. Волгограда уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома или уведомления об изменении параметров планируемого строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее - уведомление), приложив к нему соответствующие документы, в том числе технический паспорт строения с указанием площади застройки, технический план здания, договор аренды земельного участка.
18 октября 2019 года от администрации Краснооктябрьского района г. Волгограда получено уведомление N 335-19/СС о соответствии указанных в уведомлении параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта ИЖС на земельном участке.
Как указала Шаблий Э.В, в последующем в феврале 2020 года она вновь направила в администрацию Краснооктябрьского района г. Волгограда уведомление с приложением к нему, в том числе технического паспорта строения с указанием площади застройки, технического плана здания, договора аренды земельного участка, а также вышеуказанного уведомления от 18 октября 2019 года.
27 февраля 2020 года от администрации Краснооктябрьского района г. Волгограда поступило уведомление о соответствии указанных в уведомлении параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта ИЖС на земельном участке.
Получив разрешение на строительство жилого дома, Шаблий Э.В. возвела на земельном участке жилой дом, общей площадью 35 кв.м, после чего для оформления земельного участка в собственность она обратилась в администрацию Краснооктябрьского района г. Волгограда с уведомлением об окончании строительства объекта.
Однако уведомлением N 48-20/ВН от 6 марта 2020 года о несоответствии построенных или реконструированных объектов ИЖС или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности в выдаче документа о завершении строительства Шаблий Э.В. отказано.
Ссылаясь на незаконность данного отказа, полагая свои права нарушенными, Шаблий Э.В. просила об удовлетворении административного иска.
Решением Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 24 сентября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 10 марта 2022 года, в удовлетворении заявленных административных исковых требований Шаблий Э.В. отказано.
В кассационной жалобе представитель Шаблий Э.В. - Малюков О.И. просит об отмене судебных актов, как постановленных с существенным нарушением норм материального права, принятии нового решения об удовлетворении административного иска.
Заявитель жалобы приводит доводы, аналогичные изложенным в административном исковом заявлении, и указывает на то, что Административный регламент применению в рассматриваемом случае не подлежит.
Также заявитель обращает внимание на то, что административный ответчик не обладает полномочиями на проверку соответствия характеристик индивидуального жилого дома требованиям СНиП и другим техническим регламентам.
Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия полагает, что отсутствуют основания, предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), для отмены постановленных по делу судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Для удовлетворения судом административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти или должностного лица, суд должен установить совокупность двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) закону и нарушение такими решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов административного истца (пункт 1 части 2 статьи 227 КАС РФ).
Установлено, что 5 ноября 2015 года между Комитетом по управлению государственным имуществом Волгоградской области и Шаблий Э.В. заключен договор аренды земельного участка N 1846-В, в соответствии с которым Шаблий Э.В. предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес", площадью 600 кв.м, на срок 20 лет для индивидуального жилищного строительства.
9 октября 2019 года Шаблий Э.В. обратилась в администрацию Краснооктябрьского района г. Волгограда с уведомлением о планируемом строительстве индивидуального жилого дома на вышеуказанном земельном участке.
В соответствии с проектной документацией на земельном участке предполагалось строительство индивидуального жилого дома с количеством 1 этажа, высотой 4, 20 м, с площадью застройки 44 кв.м.
Уведомлением администрация Краснооктябрьского района г. Волгограда от 18 октября 2019 года Шаблий Э.В. сообщено о соответствии указанных в уведомлении параметров объекта и допустимости размещения объекта на спорном земельном участке.
27 февраля 2020 года Шаблий Э.В. обратилась в администрацию Краснооктябрьского района г. Волгограда с уведомлением об изменении параметров планируемого строительства, а именно: изменилась высота здания с 4, 20м до 3, 65м и площадь застройки с 44 кв.м до 40, 7 кв.м.
Уведомлением от 27 февраля 2020 года администрация Краснооктябрьского района г. Волгограда сообщила Шаблий Э.В. о соответствии указанных в уведомлении параметров объекта и допустимости размещения объекта на спорном земельном участке.
2 марта 2020 года Шаблий Э.В. обратилась в администрацию Краснооктябрьского района г. Волгограда с уведомлением об окончании строительства индивидуального жилого дома, приложив к нему, в том числе и технический паспорт на дом.
Уведомлением N 48-20/ВН от 6 марта 2020 года Шаблий Э.В. отказано в выдаче документа о завершении строительства в связи с несоответствием построенных или реконструированных объектов индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности.
