Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Богатых О.П, судей Монмаря Д.В, Капункина Ю.Б.
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Скорика Е.И, действующего в интересах администрации г. Симферополя Республики Крым, на решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 16 декабря 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 19 апреля 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Братчик А.С, Волкова И.Г, Бузуглого А.Н, Минайченко В.В, Цишевского Г.В, Жигны В.В, Охрименко В.И, Ященко И.А, Майстера Б.И, Петрухно А.П. об оспаривании решения органа местного самоуправления.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Богатых О.П, выслушав объяснения участвовавшей в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи Овсянниковой И.В, действующей в интересах административных истцов, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Братчик А.С, Волков И.Г, Бузуглый А.Н, Минайченко В.В, Цишевский Г.В, Жигна В.В, Охрименко В.И, Ященко И.А, Майстер Б.И, Петрухно А.П. обратились с административным исковым заявлением, в котором просили признать незаконным постановление администрации г. Симферополя Республики Крым от 30 июля 2021 года N 4127 "О демонтаже (сносе) нестационарных объектов, размещенных по адресу: ул. 60 лет Октября, в районе дома N 10, г. Симферополь Республика Крым, Российская Федерация".
В обоснование заявленных требований указали, что оспариваемое постановление принято административным ответчиком с нарушениями процедуры и в отсутствии законных оснований для сноса спорных объектов, при этом земельный участок, на котором размещены подлежащие сносу объекты используется административными истцами при наличии законных оснований, в том числе решения Исполнительного комитета Центрального районного совета г. Симферополя от 17 июля 2001 года N 2091, которым Петрухно А.П. дано разрешение на установку металлического гаража.
Считают, что исполнение оспариваемого постановления может привести к нарушению имущественных прав граждан.
Решением Центрального районного суда г. Симферополя от 16 декабря 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 19 апреля 2022 года, административные исковые требования удовлетворены.
Суд признал незаконным постановление администрации г. Симферополя Республики Крым от 30 июля 2021 года N 4127 "О демонтаже (сносе) нестационарных объектов, размещенных по адресу: ул. 60 лет Октября, в районе дома N 10, г. Симферополь, Республика Крым, Российская Федерация".
В кассационной жалобе, поданной Скориком Е.И, действующим в интересах администрации г. Симферополя Республики Крым, ставится вопрос об отмене судебных актов, как незаконных и необоснованных, вынесенных с нарушением норм материального и процессуального права.
Кассационная жалоба, поступившая в районный суд 17 октября 2022 года, определением судьи кассационной инстанции от 16 ноября 2022 года с делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы и представления извещены своевременно и в надлежащей форме.
Выслушав объяснения участвовавшей в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи Овсянниковой И.В, действующей в интересах административных истцов, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебная коллегия считает, что при рассмотрении настоящего административного дела судами допущены такого характера нарушения.
Согласно пункту 3 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено названным Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих в том числе основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Из материалов дела следует, что в адрес Управления муниципального контроля администрации г. Симферополя Республики Крым подано обращение от председателя совета жильцов дома N 72 по ул. Залесской, в котором сообщалось, что между дворовым пространством домов NN 68, 70, 72 по ул. Залесской и дома N 10 по ул. 60 лет Октября находятся 13 металлических конструкций (гаражей), которые, по мнению заявителя, установлены и эксплуатируются незаконно, в связи с чем просил принять меры к демонтажу указанных объектов.
15 февраля 2021 года должностным лицом управления по контролю за благоустройством и санитарным содержанием городских территорий департамента административно-технического контроля администрации города Симферополя Республики Крым проведено обследование нестационарных объектов, размещенных на территории муниципального образования городской округ Симферополь по адресу: Республика Крым, г. Симферополь, ул. 60 лет Октября, в районе дома N 10, по результатам которого выявлено размещение металлических гаражей в количестве 14 единиц. Указано, что данные объекты размещены без согласования с администрацией г. Симферополя Республики Крым, по учетным данным информационной системы обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, решения исполнительного комитета, сессии Симферопольского городского совета, постановления администрации г. Симферополя о передаче в собственность, пользование либо в аренду земельных участков, расположенных по указанному адресу, не принимались. Владельцы объектов не установлены.
Из информационных справок, подготовленных департаментом административно-технического контроля администрации г. Симферополя Республики Крым, начиная с 1994 года отсутствует информация о принятых решениях о передаче в собственность, пользование земельного участка, расположенного по указанному адресу.
