Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Богатых О.П.
судей Капункина Ю.Б. и Мальмановой Э.К, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Штомпеля А.Н, действующего в интересах Гришокиной Н.Б, на решение Краснодарского краевого суда от 20 июля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 4 октября 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Гришокиной Н.Б. об оспаривании отказа в пересчете кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Богатых О.П, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Гришокина Н.Б. обратилась в суд с вышеуказанным административным иском, в котором просила признать незаконными решения ГБУ КК "Крайтехинвентаризация-Краевое БТИ" от 9 февраля 2022 года N 12-06/22-95, N 12-06/22-94, N 12-06/22-93, N 12-06/22-92 и N 12-06/22-91 об отказе в пересчете кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами N, N, N, N, N; установить наличие единичной методологической ошибки при расчете кадастровой стоимости указанных объектов; обязать ГБУ КК "Крайтехинвентаризация-Краевое БТИ" устранить допущенные нарушения при расчете кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами N, N, N, N, N.
В обоснование требований Гришокина Н.Б. указала, что она является собственником вышеуказанных объектов недвижимости, расположенных по адресу: "адрес".
Гришокина Н.Б. указала, что согласно сведениям ЕГРН кадастровая стоимость вышеуказанных нежилых зданий с кадастровыми номерами N, N, N, N, N по состоянию на 18 июля 2019 года составляет 126656557, 84 рублей, 47116524, 66 рублей, 86778275, 01 рублей, 58779400, 57 рублей и 265732579, 12 рублей соответственно.
Административный истец, посчитав, что расчет кадастровой стоимости спорных объектов произведен без учета охранных зон инженерных коммуникаций, обратился в ГБУ КК "Крайтехинвентаризация-Краевое БТИ" с заявлением об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости указанных нежилых зданий.
Решениями ГБУ КК "Крайтехинвентаризация-Краевое БТИ" от 9 февраля 2022 года N 12-06/22-95, N 12-06/22-94, N 12-06/22-93, N 12-06/22-92 и N 12-06/22-91 Гришокиной Н.Б. отказано в пересчете кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Выражая несогласие с данными решениями, Гришокина Н.Б. утверждала, что они подписаны неуполномоченным лицом - начальником отдела по работе с заявлениями Мордвиновым Р.В, а не руководителем Государственного бюджетного учреждения Краснодарского края "Краевая техническая организация - Краевое БТИ", кроме того, при определении кадастровой стоимости спорных нежилых зданий неверно определен класс конструктивной системы, материалов стен спорных зданий.
При этом, по мнению Гришокиной Н.Б, отказ БТИ в пересчете кадастровой стоимости объектов недвижимости влечет незаконное и необоснованное увеличение налоговых платежей, чем нарушаются ее права.
Решением Краснодарского краевого суда от 20 июля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 4 октября 2022 года, в удовлетворении заявленных административных требований Гришокиной Н.Б. отказано.
В кассационной жалобе представитель Гришокиной Н.Б. - Штомпель А.Н. просит об отмене постановленных по делу судебных актов, как постановленных с существенным нарушением норм материального и процессуального права, и направлении административного дела на новое рассмотрение, приводя доводы, аналогичные изложенным в административном исковом заявлении.
Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия полагает, что отсутствуют основания, предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), для отмены постановленных по делу определений суда апелляционной инстанции.
В соответствии с ч. 1 ст. 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона "О государственной кадастровой оценке" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
В силу ч.ч. 1-3 ст. 21 Федерального закона "О государственной кадастровой оценке" бюджетные учреждения, осуществившие определение кадастровой стоимости, рассматривают заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости.
Ошибками, допущенными при определении кадастровой стоимости, являются:
1) несоответствие определения кадастровой стоимости положениям методических указаний о государственной кадастровой оценке;
2) описка, опечатка, арифметическая ошибка или иная ошибка, повлиявшие на величину кадастровой стоимости одного или нескольких объектов недвижимости.
Ошибки, допущенные при определении кадастровой стоимости, повлиявшие на величину кадастровой стоимости одного объекта недвижимости, считаются единичными.
Решение бюджетного учреждения, принятое по итогам рассмотрения заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства (часть 23 статьи 21 Федерального закона "О государственной кадастровой оценке").