Мотивируя данный отказ административный ответчик сослался на то, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом" жилой дом - индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в нем. Жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение).
Согласно СНиП 31-02-2001 "Дома жилые одноквартирные" от 22 марта 2001 года, площади помещений жилого дома должны быть: жилой комнаты-12 кв.м; спальни - 8 кв.м; кухни - 6 кв.м.
Однако из технического паспорта на жилой дом - объект индивидуального жилищного строительства по адресу: "адрес", от 22 февраля 2020 года следует, что жилая площадь жилого дома составляет 10, 1 кв.м; подсобная - 12.5 кв.м, площадь помещений вспомогательного использования - 12, 4 кв.м, в том числе площадь кухни - 3, 7 м.
При этом, объект индивидуального жилищного строительства не обеспечен инженерными системами (водоснабжением, канализацией, электро- и газоснабжением).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований о признании незаконным указанного уведомления, суды исходили из того, что оспариваемое уведомление вынесено уполномоченным лицом, в рамках предоставленных ему действующим законодательством полномочий, само уведомление основано на законе и прав административного истца не нарушает.
С данными выводами суда судебная коллегия соглашается по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ч. 19 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления об окончании строительства проводит проверку соответствия указанных в уведомлении об окончании строительства параметров построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами (в том числе в случае, если указанные предельные параметры или обязательные требования к параметрам объектов капитального строительства изменены после дня поступления в соответствующий орган уведомления о планируемом строительстве и уведомление об окончании строительства подтверждает соответствие параметров построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве). В случае, если уведомление об окончании строительства подтверждает соответствие параметров построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, действующим на дату поступления уведомления об окончании строительства, осуществляется проверка соответствия параметров построенных или
реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома указанным предельным параметрам и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, действующим на дату поступления уведомления об окончании строительства.
Согласно 1 части 20 статьи 55 ГрК РФ уведомление о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности направляется только в следующих случаях, если параметры построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют указанным в пункте 1 части 19 настоящей статьи предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Анализ положений жилищного законодательства, а также Постановления Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 и СНиП 31-02-2001 "Дома жилые одноквартирные", позволяет признать, что спорный объект индивидуального жилищного строительства не только не обеспечен инженерными системами (водоснабжением, канализацией, электро- и газоснабжением), но и по своим параметрам не соответствует требованиям действующего законодательства.
При указанных обстоятельствах суды правомерно не нашли оснований для признания незаконным Уведомления администрации Краснооктябрьского района г. Волгограда N 48-20/ВН от 6 марта 2020 года о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности.
Не нашли своего подтверждения и доводы Шаблий Э.В. о несвоевременном направлении в ее адрес оспариваемого уведомления, что обусловило верный вывод судов об отказе в удовлетворении требований Шаблий Э.В. о признании незаконными действий администрации Краснооктябрьского района г. Волгограда по несвоевременному направлению в ее адрес оспариваемого уведомления от 6 марта 2020 года.
Судебная коллегия полагает возможным согласиться и с выводами судов об отказе в удовлетворении требований административного истца о возложении на Комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области обязанности заключить договор купли-продажи и передать в собственность Шаблий Э.В. земельный участок, расположенный по адресу: "адрес", с кадастровым номером N, площадью 600 кв.м, по рыночной цене 125 460 рублей.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) без проведения торгов предоставляются в собственность земельные участки, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В отсутствие сведений о регистрации в установленном законом порядке за Шаблий Э.В. права собственности на возведенный ею объект недвижимости, на Комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области не может быть возложена обязанность заключить с Шаблий Э.В. договор купли-продажи и передать в ее собственность земельный участок, расположенный по адресу: "адрес", с кадастровым номером N, площадью 600 кв.м, по рыночной цене 125 460 рублей.
Приведенные в кассационной жалобе доводы были рассмотрены судами и получили оценку с соответствующим правовым обоснованием, направлены на переоценку доказательств и установленных обстоятельств по делу, не подтверждают существенных нарушений норм права, влекущих применительно к полномочиям суда кассационной инстанции отмену судебных актов.
В этой связи судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 24 сентября 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 10 марта 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированный текст кассационного определения изготовлен 29.12.2022.
Председательствующий О.П. Богатых
Судьи Д.В. Монмарь
Ю.Б. Капункин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.