Постановлением администрации г. Симферополя от 14 марта 2018 года N 858 утверждена документация по планировке территории, предусматривающая формирование земельного участка под многоквартирным домом, расположенным по адресу: ул. Залесская 76а. Выявленные в ходе обследования нестационарные объекты расположены за границами образованных земельных участков, на территории земель муниципальной собственности.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости, отображающихся на публичной кадастровой карте, в соответствии с пространственными данными электронной картографической основы, нестационарные объекты, выявленные в ходе обследования территории в районе дома N 10 по ул. 60 лет Октября в г. Симферополе, размещены за границами земельного участка с кадастровым номером 90:22:10310:13608, на территории земель муниципального образования городской округ Симферополь.
По учетным данным информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, разрешения на размещение объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута, в районе дома N 10 по ул. 60 лет Октября в г. Симферополе, не выдавались.
12 февраля 2021 года на официальном сайте администрации г. Симферополя Республики Крым размещено уведомление о розыске собственников некапитальных объектов, размещенных по адресу: Республика Крым, г. Симферополь, ул. 60 лет Октября, дом N 10, которое также опубликовано в официальном печатном издании "Южная столица", выпуск от 19 февраля 2021 года N 6 (1478).
24 февраля 2021 года состоялось заседание Комиссии по демонтажу (сносу) объектов, расположенных на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, без правовых оснований.
Установив, что владельцы нестационарных объектов, расположенных по адресу: Республика Крым, г. Симферополь, ул. 60 лет Октября, дом N 10, не выявлены, объекты размещены без согласования с администрацией города, сведений о передаче в собственность, пользование или аренду земельных участков, расположенных по указанному адресу, не принимались, Комиссией дано заключение от 24 февраля 2021 года о неправомерности размещения объектов и оснований для демонтажа (сноса) в связи с отсутствием правовых оснований для размещения.
На основании вышеуказанных актов обследования нестационарного объектов, размещенных на территории города муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, от 15 февраля 2021 года NN 221-234/21 и заключения Комиссии по демонтажу (сносу) объектов от 24 февраля 2021 года N 5, Главой администрации г. Симферополя Республики Крым вынесено постановление от 30 июля 2021 N 4127 года "О демонтаже (сносе) нестационарных объектов, размещенных по адресу: ул. 60 лет Октября, в районе дома N 10, г. Симферополь, Республика Крым, Российская Федерация", предусматривающее демонтаж (снос) нестационарных объектов (гаражей в количестве 14 единиц, ориентировочный размер: 5, 5м х 2, 5м х 2, 5м), размещенных по указанному адресу без правовых оснований.
Указанное постановление опубликовано на официальном сайте администрации г. Симферополя, а также в газете "Южная столица", выпуск N 31 (1503) от 13 августа 2021 года.
Разрешая спор, суд первой инстанции, с чем согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что при вынесении оспариваемого постановления органом местного самоуправления не в полном объеме установлены обстоятельства невозможности расположения гаражей на земельном участке в районе дома N 10 по ул. 60 лет Октября в г. Симферополь Республики Крым.
При этом суд первой инстанции пришел к выводу о том, что административным ответчиком не представлено доказательств, что гаражи, подлежащие демонтажу (сносу), находятся за границами земельного участка с кадастровым номером 90:22:10310:13608.
Судебная коллегия находит такие выводы судов преждевременными, сделанными без установления всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения настоящего дела.
Так, судами не учтено следующее.
Пунктом 3 статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что органы местного самоуправления городского округа осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах городского округа объектов земельных отношений.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 25 ноября 2014 года N 465 "О вопросах освобождения земельных участков от незаконно размещенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства" утвержден Порядок демонтажа (сноса) нестационарных торговых и иных нестационарных объектов на территории муниципальных образований Республики Крым (далее - Порядок).
Постановлением администрации г. Симферополя от 16 июня 2017 года N 1995 "О регулировании вопросов, связанных с демонтажем (сносом) объектов, расположенных на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым без правовых оснований" создана Комиссия по демонтажу (сносу) объектов, расположенных на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым без правовых оснований (далее - Комиссия).
Согласно пункту 1.1 Порядка, настоящий Порядок регламентирует деятельность администраций муниципальных образований, их структурных подразделений по осуществлению мероприятий, связанных с демонтажем (сносом) нестационарных торговых и иных нестационарных объектов, неправомерно размещенных на территории муниципального образования (на земельных участках, а также в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в муниципальной собственности).
В пункте 1.1 Порядка перечислены объекты, относящиеся к неправомерно размещенным нестационарным объектам.