Установлено, что Гришокина Н.Б. является собственником следующих объектов недвижимости:
- нежилого здания с кадастровым номером N, площадью 6355, 4 кв.м, расположенного по адресу: "адрес";
- нежилого здания с кадастровым номером N, площадью 2239, 2 кв.м, расположенного по адресу: "адрес";
- нежилого здания с кадастровым номером N, площадью 3760, 6 кв.м, расположенного по адресу: "адрес";
- нежилого здания с кадастровым номером N, площадью 2940, 5 кв.м, расположенного по адресу: "адрес";
- нежилого здания с кадастровым номером N, площадью 14027, 2 кв.м, расположенного по адресу: "адрес".
Данные объекты недвижимости расположены на земельном участке с кадастровым номером N, площадью 52942 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы)), по адресу: "адрес".
Государственная кадастровая стоимость в отношении вышеуказанных объектов недвижимости по состоянию на 1 января 2021 года определена в ходе государственной кадастровой оценки на территории Краснодарского края, результаты которой утверждены приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 9 января 2021 года N 2259.
Гришокина Н.Б. обратилась в ГБУ КК "Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ" с заявлениями от 10 января 2022 года в форме электронного документа, подписанного электронно-цифровой подписью, о пересчете кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами с кадастровыми номерами N, N, N, N, N.
Решениями ГБУ КК "Крайтехинвентаризация-Краевое БТИ" от 9 февраля 2022 года N 12-06/22-95, N 12-06/22-94, N 12-06/22-93, N 12-06/22-92 и N 12-06/22-91 Гришокиной Н.Б. отказано в пересчете кадастровой стоимости вышеуказанных объектов, поскольку в ходе проверок расчета кадастровой стоимости указанных объектов недвижимости не выявлено ошибок, допущенных при определении их кадастровой стоимости.
Отказывая в удовлетворении заявленных Гришокиной Н.Б. административных исковых требований, суды правомерно исходили из того, что бюджетным учреждением ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости объектов, не допущено, оспариваемые решения подписаны начальником отдела по работе с заявителями ГБУ КК "Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ" Мордовиным Р.В, наделенным соответствующими полномочиями приказом директора Учреждения от 11 декабря 2020 года N 317.
Указанное позволило судам сделать правильный вывод о том, что оспариваемые решения приняты в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Суды правомерно отклонили доводы административного истца о необходимости присвоения зданиям класса конструктивной системы КС-6 исходя из наименования материала стен "сэндвич-панели", что установлено заключением строительно-технических экспертиз, проводимых в рамках рассмотрения арбитражного спора, отметив, что при определении кадастровой стоимости объектов недвижимости учреждением обоснованно использовались сведения об объекте недвижимости, содержащиеся в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, сформированном Управлением Росреестра по Краснодарскому краю на основании сведений ЕГРН по состоянию на 1 января 2021 года, в том числе сведения о материале стен указанных объектов - "смешанные".
Применительно к положениям Методических указаний о государственной кадастровой оценке, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 12 мая 2017 года N 226, действовавших в период проведения оспариваемой кадастровой оценки, исходя из наименования материала стен "смешанные", спорным объектам недвижимости административным ответчиком правомерно присвоен класс конструктивной системы (КС)-3 (код поля N, основной материал - смешанные).
При этом, ввиду отсутствия в составе архива учетно-технической документации ГБУ КК "Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ" технической информации в отношении спорных зданий, административный ответчик при определении кадастровой стоимости спорных объектов обоснованно исходил из сведений ЕГРН, как источника информации о значениях ценообразующих факторов, используемых при проведении государственной кадастровой оценки в силу пункта 5.2 вышеуказанных Методических указаний.
Судебная коллегия приходит к выводу, что, разрешая спор, суды нижестоящих инстанций правильно определили характер правоотношений лиц, участвующих в деле, и нормы закона, которые их регулируют, определили обстоятельства, имеющие значение для дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства в соответствии со статьей 84 КАС РФ, постановили решение в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Приведенные в кассационной жалобе доводы рассмотрены судами нижестоящих инстанций и получили оценку с соответствующим правовым обоснованием, направлены на переоценку доказательств и установленных обстоятельств по делу, не подтверждают существенных нарушений норм права, влекущих применительно к полномочиям суда кассационной инстанции отмену судебных актов.
Руководствуясь статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Краснодарского краевого суда от 20 июля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 4 октября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 23 января 2023 года.
Председательствующий О.П. Богатых
Судьи Ю.Б. Капункин
Э.К. Мальманова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.