Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Богатых О.П.
судей Усенко Н.В. и Русакова А.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Погосяна Ю.А, действующего в интересах департамента имущественных отношений Краснодарского края, на решение Краснодарского краевого суда от 7 февраля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 19 мая 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Евдокимова С.А. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости,
УСТАНОВИЛА:
Евдокимов С.А. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнений просил установить по состоянию на 30 октября 2020 года кадастровую стоимость принадлежащего ему на праве собственности земельного участка с кадастровым номером N, общей площадью 41 167+/-71 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" в размере рыночной стоимости, составляющей 72 083 400 руб.
В обоснование требований указал на то, что установленная в отношении земельного участка кадастровая стоимость значительно превышает его рыночную стоимость, что необоснованно увеличивает бремя несения расходов административного истца по землепользованию.
Решением Краснодарского краевого суда от 7 февраля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 19 мая 2022 года, требования административного истца удовлетворены частично, установлена по состоянию на 30 октября 2020 года кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N в размере его рыночной стоимости 80 605 000 руб.; с Евдокимова С.А. в пользу ООО "Край-Эксперт" взысканы судебные расходы за проведение экспертизы в размере 69 000 руб.
Датой подачи заявления о кадастровой стоимости земельного участка определено считать 8 сентября 2021 года.
В кассационной жалобе департамент имущественных отношений Краснодарского края просит об отмене судебных актов, как постановленных с нарушением норм материального и процессуального права, принятии нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.
Доводы жалобы сводятся к тому, что кадастровая стоимость земельного участка определена уполномоченным органом в порядке государственной кадастровой оценки, в связи с чем оснований полагать, что таковой нарушены права и законные интересы административного истца у судов не имелось.
Кассационная жалоба, поступившая в Краснодарский краевой суд 1 ноября 2022 года, определением судьи кассационной инстанции от 15 ноября 2022 года с делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия полагает, что отсутствуют основания, предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для отмены постановленных по делу судебных актов.
В соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации земельный участок, расположенный в пределах соответствующего муниципального образования, признается объектом налогообложения.
Налоговой базой для исчисления земельного налога является кадастровая стоимость земельного участка, которая определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (статья 390 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно части 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с частью 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка его кадастровая стоимость устанавливается равной его рыночной стоимости (часть 3 статьи 66 названного Кодекса).
Из содержания статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" следует, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Евдокимов С.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером N, общей площадью 41 167+/-71 кв.м, расположенного по адресу: "адрес"
Актом ГБУ Краснодарского края "Краевая техническая инвентаризация - Краевое БТИ" от 31 марта 2021 года N АОКС-23/2021/000223 утверждена кадастровая стоимость названного объекта недвижимости по состоянию на 30 октября 2020 года в размере 98 112 487, 76 руб.
Поскольку размер земельного налога рассчитывается из его кадастровой стоимости, Евдокимов С.А. как собственник данного объекта налогообложения, имеет материально-правовой интерес в части приведения кадастровой стоимости участка в соответствие с его рыночной стоимостью.
В ходе судебного разбирательства судом первой инстанции назначена судебная экспертиза, по результатам которой представлено заключение, выполненное экспертом ООО "Край-Эксперт", согласно выводам которого рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 30 октября 2020 года определена в размере 80 605 000 руб.
Оценив заключение судебной экспертизы, краевой суд и согласившийся с ним суд апелляционной инстанции, посчитали его достоверным доказательством для разрешения спора по существу.
По мнению судов, заключение судебной экспертизы соответствует требованиям, предъявляемым статьей 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Оно содержит полное описание проведенного исследования, сделанные по его результатам выводы, отвечают на поставленный судом вопрос. Рыночная стоимость определялась экспертом с использованием сравнительного подхода. Сведения об объектах проанализированы экспертом с учетом всех ценообразующих факторов с применением корректирующих коэффициентов по отличающимся параметрам. Использованная информация, по мнению судов, соответствует критериям достаточности и проверяемости.
Судебная коллегия полагает выводы судов верными, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения, и с соблюдением процессуального закона.
Доводы кассационной жалобы не содержат ссылок на обстоятельства, наличие которых в силу процессуального закона является основаниям для отмены судебных решений в порядке кассационного производства.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Краснодарского краевого суда от 7 февраля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 19 мая 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированный текст кассационного определения изготовлен 29.12.2022.
Председательствующий О.П. Богатых
Судьи Н.В. Усенко
А.Е. Русаков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.