Пунктом 1.5 Порядка установлено, что освобождению от неправомерно размещенных нестационарных объектов подлежат земельные участки, здания, строения, сооружения, находящиеся в муниципальной собственности, занятые нестационарными объектами, в том числе металлическими контейнерами и гаражами.
Уполномоченный орган при проведении мониторинга соответствия размещенных нестационарных объектов утвержденной схеме размещения нестационарных торговых объектов и схеме размещения нестационарных объектов по оказанию бытовых услуг, реализации полномочий в сфере благоустройства территории муниципального образования проводит работу по установлению их владельцев, а также работу, направленную на получение официальных сведений от уполномоченных органов администрации муниципального образования г. Симферополя Республики Крым о формировании, предоставлении и (или) использовании земельных участков.
Факт выявления неправомерно размещенного нестационарного объекта оформляется актом по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку, составленным представителем Уполномоченного органа.
Согласно пункту 3.1 Порядка в течение пяти рабочих дней с даты составления акта обследования Уполномоченный орган направляет данный акт и документы, подтверждающие неправомерность размещения нестационарного объекта, в Комиссию.
Таким образом, после составления 15 февраля 2021 года актов обследования нестационарных объектов, размещенных на территории г. Симферополя Республики Крым, указанные акты направлены на рассмотрение Комиссии, где по итогам рассмотрения 24 февраля 2021 года принято решение о демонтаже (сносе) нестационарных объектов, размещенных по адресу: ул. 60 лет Октября, в районе дома N 10, г. Симферополь, Республика Крым, Российская Федерация, что указывает на соблюдение процедуры, регулирующей вопросы освобождения земельных участков от незаконно размещенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства.
Пунктом 3.5 Порядка предусмотрено, что в случае вынесения заключения Комиссии с выводом о наличии предусмотренных действующим законодательством и/или договором оснований для демонтажа (сноса) нестационарного объекта Уполномоченный орган в течение пяти рабочих дней с момента получения заключения осуществляет мероприятия, связанные с разработкой и принятием соответствующим муниципальным образованием постановления о демонтаже (сносе) нестационарного объекта), при этом постановление о демонтаже (сносе) должно содержать следующие сведения: о нестационарном объекте, подлежащем демонтажу (сносу); о месте размещения нестационарного объекта с указанием кадастрового номера земельного участка (при наличии) и адресных ориентиров; об основании демонтажа (сноса) нестационарного объекта; о сроке демонтажа (сноса) нестационарного объекта.
Как указывает административный ответчик, согласно информационной справке Департамента административно-технического контроля администрации г. Симферополя Республики Крым, спорные объекты находятся за границей сформированного земельного участка по ул. 60 лет Октября, дом N 10, в г. Симферополь Республики Крым.
Между тем, судом первой инстанции не установлено, действительно ли спорные объекты находятся на указанном земельном участке.
Кроме того, суд первой инстанции не установилобстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, в том числе соблюдение процедуры оформления документов на установку временных металлических гаражей в районе дома N 10 по ул. 60 лет Октября в г. Симферополь Республики Крым и согласования места размещения временных металлических гаражей в случае их установки на земельных участках, находящихся в общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном жилом доме.
Суд апелляционной инстанции в нарушение части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не дал оценки законности решения суда первой инстанции по этим основаниям.
Данное обстоятельство свидетельствует о допущенных нарушениях норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, без исправления которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав и свобод, а также защита охраняемых законом публичных интересов, что в силу статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является основанием для отмены судебных актов.
Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации в статье 3 определяет задачи административного судопроизводства, одной из которых является правильное рассмотрение административных дел, а в статье 6 - принципы, в том числе законности и справедливости при разрешении административных дел.
Данные положения нашли отражение в части 1 статьи 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которой решение суда должно быть законным и обоснованным.
Судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда такой акт содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункты 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении").
В данном случае судебными инстанциями приведенные нормы не соблюдены, доказательствам дела дана неполная оценка, без устранения допущенных нарушений невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов участников судопроизводства, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
С учетом изложенного, судебные акты подлежат отмене, а административное дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, разрешить заявленные требования в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями действующего законодательства.
Руководствуясь 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 16 декабря 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 19 апреля 2022 года отменить, административное дело направить на новое рассмотрение в Центральный районный суд г. Симферополя Республики Крым в ином составе суда.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 29 декабря 2022 года.
Председательствующий О.П. Богатых
Судьи Д.В. Монмарь
Ю.Б. Капункин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.