Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Богатых О.П., рассмотрев кассационную жалобу Якимовой Н.А., действующей в интересах администрации муниципального образования г. Краснодар, на определение Первомайского районного суда г. Краснодара от 2 июня 2022 года, апелляционное определение судьи судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 21 июля 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению прокурора г. Краснодара к администрации муниципального образования г. Краснодар об оспаривании бездействия органа местного самоуправления,
УСТАНОВИЛ:
прокурор г. Краснодара обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнения просил признать незаконным бездействие администрации муниципального образования г. Краснодар, выразившееся в уклонении от реализации полномочий, предусмотренных пунктом 4 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в части организации обеспечения объектами жилищно-коммунальной и транспортной инфраструктуры жилого массива пос. Российского г. Краснодара в границах улиц Окружной, имени Комарова, имени Академика Королева.
Решением Первомайского районного суда г. Краснодара от 23 июня 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 29 октября 2020 года и кассационным определением судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 18 марта 2021 года, административные исковые требования прокурора г. Краснодара удовлетворены.
Судом признано незаконным бездействие администрации муниципального образования город Краснодар, выразившееся в уклонении от реализации полномочий, предусмотренных пунктом 4 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в части организации обеспечения объектами жилищно-коммунальной и транспортной инфраструктуры жилого массива пос. Российского г. Краснодара в границах улиц Окружной, имени Комарова, имени Академика Королева, а именно: электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения населения, дорожной деятельности.
Суд обязал администрацию муниципального образования г. Краснодар в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда разработать и утвердить проект планировки территории пос. Российского города Краснодара в границах улиц Окружной, имени Комарова, имени Академика Королева, содержащий, в том числе расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами коммунальной и транспортной инфраструктуры, согласно нормативам градостроительного проектирования. Обязать администрацию муниципального образования город Краснодар в течение 8 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда определить источники и обеспечить финансирование для реализации мероприятий по разработке проектной документации и проведению строительно-монтажных работ объектов коммунальной инфраструктуры, обеспечивающих злектро-, тепло-, газо- и водоснабжение, водоотведение, а также объектов транспортной инфраструктуры жилого массива пос. Российского г. Краснодара в границах улиц Окружной, имени Комарова, имени Академика Королева, с учетом установленных расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами коммунальной и транспортной инфраструктуры.
Суд обязал администрацию муниципального образования г. Краснодар в течение 12 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда обеспечить разработку проектно-сметной документации объектов электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, а также объектов транспортной инфраструктуры жилого массива пос. Российского г.Краснодара в границах улиц Окружной, имени Комарова, имени Академика Королева.
Суд обязал администрацию муниципального образования г. Краснодар в течение 18 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда организовать обеспечение объектами электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, а также объектами транспортной инфраструктуры жилого массива пос. Российского г. Краснодара в границах улиц Окружной, имени Комарова, имени Академика Королева путем их создания согласно разработанной проектной документации.
16 июня 2021 года администрация муниципального образования г. Краснодар обратилась в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения Первомайского районного суда г. Краснодара от 23 июня 2020 года на срок не менее 4 месяцев, которое определением Первомайского районного суда г. Краснодара от 28 июня 2021 года удовлетворено, предоставлена отсрочка исполнения решения суда на срок 4 месяца с момента вступления данного определения в законную силу.
18 августа 2021 года администрация муниципального образования г. Краснодар обратилась в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения названного выше решения суда на срок до 31 декабря 2023 года, в удовлетворении которого определением Первомайского районного суда г. Краснодара от 6 октября 2021 года отказано.
21 апреля 2022 года администрация муниципального образования г. Краснодар обратилась в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения названного выше решения суда на срок до 31 декабря 2024 года.
Определением Первомайского районного суда г. Краснодара от 2 июня 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судьи судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 21 июля 2022 года, отказано в удовлетворении заявления о предоставлении отсрочки исполнения решения Первомайского районного суда г. Краснодара от 23 июня 2020 года.
В кассационной жалобе Якимова Н.А, действующая в интересах администрации муниципального образования г. Краснодар, просит отменить судебные акты и принять новый судебный акт об удовлетворении заявления о предоставлении отсрочки исполнения решения суда. В обоснование требований указывает на осуществление администрацией всех предусмотренных законом мер для исполнения решения суда, неисполнение которого является следствием независящих от административного ответчика обстоятельств.
В соответствии с частью 2 статьи 327.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационная жалоба рассматривается судьей суда кассационной инстанции единолично без проведения судебного заседания.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, судья приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 189 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд, рассмотревший административное дело, в соответствии с заявлениями лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
Частью 1 статьи 358 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, суд, выдавший исполнительный документ, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 г. N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", основаниями для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа могут являться неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, препятствующие исполнению должником исполнительного документа в установленный срок.
Вопрос о наличии таких оснований решается судом в каждом конкретном случае с учетом всех имеющих значение фактических обстоятельств, к которым, в частности, могут относиться тяжелое имущественное положение должника, причины, существенно затрудняющие исполнение, возможность исполнения решения суда по истечении срока отсрочки.
При предоставлении отсрочки или рассрочки судам необходимо обеспечивать баланс прав и законных интересов взыскателей и должников таким образом, чтобы такой порядок исполнения решения суда отвечал требованиям справедливости, соразмерности и не затрагивал существа гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, в том числе права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок.
Из приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи, разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что основанием для отсрочки или рассрочки исполнения решения являются неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, которые носят исключительный характер, свидетельствуют о невозможности или крайней затруднительности исполнения решения суда. Бремя доказывания наличия обстоятельств, затрудняющих исполнение решения суда, лежит на заявителе.
Как установлено судом первой инстанции, до настоящего времени администрацией муниципального образования г. Краснодар не исполнено решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 23 июня 2020 года.
В обоснование доводов о предоставлении отсрочки исполнения решения суда заявитель указал о выполнении большого объема мероприятий, направленных на исполнение решения суда.
Разрешая заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об отсутствии оснований для предоставления отсрочки исполнения решения суда до заявленного должником срока, указав, что последнее действие, направленное на исполнение решения суда, администрацией муниципального образования г. Краснодар осуществлено 9 декабря 2021 года, при этом заявителем не приведено доказательств, свидетельствующих о наличии с указанной даты неустранимых обстоятельствах, препятствующих исполнению решения суда.
Оснований не согласиться с выводами судебных инстанций не имеется, судами при рассмотрении заявления об отсрочке исполнения решения суда дана надлежащая оценка всем доводам, приведенным в обоснование заявленного требования, и обстоятельствам, которые, по мнению администрации муниципального образования г. Краснодар, препятствуют исполнению требований вступившего в законную силу судебного акта.
Доводы кассационной жалобы не могут быть приняты судом в качестве основания к отмене обжалуемых судебных определений, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам и исследованным материалам дела, направлены на ошибочное толкование норм процессуального права и не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения судов или опровергали бы выводы судов об отказе заявителю в удовлетворении заявления об отсрочке исполнения судебного акта.
При таких обстоятельствах судья кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу об отказе в удовлетворении кассационной жалобы, поскольку выводы нижестоящих инстанций являются законными и обоснованными нормами процессуального права.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327.1 и 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определил:
определение Первомайского районного суда г. Краснодара от 2 июня 2022 года, апелляционное определение судьи судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 21 июля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Судья О.П. Богатых
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.